Главная страница

макиавели. Макиавелли за 90 минут. Макиавелли советует государю, как управлять государством с наибольшей для себя выгодой и как сохранить власть. В книге дан краткий обзор жизни и идей философа


Скачать 2.12 Mb.
НазваниеМакиавелли советует государю, как управлять государством с наибольшей для себя выгодой и как сохранить власть. В книге дан краткий обзор жизни и идей философа
Анкормакиавели
Дата10.06.2022
Размер2.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМакиавелли за 90 минут.pdf
ТипКраткий обзор
#584499
страница2 из 2
1   2
способную взять город. Встал вопрос: что делать?
Макиавелли обратился за помощью к своему главному военному инженеру, белобородому муд- рецу, который ранее был переведен из команды Бор- джиа во Флоренцию. (Макиавелли подружился с этим интересным человеком во время своей мис- сии к Борджиа и провел с ним несколько вечеров,
обсуждая различные идеи за бокалом кьянти, уже после попытки Борджиа осуществить своей план.)
Военный инженер выдвинул сенсационную идею,
которая воспламенила воображение Макиавелли.
План состоял в следующем: изменить течение реки Арно, более того, превратить ее в озеро и по- том, действуя в ускоренном темпе, прорыть канал через страну к берегу Ливорно. В один миг Пиза лишится воды, доступа к морю, своей власти над
Флоренцией. План можно привести в действие за
15 дней с помощью всего лишь двух тысяч человек
«при условии, если у этих двух тысяч человек будет стимул для того, чтобы работать с полной отдачей».

Макиавелли, а в скором времени и Содерини были приведены в восторг планом, придуманным нанятым ими мудрецом, чье имя было Леонардо да Винчи. Началась работа над проектом, про- длившаяся два месяца. На этой стадии вмешались так называемые представители здравого смысла.
Правящий совет Флоренции заявил, что план является «не более, чем фантазией» и отдал при- каз о его приостановлении.
Здесь Макиавелли выявил еще одну особен- ность, которая впоследствии найдет отражение в его политической философии. Холодный, наблюдатель- ный, обладающий острым умом, он не просто на- брался закалки от великой личности (такой, как Бор- джиа), но был безвозвратно пленен смелостью и безрассудностью его поступков. Люди слишком скованы размышлениями о принципах морали и правилах предосторожности, полагал он. Это никог- да ни к чему не приведет. Все, что требуется, — это широта мышления: способность начать грандиоз- ный проект. Конечно, такой подход имеет свои не- достатки. В самый ответственный момент один жизненно важный элемент может быть упущен, а именно — степень осуществимости задуманного.
С практической точки зрения ясно, что все это кончится фарсом. (Сотни землекопов, работающих в большой, залитой водой яме, мудрец, в своей па- лате задумчиво поглаживающий бороду.) Однако к теории это имеет мало отношения. Теория по- прежнему остается привлекательной. В этом и суть безнравственной политической науки Макиавел- ли: если что-то не удается осуществить на практи- ке — виноват исполнитель. Теорию просто непра- вильно применили! Сама же теория тем самым не опровергается. Может ли теория быть правильно
применена на практике — это другой вопрос. Он просто не обсуждается. (Это объясняет как недо- статки, так и неуязвимость многих политических теорий, выдвинутых в разные времена — от утили- таризма до марксизма. Неудачные попытки осу- ществить эти теории на практике оправдываются за счет неумелого и неправильного применения.)
Содерини предусмотрительно отправляет Маки- авелли в еще одно длинное путешествие. К этому моменту на политической арене Италии появилось третье лицо, претендующее на лидирующую позицию.
В конце 1507 года император Священной Римской империи Максимилиан I приготовился к вторжению
в Северную Италию. На тот момент у него был силь- ный союзник в лице врага Флоренции — Милана.
Макиавелли был отправлен через Альпы ко двору императора Максимилиана. (Официальный посол Флоренции более не пользовался доверием
Содерини.) В этом путешествии он провел шесть месяцев и написал доклад, свидетельствующий об углублении его политической мысли. В докладе «О
немецкой нации» Макиавелли характеризует нем- цев как вдумчивый, бережливый народ, также от- мечая их примитивность и физическую силу. Это было сравнение в пользу итальянцев. (Диплома- тические доклады писались в политически некор- ректной манере, лишь в наше время стали пред- приниматься меры к тому, чтобы они не были опуб- ликованы в качестве литературных произведений.)
Макиавелли с восторгом говорит о немецких го- родах-государствах, которые платят низкие зарп- латы, обеспечивая себе тем самым высокий бюд- жет. Это позволяет держать свое хорошо экипиро- ванное войско, которое при малейшей опасности может без промедления встать на защиту родины.
Он пишет о «силе Германии», у которой в изоби- лии имеются люди, богатства и оружие. Однако он отмечает, что «сила Германии в самих городах-го- сударствах, а не в князьях, которые ими правят».
Макиавелли подчеркивает кроющуюся в этом слабость. У городов-государств всегда хватало сил защитить себя, но общего императора они удос- таивали не более чем умеренной поддержкой.
Если император затевал поход в чужеземные стра- ны, прибытие войск из городов-государств ред- ко отличалось согласованностью. Города-госу- дарства понимали, что любые приобретения, сде- ланные в других странах, таких как Италия,
попадут в распоряжение князя (императора).
После возвращения из Германии Макиавелли смог испробовать на практике собранное им войс- ко. Несмотря на ограниченность его военного опы- та, Макиавелли добился успеха на военном попри- ще. Он сыграл одну из главных ролей в разработке и осуществлении плана взятия Пизы в 1509 году.
Однако тучи над Италией продолжали сгу- щаться. В 1511 году Макиавелли был направлен во
Францию, устремившую на тот момент свой угро- жающий взор на Милан. Там Макиавелли сделал все от себя зависящее, чтобы отговорить францу- зов разворачивать войну. В войну оказались бы
втянутыми Священный Союз (Максимилиан,
папа), Испания, Франция, Милан, Венеция и не- избежно — Флоренция. Но французы не желали уступать. «Они ничего не смыслят в управлении государством», — жаловался Макиавелли. Но и в этот раз он усвоил урок: политику, находящемуся у власти, нет необходимости вести переговоры.
События разворачивались стремительными темпами. Папа встал на сторону Медичи, заявив,
что желает видеть представителя этой семьи во гла- ве Флоренции. Войска Священного Союза развер- нули наступление и в скором времени окружили
Флоренцию. Войско из местных жителей отказа- лось сражаться с хорошо вооруженными испан- цами, а горожане подняли бунт в защиту Медичи.
Содерини был вынужден бежать, а Джулиано Ме- дичи с триумфом вошел в город.
Это был конец Макиавелли. Он был лишен своего положения (за поддержку Содерини), граж- данства (публично опозорен), оштрафован на две тысячи золотых флоринов (фактически разорен),
выслан в свое поместье в семи милях к югу от
Флоренции. Ему было всего лишь 43 года, когда его жизнь оказалась полностью разрушенной.
Но худшее было еще впереди. Четыре месяца спустя в феврале 1513 года раскрыли заговор,
имевший целью убийство Джулиано де Медичи.
У одного из заговорщиков нашли список двад- цати влиятельных горожан, которые должны были получить продвижение в случае успешного осу- ществления плана. В списке была фамилия Ма- киавелли. На его арест уже выписали ордер.
Узнав об этом, Макиавелли сразу же сдается властям, чтобы заявить о своей невиновности.
Его бросили в Баргелло, печально известную в городе тюрьму. Сидя в своем подвале, он слышал молитвы священников и крики заговорщиков,
отправляемых на смертную казнь. Макиавелли дрожал от страха в темноте, обливался холодным потом, он был полностью уверен, что будет сле- дующим. Но прежде его подвергли пытке на дыбе.
Запястья жертвы связываются за его спиной и привязываются к веревке, продетой через специ- альный барабан. Жертву поднимают вверх за свя- занные за спиной запястья. Потом веревку раз- вязывают, и жертва падает со всей силой вниз. Ре- зультат: адская боль, часто вывернутые руки.
Макиавелли подвергли этой пытке четыре раза —
обычное наказание, часть приговора, наложенно- го соответствующими властями. Находящийся в преклонном возрасте и не обладавший крепким телосложением, Макиавелли тем не менее выдер- жал пытки и впоследствии с гордостью говорил:
«Я достойно вынес пытку и уважаю себя за это».
Однако пережитое, несомненно, повлияло на образ мышления Макиавелли. В его политичес- кой теории будет уделено значительное место теме пыток. Правитель должен «вызывать чувство стра- ха, так как в его власти наложить наказание на кого-либо другого». Боль и страх перед пыткой —
вот что кроется за разговорами о нравственнос- ти, законами и даже договорами. Макиавелли знал, о чем он говорил, ему был знаком этот страх.
Это был верх того, что ему пришлось испытать.
Макиавелли провел в Баргелло два месяца, за- тем был выпущен и сослан в свое загородное по- местье. Там он жил в обветшалом фермерском до- мике, среди красоты тосканских холмов выращи- вал оливки и виноград, занимался скотоводством.
Вечера он проводил в местном трактире, пил вино,
общался с мясником и мельником, играл в карты.
Однако все это было ему не по душе. Он мечтал о своем возвращении к светской жизни, к советам и дворам, миру власти и интриг. Раньше он был влиятельным человеком, теперь стал никем.
Каким образом он мог снискать расположе- ние Медичи? Как мог доказать, что все, что делал,
он делал в интересах Флоренции, а не для какой- либо политической группы и не для того, чтобы подставить под удар Медичи? Он был патриотом,
не преследовал своих корыстных целей. Макиавел- ли писал верноподданнические письма, пытался льстить в стихах, давал ненавязчивые советы по злободневным вопросам. Но его не удостаивали даже внимания; в глубине души Макиавелли этого и ждал, однако легче от того не становилось.
И все же у Макиавелли был в запасе козырь.
Он был светским человеком, человеком дела —
стоял во главе дипломатических делегаций, побы- вавших в Италии, Франции, Германии, его при- нимали папа, короли и императоры. От его уме- ний в свое время зависела судьба Флоренции. Он знал все политические тонкости. И вот пришло время изложить все это на бумаге. Пришло время раскрыть закономерности, которые скрываются за повседневными политическими реальностями.

Он сформулирует законы этой науки, продемон- стрировав их всем. И как только эта книга попа- дет в нужные руки, ее обладатель оценит по дос- тоинству автора и пригласит его к себе на службу.
Каждый вечер Макиавелли возвращался из трактира в кромешной тьме под скрип своих по- ношенных кожаных башмаков. Над темным си- луэтом дома он видел звезды, пронзающие сво- им сиянием темноту. «Вот приду домой, сразу пройду в свой кабинет. Одежду — эти грязные тряпки — брошу у порога. Надену то, что носил,
будучи при дворе. И вроде бы опять я там, в мире прошлого, и принимают меня так, как раньше —
с распростертыми объятиями, и к столу, ломяще- муся от яств, приглашают... Я рожден для этой жизни, все это мое. Что мне стесняться задавать вопросы, требовать объяснений? Голоса из про- шлого будут вежливо отвечать мне. Я не буду чув- ствовать усталости, забуду обо всем, что меня уг- нетает. И о бедности забуду, и о грядущей смерти.
Целиком уйду в работу..»
На пике вдохновения Макиавелли закончил работу на Государем к осени 1513 года. Все те зна- ния, которые он приобрел из книг и во время свое- го служения флорентийской республике, он объ- единил в простой, но вместе с тем глубокой и прак- тичной философии. Пережитые невзгоды лишили его иллюзий, и он впервые увидел жестокую прав- ду, лежащую в основе всей политической жизни. Его видение было четким и бескомпромиссным: мир,
такой, какой он есть и каким был всегда.
Государь адресован князю, управляющему государством. В книге содержатся советы князю относительно того, как сохранить власть. В уме- нии это делать и заключается политическая наука
Макиавелли. Она не знает ни моральных норм,
ни жалости. Она просто работает или не работает.
Макиавелли изложил, как она работает.
Он начинает свою книгу с описания разных типов государств и способов управления тем или иным типом. Он также излагает способы завоева- ния определенного типа государства и дальнейше- го удержания власти в нем. Например, если в заво- еванном государстве люди говорят на чуждом язы- ке, государь должен перенести свою резиденцию именно туда. Так оттоманские турки смогли удер- жать под своей властью византийскую Грецию.
Другой подход состоит в том, чтобы учредить в
новых землях колонии. «Колонии — это оковы,
надетые на завоеванное государство». Именно так римляне сохранили провинции своей империи.
Далее Макиавелли переходит к противопос- тавлению разных форм правления. Он сравнива- ет турецкую и французскую формы правления того времени. Турецкая монархия повинуется од- ному властелину, все прочие в государстве — его слуги; страна поделена на округи — санджаки,
куда султан назначает наместников, которых ме- няет и переставляет, как ему вздумается. Король
Франции, напротив, окружен многочисленной родовой знатью, признаваемой и любимой свои- ми подданными и, сверх того, наделенной при- вилегиями, на которые король не может так про- сто посягнуть.
Если мы сравним эти государства, то увидим,
что монархию султана трудно завоевать, но в слу- чае успеха легко удержать; и напротив, такое го- сударство, как Франция, в известном смысле про- ще завоевать, но удержать намного сложнее.
В главе под названием «О тех, кто приобретает власть путем злодеяний» Макиавелли без колебаний дает советы о том, какой должна быть жестокость.
«Жестокость применена хорошо в тех случаях, когда ее проявляют сразу и в целях безопасности; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже». (Он оговаривается: «если в та- ких случаях позволительно употреблять слово «хо- рошо».) Оговорка характерна! Макиавелли считает себя человеком с моральными принципами, в то время как его советы их полностью лишены. Эту интересную непоследовательность так же трудно удержать в уме, как трудно было англичанам удер- жать под своей властью отдельные земли Франции,
которые им часто удавалось покорить. Очень важ- но выявить один момент, говорящий в пользу Ма- киавелли. Этот очевидный момент часто упускает- ся из виду (особенно лицами, занимающими руко- водящие посты, которые читают Государя в надежде отыскать подсказки, которые помогли бы им пре- успеть в бизнесе). Книга Макиавелли — это совет правителю о том, как надо управлять государством.
Это не руководство о том, как придерживаться принципов морали и нравственности. Она предназ- начена для узкого круга людей, оказавшихся в оп- ределенных обстоятельствах. Не стоит говорить, что
на протяжении многих лет книга рассматривалась не под тем углом. Амбициозные руководители,
младшие офицеры и политики неправильно истол- ковывали послание Макиавелли, однако они опре- деленно уловили скрытый смысл, который автор в приливе гнева и состоянии отчаяния, возможно,
упустил. Макиавелли описывает качества, которые должны быть присущи истинному лидеру. Возмож- но, описываемые им качества и являются неотъем- лемой составляющей истинного лидера. Должны ли обладать этими качествами руководители других уровней, находящиеся в других обстоятельствах, —
предмет другой книги. Хотят ли современные ма- киавелляне управлять учреждением, напоминаю- щим город-государство эпохи Ренессанса? Бертран
Рассел метко заметил, что Государь — это «руковод- ство для гангстеров». Мафиозные кланы в самом деле напоминают города-государства эпохи Ренес- санса: они схожи своими примитивными полити- ческими методами, но, к сожалению, не вкусом и искушенностью в сфере искусства и культуры.
Однако вернемся к теории. Макиавелли про- должает давать рекомендации: «Тот, кто овладе- вает государством, должен предусмотреть все оби- ды, чтобы покончить с ними разом, а не возоб- новлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро,
постепенно завоевать их расположение».
Может, в этой теории и есть рациональное зве- но, но вряд ли ее можно считать неподвластной времени истиной. Только во второй части этой небольшой книги Макиавелли становится самим собой. Здесь он описывает добродетели, которы- ми должен обладать государь, и пороки, которых он должен сторониться для того, чтобы удержать власть в своих руках. Основная задача — «mantenere lo stato» (удерживать власть в государстве), и де- лать это столь долго, сколько это возможно.
Новый правитель должен сделать так, чтобы его правление производило впечатление надежно- сти и постоянства. «Людей следует либо ласкать,
либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое не может». Вследствие этого встает вопрос: «Что лучше для правителя:
чтобы его любили или чтобы его боялись?» Вна- чале Макиавелли пытается уклониться от ранее сделанных утверждений, но его окончательный вывод не оставляет сомнений: «Самое лучшее для
правителя — это внушать как страх, так и любовь.
Но любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выб- рать страх». Его понимание человеческой приро- ды прагматично: «Большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь и имущество».
Макиавелли настаивает на том, что полити- ческая философия должна избегать описания вымышленных государств и утопий, используе- мых ранее другими авторами для выражения сво- их идей. У этого жанра богатая история, которая берет свое начало с появления Государства Пла- тона. Однако Государство Платона стало доступ- но читателям только в 1513 году — три года спус- тя после того, как Макиавелли написал своего
Государя. Именно тогда Томас Мор ввел термин
утопия, на греческом означающее «несуществу- ющее место». Выбранный Макиавелли жанр, кни- га-совет государю, пользовался широкой попу- лярностью в эпоху Ренессанса особенно среди кабинетных политиков, ищущих себе применение.
Макиавелли проводит четкую грань: события,
описываемые им в Государе, не утопия; а давае- мые им советы — это не оптимистический бред литератора. Макиавелли говорит о том, как люди ведут себя на самом деле, а не о том, как им сле- дует себя вести.
К сожалению, события, на примере которых
Макиавелли выстраивает свое повествование, про- исходили в один из самых бурных и отягощенных моралью периодов итальянской истории. Этим объясняется неослабевающий пессимизм и нигилизм его подхода. Но есть ли разница в том, на чем или на ком мы базируем политическую философию: на де- лах Чезаре Борджиа, губернатора Айдахо или на дея- тельности ООН? Макиавелли говорит об экстремаль- ных ситуациях. Можно рассматривать его работу как поучение или как отражение жестокой реальности политической жизни. Является ли Государь иноска- занием, или это правдивое описание того, что скры- вается за дружескими рукопожатиями и трогатель- ными речами современных политиков?
Ответ на этот вопрос заложен в личности са- мого государя. Макиавелли полагает, что поведение правителя зависит от его личных качеств. Здесь мы подходим к ключевому понятию, понятию добро- детели (virtu). Макиавелли вкладывает в это слово свой смысл, отличый от обычного этического и ре-
лигиозного. Добродетель Макиавелли не имеет ни- чего общего с христианской идеей добра. Его по- нимание этого слова полностью лишено веры, на- дежды и милосердия. Также и доблесть Макиавелли не имеет никакого отношения к традиционному пониманию этого слова: справедливости, силы духа,
сдержанности. Макиавелли возвращается к корням слова: vir (мужчина) и vis (сила), с оттенком муже- ственности. Добродетель (virtu)— это сила, идея доб- лести близка по значению к ницшеанской идее «воли к власти». Это динамика и сила, смелость и дерзость,
необходимые для того, чтобы воспользоваться под- ходящим моментом с наибольшей выгодой.
Макиавелли отмечает, что в зависимости от обстоятельств государь должен в разной степени проявлять свою доблесть. Чем труднее ему сохра- нять свою власть, тем большая степень доблести от него требуется.
По мере возможности правитель должен ос- тавлять сложившийся образ жизни и обычаи не- тронутыми. Вмешательство в устройство государ- ства должно быть минимальным; древние обычаи должны поощряться; людям надо позволить го- ворить на родном языке. Чем больше всего раз- рушено, тем труднее остановить процесс дальней- шей деградации. Люди могут прийти к выводу, что если новый правитель разрушил одну сферу, он не будет беречь и другую.
Но трудность здесь в том, что обычно новому правителю для того, чтобы удержать свою власть,
приходится почти полностью разрушать завоеван- ное им государство. Лучше дымящиеся руины и несколько выживших и запуганных жителей, чем потеря государства, полагает Макиавелли. Такой подход ярко иллюстрирует один важный момент:
благополучие государства — не самое важное;
главное, чтобы правителю удалось удержать власть. Это эгоистично до инфантильности. Как ни печально, отсутствие зрелости встречается в политике нередко. Многие правители продолжа- ли решать свои детские проблемы во взрослой жизни. Гитлер, Сталин, Саддам Хусейн — образ- цы своеволия детей на детсадовской площадке.
Возможность ведения правителем тихой жиз- ни, без загребания под себя всего, что удастся, не рассматривается. (Почему? Все просто: в италь- янских городах-государствах эпохи Ренессанса это было просто невозможно. В очередной раз

Макиавелли здесь проявляет себя человеком, ре- ально оценивающим время, в которое жил.) Ес- тественно, захват государства с помощью меча требует высокой степени доблести (в понимании
Макиавелли), однако такие исчисления наталки- вают на странные выводы. Государь с наиболее ярко выраженной доблестью правит пустыней из выжженных городов. (Самый добродетельный правитель, который приходит на ум: Чингис Хан.)
Доблесть Макиавелли соотносится с двумя другими составляющими, которые необходимы государю для того, чтобы преуспеть. Это фортуна и возможность.
Макиавелли полагал, что судьба распоряжает- ся лишь половиной всех наших дел, другую же половину она предоставляет самим людям. Здесь,
как и всегда, Макиавелли пытается быть реалис- том. Философы (как политики, так и теоретики)
недооценивают значение фортуны. Чем больше мы изучаем историю, тем более очевидным для нас становится, что случай — это основной игрок на ее поле. (Как говорил Паскаль: «Если бы нос Кле- опатры был короче, вся картина мира могла бы быть иной».) Стоит взглянуть на биографии Гитлера,
Наполеона и Сталина, чтобы понять, как часто им улыбалась фортуна. Именно эту особенность да- лее подчеркивает Макиавелли. Возможность пре- доставляется фортуной. Государь должен увидеть и не упустить предоставляемую ему фортуной воз- можность. Подобным образом, он должен сделать все от себя зависящее, чтобы увидеть открываю- щиеся перед его врагами возможности и устранить их. Необходимо использовать предоставляемые фортуной возможности с полной силой.
Смирение — это последнее, что нужно госу- дарю. Это доблесть для философа, а для правите- ля — это порок. В самом деле, Макиавелли отме- чает: «Пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы най- дем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопас- ность». Правление — это поле игры не для добра и зла, здесь идет борьба между доблестью и судь- бой. В русле традиционного итальянского мыш- ления (и самого итальянского языка) для Макиавелли
доблесть изначально — мужчина, а фортуна — жен- щина. «Натиск лучше, чем осторожность, ибо фор- туна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать». В наше время такой подход может задеть чувства многих, но сложившиеся в результате чтения комиксов стереотипы не долж- ны затмить собой важность того, о чем пишет
Макиавелли. (Каждый пол имеет свои преимуще- ства. А жестокая правда аппарата власти скрыва- ется за личиной политкорректности.)
Фортуна благоволит смелым. Однако «сохра- няют благополучие те, чей образ действий отве- чает особенностям времени». Это означает, что правитель должен уметь в зависимости от обсто- ятельств менять политику. Твердое следование оп- ределенным принципам неизбежно приведет его к провалу. Государь не должен также зависеть от друзей. Государь «должен полагаться только на себя, свою силу и доблесть». Государь «всегда дол- жен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие». Ма- киавелли делает следующий вывод: «Многие по- лагают, что кое-кто из государей, слывущих муд- рыми, славой своей обязаны не себе сами, а доб- рым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключений,
гласит: государю, который сам не обладает муд- ростью, бесполезно давать благие советы, если только такой государь случайно не доверится мудрому советнику, который будет принимать за него решения. Но хотя подобное положение и возможно, ему скоро пришел бы конец, ибо со- ветник сам сделался бы государем».
Макиавелли по-прежнему придерживается пессимистичного взгляда на человеческую при- роду. «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к завис- ти, лицемерию и обману, что их пугает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего ради тебя не поща- дить: ни крови, ни жизни, ни детей. Но как толь- ко ты перестаешь расточать милости и удовлет- ворять их желания, они превратятся в твоих вра- гов». Макиавелли дает этому психологическое объяснение: «Люди ненасытны в своих желани- ях. Природа людей заставляет их желать все боль- шего и большего, но судьба не дарует им всего того, чего они жаждут иметь».

Философы более раннего периода, от Плато- на до Святого Августина, тоже говорили о тем- ной стороне человеческой натуры. Но их песси- мизм был скрашен идеей о спасении (через идеа- лизм или христианство). Однако став свидетелем поступков папы и церкви, Макиавелли расстался с такими иллюзиями.
Государь всегда должен быть настороже, по- тому что, как заметил Макиавелли, «безоружно- го пророка ждет погибель». Макиавелли имел это в виду буквально. Но в то же время он вложил в эту фразу и метафору (государь должен быть во- оружен и в умственном плане), и в этой фразе со- держится намек на Савонаролу и постигшую его участь. Отношение Макиавелли к Савонароле было двойственным. С одной стороны, цинич- ный греховодник и иконоборец Макиавелли про- тивился пуританскому и теократическому прав- лению Савонаролы; но с другой стороны, Маки- авелли отмечал, что «о таком великом человеке,
как Савонарола, нужно говорить с уважением».
Савонарола был духовным человеком; ему не ме- сто в политике. Несмотря на нигилизм, свой- ственный его политической философии, Макиа- велли оставался глубоко верующим человеком.
Его философия находится в гармонии с выска- зыванием Христа: «Кесарю — Кесарево» (по-ита- льянски, Цезарю — Цезарево; управление госу- дарством — дело Цезарево).
На первый взгляд кажется, что Макиавелли и его политическая философия полностью лише- ны каких-либо моральных принципов. Но вот слова «современного Макиавелли» (Г. Киссинд- жера): «На протяжении веков Макиавелли счита- ли воплощением цинизма/Однако сам он не счи- тал себя лишенным моральных принципов. Он описывал мир таким, каким он его видел, а не та- ким, каким бы ему хотелось его видеть. В самом деле, он был убежден, что только сильный духом правитель может твердо соблюдать намеченный курс в условиях постоянных заговоров, от кото- рых, к сожалению, зависит его жизнь». Конечно,
здесь налицо момент самооправдания, но в це- лом Генри Киссинджер, несомненно, прав. Эта мысль в явном виде не сформулирована в трудах
Макиавелли, она читается «между строк». К со- жалению, мысли, не выраженные явно, многими остаются не воспринятыми.

Макиавелли прибегает к иносказанию, рас- суждая о животных: «Из всех зверей пусть госу- дарь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капка- ны, и льву, чтобы отпугнуть волков».
Обладая львиной силой, правитель преодоле- ет все опасности, исходящие как из недр самого государства,, так и извне. А чтобы выжить в ко- варном мире, государь должен обладать хитрос- тью лисы. «Он должен оставить дело порицания другим, а благородные дела себе». Во благо своей репутации государь должен казаться добрым, че- ловечным, даже милосердным. В то же время как власть предержащий он должен вселять страх.
Пышность и великолепие занимаемого им поло- жения, благодаря которым сохраняется дистан- ция между государем и его подданными, помогут государю сохранить видимость благородства и честности. Приближенные к государю люди бу- дут осознавать истинную сущность своего пра- вителя, но в то же время будут понимать тщет- ность попытки разоблачения любимого народом государя.
Однако в другом месте Макиавелли отмечает:
«Тот, кто надеется в своих делах на людей, воздви- гает дворец на фундаменте из грязи». Здесь можно узреть некоторую непоследовательность. Но как мы уже успели понять, непоследовательность —
это одна из спасительных добродетелей государя.
Доблесть ли это для философа — другой вопрос.
Макиавелли создавал учение, которое работало бы,
систематичность же или этичность этого учения интересовали его в последнюю очередь.
И опять мы сталкиваемся у Макиавелли со скрытым допущением. На этот раз оно смущает еще больше. В Государе Макиавелли неявно со- держится программа, раскрываемая во всем сво- ем блеске в заключительной главе, которая назы- вается «Овладение Италией и освобождение ее от варваров». (Под варварами подразумеваются ино- странцы. В очередной раз Макиавелли скорее склоняется на сторону политического реализма,
чем политической корректности.) В чем смуща- ющая непоследовательность? В патриотической тираде Макиавелли призывает государя свергнуть иностранное иго и объединить Италию «во славу себе и ради процветания итальянского народа»

(того самого народа, который ранее был назван
«грязью»). Также Макиавелли восторженно гово- рит о древнем Риме («вековая отвага итальянско- го сердца еще жива») и о Чезаре Борджиа («кото- рому было Богом предназначено возродить Ита- лию»). И о государе: «Не могу выразить словами то, с какой любовью он будет встречен по всей стране...» Это тот самый государь, которого ин- структировали, как хитростью заставить людей любить себя. Не зря вступительную статью к ра- боте Макиавелли писал однажды Муссолини.
Однако, хотя циничные приемы Макиавелли трудно оправдать, патриотизм его понятен. Ита- лия не была единой со времени развала Римской
Империи, произошедшего более тысячелетия на- зад. (И не будет объединена до прихода Гарибаль- ди — до этого еще три столетия.)
Мы подходим к распределению ролей в этой великой эпопее. Кому суждено сыграть главную роль? Кому суждено стать государем? Макиавелли отвел эту роль Джулиано Медичи, правителю Фло- ренции. Джулиано оказался человеком, который должен спасти Италию. К сожалению, Джулиано перестал быть правителем Флоренции раньше, чем
Макиавелли успел закончить книгу. К власти при- шел двоюродный брат Джулиано Лоренцо Медичи.
Впрочем, это не имело принципиального значения.
Неважно, кто встанет во главе славного итальянс- кого народа в борьбе против иностранцев. Важно,
кто будет политическим советником государя. По мнению Макиавелли, эта работа была по силам только одному человеку. Он сел за написание кни- ги в первую очередь для того, чтобы вернуть распо- ложение правителя Флоренции. (Тот факт, что в на- писании работы Макиавелли руководствовался не- сколькими мотивами, не умаляет значения ни одного из них, исключается лишь нравственность,
категория, полностью отсутствующая в Государе.)
Макиавелли просто-напросто перепосвятил книгу, сделав несколько соответствующих изме- нений в тексте. Теперь «спасителем Италии» назы- вался «il magnifico Lorenzo» (не путать с Лоренцо
Великолепным, который умер за 20 лет до этого).
Преодолев трудности, связанные с распределени- ем ролей, Макиавелли благополучно завершил на- писание Государя.
Теперь перед Макиавелли встала сложная за- дача: нужно было доставить книгу государю. Ма-
киавелли был в немилости, при дворе у него было много врагов. Добиться аудиенции у Лоренцо было невозможно. Если же книга попадет в руки врагов, они либо уничтожат ее либо присвоят его идеи себе — в этом Макиавелли не сомневался.
Стоит отметить, что в таких обстоятельствах возникает еще одна огромная трудность. По Маки- авелли, государь не должен показывать, что он при- слушивается к добрым советам, он должен выдавать чужие идеи за свои. Если бы Макиавелли удалось передать книгу в руки государю, сегодня мы, вполне возможно, читали бы Государя Лоренцо Медичи.
Но такая проблема, достойная Шекспира и
Бэкона, не возникла, по крайне мере до сих пор.
Макиавелли продолжал оставаться в немилости,
его попытки добиться расположения государя за- кончились неудачей. Тем временем он написал еще несколько работ, литературный их блеск обес- печил Макиавелли место в истории итальянской литературы. Его пьеса Мандрагора — фарс с шаб- лонным сюжетом, подходящим для оперы (доб- родетельная красавица, старый муж, юный щеголь и так далее). Пьеса была задумана как сатиричес- кое произведение, описывающее дурное поведе- ние, особенно среди священнослужителей. Здесь
Макиавелли сильно помог его собственный опыт.
Рассуждения Макиавелли содержат критику римского писателя Ливия, описавшего историю раннего периода Римской Империи. В сущнос- ти, Рассуждения — еще одно изложение полити- ческой теории. Эта книга написана не в приливе отчаяния, и многие полагают, что в ней содержит- ся более взвешенное политико-философское мировоззрение, чем в Государе. Эта работа отли- чается от Государя своей аргументированностью,
зрелостью и сдержанностью — она не претендует на сенсацию, поэтому Государь ее затмевает.
В Рассуждениях Макиавелли говорит о своей вере в республиканский парламент, особенно по- строенный по типу парламента Римской Империи.
В этот раз он пишет от лица гражданина, дает со- веты касательно разных дел, особенно того, как достичь свободы внутри государства. Он следует принципу, впервые сформулированному Аристо- телем: личная свобода и самоуправление могут быть достигнуты только внутри свободного и самоуп- равляемого государства. Он верит в коллективизм
(другими словами, обращаясь к людям, он верит в
их силу). В свете его отношения к людям в Госуда-
ре удивительно его заключение: «Люди более бла- горазумны, более постоянны и обладают большим здравым смыслом, нежели государь». В обеих ра- ботах неявно присутствует важный элемент — уда- ча, или фортуна. Макиавелли уверен: фортуна не- обходима всегда. Так же, как государю, людям не- обходимо обладать доблестью. Ницшеанский индивидуалистический элемент отходит на задний план, уступая место гражданской добродетели,
моральным устоям и коллективной силе.
В 1519 году Лоренцо Медичи умирает, и его место занимает кардинал Джулио Медичи. Нако- нец фортуна улыбнулась и Макиавелли. Приняв во внимание весь предыдущий опыт Макиавелли, Джу- лио отправил его с незначительной миссией в близ- лежащий город Лука. Макиавелли успешно справил- ся с возложенной на него задачей и возвратился во
Флоренцию, преисполненный больших надежд. Он был уверен, что доказал свою верность Медичи, его таланту найдут применение на вершине власти. Но вместо этого Джулио назначил его официальным историком республики Флоренция с зарплатой в 57
золотых флоринов — это, по крайней мере, гаран- тировало ему финансовую стабильность. Макиавел- ли скрыл свое разочарование и принялся за данное ему задание: написание истории Флоренции. При этом он столкнулся с таким препятствием. Он дол- жен был написан Флорентийскую историю, не за- пятнав при этом Медичи, которые сыграли далеко не безвинную роль в истории. Как сказал Макиа- велли, давая совет одному служащему: «Если иног- да вам нужно скрыть факт с помощью слов, сде- лайте это так, чтобы этого не поняли. А в случае,
если это станет ясным, вы должны быть в состоя- нии дать резкий отпор». К сожалению, его совре- менник и друг историк Гучиардини сделал достоя- нием общественности факты, о которых Макиавел- ли умалчивал — однако к тому моменту Макиавелли уже не мог дать «резкий отпор». Флорентийскую ис-
торию Макиавелли лучше читать как художествен- ную литературу.
В 1523 году Джулио Медичи сложил с себя обя- занности государя и стал папой Клементом VII. Для
Италии опять настали тяжелые времена. Два года спустя баланс власти на итальянском полуостро- ве рухнул. Карл V, король Испании и Священной
Римской империи, угрожал всему полуострову.

Макиавелли занимался организаций укрепления
Флоренции, а затем вместе с армией присоеди- нился к Гучиардини, который в то время был лей- тенантом армии папы.
Но все усилия были тщетны. В мае 1527 года армия Карла V захватила Рим. Одновременно Ма- киавелли узнал, что жители Флоренции восстали против Медичи и учредили новую республику. Те- перь Макиавелли в самом деле улыбалась форту- на. Макиавелли ухватился за эту возможность обе- ими руками. Он немедленно отправился во Фло- ренцию с полной уверенностью, что будет допущен к управленческим делам. Но в очередной раз его постигло разочарование. В этот раз он впал в не- милость за то, что поддержал Медичи.
Этот удар оказался последним. Макиавелли тяжело заболел. Стесненного в средствах и при- шедшего в полное отчаяние Макиавелли навеща- ли его немногие оставшиеся друзья. По требова- нию Макиавелли к нему вызвали священника, и тот выполнил необходимый ритуал. Макиавелли умер 21 июня 1527 года в возрасте 58 лет.
Макиавелли обладал хитростью, умением пле- сти интриги, вводить в заблуждение, на него нельзя было положиться — и именно такой способ пове- дения он предлагал правителю в своем Государе. Тем самым он продемонстрировал сущность человечес- кой натуры. Однако человеческая природа, должно быть, лучше: ни один человек не смог вести себя так, как государь Макиавелли. Автором этой рабо- ты был дьявол — таково было общее мнение (осо- бенно на нем настаивали представители церкви).
Макиавелли в скором времени стали отождествлять с дьяволом буквально. Прозвище «старина Ник»
(так часто именуют дьявола) происходит от Ник- коло (Макиавелли). Его фамилия во всей Европе стала олицетворением зла. Уже тридцать лет спустя после его смерти, его имя было известным в Анг-
лии. А к концу XVI века это имя было знакомо ши- рокому кругу публики, Шекспир использовал его в
Виндзорских кумушках. «Я политик? Я коварен? Я
Макиавелли?» (Некоторые даже утверждают, что
Макиавелли послужил прототипом Яго в Отелло.)
Но из-за чего такой шум? Макиавелли сам себе уготовил свою главную уже посмертную роль. Он стал заложником в борьбе, расколовшей церковь и опустошившей Европу на протяжении XVI и
XVII веков — Реформации. Его имя стало ассо- циироваться с моральным разложением итальян- ской церкви и было использовано в пропаганде се- вероевропейскими силами, которые боролись за установление протестантизма. (Шекспир не стал бы упоминать имя Макиавелли в таком свете, если бы Англия осталась католической.) Но все ли это?
Нет. Макиавелли открыл нашему взору еще одну пропасть. С момента зарождения философии мыслители полагали, что человеческие существа не многим отличаются друг от друга. Человеческая природа одна и та же. А потому возможно идеаль- ное общественное устройство, при котором хоро- шо будет всем людям. Платон сделал попытку опи- сать это утопическое устройство в Государстве.
Другие предлагали, как усовершенствовать чело- веческое общество — для общего блага. После
Макиавелли мыслители эпохи Просвещения пы- тались найти основные принципы человеческой природы — и общество, в котором эти принципы могли бы быть воплощены (яркий пример — кон- ституция Соединенных Штатов Америки). Науч- но обоснованные попытки создать подобное гар- моничное общество были предприняты в марксиз- ме и разного рода социалистических движениях.
Действительно, вера в то, что мы можем жить все вместе в мире, любви и гармонии, была жива вплоть до 1960-х годов и даже дальше.
Но Макиавелли на несколько столетий рань- ше заявил о невозможности таких проектов. В
Государе он говорит о противоречии между управ- лением государством и нравственным образом жизни. Для того чтобы должным образом управ- лять государством, правитель должен забыть о нравственности. Государь поставил следующий вопрос: может ли правитель прибегнуть к лице- мерию, обману и даже убийству, оставаясь при этом ярым приверженцем христианства? Други- ми словами, можно ли править, не придержива-
ясь моральных устоев, оставаясь при этом нрав- ственным человеком?
История неумолимо давала нам только один зловещий ответ на этот вопрос. Скоро ответ стал оче- виден для всех. Однако если этот ответ верен, он ве- дет к глубокому противоречию. Как заметил извест- ный политический философ XX века Исаак Берлин,
это означает, что мы остаемся во власти этического плюрализма, Не существует объективного решения проблемы того, как людям следует жить. Как нам себя вести? Отсутствие ответа оглушает и пугает.
Что в итоге? Люди могут и будут создавать раз- ные типы обществ, в которых живут по-разному. Та- кие общества могут быть фашистскими, коммунис- тическими, демократическими, с элементами тира- нии и даже анархии. Возможны практически любые общества. Нужно только покопаться в истории, рас- смотрев все — от кровавых обычаев приносить лю- дей в жертву до сообществ отшельников, — чтобы понять, насколько изобретательны люди в этой об- ласти. Общепринятого критерия для оценки досто- инств того или иного вида человеческого общества не существует. Если нравственность и политическая наука несовместимы, что и показал Макиавелли, то у нас просто нет мерки, с которой подходить к про- блеме. Но это означает, что гитлеровская Германия ничем не хуже парламентской Британии.
Все это очень печально. Однако отправной пункт очевиден для всех живущих в послефрей- дистскую эпоху. Человеческая психология не яв- ляется ни рациональной, ни последовательной. С
другой стороны, любая система морали или сис- тема правления таковыми быть должны. Личность и общество, таким образом, заведомо находятся в состоянии противоречия.
Макиавелли был первым, кто сказал горькую правду о человечестве. Он не был великим фило- софом, просто реалистичным политиком. Одна- ко его размышления поставили человечество пе- ред лицом фундаментальной и вряд ли поддаю- щейся решению проблемы.

Тому, кто учреждает государство и устанавлива- ет законы, необходимо помнить, что люди злы и все- гда будут вести себя в соответствии со своей злостной натурой, как только им представится такой шанс.
Макиавелли. Рассуждения
Папство никогда не обладало достаточной сте- пенью власти для воздействия на христианскую политику; и когда реформаторы вторгаются в сфе- ру политики, как сделал это Лютер, становится оче- видным, что они такие же последователи Макиа- велли, как любой безнравственный человек, деспот.
Ницше. Воля к власти
Широкое поношение имени Макиавелли во многом происходит из-за возмущения лицеме- ров, ненавидящих откровенные признания в со- вершении злостных поступков.
Бертран Рассел. История западной философии
Войны начинают, когда хотят, но заканчива- ют, когда могут.
Макиавелли. Флорентийская история
Избавить себя от льстецов можно, дав людям понять, что вы не возражаете, когда вам говорят правду. Однако когда каждый сможет говорить вам правду, вы потеряете уважение.
Макиавелли. Государь
Можно спасти свою душу или можно основать великое государство, сохранить власть и служить ему; но не всегда это можно сделать одновременно.
Исаак Берлин, в своем эссе о Макиавелли
Вполне возможно, что фашизм обязан сво- им военизированным характером Макиавелли, а влияние Макиавелли на Муссолини в первые годы его пребывания у власти крайне очевидно.
Луара Ферми, вдова итальянского ученого и биограф Муссолини

Макиавелли был великим итальянским фило- софом... учитель всех учителей политики... однако он в недостаточной степени презирал человечество.
Бенито Муссолини
Маркс определил политику как «искусство воз- можного»; двумя веками ранее Макиавелли изоб- рел реальную политику...
(Комментарий Я. Стретерна. — Ред.)
Людей нужно или ласкать, или уничтожать.
Люди могут отомстить за небольшую обиду — а за большое зло не могут.
Макиавелли. Государь
Возврат к наиболее жестоким идеям макиа- веллизма кажется непонятным тем, которые еще вчера пребывали в полной уверенности, что че- ловеческая история движется вверх по линии ма- териального и культурного прогресса.
Лев Троцкий, в биографии Сталина
VI в. до н. э. — с Фалеса Милетского начина- ется западная философия.
Конец VI в. до н. э. — смерть Пифагора.
399 г. до н. э. — Сократа приговаривают к смерти в Афинах.
387 г. до н. э. — Платон открывает Академию в Афинах, первый университет.
335 г. до н. э. — Аристотель основывает в
Афинах Лицей, школу, конкурирующую с Ака- демией.
324 г. н.э. — император Константин переме- щает столицу Римской империи в Византию.

400г. н.э. — Августин Блаженный пишет «Ис- поведь». Философию поглощает христианская теология.
410 г. н.э. — осада Рима вестготами и начало темных веков Средневековья.
529 г. н.э. — закрытие императором Юстини- аном афинской Академии знаменует собой ко- нец эллинистической культуры.
СерединаХIII в.—Фома Аквинский пишет ком- ментарии к трудам Аристотеля. Эпоха схоластики.
1453 — захват Константинополя турками,
гибель Византийской империи.
1492 — Колумб достигает берегов Америки.
Флорентийское Возрождение и возобновление интереса к греческой культуре.
1543 — Коперник публикует работу «Об об- ращении небесных сфер», математически доказы- вая, что Земля вращается вокруг Солнца.
1633 — Галилей под давлением церкви отре- кается от гелиоцентрической теории Вселенной.
1641 — Декарт издает «Философские рассуж- дения»; рождение современной философии.
1677 — после смерти Спинозы выходит в свет его «Этика».
1687 — Ньютон публикует «Принципы», вво- дя понятие гравитации.
1689 — Локк пишет «Опыты о человеческом разумении». Возникновение эмпиризма.
1710 — Беркли издает «Принципы челове- ческого познания», расширяя горизонты эмпи- ризма.
1716 — смерть Лейбница.
1739-1740 — Юм публикует «Трактат о чело- веческой природе», доводя эмпиризм до его ло- гического завершения.

1781 — Кант, разбуженный от «догматическо- го сна» Юмом, пишет «Критику чистого разума».
Начало великой эпохи немецкой метафизики.
1807 — выходит в свет произведение Гегеля
«Феноменология духа», шедевр немецкой клас- сической философии.
1818 — Шопенгауэр публикует работу «Мир как воля и представление», внося в немецкую метафизику элементы индийской философии.
1889 — провозгласивший смерть Бога Ниц- ше теряет рассудок в Турине.
1921 — Витгенштейн пишет «Логико-философ- ский трактат», в котором утверждает, что нашел
«окончательное решение» проблем философии.
1920-е — Венский кружок разрабатывает ло- гический позитивизм.
1927 — издается «Бытие и время» Хайдеггера,
провозгласившего разрыв между аналитической и континентальной (европейской) философски- ми традициями.
1943 — Сартр публикует работу «Бытие и нич- то», в которой развивает мысли Хайдеггера и кла- дет начало экзистенциализму.
1953 — посмертная публикация «Философ- ских исследований» Витгенштейна. Расцвет эпо- хи лингвистического анализа.

1469 — Во Флоренции на свет появляется
Никколо Макиавелли. Приходит к власти Лорен- цо Великолепный.
1478 — Провал заговора Пацци; Лоренцо чу- дом остается в живых.
1492 — Смерть Лоренцо Великолепного. Ко- лумб достигает берегов Америки. Александр VI,
отец Чезаре Борджиа, становится папой.
1494 — Карл VIII, король Франции, направ- ляет свои войска во Флоренцию. Во Флоренции приходит к власти Савонарола.
1498 — Савонарола осужден и повешен. Ма- киавелли избран секретарем второй Канцелярии,
позднее секретарем Совета Десяти.
1500 — Макиавелли направляется с посоль- ством во Францию.
1501 — Макиавелли женится на Мариетте ди
Луиджи Корсини.
1502 — Чезаре Борджиа берет Урбино. Маки- авелли направляется с посольством ко двору Бор- джиа.
1503 — Борджиа убивает Вителли и его сообщ- ников по заговору. Смерть папы Александра VI
знаменует начало полосы неудач в жизни Чезаре
Борджиа.
1505 — Макиавелли образует войско из жите- лей Флоренции.
1508 — Макиавелли направляется с посоль- ством в Германию.

1512 — После многочисленных потрясений в Италии устанавливается равновесие власти. Фло- ренция осаждена, Содерини бежит из города,
Медичи возвращается к власти. Макиавелли ли- шен своего поста и выдворен из города.
1513 — Макиавелли замешан в заговоре,
имевшем целью свержение Джулиано Медичи.
После пыток Макиавелли выпущен из тюрьмы.
Он возвращается в свое поместье и пишет Госу-
даря.
1523 — Джулио Медичи, новый правитель
Флоренции, поручает Макиавелли выполнение незначительных заданий в других странах.
1527 — Нарушение равновесия власти в Ита- лии, захват Рима, правлению Медичи приходит конец. Макиавелли не предлагают никакого по- ста. 21 июня он умирает.
Пол Стретерн — автор многих лекций по фи- лософии и математике. В настоящее время живет в Лондоне. Лауреат премии Сомерсета Моэма,
Стретерн является автором книг по истории, а также автором пяти романов. Его статьи публи- ковались в таких знаменитых изданиях, как
Observer (Лондон) и Irish Times. Ученую степень по философии он получил в Тринити Колледже
(Дублин).

Александр Великий, 7
Аврелий, Марк, 10
Борджиа, Чезаре, 30—34
Веспуччи, Америго, 18, 20
Виллари, 25, 34
Винчи, Леонардо да, 17, 24
Вителли, 32, 33
Гучиардини, Франческо, 18, 20, 73
Данте, 11, 12
Корсини, Мариеттади Луиджи, 28—29
Кеплер, Йоганес, 18
Лоренцо Великолепный, 11, 18, 19, 20, 21,
23,24
Максимилиан I, Император, 43,44, 46
Медичи, Козимо, 15, 16
Медичи, 8,13-16,46-49
Мирандола, Пикоделла, 18
Мор, Томас: Утопия, 56
Ницше, Фридрих: Воля к власти, 80
Пытки, 47—48
Заговор Пацци, 21—23
Пацци, 8,13,21
Платон: Республика, 56, 57
Рассел, Бертран, 54; История западной фило-
софии, 81
Священный Союз, 46
Савонарола, 24—26, 64
Содерини, 25, 26, 30, 40—46
Строцци, 13

Флоренция, 8—10, 24
Оккупация Флоренции, 24
Хусейн, Саддам, 7, 59

www.infanata.org
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями!
Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах,
и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо в соответствующие организации торговли!
www.infanata.org
1   2


написать администратору сайта