Главная страница
Навигация по странице:

  • существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней

  • «экзистенциальной обусловленности знания

  • Маннгейм подчеркивает, что его теоретический вклад в социологию знания разделяется на две части

  • СН_К. Мангейм_13.04.2021. Мангеймовское понимание социологии знания. Проблема социологии знания. Идеология и утопия


    Скачать 27.2 Kb.
    НазваниеМангеймовское понимание социологии знания. Проблема социологии знания. Идеология и утопия
    Дата17.04.2021
    Размер27.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСН_К. Мангейм_13.04.2021.docx
    ТипУтопия
    #195684

    Мангеймовское понимание социологии знания. «Проблема социологии знания». «Идеология и утопия»

    Карл Мангейм (1893-1947). Родился в Венгрии, потом Мангейм был вынужден переехать сначала в Германию, а потом — в Англию. Испытал влияние идей Маркса, Вебера, Зиммеля, Лукача. Взгляды Мангейма противоречивы и менялись в течение жизни. Основные работы: «Идеология и утопия», «Диагноз нашего времени», «Идеология и утопия».

    Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Социология знания стремится понять мышление в его конкретной связи с исторической и социальной ситуацией, в рамках которой лишь постепенно возникает индивидуально-дифференцированное мышление. Люди мыслят в определенных группах, которые разработали специфический стиль мышления в ходе бесконечного ряда реакций на типичные ситуации, характеризующие общую для них позицию. Индивид участвует в процессе мышления, возникшем задолго до него, находит сложившуюся ситуацию и обнаруживает в ней уже сформированные модели мышления и поведения.

    Конкретно существующие формы мышления не вырываются из контекста того коллективного действия, посредством которого мы в духовном смысле открываем мир. Индивиды действуют совместно – друг с другом и друг против друга – в различных по своей организации группах и, совершая эти действия, мыслят друг с другом и друг против друга. Эти связанные в группы индивиды стремятся в соответствии с характером и положением группы, к которой они принадлежат, либо изменить окружающий их мир природы и общества, либо сохранить его в существующем виде.

    В качестве теории она стремится поставить и разработать учение о так называемой «экзистенциальной обусловленности знания», в качестве историко-социологического исследования - проследить эту «обусловленность» применительно к различным содержаниям знания в прошлом и настоящем.

    Маннгейм подчеркивает, что его теоретический вклад в социологию знания разделяется на две части:

    1. самостоятельный вклад, включающий «чисто эмпирические исследования посредством описания и структурного анализа реального влияния социальных взаимоотношений на мышление»,

    2. эпистемологическое исследование влияния этих взаимоотношений на действительность

    В Англии, начиная с 1930-х гг., Карл Мангейм разрабатывал различные теоре­тические идеи социологии знания. Социология «стремится с самого начала толковать индивидуальную активность во всех сферах в контексте группового опыта». Социология знания — теорию социальной или экзистенциальной обусловленности мышления. Социология знания изучает взаимоотношения между мышлением и обществом и относится к социальному познанию. Познание с самого начала является общим процессом групповой жизни, в котором каждый открывает свои знания в структуре общей судьбы, общей деятельности, преодолевая общие трудности

    Для Мангейма знание определяется су­ществованием в обществе.

    Маннгейм различал два подхода к объектам культуры и интеллектуальным явлениям. Они могут быть поняты как бы изнутри таким образом, чтобы их имманентные значения открылись исследователю; второй подход как бы извне, как отражение социального процесса, в который неизбежно включен каждый индивид.

    Маннгейм считал, что все идеи, даже истины относительны и, соответственно, подвержены влиянию социальной или исторической ситуации, из которой они возникают. Сам факт, что каждый мыслитель связан с конкретной группой в обществе, что он имеет определенный статус и исполняет конкретную социальную роль, определяет его интеллектуальный кругозор. Реляционизм Мангейма. Реляционизм означает, что любой интеллектуальный феномен подвергается анализу с точки зрения порождающей их социальной структуры. Факт, что пространственная мера зависит от природы света, не означает, что все наши меры произвольны. Так, реляционизм не означает отсутствия критериев истины - он означает лишь, что последние зависят от природы суждений, что нет абсолютных формулировок, а есть критерии, взятые в перспективе определенной ситуации.

    Идеи имеют корни в различных отрезках исторического времени и социальной структуры, поэтому мышление неизбежно является перспективным. Перспектива обозначает способ, при помощи которого индивид видит объект, событие, что он воспринимает в нем и как он истолковывает его.

    Человеческое мышление зависит от ситуации.

    Различаются не только основные ориентации, оценки и содержание идей, но и способ постановки проблемы, тип сделанного подхода и даже категории, в которых опыт подытожен, накоплен и собран в определенный порядок в зависимости от социального положения. Модели познания связываются с социальной позицией участников.

    Позже Мангейм начинает рассматривать специфическое мышление определенных классов, различные отношения поколений к идеям.

    Истина утверждения может быть установлена только в результате исследования социального положения его автора.

    В средний период жизни Мангейм утверждал, что мышление всегда носит идеологический характер.

    Мангейм утверждал, хотя все слои и группы общества воспроизводят идеи, зависимые от экзистенциальной позиции их сторонников, существует и другой тип людей — «социально обособленная интеллигенция» , способная к неискаженному и глубокому мышлению, к подлинному знанию.

    «В каждом обществе есть социальные группы — главная задача заключается в том, чтобы создать для данного общества интерпретацию мира». Что особенно важно при этом — характерной чертой их мышления является «относительная отдаленность от открытых конфликтов повседневной жизни», т.е. мышление это «академично»[6]. Социолог верит в особые способности интеллигенции, которая потенциально может освободиться от привязанности мышления к своему экзистенциальному существованию и тем самым адекватно интерпретировать реалии, но крайней мере, в определенный исторический отрезок времени;

    Интеллигенция — социальная страта, которая в силу своего объективного положения в обществе способна преодолеть «идеологическое и политическое недоверие».

    «Идеология и утопия» принадлежит перу классика социологической мысли Карла Мангейма. Она оказала значительное влияние на развитие современной социальной теории, особенно на социологию знания. Разрабатывая социологическое понимание мышления, автор занимается проблемой политической и социальной детерминированности познания. Социология знания достигает высокого уровня анализа идей — путем определения их интенций и контекста появления в общественной мысли, благодаря чему выявляет их идеологический и утопический элементы. Мангейм предлагает свой вариант синтеза различных утопических и идеологических аспектов влиятельных политических теорий, который предполагает разработку политической науки и научный «диагноз времени». Вопрос возможности преодоления идеологии и утопии в социальной практике автор оставляет открытым, хотя одним из условий такого преодоления он признает приостановку развития общества. Одновременно автор предостерегает, что утрата этих «двух типов трансценденции» может иметь неоднозначные последствия для социума.

    Основная тема книги, написанная Карлом Мангеймом в 1929 году, это противопоставление утопии идеологии. Утопией Мангейм называет «трансцендентной по отношению к реальности ориентацию, которая взрывает существующий порядок»; тогда как идеология «стремится к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни».

    Задача данной книги показать, как люди действительно мыслят. Автор стремится исследовать мышление не в том виде, как оно представлено в учебниках логики, но как оно действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике. Когда философы писали о мышлении, они исходили, прежде всего, из истории своего предмета, из истории философии или из определенных сфер знания. Этот тип мышления может быть применен лишь в определенных условиях, и данные, которые получены в результате изучения названного мышления, не могут быть просто перенесены на другие сферы жизни. Этот специфический тип мышления не удовлетворяет людей стремящихся познать и изменить мир. В процессе своей деятельности люди сумели разработать разнообразные методы экспериментального и духовного проникновения в окружающий их мир «Социальное знание», но они остались непознанными и недоступными рациональному контролю и критике.

    Автор говорит о том, что есть групповое мышление, которое довлеет над мышлением индивидуума, так как один человек мыслит на основании того контекста который был заложен его предками, поэтому утверждать что индивид мыслит, вообще неверно, он лишь участвует в некоем процессе мышления, возникшем задолго до него. Индивиды, связанные в группы мыслят как друг с другом, так и друг против друга там самым либо изменяют внешнюю среду, либо сохраняют ее в прежнем виде. Эта коллективная деятельность и способствует возникновению проблем, понятий и форм мышления людей определенной группы. То есть создание различных теоретических подходов и.т.д

    Только общая демократизация, а не просто социальное продвижение, пусть даже значительное, отдельных лиц может привести к тому, что возвышение низших слоев повлечет за собой общественное признание их мышлении. Лишь процесс демократизации создает возможность того, что образ мышления низших слоев, не имевший ранее общественной значимости, теперь впервые обретает значимости престиж. С того момента, когда эта стадия демократизации достигнута, методы мышления и идеи низших слоев впервые могут быть противопоставлены идеям господствующего слоя на равном уровне значимости, и только теперь эти идеи и формы мышления могут заставить человека, мыслящего в их рамках, подвергнуть фундаментальному переосмыслению объекты своего мира. Столкновение различных типов мышления, каждый из которых в равной степени претендует на репрезентативность, впервые делает возможной постановку столь рокового и столь фундаментального. Для истории мышления вопроса, а именно: как могут идентичные процессы мышления людей, объектом которых является один и тот же мир, создавать различные концепции этого мира.


    написать администратору сайта