Главная страница

Волошин в Крыму. Волошин. Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении КириенкоВолошин)


Скачать 18.19 Kb.
НазваниеМаксимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении КириенкоВолошин)
АнкорВолошин в Крыму
Дата19.09.2021
Размер18.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВолошин.docx
ТипБиография
#234179

Волошин Максимилиан Александрович

Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин (фамилия при рождении — Кирие́нко-Воло́шин) — русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик. Жил с 1877 по 1932 (55 лет).

Биография

Родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве. Отец — Кириенко-Волошин, Александр Максимович (1838—1881), юрист, коллежский советник. Мать — Елена Оттобальдовна Глазер (1850—1923), немка. Дед — Оттобальд Андреевич Глазер (1809–1873), инженер-полковник. Раннее детство прошло в Таганроге, Севастополе, Москве.

Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с сыном перебрались в Москву.

«Конец отрочества отравлен гимназией», – писал поэт, которому учеба была не в радость. Зато он с упоением отдавался чтению. Сначала Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь и Достоевский, позднее – Байрон и Эдгар По.

В 1897 году по настоянию матери Максимилиан Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился недолго. Примкнув к Всероссийской студенческой забастовке, был отстранен от занятий в 1899 году за «отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность» и выслан в Феодосию.

В последующие два года Волошин совершил несколько путешествий в Европу. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. А заодно передумал восстанавливаться в университете и решил заняться самообразованием. Странствия и ненасытная жажда познания окружающего мира стали тем двигателем, благодаря которому и раскрылись все грани дарования Волошина.

В 1910 году в Москве вышел первый сборник «Стихотворения. 1900—1910». В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре «Лики творчества»; в 1915 году — книга страстных стихотворений об ужасе войны «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он всё больше внимания уделял занятиям живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, выставлял свои работы на выставках «Мира искусства».

13 февраля 1913 года в Политехническом музее Волошин прочитал публичную лекцию «О художественной ценности пострадавшей картины Репина», в которой им была высказана мысль, что в самой картине «таятся саморазрушительные силы», что именно её содержание и художественная форма вызвали агрессию против неё.

В январе 1915 года уехал в Париж, где вышел его сборник «Anno mundi ardentis 1915», изобразивший «ужас разъярившихся времён».

Весной 1916 года вернулся в Россию, в начале 1917 года представил свои картины на выставке «Мир искусства», выдвинул проект Всероссийского союза художников. В Крыму с апреля 1917 года.

Жизнь в Крыму

После революции Максимилиан Александрович Волошин поселился в Крыму в 1903 году, в возрасте 26 лет. На участке земли возле моря он выстроил дом, на втором этаже которого обустроил мастерскую, посадил деревья.

Коктебель не сразу пришелся Волошину по душе, много лет странствий понадобились поэту, чтобы понять красоту и неповторимость этого места. «Коктебель — родина моего духа», в последствии говорил Волошин.

Почти тридцать лет прожил поэт в Коктебеле, написав множество прекрасных стихотворений и акварелей о Крыме. В 20 веке Коктебель получил всемирное признание. Поселок стал местом паломничества любителей поэзии, литераторов, ученых. Каждое лето Коктебель из крошечного поселка превращался во вторую литературную столицу.

Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, всеорганизующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи.

В своем доме Волошин радушно принимал многих знаменитых гостей, среди которых были Николай Гумилев, Марина Цветаева, Александр Блок, Иван Бунин, и многие другие выдающиеся личности: поэты, писатели, художники, архитекторы, живописцы. Двери дома Волошина были открыты для всех.

Сегодня дом-музей Волошина, хранящий обаяние целой эпохи, открыт для посещения. В музее, как и при жизни Максимилиана Александровича, многолюдно; здесь часто проходят литературные чтения, конкурсы, фестивали.

Могила Волошина находится в трех километрах от его дома, по воле самого поэта его похоронили на горе Кучук-Енишар. С горы хорошо просматриваются очертания древнего вулкана Кара-Даг, красота которого была столь вдохновительной для поэта. И кажется, что сама природа в память о великом человеке создала на склонах Кара-Дага каменный профиль лица Максимилиана Волошина. Волошин успел оставить просьбу потомкам. Он просил приносить к могиле камни — самоцветы, гальку и другие, которые коллекционировал всю жизнь. Поэтому рядом с надгробием лежат целые россыпи различных камней, принесенных местными жителями и туристами. Многие люди наносят на камни надписи со своими мечтами. Они надеются, что дух Максимилиана, который умел воплощать в реальность самые смелые мечты и видел проявление божественного начала в земном мире, поможет и им претворить в жизнь их сокровенные желания и обрести гармонию с миром.


написать администратору сайта