ифыафыв. Максим Кузнецов Игорь Симдянов СанктПетербург бхвпетербург 2007
Скачать 3.13 Mb.
|
Ýêñòðàâåðò ìûñëèòåëüíûé Люди такого типа всю свою жизнедеятельность строят на основе умозаключений, к которым их приводят различные данные из внешних источников. Деятельность такого человека можно изобразить следующей схемой, приведенной на рис. П. Если у такого человека развиты лидерские качества, то он может стать известным реформатором, новатором и т. д. Другая, не очень хорошая сторона этой же медали, нередко портящая хорошую, это человек-моралист, человек-брюзга, стремящийся все и вся, и свое поведение в том числе, втиснуть в рамки созданной Ïðèëîæåíèå 2 306 им модели, в рамки своих штампов. Как правило, основными носителями этого типа являются мужчины. Рис. П. Схема деятельности экстраверта мыслительного Представить себе такого человека "с обеих сторон его медали" несложно. Допустим, вы пришли в гости к профессору- диетологу, идеей фикс которого является, скажем, мысль о пользе яблок в рационе питания человека. Первые полчаса он вам умно и доказательно расскажет о том, чем же яблоки так полезны. Ивы сами полностью осознаете, что тот факт, что вы дожили до сего времени, уделяя яблокам столь посредственное внимание, — чистая случайность. Если же любовь к яблокам у этого профессора зашла далеко, или вы задержались в гостях на свое несчастье, то будете иметь возможность лицезреть то, как он вас будет подгонять под штампы своей теории. Обосновал он, к примеру, что за один присест нужно съедать не менее пяти яблоки делать так через каждые два часа, — извольте делать. То, что вы уже после третьего яблока давитесь и после этого три дня на них вообще смотреть не можете — его не волнует совершенно. Он успокоится, и не будет читать вам мораль, только если вы эти пять яблок съедите. И через два часа, когда подойдет время следующего приема, опять съедите, если, конечно, не догадаетесь уйти до этого времени. А если и не догадаетесь, и есть не захотите, то вам будет в нравоучительном тоне прочитана лекция о вашем неправильном, и прямо скажем, местами глуповатом, поведении. Вот примерно это и называется морализмом и подгонкой под свои штампы. В крайних проявлениях, ради своего идеала такой человек может прекратить обращать внимание на свое здоровье, на окружающих, в общем, на все, что не связано сего идеалом. И ради достижения этого идеала может пройти по любым костями по своим в том числе. К этому типу принадлежат многие революционеры, борющиеся за идею. По-видимому, к такому типу принадлежали В. И. Ленин. Ýêñòðàâåðò ÷óâñòâóþùèé А этот тип наоборот, чаще встречается у женщин. Экстраверт чувствующий живет, и все решения принимает, основываясь только на своих чувствах. Чисток разуму такого человека обращаться бесполезно, ваша речь должна быть обязательно подкреплена "игрой на чувствах, те, как минимум, вы должны говорить эмоционально. Желательно с подвываниями и подвсхли- пываниями. Потому что такой человек думает чувствами, а не мыслями. Изумительный пример такого человека привел сам Юнг, когда написал высказывание одного из ярких представителей чувствующего экстраверта, который сказал так "Как я могу думать то, чего не чувствую. Если у такого человека какой-либо логический довод будет противоречить чувству, то довод будет отвергнут. Для того чтобы убедить такой тип в чем-то, нужно играть на его чувствах, а не апеллировать к логике. Допустим, вы хотите, чтобы ваша дочь, представитель такого типа, не пошла поздно вечером на дискотеку в клуб N. Говорить ей, что поздно, что время опасное, что пьяные все, что изнасиловать могут — бесполезно. А вот если выдадите ей почувствовать, что там плохо, те. создадите по отношению к этому месту у нее плохое чувство, то шансы на успех заметно повышаются. Вы можете, к примеру, беспричинно разрыдаться (конечно, лучше, если это сделает мать, и поведать, что третьего дня пьяный выродок чуть не убил там очень красивую девочку. На что дочь вам может всплакнуть вместе с вами и ответить, ну мол, ну чего убиваться, всякое бывает, не убил же. На что выговорите, как раз из-за того, что не убил вы и рыдаете, потому что лучше бы убил. (Такой поворот заставляет призадуматься даже тех, кто несильно дружит с логикой) И дальше объясняете причину вашей кровожадности, говоря, что теперь она вся в бинтах в больнице, вся порезанная, без глаз, надежды на будущую счастливую жизнь никакой, в общем все плохо и ужасно, и лучше смерть, чем такая жизнь. После этого, нужно сделать видимость того, что вы успокаиваетесь, и спокойно сказать "Ты дочка, кажется, на дискотеку Ïðèëîæåíèå 2 308 собиралась Ну иди, иди, а то я тут разрыдалась ни с того ни с сего, совсем нервы ник черту, и тебя отвлекаю, моя милая. Иди, не обращай на меня внимания, только допоздна не задерживайся. Говоря это, нужно делать вид, что никакой связи между вашими рыданиями и походом дочерина дискотеку вы абсолютно не проводите. С гарантией в 90% ваша дочь после такого не пойдет. Ïðèìå÷àíèå Экстраверт чувствующий — идеальный тип сточки зрения социального хакера. С ним можно делать практически все, что угодно, главное, потакать его чувствам. Поэтому сотрудникам служб безопасности и всем ответственным за сохранность информации, можно порекомендовать на пушечный выстрел не подпускать людей такого типа ко всяким разным секретам. Однако парадокс, но такое бывает нередко. Я долго не мог понять, почему это происходит, ведь вещь-то, казалось бы, очевидная, пока не догадался прямо спросить у одного директора, зачем он поставил на очень серьезную должность, связанную с работой с корпоративными секретами, ярко выраженного чувствующего экстраверта. Ответ меня потряс "Ты понимаешь, она хоть видно, что за работу переживает, а остальные все какие-то сухари, которым на все наплевать. Вот так, оказывается. То, что она переживает за все в принципе, начальнику ив голову не приходило. Классический пример социального хакерства в том, что такую переживательную барышню очень просто обольстить, начав переживать вместе с ней до тех пор, пока переживания по поводу обольстителя не станут чуть сильнее, чем переживания по поводу работы. После этого она будет делать все, что ей скажут. Что, кстати, и имело место быть чуть позже в приведенном примере. Насколько я в курсе, у обольстителя это заняло около недели. Он, правда, был хорошим мастером своего дела. Двухходовка выглядит так поставьте такому начальнику такую переживательную барышню, и процентов на 70 он поставит ее на какую-то значимую должность, с которой она вполне может управлять развалом фирмы. Я знаю три примера подобной успешно разыгранной комбинации. Ýêñòðàâåðò îùóùàþùèé Экстраверт ощущающий — это человек, живущий только сегодняшним днем. Более приземленного человека сложно найти он живет только в настоящем и наслаждается этим. Для того чтобы жить, он должен иметь впечатления и наслаждаться ими. Причем Ââåäåíèå â òèïîëîãèþ ëè÷íîñòè 309 впечатления эти совершенно необязательно могут быть приятными главное, чтобы они были сильными. Ну и конечно, чтобы они приходили из внешнего мира к примеру, радость появлению новой мысли, это не то впечатление, которое заинтересует ощущающего экстраверта. А вот прокатиться с ветерком на мотоцикле, на полной скорости угодить колесом в канаву, лететь потом метров 50 словно выпущенный из пушки снаряди после всего этого остаться живым — вот это самое то. Чувственный экстраверт не склонен ник славе, ник власти, ник деньгам. Самокопание и самоанализ — это тоже не его. Вообще любые внутренние характеристики им непризнаваемы: главное внешняя форма. Он любит хорошо поесть, хорошо выпить, хорошо погулять, любит гостей, может перезнакомиться с половиной мира и потом забыть половину из тех с кем познакомился. Таких людей очень много среди представителей профессий так или иначе связанных с риском и с ощущениями по типу "здесь и сейчас на флоте, в войсках спецназначения, многие из путешественников принадлежат к этому типу. Эти люди могут быстро реагировать на внештатную ситуацию, когда бы она не возникла. Если такой человек не находит себе профессию по душе, то, увы, очень часто либо спивается, либо становится "искателем приключений, которые, конечно же, находит, либо и то и другое. Ýêñòðàâåðò èíòóèòèâíûé Я в жизни мало чего добился, руководствуясь соображениями одной только логики. Д. Даррелл Очень интересный тип человека, главной характерной чертой которого является умение предвидеть. Этого человека не встретишь там, где-либо все идет по накатанной дорожке, либо поросло быльем. Он там, где все новое, необычное, неустоявшееся. Причем это новое он "чует" c потрясающей точностью. Спорить с экстравертом ощущающим относительно перспективы того или иного дела обычно не стоит, в случае же если такой человек не обделен аналитическими способностями, то его прогнозы могут сбываться сочень большой вероятностью. Другое дело, что недостаток данного типа в том, что он не все свои дела доводит до конца. И те, из представителей этого характера, кто это осознает, обычно подбирают себе команду таким образом, чтобы было кому дальше довершать и углублять дела, начатые экстравертом ощущающим. Но по части начинания новых дели выведения их на накатанную дорожку такому типу людей нет равных. Они могут и почувствовать новое, и "пробить" все трудности, которые всегда присутствуют при организации нового дела. В этом плане интуитивного экстраверта можно сравнить с ракетой-носителем, которая выводит спутники на орбиту. Преодолеть притяжение, вывести аппарат в заданную точку — это его задача. Но вот летать дальше он с ним уже не будет ему скучно, ион полетит обратно на землю за другими делами, за другими спутниками, которые надо выводить на новые орбиты. Очень часто окружающие таких людей считают авантюристами. Ив это сложно не поверить. Чувственный экстраверт может делать поступки, смысла которых окружающие не понимают и не могут просчитать, к примеру, резко менять род деятельности, вдруг начать делать какое-то дело, которое раньше делать не собирался, или наоборот перестать делать уже начатое дело. Однако это совершенно не значит, что поступки делаются необдуманно. Слова Д. Даррелла, одного из ярких представителей типа интуитивных экстравертов, вынесенные в эпиграф к этому разделу, очень хорошо характеризуют манеру поведения и ведения дел экстравертом интуитивным. Если вдруг такой человек резко прекратил или стал что-то делать, это значит, что ему это подсказала интуиция. Хотя они сам пока не может объяснить, почему он так сделал, но лучше с ним не спорить в таких вещах он ошибается редко. Если он стал что-то делать, значит почувствовал, что за этим новым делом кроются большие перспективы, а если перестал, значит почувствовал бесперспективность этого дела. Нередко также окружающие считают таких людей "плюющими" на чужие убеждения и взгляды и признающими только свой взгляд на окружающую действительность. И хотя со стороны именно таки может показаться, тут дело совсем не в том, что данный тип очень самозациклен. Да, такие люди могут резко и жестко оборвать окружающих, к примеру, на совещании, сказав, Ââåäåíèå â òèïîëîãèþ ëè÷íîñòè 311 скажем, вовремя обсуждения нового дела "Хватит сопли жевать, все уже понятно, надо дело делать. И то, что на мнение "сопли- жующих" им в этот момент наплевать — это тоже правда. Дело тут в том, что у такого человека один критерий истины "Практика. Прямо по Марксу. Эти люди очень большие реалисты, и абстрактные рассуждения типа "А вот может, если посмотреть с другой стороны" их раздражают, потому что им самим интуиция и практический опыт уже подсказали, может или не может и с какой стороны на это надо смотреть. А поскольку интуиция их имеет сугубо практическую направленность и основана на реализме, а не на каких-то абстрактных положениях, то ошибаются в таких вещах они редко. И прекрасно это знают. Ïðèìå÷àíèå Как правило, основные социальные хакеры принадлежат либо к описываемому типу, либо к типу экстравертов ощущающих. Среди представителей этого типа очень много известных бизнесменов, политиков, артистов, добившихся выдающихся результатов Э. Кречмер — известный немецкий психиатр. Ежедневно пропуская через себя огромное количество больных, Кречмер заметил, что болеющие шизофренией выглядят, ведут себя несовершенно так, как больные маниакально-депрессивным психозом. Вернее, не "не так, а именно противоположно. Та же противоположность наблюдается ив телосложении, ив семейной атмосфере, и практически во всем. Ïðèìå÷àíèå Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз — это два самых "главных психоза. Применительно к шизофрении часто употребляют термин "расщепление личности, буквальный же перевод этого слова — "расщепление души. При маниакально-депрес- сивном психозе (его еще называют циркулярным психозом) поведение больного характеризуется резкими колебаниями настроения и тонуса от маниакального подъема до жуткой депрессии (отсюда и название маниакально-депрессивный). Ïðèëîæåíèå 2 312 Рассуждая таким образом, Кречмер пришел к выводу, который очень грубо можно сформулировать примерно так "Кому суждено заболеть шизофренией, тот сочень большой вероятностью никогда не впадет в маниакально-депрессивное состояние. Таким образом, по сути, все психические больные оказались разделенными на два больших лагеря, которые между собой никак не пересекались. Это первое, что сделал Кречмер. Второй его вывод еще более интересен он как бы соединил здоровье и болезнь, продемонстрировав очень простую вещь то, что болезнь это прибежище крайних вариантов психофизической организации темперамента, характера и т. д) человека. И вот обобщив оба этих вывода, Кречмер придумал свою знаменитую ось "шизо-цикло", которую часто называют шкалой Креч- мера (рис. П. Рис. П. Шкала Кречмера Итак, Кречмер разделил всех людей на две большие категории тех, у кого присутствует цикло-радикал, и тех, у кого шизо- Ââåäåíèå â òèïîëîãèþ ëè÷íîñòè 313 радикал. Если человеку суждено заболеть, то люди с цикло-ради- калом заболеют маниакально-депрессивным психозом, а крайним, болезненным, вариантом развития шизо-радикала будет шизофрения. В середине находится обыкновенный средний здоровый человеку которого шизо- и цикло-радикалы примерно уравновешены (таких людей очень много) и который по теории Кречмера имеет равные шансы заболеть или тем или другим. Шансы чем-либо заболеть, в том случае, если человек находится на оси Кречмера около нуля, и никак небольшие. Если идти дальше вверх по шкале, тонам встретится шизотимик. Это абсолютно здоровый человек, однако в его темпераменте (поведении) уже можно проследить шизо-радикал. Это все еще область чистой нормы, даже наоборот психика шизотимика может быть устойчивее психики человека, который на шкале располагается вблизи нуля. Дальше по шкале идет шизоид. Это уже почти грань при неблагоприятной ситуации (скажем, в результате пьянства, плохих отношений в семье и т. д) у такого человека может развиться шизофреническое расстройство. Но именно может Слово "может" — слово вероятностное, и это абсолютно не значит, что шизоид должен заболеть к шизофрении, как болезни, шизоид не имеет никакого отношения суть в том, что человек такого типа с немалой долей вероятности при неблагоприятном развитии ситуации заболеет. И заболеет шизофренией. Если от нуля идти вниз по шкале, тонам встретятся циклотимик и циклоид соответственно, носители цикло-радикалов. Степени отличия между циклотимиками и ними точно такие же, как между шизотимиками и шизоидами. Циклотимик — здоровый человек, в темпераменте которого уже можно проследить шизо- радикала. Циклоид уже ближе к грани, хотя, как ив случае с ши- зоидом, к болезни не имеет никакого отношения. Но при неблагоприятном развитии ситуации шансов заболеть у него больше, чему того же циклотимика, и тем более чему тех, кто в районе нуля. И заболеет циклоид, если ему это суждено, маниакально- депрессивным психозом. Теперь, рассмотрев шкалу Кречмера, поговорим о том, какие качества характера присущи людям с теми или иными радикалами. Основное различие в том, что если у циклотимика колебания настроения происходят между радостью и печалью, то у шизотими- Ïðèëîæåíèå 2 314 ка — между чувствительностью и холодностью. Если, к примеру, рассмотреть периоды работоспособности-неработоспособности, которые бывают почти у всех людей, то циклотимик скажет вам, что он сегодня не может работать, потому что "глаза ни на что не глядят, потому что упадок духа, состояние, в котором хочется просто валяться на диване и плевать в потолок. У шизотимика по-другому — у него колебания между острым умственным восприятием и умственной тупостью. И если его настиг период неработоспособности, то причина не в снижении эмоционального фона, как у циклотимика, а в том, что "мозг сегодня просто отказывается соображать. Шизотимные люди более ориентированны на свой внутренний мир, циклотимики же, как правило, живут и находят себя в мире реальном. Несложно провести параллель с интровертами и экстравертами шизотимики, как правило, интроверты, люди же цик- лотимной направленности тяготеют к экстраверсии. По-разному проявляются оба этих типа ив общении. С циклоти- миками общаться легко поговоришь пять минут с человеком, и кажется, что всю жизнь с ним знаком. О шизотимике так не скажешь общение с ним гораздо труднее. Во-первых, это люди, ориентированные на внутренний мири, являясь, как правило, интровертами, не спешат приоткрывать ворота своей души. Но даже если шизотимик сам изо всех сил хочет общаться, хочет преодолеть свою замкнутость, то получается это у него как-то неуклюже непринужденного, "по накатанной, общения, как с циклотимиком, здесь не дождешься. В общении шизотимика (шизоида), образно говоря, или чего-то не хватает, или наоборот чего-то слишком много. Циклотимики — душевные и отзывчивые люди, легко откликающиеся на внешние факторы они могут и порадоваться, и погоревать, и поплакать, и посмеяться. Они простые люди, в хорошем смысле этого слова их чувства и мотивы вполне понятны окружающим. Про шизотимиков и шизоидов такого не скажешь с таким человеком можно прожить всю жизнь, но так его и не узнать до конца. Очень образно шизоидных людей описывал сам Кречмер, сказав, к примеру, что распознать их можно по "налету Ââåäåíèå â òèïîëîãèþ ëè÷íîñòè 315 аристократической холодности. Он же писал, что "многие шизоидные люди подобны домам с закрытыми от яркого солнца ставнями, где в полусумраке внутренних помещений идут пиршества. Точнее не скажешь. Кречмер писал, что шизоидные люди всегда как бы закрыты маской. И что за этой маской угадать сложно. Там могут быть и "пиршества, а может быть и "угасающее настроение, — ничего, кроме обломков зияющей душевной пустоты или мертвящего дыхания холодной бездушности. Поведение шизоидных людей сложно предсказуемо. Это — "вещи в себе, пользуясь терминологией философа И. Канта, кстати, одного из ярких и известных представителей шизоидного племени. С шизоидными людьми всегда нужно быть несколько настороженным, потому что не знаешь, какой "фортель они "выкинут" в следующий момент. Кречмер в своей работе приводит очень образные примеры шизоидной непредсказуемости. Бывают шизоидные люди, о которых после десятилетий совместной жизни нельзя сказать, что мы их знаем. Робкая, кроткая как ягненок, девушка служит в течение нескольких месяцев в доме, она послушна, нежна со всеми. Однажды утром находят троих детей убитыми в доме. Дом в пламени, она не расстроена психически, она знает все. Улыбается без причины, когда признается в преступлении. Молодой человек, бесцельно проводит свои молодые годы. Он так вяли неуклюж, что хочется растолкать его. Он смущенно, несколько иронически улыбается. Ничего не говорит. А в один прекрасный день появляется томик его стихотворений с нежнейшим настроением. Вот таковы шизоидные люди. Если вы руководитель, и у вас работает человек шизоидной направленности, тоне удивляйтесь, когда однажды ни с того ни с сего он придет к вами подаст заявление об увольнении. На ваши недоуменные вопросы "В чем дело" он может смущенно пожать плечами, криво улыбнуться и сказать что-то типа "Нив чем. Просто так получилось. Предсказать действия шизоида или "договориться" c ним весьма непросто уже нужна некоторая психологическая квалификация. С циклотимиками, в этом плане, конечно, и работать и существовать проще. Но если хотите, чтобы была глубина — придется общаться с шизотимиками и шизоидами. Но, повторимся — в налаживании отношений сними дружескими похлопываниями по плечу и совместной вечеринкой не обойдешься, как это можно сделать в случае с циклотимиком. На волну шизотимика нужно настраиваться. |