Главная страница

Медиакоммуникация как культурный опыт человечества. Без названия 2. Маклюэн М. понимание медиа с. 307


Скачать 103.77 Kb.
НазваниеМаклюэн М. понимание медиа с. 307
АнкорМедиакоммуникация как культурный опыт человечества
Дата07.12.2022
Размер103.77 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБез названия 2.pdf
ТипДокументы
#833225

Телефон
изобретение телефона стало случайным звеном в цепи усилий сделать человеческую речь зримой. как известно из истории, этому посвятил всю свою жизнь Мелвилл белл – шотландско-американ- ский педагог, занимающийся разработкой метода «видимой речи» для обучения глухонемых. его сын, александр грехем белл, стал одним из изобретателей телефона, получив с 1876 по 1886 годы ряд патентов на аппаратуру в области записи в воспроизведении звука. однако само слово «телефон» появилось в 1840 году, еще до рождения изобретателя (аналогичная история была у кинематогра- фии: кинопленка с перфорациями и кинетоскоп, а также «движу- щиеся картинки» – предтеча мультипликации появились за десять лет до изобретения братьев люмьер благодаря томасу Эдисону). так и телефон, который первоначально обозначал приспособление для передачи музыкальных нот с помощью деревянных палочек. в 1870-е годы изобретатели всего мира пытались добиться передачи речи с помощью электричества параллельно с а. г. беллом. как отметил Маклюэн, телефон решился предложить свои ус- луги общественности в 1877 году одновременно с проволочным телеграфом. однако новая «телефонная группа была слаба на фоне огромных телеграфных компаний, одна из которых – “вестерн Юнион” – сразу попыталась взять телефонное обслуживание под свой контроль»
50
телефон, будучи по своей природе чрезвычайно личной фор- мой, далекой от визуальной и письменной приватности, сумел уже в начале XX века стать незаменимым инструментом в сфере ме- неджмента – на уровне управления и принятия решений. он стал незаменимым средством связи для газетного репортера, который, соединив печатную страницу с телеграфом и телефоном, повысил кпд своего труда.
50
Маклюэн М. понимание медиа... с. 307.
37 не говоря уже о том, что в XX веке он стал незаменимым сред- ством коммуникации для человека, постепенно заменяя письмо.
Радио
технический прогресс индустриальной эпохи невозможно представить и без радио. именно радио стало основой «галакти- ки» Маркони, который стал
основоположником радиотелеграфии и сыграл важную роль в распространении радио как средства коммуникации. в 1897 году Маркони получил патент на аппарат электросвязи без проводов и организовал ао
«Маркони и ко» (параллельно с ним успешные опыты по проведению сигнала при помощи электромагнитных волн проводил русский изобретатель а. с. попов). в 1901 году Маркони впервые осуществил радио- связь через атлантический океан. в 1909 году ему была присужде- на нобелевская премия. у радио, как и у других средств массовых коммуникации, есть свои секреты, своя магия. оно приходит к нам осязаемо, «с приватной и интимной прямотой взаимоотношений». у него есть магическая способность прикасаться к далекому и забыто- му через исторический или литературный текст; оно расширяет и наше восприятие современного мира. будучи мощным фактором аудитной культуры, радио гораздо больше, чем телефон и теле- граф, соперничает с письменной культурой и природой самой человеческой речи. по сути, в 1920–1940-е годы радио заметно потеснило
«галактику гутенберга» с ее письменными, визуаль- ными ценностями. с появлением радио произошли коренные изменения в драма- тургии и поэзии, в прессе, системе рекламы. нельзя проигнори- ровать и способность радио (наряду с кинематографом) «ретрай- бализировать» человечество и почти мгновенно превратить инди- видуализм в коллективизм социалистического или фашистского толка, нивелировать человеческую личность, превращая общество в «массы», «толпу». хочется обратиться к классическому примеру воздействия радио на массовое сознание, ставшему хрестоматийным. речь идет о радиоинсценировке романа английского писателя-фанта- ста герберта уэллса «война миров», которой американские пси-
38 хологи х. кэнтрилл, х. годе и х. герцог посвятили целую книгу (Hadley
Cantril with the assistance of Haxel Gaudet and Herta Herzog. The Invasion from
Mars. A study in the psychology of panic with the complete script of the famous
Orson Welles broadcast Princeton, New Jersey, 1940.) автором радиоинсценировки, осуществленной в 1938 году, был молодой орсон уэллс, который после этого приобрел такую популярность, что голливуд ему доверил постановку фильма по собственному сценарию
«гражданин кейн» (сам уэллс сыграл в нем главную роль) – история взлета и падения крупного газетного магната. Фильм имел колоссальный успех не только в сШа, но и во всем мире, войдя в 1958 году в список двенадцати

«лучших фильмов всех времен и народов». в чем все-таки особенность воз- действия радиопостановки «войны миров»? сошлюсь на описа- ние данного факта а. в. кукаркиным. автор постановки постарался в максимальной степени при- дать ей характер документальной достоверности. прежде все- го, орсон уэллс дал ей другое название – «вторжение с Марса», во-вторых, перенес место действия в америку, в-третьих, так пе- реработал роман, что на слух он воспринимался как чрезвычай- но эмоциональный, но в то же время строго хроникальный отчет о происходящих событиях. передача началась обычной танцевальной музыкой. прервав ее ненадолго, диктор, чей голос был хорошо знаком радиослу- шателям, спокойно зачитал сообщение о том, что американская обсерватория зарегистрировала несколько необычных и ярких вспышек на Марсе. вскоре музыкальная программа была вновь прервана, и диктор, на сей раз уже взволнованным голосом, сде- лал второе сообщение: на землю вблизи нью-йорка упал какой- то метеорит. в дальнейшем экстренные сенсационные опове- щения следовали одно за другим с возрастающим драматизмом. передачи якобы велись непосредственно из обсерватории, с места падения метеорита, из правительственных учреждений в вашингтоне, с крыши нью-йоркского небоскреба и т. д. диктора сменяли объятые ужасом «официальные лица», включая самого министра внутренних дел. как явствовало из их сообщений, ме- теорит оказался космическим кораблем, из которого высадились
39 полчища отвратительных и страшных марсиан. вооруженные за- гадочным оружием – «лучами смерти», пришельцы расправились с посланными навстречу им военными самолетами и воинским отрядом. Марсиане двигались к нью-йорку, уничтожая людей и все сооружения... в общем, известный роман был не настолько уж сильно переделан, чтобы его нельзя было сразу же узнать. кроме того, перед началом передачи – не говоря уже о конце – диктор ин- формировал слушателей о ее литературном характере. тем не менее эффект передачи был совершенно непредвиденным. она длилась всего час, с 8 до 9 часов вечера. однако мало кто из радиослушателей даже дослушал ее до конца и узнал о «гибели» марсиан, для организма которых оказались губительными зем- ные бактерии и микробы. передача неожиданно породила массо- вый психоз. паника охватила не только нью-йорк, но и многие другие города. население стремилось покинуть свои жилища и найти какие-нибудь убежища; нервные расстройства приводили одних людей в больницы, а других, задавленных насмерть на улицах и вокзалах обезумевшей толпой, – в морги... в полицей-
ских участках и редакциях газет беспрестанно звонили телефо- ны – американцы пытались установить истинность и размеры катастрофы...
51 произошедшие трагикомические события помогли впервые полностью осознать ту огромную силу воздействия на психологию людей, которой обладает радио. оно было тогда еще сравнительно мало изученным средством массового общения. передача, постро- енная с учетом законов разгаданной им специфики радиовещания, а также вызванные ею последствия сыграли в этом плане роль по- будительного толчка. приведенный пример и распространение радио в XX веке до- казывают, что оно является одной из высших форм коммуникации, так как обеспечивает ускорение информации, способствуя этому процессу в других сМк. Это мощная децентрализующая, плюра- листическая сила, что свойственно в целом электроэнергии и элек- трическим средствам коммуникации.


написать администратору сайта