Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Социальные последствия маргинальности.

  • Список литературы

  • Маргинальность личности как социокультурный феномен. Маргинальность личности как социокультурный феномен


    Скачать 75.01 Kb.
    НазваниеМаргинальность личности как социокультурный феномен
    Дата13.05.2023
    Размер75.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМаргинальность личности как социокультурный феномен.docx
    ТипКурсовая
    #1126722
    страница2 из 2
    1   2
    ГЛАВА 2. Анализ маргинализации личности в Российской Федерации.

    2.1 Анализ процесса маргинализации в современном обществе.

    Маргинализацией называется «процесс увеличения объема и влияния»[3] маргинальной части населения. В разные исторические периоды маргинализации подвергались все существовавшие общества. Феномен маргинализации связан с переходными состояниями общества, а так же с его развитием. Главными чертами данного феномена являются: разрыв социальных связей, социальное отчуждение, связь с изменениями в социальной структуре, пограничность состояния объекта в системе социальных элементов.

    Проблема маргинализации является весьма многогранной, многоаспектной

    и методологически неоднозначной, что в значительной степени затрудняет анализ и оценку процессов маргинализации, протекающих в современном российском обществе.

    Проблема маргинализации тесно связана, как с органично включенными в существование любой социальной структуры трансформациями, процессами социальной мобильности, развития и усложнения социальной структуры, общественного прогресса, так и с деструктивными кризисными явлениями, социальной эксклюзией, атомизацией социальной структуры общества, вытеснением населения на так называемое «социальное дно». Для того чтобы перейти непосредственно к рассмотрению процессов маргинализации, имеющих место в современной России, необходимо проанализировать историю постановки и изучения проблемы маргинализации в истории социологии,

    а так же основные методологические подходы к ее изучению.

    В первую очередь, можно сказать о том, что постановка проблемы маргинализации в социологии принадлежит Г. Зиммелю [4] (хотя в то время терминологически она так не называлась). Зиммель в основных чертах обрисовал феномен маргинала, рассматривая характеристики такого социального типа, как «чужак». Зиммель наделил своего «чужака» такими чертами, как объективность, беспристрастность, новаторский потенциал, способность занимать лидирующие позиции. Среди негативных черт Георг Зиммель отметил конфликтогенность маргинального состояния.

    В социологический обиход сам термин «маргинальный человек» впервые

    был введен Р. Парком [5], видным представителем Чикагской социологической школы, в связи с изучением процессов миграции. Р.Парк Обратил внимание на социокультурный и личностный аспекты маргинализации, уделил много внимания анализу социально-экономических факторов, влияющих на формирование маргинальности, в частности процессам развития рыночной экономики, трансформационным процессам и процессам урбанизации. Среди главных черт маргинальной личности Р. Парк отметил более широкий кругозор, большую степень цивилизованности, связь с социальными трансформациями, пространственными перемещениями, урбанизацией. Для Р. Парка

    маргинал – доминирующий тип городского жителя. Главным аспектом изучения маргинальности для Парка стала культурная магринальность, место маргинальных элементов в межкультурном взаимодействии. Э. Стоунквист [6] главное внимание обратил на характеристики социокультурного конфликта, в условия которого попадает человек, становясь маргиналом; Стоунквист выделил фазы эволюции маргинализации человека, первая из которых – стадия «впитывания» новой культурной среды, вторая – стадия осознания и переживания культурного конфликта, третья и последняя – попытки преодоления маргинальной ситуации. А. Шютц [7] рассмотрел основные причины и механизмы приобретения индивидом статуса «чужака» с точки зрения функционирования социокультурных паттернов, преодоления «привычного» типа

    мышления и традиционной социокультурной установки. В отечественной социологии большое внимание было уделено выявлению причин маргиналиции (Е.Н. Стариков [8]), рассмотрению маргинализационных процессов в условиях странсформирующейся социальной структуры, процессов идентификации (З.Т. Голенкова, Е.Д. Игихтанян [9]). Е.Н. Стариков и И.П. Попова [10] разработали основные подходы типологизации маргиналов.

    Можно отметить, что маргинализацией называется процесс перемещения

    социальных элементов, – как на уровне личности, так и на уровне целой социальной группы, – с привычных мест в социальной структуре общества.

    Маргинализация является органичным для каждого общества явлением, имеющим как положительные, так и отрицательные черты, процесс маргинализации связан с процессами социальной мобильности, – как горизонтальной, так

    и вертикальной. С развитием и усложнением общественной структуры этот

    процесс ускоряется и интенсифицируется, как и в связи с любыми социально-экономическими, политическими, либо культурными трансформациями

    общества. Важной стороной маргинализации является ее фактическая «принудительность». В социологии выделяются три типа маргинальности:

    культурная маргинальность, социальная или структурная маргинальность,

    маргинальность социальной роли. Главными чертами маргинализации являются: разрыв социальных связей, связь с изменениями в социальной структуре, пограничность состояния объекта в системе социальных элементов.

    Среди конструктивных эффектов маргинализации можно отметить: творческий потенциал; способность к фильтрации и рациональному отбору культурных ценностей; преодоление традиционного типа мышления, инновационный потенциал, рационализация мира. Негативными эффектами маргинализации являются ее конфликтогенность, а так же дестабилизация социальной структуры. Негативными последствиями маргинализации, которые имеют место в современном российском обществе, можно так же назвать многочисленную нисходящую социальную мобильность, сопровождающуюся вытеснением населения на так называемое «социальное дно». Маргинализация

    может происходить как на объективном (под воздействием внешних причин),

    так и на субъективном уровне (под влиянием внутренних особенностей, таких как степень адаптированности, самооценка своего социального положения и др.), а так же на групповом и индивидуальном уровнях.

    В социологии существует множество критериев типологизации маргинальных групп от типа адаптации, типа сознания и поведения, уровня маргинальности, длительности пребывания в состоянии маргинальности, до принадлежности к тому или иному типу маргинальности. Маргиналы в большей степени способны к преодолению социальной дистанции, чем закрепленные в стандартной системе социальных координат индивиды и социальные группы, так как могут использовать дополнительные «социальные лифты», нетипичные для данного общества. Функционально, маргинальные элементы общества представляют собой основу для формирования новых социальных групп, соответствующим новым общественным потребностям, так же служат для рационализации жизни общества, трансформации и модификации его социальной и культурной жизни. Кроме того, маргинальные элементы могут осуществлять функцию культурного синтеза и отбора. Однако критическая удельная доля маргинальных элементов в социальной структуре общества приводит к его дестабилизации и увеличению социальной энтропии, атомизации общественной структуры, социальной эксклюзии.

    Плюрализация социальной-экономической и культурной жизни общества приводит к увеличению доли маргинальных элементов в социальной

    структуре, что так же является естественным процессом. Однако в нашей

    стране на современном этапе ее развития, процессы маргинализации обладают высокой степенью интенсивности. Усложнение социальной структуры, ускорение социальных процессов, являющиеся следствием развития общества так же выступают факторами маргинализации. Применительно к современной социальной реальности, в том числе российской, можно говорить о всеобщей маргинализации.

    Чем выше дифференциация общества, чем больше слабо отграниченных друг от друга «групп» спонтанно создают и закрепляют свои частные «жизненные миры» и свои особые «социальные логики», не имеющие ясно обозначенных границ применимости, чем более замкнуты и обособлены друг от друга индивиды, создающие в непосредственных взаимодействиях друг с другом «жизненные миры», тем маловероятнее возможность конгруэнтности их представлений, норм, ценностей и т.п. и, тем выше возможность попадания в «двойной зажим» индивида, вынужденного по тем или иным мотивам

    выходить за границы своего привычного круга общения и привычного жизненного мира»[11].

    Актуальность проблемы маргинализации связана с трансформациями,

    происходящими как на глобальном, так и на локальном уровнях. На международном уровне она обусловлена многими современными трансформационными процессами, среди которых можно выделить глобализацию, которая влечет за собой увеличение числа мигрантов, которые априорно являются маргиналами, как в культурном, так и в социальном планах; глобализация во многом приводит к разрушению определенного уровня социальной идентичности, связанной с осознанием себя в качестве гражданина определенного государства. Трансформация уровней идентичности, сопровождающая процессы глобализации и регионализации так же вносят свой вклад в усиление процессов маргинализации. Так же эти процессы приводят к трансформации локальных этнических

    культур, во многом, к вытеснению их за счет повышения степени влияния

    западной культуры, что так же приводит к культурной маргинализации, в то же

    время массовая культура является маргинализирующим фактором.

    Изменение института семьи привело к увеличению числа разводов, а значит и к увеличению детей из неполных семей, являющихся потенциальными

    маргиналами. Актуальность проблемы маргинализации в нашей стране обусловлена как всеми перечисленными выше факторами, так и комплексом факторов, свойственным всем обществам, переживающим трансформацию от тоталитарного индустриального к постиндустриальному демократическому. Российское общество вообще еще с древности стоит на границе между Востоком и Западом, то есть, является пограничным или маргинальным в культурном плане в общемировом масштабе.

    На протяжении двадцатого столетия Россия претерпела такое количество

    социальных потрясений, которое не происходило ни в одной другой стране

    мира: Первая мировая война, революция 1905 г., революция 1917 г., Гражданская война, Великая Отечественная война, переход от Тоталитаризма к демократии в 90-е гг. К началу ХХ в. Россия была обществом с только начавшим формироваться феодальным капитализмом. Подавляющей частью населения были крестьяне, рабочий класс только начинал формироваться. Затем произошли революции, приведшие к ломке существовавших классов. Затем произошла еще большая маргинализация уже Советского общества. Эту проблему подробно рассмотрел Е.Н. Стариков [8] Главными виновниками

    деклассированности и аморфности советского общества он назвал редистрибутивную систему, отсутствие гражданских прав личности, паразитический

    бюрократический аппарат.

    Среди основных причин маргинализированности советского общества Е.Н.

    Стариков выделил следующие: 1)Миграции населения без соответствующего

    развертывания инфраструктуры. Во время гражданской войны были практически полностью уничтожены наиболее активные элементы российского общества, вследствие чего «рабочий класс перестал быть «классом для себя» и вернулся в аморфное состояние «класса в себе» [8]. Затем произошла пауперизация рабочего класса, рурализация городов, развертывание «барачной» субкультуры, а так же замена «европейской» парадигмы развития архаичной дистрибутивной моделью. Разрушение гражданского общества. Распространение паразитарноиждивенческой модели поведения сверху вниз. Превращение люмпен – пролетариата в правящий класс в купе с редистрибутивным «Аппаратом» привело к рождению «иждивенческо – потребительской этики» и разрушению трудовой мотивации. Кризис семьи и маргинализация биосоциальных групп.

    В более поздних работах Е.Н. Стариков рассмотрел основные причины маргинализации нашего общества, отметил, что отличительной чертой российского общества является тотальная маргинализация, затронувшая все слои общества, выполнил анализ трансформации социальной структуры в середине – конце 90-х гг., выделил черты классогенеза, присущие России (всеобщая маргинализация, «нечеткость, расплывчатость, «смазанность» социальных границ», «фрагментарность всех вновь возникающих классов и социальных групп, доходящие до их внутренней поляризации», «кастовость» элит, опору не на закон, а на «нелегитимное право», основанное на силе, превращение в нашей стране криминальных структур во «всеохватывающую сердцевину в системе общественных отношений», поляризация населения, рост национальной нетерпимости, отсутствие использования социального потенциала для формирования среднего класса, оттеснение слоев населения, которые могут стать основой для его формирования на «социальную периферию» и др. [12]), а так же новые появляющиеся в структуре слои населения.

    Таким образом, еще в советский период, российское общество было в высокой степени подвержено процессам маргинализации. После смены власти в 1991 г., произошла резкая смена патерналистской политики власти на либеральную без соответствующей подготовки населения к подобным изменениям, что так же увеличило количество маргинализирующих факторов и значительно усложнило процесс адаптации к новым условиям, в особенности к новым условиям на рынке труда. Кроме того, как было отмечено выше, произошло изменение состава и места в обществе всех групп населения, как в объективном, так и субъективном ракурсе, которое было обусловлено переходом от тоталитарного индустриального общества к постиндустриальному демократическому.

    В течение 90-х гг. население России несколько раз было разорено, были утрачены не только наличные деньги, но и все вклады населения. Это привело к обнищанию широких слоев населения, разочарованию, отчаянию, цинизму, деклассированности и маргинализации и без того достаточно аморфного общества, подорванного паразитической рестрибутивной системой. Так же факторами маргинализации современного российского общества является алкоголизация населения, бюрократизированность всех структур, коррупция, недостаточная разработанность законодательства, которое в какой-то мере нарушается широкими слоями населения, начиная от правил дорожного движения и заканчивая семейным кодексом, доминирование «теневой» стороны экономики над «не теневой»- даже при оформлении кредита учитывают т.н. «серую зарплату».

    Среди объективных факторов, способствующих маргинализации нашего общества как одного из посттоталитарных государств, можно назвать следующие:

    отсутствие опыта управления кризисным обществом, проецирование на данное

    общество апробированных в других странах моделей демократии без учета национальных особенностей, структурная перестройка экономики, связанная как

    с формированием саморегулирующегося рынка труда, изменением структуры

    оплаты труда, места тех или иных специальностей в обществе, их значимости

    как в оценке граждан, так и с точки зрения места в социальной иерархии, так и с

    разрушением и трансформацией профессиональных групп работников; борьба

    за власть и передел собственности, изменение системы ценностей населения,

    недостаточная разработанность нормативно – правовой базы, и многие другие.
    2.2 Социальные последствия маргинальности.

    Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм

    социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному

    реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации,

    индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником

    нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм

    интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
    Незаконная миграция представляет серьезную угрозу для экономической и социальной стабильности государства. Поскольку зачастую именно незаконная миграция является благодатной почвой для других преступлений, таких, как торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотиков. Идет постоянный поиск путей оптимизации миграционной политики. Есть понимание того, что необходимо усилить государственный контроль за миграционными процессами, реализовать заложенный в международной миграции самым естественным способом механизм компенсации демографических потерь. В связи с этим приобретает особую актуальность использование странами исторического опыта в реализации переселенческой политики.

    Опасность совершения рецидива преступления возрастает при наличии определенных внешних и внутренних условий.

    Следует выделить несколько периодов риска:

    Для первого характерны повышенные требования, предъявляемые к освобожденному окружающей социальной средой (настороженность при приеме на работу, со стороны семьи, определенное неверие в его исправимость в среде ближайшего бытового окружения), что известной мере приводит к социальной отчужденности освобожденного в процессе его социальной адаптации. Как правило, данный период риска возможен на ознакомительном этапе.

    Для второго – это период сознательного неприятия, игнорирования существующих в микросреде социальных ориентаций, отказ от восприятия социально полезных функций по самым различным причинам (неосознанное уклонение от положительного влияния среды, нежелание быть объектом воспитательного воздействия, стремление к паразитическому образу жизни, отсутствие желания взять на себя семейные обязанности, противопоставление требованиям законов и правил общежития о законопослушном поведении – воровских «законов», традиций и обычаев и др.). Опасность рецидива новых преступлений наиболее увеличивается: в первый месяц пребывания на свободе освобожденных.

    Отмахнуться от этих проблем невозможно, так как рано или поздно люди, отбывшие наказание в виде лишения свободы, всё равно вынуждены будут обращаться за помощью в органы исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительные органы, медицинские организации, органы социальной защиты и службы занятости. Чем быстрее мы окажем бывшим осуждённым содействие в их адаптации, тем лучше будет для общества.
    Бедность, нищета, голод ставят под угрозу существование любого государства. Государство не может считаться полноценным и моральным, если его образованные и трудолюбивые граждане ищут лучшей доли за границей. Весь парадокс в том, что они бегут не от страны не от родины, о которой всегда тоскуют явно или скрыто, а бегут от тех унизительных и тяжких условий бытия, от каждодневной борьбы за выживание. Невозможно одним законом или постановлением сделать всех счастливыми и состоятельными. Но срочно нужно принимать меры по преодолению разрушительного воздействия социокультурного и экономического феномена бедности. Наша страна никогда не станет привлекательной для зарубежных инвесторов, если мы не ликвидируем бедность. Сегодня в России аморально повышать цены на продукты питания, что происходит после каждой индексации пенсий и зарплат бюджетникам. Также нельзя сегодня эффективно решить проблему бедности вне совершенствования политики на рынке труда политики оплаты труда. В связи с тем, что показатели бедности работников бюджетной сферы, я являются одним из наиболее высоких по сравнению с показателями бедности занятых в большинстве других секторов экономики, стратегии снижения уровня бедности этой категории работающих необходимо уделить особое внимание. Именно работники данного сектора, оказывая населению социально значимые услуги образования, здравоохранения и др. в решающей степени формирует его образовательный и трудовой потенциал и тем самым вносят значительный вклад в обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности страны.

    Проблема борьбы с бедностью многогранна и многочастна. Ее решение лежит в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования и медицины. Сегодня нужно переходить от слов к конкретным делам. А в нашей прессе и СМИ сплошной гламур. В настоящее время возможный путь спасения от бедности – сильная авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной целью – способствовать повышению уровня жизни населения при всемерной поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливает террор против тех, кто ворует. Если не бороться с бедностью уже сейчас, все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда.

    Заключение

    Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов

    людей.

    Список литературы

    1.Амирова А. А. Феномен маргинальной личности в процессе модернизации // Докл.

    Междунар. симп. «Личность в условиях социальных перемен». 24–25 нояб. 2000 г.

    http://www.cvi.kz/old/text/Experts/Amirova_pub/Fenomen_marginal.html

    2.Банникова Л. М. Маргинальность как социально-патологическая форма адаптации

    населения к меняющимся условиям жизни //http://aomai.ab.ru/Books/Files/2000-02/19/

    pap_19.html

    3.Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб., 1896. Т. 18а.

    4.Гафанова Ю. В. Маргинальные фигуры в философии культуры ХХ в. // Традиции и

    новации в современных философских дискурсах: Материалы круглого стола 8 июня

    2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001. Серия «Symposium». Вып. 14. С. 100–107.

    Косилова Е. Научная маргинальность и психология шестидесятых годов // 2001.

    http://www.archipelag.ru/geoculture/geo/heritage/marginal/

    5.Микаэлян Н. Р. Личность в процессах социокультурной адаптации на Востоке. Новые

    направления западной социологии // Народы Азии и Африки. 1990. № 5. С. 169–170.

    6.Николаев В. Г. Проблема маргинальности: ее структурный контекст и социальнопсихологические импликации // Соц. и гуманит. науки (РЖ). Серия 11, Социология. М., 1998. № 2.

    7.Покасова Е. В. Этническая маргинальность в изменяющемся мире: Автореф. ...

    канд. филос. наук. Новосибирск, 2005.

    8.Попова И. П. Маргинальность. Социологический анализ: Учеб. пособие. М., 1996.

    Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ,

    1994. 296 с.Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

    9.Уразбаева С. Влияние государственной политики на социальную структуру в Республике Казахстан //Дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 1999.

    10.Феофанов К. А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии: Обзор // Общественные науки за рубежом (РЖ). М.: ИНИОН РАН, 1992. Серия 11. № 2.С. 70–83.

    11.Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.

    12.Huant E., Dussert A. Les maladies de notre société. Paris, 1961.

    13. Park R. E. Human migration & the marginal man // American Journ. of Sociology. Chicago,

    1928. Vol. 33, № 6. P. 881–893.

    14.Park R. E. Race and culture. Glencoe: Free press, 1950. P. 355–356.

    15.Stonequist E. V. The Marginal Man. A Study in personality and culture confl ict. N. Y.; Russell & Russell, 1961. P. 92–218.
    1   2


    написать администратору сайта