Дукаревич Майя. Характерология - royallib.ru. Дукаревич Майя. Характерология - royallib. Майя Захаровна Дукаревич Характерология
Скачать 0.7 Mb.
|
Шизоидный типПрежде всего, отметим тот стержень типа, о котором шла уже речь, тот самый характер связи «человек - внешний мир». Стержень типа - это обращенность вовнутрь , это слабая, рыхлая связь с внешним миром. Главное, что направляет человека такого типа - это его внутренний мир, внутренние механизмы психики. И гораздо меньшее значение для шизоидов имеет внешний мир. Шизоиды по сравнению с другими типами очень ограниченно принимают сигналы, идущие из внешнего мира, они настроены не на прием сигналов и не на ориентировку на этот внешний мир. Шизоиды - это типы, замкнутые внутри себя. Замкнутые по своей основе, по структуре своей. Обращенность вовнутрь - основное положение для понимания шизоидного типа. Что же следует из этого положения? Прежде всего - это самостоятельность мышления. Шизоиды всегда самостоятельны в своем мышлении. Однако это не значит, что шизоиды всегда высоки в своем мышлении, что они всегда поднимаются до высоких уровней интеллекта. Совсем нет. Уровень интеллекта у них бывает любой, как и в любом другом характерологическом типе, от высокого и до очень низкого. Это также еще не значит, что мышление шизоида обязательно творческое; абсолютно нет. Но мышление шизоида всегда самостоятельно. Как это себе представить? Шизоиды почти не принимают готовых положений, готовых форм, готовых представлений. То есть формально - они очень плохо обучаемы. Они не запоминают просто, что называется, беря на веру то, что им говорится. В несколько утрированной форме это выглядит, например, так: если им говорится, что при переходе улицы следует смотреть не вперед, а влево и вправо, то они не запоминают это как данность. Они сначала проверяют это положение; они должны понимать, почему надо смотреть вправо и влево, когда это установлено, что это дает, когда уже установлено, есть ли случаи, когда не надо придерживаться этого правила. И только после этого они это правило примут, после того, как поймут, усвоят, осознают до глубины весь внутренний смысл этого положения, как бы просто оно ни было. Самостоятельность мышления шизоидов не обязательно делает их неконформными. Они бывают и конформны. Но уж тогда они… так конформны(!),- потому что все положения ими проверены и приняты. Проверены, а не просто запомнены! А это значит, что они очень устойчивы и могут быть очень конформными, незыблемо конформными. Но это же свойство - проверки и самостоятельности - свойство как бы «Фомы Неверующего» - может создать и неконформность. Потому что что-то они для себя примут, а что-то не принимают, не осмысливают необходимости такого положения (например, какое-то социальное правило, обязательство и т.д.). И тогда набор представлений у них получается частично конформный, иногда - сильно неконформный, - и они сильно отличаются от окружающих. (Это уже решается окраской их эмоциональной сферы, воспитанием, уровнем интеллекта, направлением потребностей и т.д.). Таким образом, шизоиды в процессе своего развития могут сложиться как люди конформные и как люди неконформные. Но такая возможность дается именно этим свойством - самостоятельностью мышления. Чаще они бывают неконформны. Потому что ведь весь широкий конформный набор представлений, рекомендаций (личных, социальных, - любых) собран из практики общественной жизни данной культуры, в которую входят люди с самыми различными наклонностями. Конформный набор - это как бы сумма оценок и положений общественной жизни, и многое из этого набора шизоидам не подходит; они многое не принимают, поэтому чаще они складываются неконформными. Очень конформны они на низких уровнях интеллекта, потому что они принимают веками отобранные формы жизни человеческого общества. Они принимают эти положения, проверяют их и становятся незыблемо конформными. Очень ориентировочно можно представить себе так: чем ниже уровень интеллекта шизоида, тем вернее, что он конформен; и чем выше уровень интеллекта шизоида, тем вероятнее, что он неконформен. И зависти это все от одного и того же свойства - от самостоятельности мышления. Шизоиды - хозяева в своих положениях, представлениях. Чтобы их освоить, они должны их проверить - они ничего не принимают на веру. В зависимости от этого же свойства - самостоятельности мышления - на разных уровнях мышления у шизоидов складываются различные тенденции, которые именно в этом типе уживаются и соседствуют. Шизоиды легче, чем другие типы, идут на обобщение в мышлении; шизоидам свойственна генерализация. И эта генерализация тем больше, чем выше уровень интеллекта. Шизоиды мало конкретны. Складывается это опять-таки под влиянием того же самого свойства - самостоятельности мышления, их не задерживают привычные подходы. Они легко обходят эти привычные для других подходы и могут подходить снова и снова к одному и тому же явлению с разных сторон. Поэтому разные задачи ими решаются по разному. Вот и получается, что на высоких уровнях интеллекта (или средних, но ближе к высшим) - это люди очень продуктивного мышления, это теоретики, люди с теоретическим складом мышления, с хорошим обобщением, со своеобразием подхода к умственным задачам. На высоких уровнях интеллекта - это прекрасные мыслители. Однако зависит это не только от самостоятельности мышления, но еще и от их основного свойства, от обращенности вовнутрь, от слабого, непостоянного, рыхлого соприкосновения с внешним миром. Ведь именно отсюда следует, что материала конкретного, конкретных проявлений в жизни у них мало. И когда они идут на большую генерализацию, это начинает сказываться: они отрываются от конкретных выражений тех обобщений, которые им доступны. Поэтому они становятся несколько формальными. В связи с этим - это люди, самые способные в науках, легко оперирующие формальными представлениями. Это прекрасные мыслители, поскольку ничего конкретного из внешнего мира им для этого не требуется; они хорошо идут на обобщение и этого вполне достаточно. Но именно поэтому они - плохие биологи (потому что с внешним конкретным миром связаны плохо). Шизоиды - очень хорошие физики, математики, историки, прекрасные философы. А что касается наук биологического направления (включая даже химию, биохимию), то это идет у них намного хуже. Потому что здесь все должно быть подтверждено конкретным материалом, а конкретный материал им добыть трудно, поскольку тенденции к связи с внешним миром у них нет и различие конкретных деталей у них плохое. Но иногда, поднимаясь до «верхов творческих высот», на отвлеченные, абстрактные уровни, шизоиды испытывают затруднения: соприкосновение с этими высшими уровнями начинает сказываться уже как бы с «перегибом» в обратную сторону - нехватка конкретности снижает их ориентировку. Потому что ближайший внешний мир, особенно человеческая среда, материальные процессы окружающей человеческой жизни им плохо доступны. Они настолько плохо владеют конкретными формами и проявлениями, что это начинает создавать разрыв, не обеспечивая их ориентировку и адаптацию. Отсюда и рождаются знаменитые исторические анекдоты о всяких такого рода ученых, которые варят свои часы, глядя на яйцо. Такие проявления им действительно присущи, хотя и не в таком анекдотическом виде. Они многого не умеют. (То, что они хорошо оперируют на абстрактных, отвлеченных, верхних уровнях обобщения, относится только к тем из них, кто имеет высокий уровень интеллекта.) На низком уровне интеллекта шизоид просто прямолинеен. Теоретических обобщений интеллектом не обеспечено, а конкретности все-таки не хватает (потому что у шизоидов с низким уровнем интеллекта связь с миром остается тоже плохая - от недоступности верхнего уровня она не улучшается). Вот и получается: и конкретности не хватает, и гибкости нет достаточной, чтобы имеющиеся конкретные данные все же как-то связать между собой и отобрать все необходимое. Поэтому такие шизоиды просто прямолинейны - это «носороги». Они прямолинейны и ригидны. И вот, если посмотреть на тип шизоида глазами человеческой среды, человечества, то получается, что этот тип включает и тех, кого называют «дубами» и «тупицами», и тех, кто составляет прослойку теоретиков высших духовных проблем. Причем облик и у тех, и у других очень определенный и очень ярко выраженный. Потому что зависит это, как видим, от одних и тех же свойств - плохая связь с внешним миром, отсутствие тенденции и активности каналов связи с ним. Поэтому уровень сложности мышления, уровень интеллекта разбрасывает их по всему диапазону: от творческих теоретиков до тупиц. Ни у кого из них нет тенденции повернуться к внешнему миру. У них плохой поиск, они перерабатывают внутри себя то, что есть, и почти никогда не могут получить дополнительных (даже нужных им самим) деталей. Это как бы либо «духовная слепота», либо «внутренняя близорукость». Им не хочется разглядывать внешний мир, который у них как бы в тумане. Большинству шизоидов, исходя из такого построения мышления, свойственно некоторое своеобразие суждений. Причем своеобразие это опять-таки располагается по всему диапазону - от своеобразного схватывания самых тонкостей, закрытых от других, самой сущности, какого-то оригинального скрытого поворота, - и на другом полюсе - вплоть до того, что схвачена только самая сущность, которая, по сравнению с общей конформностью, потеряла всю свою объемность. Оценки шизоида либо очень точны и тонки, либо прямолинейны и недостаточно окрашены (в смысле эмоциональности и в смысле разносторонности явления) - сущность схвачена, а разные ее оттенки и грани не схвачены, поэтому оценка получается одновременно и правильная и недостаточная. Шизоидам свойственна жесткость контроля. Связано это с тем же. Шизоиды контролируют, жестко проверяют все: свои решения, свои собственные действия, предлагаемый материал, сведения извне и сенсорную информацию. Буквально на все как бы накладывается измерительный инструмент - контролю подвергается все, вплоть до собственного поведения. Таким образом у шизоидов складывается малоподвижность мыслительных стереотипов. Это люди очень устойчивого подхода. Это не значит, что они не усваивают иные и дополнительные. Набор этих мыслительных стереотипов увеличивается, но прежние они не утрачивают. Поэтому шизоид не изменчив, но устойчив. Теперь попробуем перейти с мышления на другой уровень. При соприкосновении с людьми шизоиды оказываются до убедительности упрямы в своих положениях, утверждениях, теориях. Переубедить их крайне трудно. Шизоид не сдается до тех пор, пока по одному и тому же положению не следует серия громовых ударов, приводится огромное количество аргументов. Все эти аргументы проверяются, контролируются, взвешиваются. Все продолжает проверяться; предлагаются другие способы рассуждения… И только тогда, когда шизоид переубежден полностью (а уходит на это огромное количество времени и нужен мощный, не слабеющий напор) - он наконец сдает свою позицию, меняет ее или принимает иное положение. Это совершенно противоположно поведению истероида, которого переубедить ничего не стоит, предъявив ему один аргумент, но достаточно эмоционально окрашенный. Истероид моментально отказывается от своего убеждения или положения, но, отказавшись, в этом не признается (хотя внутренне давно отказался, внешне продолжает утверждать то же самое - «честь мундира»!..). Шизоиды наоборот: убедить их крайне трудно, однако, если они переубеждены, то немедленно об этом объявляют. То же можно сказать и о поведении шизоидов - они никогда не «прикрываются». По манере поведения - это люди искренние. От своей старой (устаревшей) позиции они отказываются публично. Шизоиды упрямы не в поведении, а в мышлении. Каков их внутренний мир, таким он и объявляется - если объявляется вообще. Еще одна особенность шизоида - это трудность отклонения от темы. Шизоид держится за тему своих размышлений, за тему разговора или диалога (если это диалог), держится и при самостоятельной работе, один на один с собой. И не позволяет увести себя от этого направления. Это легко заметить и во внешних формах. Например, характерологически очень легко отличить какую-то статью в любой области науки, написанную шизоидом. Статья шизоида всегда построена прямо, звено за звеном, по основному пути рассуждений. Можно это наблюдать и в художественной литературе. Отклонения, возвращения, с переменой мест и времени - для шизоидов не характерны. То же самое и в разговоре. Беседуя с шизоидом вы можете сказать: «…Но, между прочим, бывает, что…». Шизоид вас остановит и скажет, что вы пока что разговариваете об основном, а не о деталях, хотя бы и связанных с основной темой разговора. Об этом будет разговор потом. А если и не скажет, то не ответит - промолчит только из соображений воспитанности. Контакт у шизоидов всегда затруднен. Потому что контакт с человеком или группой людей требует обращения к этим людям, а шизоид обращен на себя. Но шизоиды не эгоцентричны. Если истероиды обращены на созерцание своих свойств, качеств, своего поведения, положения, то шизоиды обращены на содержание своего внутреннего мира, на темы, феномены, явления которые их интересуют, а не на свою личность. И поворот к людям у них получается с трудом. Контакт шизоида определяется ситуацией и необходимостью, а не потребностью самого шизоида. Контакт шизоида избирателен (если есть возможность выбрать). Если необходимость подсказывает, что нужно пообщаться с людьми определенной профессии, определенных занятий, и есть возможность выбора - шизоид выбирает; нет возможности - общается с тем, с кем нужно. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для понимания многих характерологических свойств любого типа (и особенно такого, как шизоид) нужно помнить и опираться на представление системы, целостной характерологической системы. Т.е. отдельные черты, свойства не рядоположны, а скоординированы в систему. Вспомним, например, шизоидную манеру мыслить. И представим себе теперь, какие у шизоида критерии определения человека в каждый данный момент. Во-первых, они недостаточно конкретны; во-вторых, они, как и суждения, своеобразны; в-третьих, шизоиды - люди с жестким контролем, пропускающим минимальные эмоциональные накладки. Шизоид не повернут к человеку, он делает это вынужденно. Поэтому степень проникновения и улавливания человека у шизоида очень слабая. Шизоиды - люди с очень слабой степенью эмпатии, ориентировка у них строго мыслительная, а набор критериев недостаточно конкретный. Поэтому они схватывают человека в ситуации общения с ним несколько формально. Шизоид не учитывает некоторых неформальных окрасок и поворотов, не улавливает тенденций человека. И, разумеется, наталкивается при этом часто на недовольство, на случаи недопонимания. Возникает взаимное напряжение в контакте. Шизоид часто недопонимает настроения человека в контакте, его желание, опасение, возможность реагировать на сигналы. То же - в отношении темпа совместной деятельности. Шизоид работает в своем темпе, не улавливая и не учитывая чужого - он этого не умеет. И поскольку шизоиды не умеют улавливать оттенки ситуации и возможности партнера по контакту, их оценки, критерии для оценок, хотя и совершенно верны, но недостаточны. Поэтому уже от начала контакт труден для него и для партнеров по контакту. Потом к этому прибавляется еще и то, что шизоиды неожиданно для себя наталкиваются на протест, отчуждение, холодность. Это может вызвать уже заранее напряжение перед предстоящим контактом. Шизоиды знают, что их контакт неполноценен, поэтому напрягаются всегда (контакт для них нежелателен), но не обвиняют в этом людей, не относятся к людям из-за этого хуже. Так же своеобразны формы внешних проявлений шизоидов, например, речь. Они меньше пользуются эмоционально окрашенной лексикой, чем люди других типов; они пользуются более обобщенными понятиями, и речь их становится менее понятной. Но как раз это шизоиды контролируют плохо. Стать на чужую точку зрения, посмотреть на себя со стороны, послушать себя шизоиды не умеют. Но последствия этого они знают (знают, что их часто не понимают, либо недопонимают). Иногда они на это сердятся, сменяют терминологию, слова, но все остается на том же уровне - и шизоиды раздражаются, когда вынуждены повторять, их это обижает. Если у таких людей имеются еще и какие-то внутренние затруднения, если такие эпизоды в их жизни неоднократно были, то такие шизоиды становятся сензитивными. У шизоида в это время уже появилась потребность снимать имеющееся напряжение, особенно - возникающее в общении с людьми, а средств для этого недостаточно, и снять напряжение не удается. Поэтому каждая неудача, каждый промах особенно сильно сказывается - на самолюбии, на самочувствии, на окраске настроения. Это и есть те самые сензитивные шизоиды, которые настороженно ждут промаха, ловят его, боятся и очень болезненно переживают. На этом основании они становятся ранимыми, замыкаются… Есть случаи (даже не у сензитивных шизоидов), которые внешне выглядят как неожиданные, внезапные, как будто ничем не обоснованные - контакт вдруг совершенно неожиданно рвется, ломается, шизоид отталкивает человека близкого общения, теряет его и не прощает ему чего-то… Внешне это производит впечатление взбалмошности, необоснованного, спонтанного поступка. На самом деле это совсем не так. Обыкновенно это случается на фоне очень глубокого контакта. Чем глубже контакт, тем больше оснований полагать и опасаться, что он попадет под удар и будет разорван. Потому что шизоиды не способны на то, что Конрад называет «коперниковским поворотом» - выйти из своей позиции и посмотреть на себя со стороны, для того, чтобы потом, вернувшись в свое положение, знать, как видят тебя люди, посмотреть на себя «чужими» глазами. Этот поворот, которым прекрасно владеют истероиды (в какой-то позиции они способны подстроиться), - почти невозможен для шизоидов. Поэтому чем больше доверия, чем глубже контакт, тем больше такой шизоид приписывает своему близкому другу свои собственные взгляды, свои собственные свойства и свои собственные реакции. Он принимает близкого человека почти как самого себя и поэтому ждет полного совпадения. Он считает, что ты, его друг, должен реагировать на какое-то событие, обращение, просьбу точно так же, как он сам. А человек вдруг реагирует не так. Хотя он любит, привязан, понимает друга - шизоида , но все равно - ведь у него есть еще и какие-то свои повороты. Шизоид воспринимает это несовпадение как предательство - и не прощает этого. Поэтому надо помнить, что этот глубокий недозированный контакт - вещь очень опасная. И если у такого шизоида один друг, к которому он привязывается все глубже и глубже, буквально в него «врастает», то тем больше опасность, что он его потеряет, что отношения их порвутся. Некоторые родители и воспитатели радуются, что замкнутый, одинокий ребенок обретает близкого друга. Но при этом не надо забывать, что тем сильнее опасность, что подросток его оттолкнет, не простив ему какого-то простого несовпадения. Чем глубже контакт, тем он более угрожаем. Вообще же шизоиды обретают друзей трудно и медленно, но сохраняют их надолго; контакт их устойчив, хотя и узок. Шизоиды - люди преданные, хотя и упрямые. Обыкновенно они терпимы, не навязывают ничего. Они готовы включиться в судьбу человека, готовы ему помогать, содействовать. Но делают они это не всегда хорошо, не всегда вовремя - они неуклюжи. Бывает, что в ситуациях тонких, эмоционально изменчивых они доходят до положения «слона в фарфоровой лавке» - принося вред, желая принести пользу. Поэтому в поведении они неудобны, нескладны - они промахиваются. Часто за это их обвиняют в глупости. Но это несправедливо - это не глупость, а недостаток гибкости и тонкости, а иногда - недопонимание от недостатка конкретности. Они своеобразны, а не глупы. Они кое-что пропускают, зато прекрасно схватывают основное. Обыкновенно они дают людям исключительно верные характеристики, хотя (и почти всегда) неполные. Они прекрасно схватывают сущность человека, но не знают многих его черт и проявлений. Теперь вернемся к одному из основных положений. Поскольку шизоид не повернут к внешнему миру, то он и не имеет других способов и форм контакта (ведь контакт может быть не только речевым, а и моторным, мимическим, интонационным). Все иные (кроме речевого) способы контакта у них обеспечены плохо. У шизоида плохая выразительная моторика, хотя это не мешает тому, что у них очень хорошая мелкая моторика - хорошая и точная. У них прекрасная кисть руки, они точны в исполнении, это обыкновенно хорошие мастера - конструкторы. Хуже, чем эпилептоиды, потому что они своеобразны и им не хватает мелких автоматизированных движений и они не педантичны. У них малоподвижная мимика; мимическая мускулатура не работает на выразительность. Недостаточность выразительных средств также работает на неполноценность контакта шизоидов. К тому же словами они выражают только общие свои чувства, а иногда не выражают вовсе, поскольку потребности «изливаться» у них нет. Активности в разговоре они не проявляют, говорят больше по необходимости, отвечают на вопросы, не задавая их. И когда человеку надо, например, сочувствие, понимание, сопереживание, шизоид может и понимать, и сочувствовать, и даже сопереживать, но не может этого выразить. Поэтому их считают нечувствительными, холодными. Шизоиды эмоционально адекватны и часто очень хорошо схватывают настроение человека. Но подстроиться под чужое настроение они не умеют, и им не доверяют в этом отношении. Кроме того, поскольку это люди жесткого контроля, они и не позволяют себе этого, даже словесно. Потому что эмоции, переживания не должны занимать ведущего места (так они считают). В первую очередь - логика, в первую очередь - правда и смысл. Важно найти выход, важно помочь человеку. Мыслить, думать… В поверхностных контактах это очень мешает, но и в глубоких надо все это себе представить и понять, чтобы даже близкие люди не ошибались, понимали, что шизоид не бесчувственен. Если можно помочь, то сделает шизоид максимум, а выразит - минимум. Этого многие не понимают. Но, правда, шизоиды не так поверхностно чувствительны, как истероиды или психастеники, которые чувствуют буквально каждое малейшее дуновение настроения. Шизоиды чувствуют основное, а почувствовав, моментально принимают рациональное направление - не переживать, углубляясь, а что-то делать, искать, как исправить положение. И пытаются исправлять - со своей точки зрения, своим внутренним движением, часто не попадая в тон тому, ради кого они, собственно, и действуют. Поэтому при самых лучших намерениях и активности они получают иногда очень решительный отпор, причем отпор совершенно не заслуженный. Это тоже, в свою очередь, отвращает их от контакта, потому что они заранее ожидают неудач, боятся их; это тоже повышает напряженность контакта. Шизоид всегда ждет осечек, от них не зависящих. Это порождает заранее нежелание подойти излишне близко. Контакт шизоида всегда чуть-чуть дистанцированный. В области контакта эти особенности шизоида создают амбитендентность. С одной стороны, они, идя по пути рациональному, хотят контактов; с другой стороны, они всегда их боятся, потому что эмоционально контакт всегда для них неприятен. Иногда такая характерная черта шизоида заметна и внешне, и трудно бывает уловить, тянется к тебе такой шизоидный человек или отталкивается. В контакте, в речи шизоиды избегают точных формулировок. Порождено это тем, что с самого начала имея опыт непонятости окружающими, они опасаются произносить формулировки в том виде, в каком они точны для них самих. Внутренне шизоиды вполне владеют точностью формулировок, но они портят ее, пытаясь (и не умея) приспособиться к своим собеседникам. Шизоиды очень редко могут точно сориентироваться в ситуации. При этом они очень точно схватывают смысл ситуации, ее место в целом ряде других ситуаций, других событий. Но детали ситуации они упускают. Это ведет к тому, что они хорошо определяют причины ситуации, ее характер, как бы ее структуру, но очень плохо прогнозируют динамику, не учитывают какие в ней возможны повороты. А в соприкосновении людей нередко важнее прогноз, а не причины. Ближайшие повороты ситуации шизоидам недоступны, зато на более продолжительные периоды им это удается лучше других. В неудачах этих виновна все та же тенденция к генерализации: шизоиды берут уровень немного выше, чем надо, пропуская то, что рядом. Ведь могут быть задержки, вмешательства каких-то посторонних факторов, изменяющих ритм и течение ситуации. Их-то шизоиды и не учитывают. Подобную свою напряженность, неточность шизоиды знают, контролируют, но относятся к этому по разному - в зависимости от своей эмоциональной реактивности, чувствительности, более или менее высокой. Иногда они свои неудачи переживают очень болезненно, иногда - привыкают, соглашаются с таким положением; так и живут - другого мироощущения в среде им не дано. Чем выше интеллект шизоида, тем меньше, слабее его дискомфорт. На низких уровнях интеллекта дискомфорт больше, болезненнее. Потому что чем выше интеллект, тем больше поворотов, ведущих шизоидов к терпимости, тем шире диапазон их других интересов, тем больше отвлечений, тем больше способов выйти не на контакт с людьми, а на теоретические планы деятельности. Шизоиды - это единственный тип, у которого имеется поверхность и глубина. Истероид, психастеник и эпилептоид смотрятся с поверхности и до самой глубины совершенно одинаково. Анализируя особенности людей этих типов, мы как бы слой за слоем снимаем, но обнаруживаем под каждым слоем, в каждом следующем, более глубоком слое все те же самые, только более понятные механизмы. А вот шизоид - совершенно другой по структуре тип. Случаи совпадения поверхности и глубины у него редки. Шизоиды замкнуты в контакте, своеобразны в мышлении, поэтому они всегда имеют оболочку, отгораживающую их от внешнего мира. Это вовсе не означает намеренной скрытности и боязни (такие случаи бывают, но они не типичны). А совпадение (на поверхности, в поведении - то же, что и в глубине) - для шизоида - самый редкий вариант. Иногда наблюдается полярный вариант - на поверхности одно, а в глубине совершенно противоположное. Например, человек приспосабливается жить как человек исполнительный, рассудительный, справедливый, суховатый… Таким знают его окружающие (на поверхности). А в глубине души он может быть человеком с большим юмором, эмоционально очень чувствительный к красоте, нежный, мягкий, с интересами не техника - администратора(как его знают окружающие), а внутренне он может быть страстным музыкантом, поэтом и т.д. Это его внутренний мир, он им живет, но потребности это кому-то показывать, рассказывать у него нет - ведь шизоиды совершенно не демонстративны. Иногда это выражается в оформленных хобби - вспомните тех же самых физиков, которые почти сплошь довольно талантливые поэты или юмористы (сборник «Физики шутят»!). Ни в какие журналы они не ходят, никому своих стихов не предлагают, даже друзьям читают крайне редко. Так это и остается до тех пор, пока людям удастся как-то до этого самим докопаться. Другой вариант - это просто расхождение: на поверхности шизоид - один человек, а внутри, на глубине - не полярный, не противоположный, но - другой. Допустим такой же человек - внешне суховатый, рациональный администратор - может оказаться в глубине чуть-чуть авантюристом, охотником, спортсменом. Это не противоположность, а просто несовпадение. Еще один вариант - нулевой вариант глубины. Оформляется это в таких своеобразных образованиях, как, например, коллекционирование. Но коллекционирование особое. Обыкновенно коллекционирование, т.е. объекты коллекционирования - это вещь символическая. Человек, собирающий, например, марки, интересуется географией, историей, этнографией… Это какая-то область знаний, науки и какой-то путь к ним. Марки - это представительство какого-то направления человеческой жизни (пусть во времени отдаленной), жизни не актуально общественной, а исторической. Другие люди коллекционируют, например, бабочек, геммы, камни. Это, в сущности, люди искусства, биологи, собирающие, например символы творческой продукции. Есть же наряду с этим коллекционеры, которые собирают вещи, не являющиеся символами вообще (ничего не символизирующие). Например, сломанные ножи - не ножи определенной эпохи, или определенных областей применения. Излом же - не представительство никаких областей жизни и мысли. Либо это - затычки, пробки, любые стенные надписи, объявления («вход рядом», «пропал щенок» и т.д.) Такое «коллекционирование» - один из самых часто встречающихся опознавательных знаков «пустого» шизоида, Такие люди знают и помнят правила поведения, социальной деятельности. При необходимости их выполняют, но никогда в них не заинтересованы. Вот это и есть эмоционально холодные люди. Они равнодушны, совесть их всегда бездейственна и спокойна. Таким же образом (только размышляя и «прикидывая») они образуют семью - женятся, выходят замуж. Подобным же образом женщина воспитывает своих детей - делает для них все, что необходимо, но никогда не обеспечивает ребенку настоящей душевной теплоты. Потому что нисколько в этом эмоционально не заинтересована. (Это не страстная женщина-мать.) Просто - умеет сообразить, делает так, как это требуется, но пропуская случаи, где нужна чувствительность, не отдает предпочтения никому из людей. Такие люди не вмешиваются активно в ход событий вокруг себя, вмешиваются только тогда, когда видят, что вмешаться надо, потому что «так поступают порядочные люди», «так полагается». «Срабатывает» не сама порядочность, а только знание о ней. Все эти варианты основываются на разных механизмах. Например, люди очень замкнутые, но очень эмоциональные, т.е. близкие к сензитивным, чаще всего дают полярности. Расходящийся вариант дают люди не очень большой чувствительности, но очень большой замкнутости. Совпадение - вариант наиболее частый для людей с наименьшей степенью замкнутости. Это шизоиды, которым легче всего повернуться к внешнему миру, к среде. Однако это случай относительно редкий. Наконец, есть еще один случай этого явления - наличие особой (особенной) глубины, прикрытой полярной поверхностью. Это так называемые резерваты - оазисы. Вот эти-то резерваты обычно охраняются. Шизоиды, имеющие у себя в глубине такой оазис, что-то самое дорогое, сокровенное - это как раз люди, которые боятся и не очень любят, когда им «лезут в душу». Они не открывают ничего, сопротивляются, стараются скрыть как раз самое дорогое для себя. Эмоциональные резерваты - это места очень чувствительные, это буквально «ахиллесова пята» человека. И если по ней ударить, шизоид может погибнуть. И получается, что человек, в общем-то и не очень скрытный (в других областях он позволяет расспрашивать себя достаточно спокойно), в области эмоционального резервата изо всех сил будет отстаивать и защищать неприкосновенность своего резервата. Это случаи большой неравномерности распределения эмоций. Это люди в контакте действительно холодноватые, не просто не умеющие выразить, а истинно холодные, плохо реагирующие на все, кроме этого эмоционального резервата. Там они страстны. Вся эмоция, какая у них есть, брошена туда и поэтому заключена в капсуле. Именно этот тип людей чаще всего повинен в происхождении легенды об «эмоциональной холодности шизоидов». С суицидологической точки зрения - это как раз угрожаемая «ахиллесова пята» человека. Когда удар попадает на такой эмоциональный резерват - это суицид, и суицид обыкновенно завершенный! Это полный крах - на дальнейшую жизнь эмоций не хватает (она эмоционально не обеспечена) - все связи рвутся. В остальном же это - люди устойчивые, не хрупкие, переносящие в других областях существенные удары, противостоящие им без особой реакции. Например, это может быть человек, который перенес большой профессиональный крах, ему пришлось менять специализацию, может быть потерять авторитет… Ничего. Он выправился. Немного погрустил и опять сел за источники своей информации, обучился и взял новое направление деятельности. Медленно и потихоньку, не обращая ни на кого внимания, выкарабкивался из провала. Не было реактивного состояния, был лишь какой-то период угрюмости - человек оказался стойким. Были у него и периоды тяжелых материальных недостатков, болезни - он все выдержал. И на его самооценку ничто не подействовало. Но его хобби, его резерват - то, что он художник-любитель. Он делает миниатюры, сидит, работает над ними, запершись, и получает от своих миниатюр большое наслаждение. Этого он никому не открывает, разве что - жене, если очень сильно ее любит… И вот, по какому-то состоянию (может быть, заболеванию, не оставившему, в общем, серьезных последствий) он лишается возможности заниматься этой самой дорогой, скрытой от всех деятельностью. Вот это - удар, против которого он устоять не может. Это - чаще всего - суицид, либо уход в алкоголизм (причем в этом случае - с очень быстрым распадом). С какой стороны эти люди больше всего уязвимы, хрупки в отношении возникновения психической патологии? Из-за своей двойственности они - если это обусловлено ситуацией - стремятся к контакту и, в то же время, предчувствуя провал и понимая его возможность, - отталкиваются от контакта со страхом и обидой. Кроме того, это же люди, постоянно себя контролирующие, оценивающие не только свое поведение, но и свои мысли, оценки, переживания. Если при этом жестком самоконтроле у человека появляется какая-то тенденция, какое-то чувство, мысль, которыми он недоволен, не хотел бы допустить их существование у себя, то он обретает как бы врага внутри себя. Когда такой процесс жесткого самоконтроля глубок и силен, можно себе позволить представить положение как бы в виде двух разных людей в одном и том же человеке. Если один из них чувствует что-то, а другой регистрирует это чувство, то само переживание немедленно бледнеет, иногда даже угасает (поскольку человека-то все-таки не два, а обе позиции внутри психики одного человека!»). Попробуйте понаблюдать, подойдя к зеркалу, как вы выглядите в момент гнева, стыда… Это никогда не удастся. Именно потому, что сам акт осознания («Я гневаюсь… Мне в данный момент стыдно…») подавляет переживание. И в зеркале вы увидите… только внимание! Поэтому люди, у которых такое разделение внутренних тенденций заходит глубоко, при неблагоприятных ситуациях развития и жизни постепенно становятся эмоционально обедненными, ареактивными, теряют эмоциональный резонанс - иногда до потери ориентировки в ситуации (особенно, если эти ситуации эмоционально значимы). Надо еще понять, что этот второй, «контролирующий» человек далеко не всегда «ведет себя» спокойно и дает лишь оценки происходящему и переживаемому. Нередко он активно протестует, препятствует, презирает, заставляет стыдиться… Внутри психики шизоида начинается борьба тенденций, доходящая до очень высоких степеней напряжения. Кроме того, человек не только в единовременных ощущениях, но и в оценках, и в мотивации своей становится двойственным. Одна «половина» жаждет того, что противно другой, одна ненавидит то, что любит другая, один из этих «внутренних людей» (о которых много пишет, анализируя их, К.Г.Юнг!) думает то, что другому представляется глупостью, бессмыслицей. Эти две разные тенденции как бы оформляют в одном человеке двух разных людей (например, один из них - робкий чувствительный эстет, другой - рациональный предприниматель; один - романтик или мистик, другой - циник и насмешник…) Такие два «человека» не могут ужиться мирно; один все время жаждет отделаться от другого. Такие двойственные люди беспокойны, всегда напряжены и тревожны; в быту их называют «нервозными». Разумеется, не всегда обе тенденции выражены одинаково сильно, но в меньшей своей выраженности этот случай достаточно част. Эти две «половины» могут представлять «глубину» и «поверхность» психики. Либо смена этих «лиц» происходит согласно ситуации, обнаруживая то одну, то другую тенденцию человека (что также подробно анализирует Юнг). Или эти тенденции распределяются по разным сферам деятельности человека. Так, например, человек может быть беспомощным и робким, подчиняемым - в семейной обстановке, но уверенным, успешно самолюбивым администратором в своей профессиональной деятельности. Так образуются всем знакомые «двуликие» люди, которых, например, их рабочая среда, их коллеги не узнают, случайно увидев в обстановке частной, интимной жизни. Шизоиды высокого интеллектуального уровня, или обладающие какими-то творческими задатками - это обычно люди идеи (творческой, политической, общественной…). Из таких шизоидов получаются опять-таки всем известные типы так называемых фанатиков. И тогда они обладают одной достаточно устойчивой характеристикой: это люди высоких установок - бесстрашные, бескорыстные, способные к самопожертвованию… Хотя встречаются и обратные случаи - упрямство, жестокость в своей государственной, профессиональной, общественной жизни, в сфере своей идеи. Но в частной жизни они все невнимательны, бесцеремонны и холодны. Попробуйте проследить такие примеры на материале хорошо известных нам исторических личностей, вспомните многих из самых талантливых художников - живописцев. Их жены были несчастны всю жизнь, их родители наблюдали за их взлетами и славой почти всегда издали, никогда не будучи приглашаемы к участию в жизни людей. Самолюбие их ближайших друзей или любовниц (любовников) всегда терпело сокрушительные удары. В личной жизни они были невыносимы. Это, кстати, вынуждает не слишком опытных биографов прилагать усилия к тому, чтобы как-то объяснить или замазать эти проявления: кажется странным - как же человек, так необыкновенно тонко понимавший красоту и глубины жизни, человек из тех, на ком держится история человеческой культуры, мог так варварски обращаться со своими близкими! Не следовало бы этого ни объяснять, ни скрывать - это явление естественное, характерологическое, типологическое, и удивляться здесь, собственно, нечему. Любопытно и просто в этом отношении проследить явление на примере двух деятелей одного и того же времени, действовавших в одной и той же ситуации: Марата и Робеспьера. Энергичный, предприимчивый, всегда успешный в быстро проводимых операциях, блестящий соратник и руководитель - Робеспьер - был жесток до уровня, который мы назвали бы фашистским, если бы можно было применить к тем временам не существовавший еще тогда термин. У Робеспьера был фашистский облик. Это был глубокий шизоид. Рядом с ним Марат, прозванный «другом народа», по облику нисколько на него не походил. Действия его были эмоциональны, прежде всего - страстны, поэтому никогда не разумны, непредусмотрительны. Вел он себя демонстративно, театрально, производя эффект. По характерологическому типу он был вовсе не шизоидом, а достаточно выраженным истероидом. Некоторым шизоидам с той или иной степенью выраженности такой двойственности психики грозят при увеличивающихся нагрузках и неблагоприятных обстоятельствах жизни - психические заболевания в форме реактивных депрессий (прежде и чаще всего - апатических и ангедонических), реактивных психозов, аффективных психозов, неврозов (прежде всего - невроза навязчивых состояний), комплексов неполноценности или завышенной самооценки, с частым облегченным формированием сверхценных идей. В заключение перечислим несколько характерных для шизоидов, не основных, не обязательно выраженных, но постоянных признаков их психической деятельности. Это уже требует специального осмысления, глубоких раздумий. Это в многочисленных исследованиях и наблюдениях выяснено и проверено, так что это можно просто как бы взять на заметку. Волевые проявления шизоидов почти никогда не бывают «средними», изменчивыми - либо они устойчивы, длительны, до полной «железности», либо - безволие, отсутствие активности и настойчивости, безинициатавность (дистанцирование). В мышлении - объективная установка, не всегда выполнимая из-за неполноценной реалистической ориентировки. В работе - чувство долга (не всегда правильно понимаемое) и неравномерная социальная направленность (фиксированная социальная установка или отсутствие интереса к социальной жизни - тоже крайности). Часто - творческая одаренность, или, по крайней мере, ее элементы. Внимание - с отличной концентрацией, но плохим распределением. Короткие цепочки ассоциаций - весь ассоциативный процесс течет толчкообразно. Ригидность суждений, убеждений, переживаний. Работоспособность равномерная, чаще - высокая. Индивидуальный психический темп - высокий. Утомляемость - внезапная. Объем восприятия - узкий. Переключение - затрудненное. Представления - часто персеверирующие (не сменяющиеся, либо сменяющиеся медленно). Воспринимается гораздо лучше форма, чем цвет (это особенно следует учитывать в педагогике, при работе с детьми шизоидного склада в школе, в процессе обучения). к предметам - медленное усвоение (освоение) с анализом и сильное его последействие; к новым ситуациям - возникновение сильного напряжения (быстро, с длительным последействием); к задачам - предпочтение сложных, трудных; частые неправомерные провалы при решении как раз простых, легких задач; к новым людям - напряженное, двойственное, дистанцированное. При возбуждении - хорошее владение собой. Отличная мелкая моторика, (часто, но не всегда) расходящаяся с плохой крупной моторикой. Бедность выразительной моторики (кроме - иногда - мимики). Исключения крайне редки. Одно из поразительных исключений - Симона Синьоре. Она - глубокий шизоид с прекрасной крупной и мелкой моторикой, великолепной выразительной моторикой. Кроме того, шизоиды среди актеров вообще редки; актеры в подавляющем большинстве - истероиды. И - вот примеры выраженных шизоидов, чьи биографии нам известны: Шекспир, Гельдерлин, Гейне,Гофман, Тассо, Вольтер, Бернард Шоу, Стринденберг У всех особое внимание к форме, проблемность, тенденция к обобщенному изображению переживания, без индивидуализированного чувствования, резкие различия между лирическим героем и окружающим его миром. Декарт, Ницше, Локк, Кальвин, Спиноза, Савонаролла, Шопенгауэр, Цезарь, Кант, Робеспьер, Гегель, Александр Македонский Только не надо рассматривать и анализировать со стороны их характерологии больных людей. В них (Гоген, Гоголь, Достоевский, Паскаль) разумеется, выражены свойства характерологического типа, но в формах настолько осложненных заболеванием, что, не владея полностью и практически представлениями и аппаратом характерологии, легко допустить ошибки. |