Главная страница
Навигация по странице:

  • Как могла Софья полюбить Молчалина Как она могла предпочесть его Чацкому – другу своих детских игр

  • И знаю, и винюсь; но где же изменила

  • Кнебль о действенном анализе. Мария Осиповна Кнебель о действенном анализе пьесы и роли


    Скачать 234.64 Kb.
    НазваниеМария Осиповна Кнебель о действенном анализе пьесы и роли
    АнкорКнебль о действенном анализе
    Дата04.04.2023
    Размер234.64 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаo-deystvennom-analize-pesy-i-roli.rtf
    ТипЗадача
    #1037276
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    ОЦЕНКА ФАКТОВ



    Станиславский требовал от актера умения отбирать типическое в жизненных фактах, проникать в сущность факта, отобранного драматургом.

    Но определить факты мало. Актеру надо уметь поставить себя на место действующего лица и взглянуть на факты и события со своей точки зрения. Станиславский говорил, что для оценки фактов собственным чувством, на основании личного, живого к ним отношения артист внутренне задает себе такой вопрос и разрешает такую задачу: «Какие мои личные, живые человеческие помыслы, желания, стремления, свойства, природные качества и недостатки могли бы заставить меня, человека‑артиста, относиться к людям и событиям пьесы так, как относится к ним изображаемое мною действующее лицо?»

    Попробуем на примере проследить процесс «оценки фактов».

    Возьмем для этого один из эпизодов очень трудной роли Софьи из «Горя от ума» Грибоедова.

    Пьеса начинается с события, оценка которого играет решающую роль для внутренней характеристики Софьи.

    Тайное любовное свидание с Молчалиным.


    Как могла Софья полюбить Молчалина? Как она могла предпочесть его Чацкому – другу своих детских игр?

    С первого момента своего существования на сцене актриса должна знать, что она раскрывает в роли, как она относится к фактам и событиям, иначе она не сможет «быть», «существовать», «действовать» в данных предлагаемых обстоятельствах. И, только поняв Софью‑человека, взглянув на происходящее в пьесе ее глазами, актриса находит в себе черты, сближающие ее с драматургическим образом. Только тогда 'воображение актрисы ищет объяснения, душевного подхода, оно как бы прицеливается к данным поэтом обстоятельствам.

    Мы знаем ряд вариантов понимания роли Софьи в исполнении наших крупных актрис.

    Творческая индивидуальность актера и создает ту пленительную неповторимость, то многообразие воплощения авторского замысла, которое делает искусство театра вечно живым.

    А.О.Степанова в спектакле МХАТ с присущей ее дарованию остротой создала в роли Софьи характерный образ представительницы фамусовской Москвы. Она умно и зло разоблачила тех, кто «словечка в простоте не скажут».

    Софье, уродливо воспитанной, начитавшейся французских романов, властной и холодной, нужно в первую очередь преклонение, ей нужен «муж‑мальчик, муж‑слуга из жениных пажей».

    Она хитро и последовательно проводит в жизнь свое решение выйти замуж за Молчалина.

    Его бедность не смущает ее; она верит в его способность стать незаменимым для Фамусова, Хлёстовой и прочих людей ее круга.

    Чацкий со своей ненужной ей любовью раздражает ее, мешает ей, и она каждой своей репликой старается оскорбить и унизить его. Она не хочет вспоминать прошлое, связывающее ее с Чацким, она настолько умна, что понимает: Чацкий – представитель враждебного ее обществу лагеря; и она активно борется с ним всеми доступными ей средствами. Она сознательно распускает слух о его безумии: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить...» – и наслаждается произведенным эффектом своих слов, наблюдает, как сплетня, точно снежный ком, молниеносно обрастает и превращается в огромную снеговую гору, которая обрушивается на Чацкого.

    Знаем мы и иное сценическое решение образа Софьи. В.А.Мичурина‑Самойлова играла эту роль тоже очень интересно, но совсем по‑другому.

    Это была натура горячая, страстная. Она когда‑то любила Чацкого, любила так же горячо и искренне, как он любил ее. Но он уехал. Уехал надолго. Забыл ее. И вот она одна, покинутая им, пытается заглушить свое чувство. Пережив разлуку с любимым человеком, не имея от него никаких вестей, она делает все, чтобы забыть его. Она выдумывает свою любовь к Молчалину, ей приятно думать, что около нее человек, для которого она дороже всего на свете. Она находит в этом покой и утешение.

    Но чувство к Чацкому не умерло. Оно живет, беспокоит, мучает, оно властно требует противопоставления Чацкому другого идеала, чтобы вытеснить из сердца того, кто по собственной воле уехал.

    В сцене из первого действия, когда Лиза пытается упрекнуть Софью в том, что она забыла Чацкого, Мичурина‑Самойлова резко прерывала Лизу, и в словах ее ответного монолога:

    «Послушай, вольности ты лишней не бери.

    Я очень ветрено быть может поступила,


    И знаю, и винюсь; но где же изменила?

    Кому? чтоб укорять неверностью могли» –

    кончающегося словами:

    «Ах! если любит кто кого,

    Зачем ума искать, и ездить так далеко?» –

    звучала такая боль оскорбленного женского самолюбия, что, казалось, годы разлуки не приглушили этой боли. А когда она говорила о Молчалине:

    «Кого люблю я, не таков:

    Молчалин за других себя забыть готов...» –

    казалось, что она разговаривает не с Лизой, а мысленно доказывает Чацкому, что она любит другого человека, который лучше, достойнее его.

    Это оправдание поведения Софьи Мичурина‑Самойлова последовательно проводила по всей роли.

    Встреча с Чацким глубоко потрясла ее, и она с трудом находила в себе силы, чтобы вести с ним непринужденный светский разговор.

    Реплика: «Зачем сюда бог Чацкого принес!» – звучала в ее устах трагично, а в сцене объяснения в третьем действии, когда Чацкий добивается от нее признания, «кто, наконец, ей мил?» – Мичурина‑Самойлова, с трудом сдерживая волнение, упрямо боролась с Чацким и с собой, пряча за острыми, саркастическими репликами свое истинное отношение к Чацкому. Нечаянно сказав: «Он не в своем уме»,– она растерянно наблюдала, как вылетевшие у нее сгоряча слова подхватываются и приобретают реальную силу.

    «...Все тяготение Софьи к Молчалину, в сущности говоря, является только призмой, сквозь которую преломляется подлинная и глубокая любовь девушки к Чацкому,– пишет В. А. Мичурина‑Самойлова.– Чацкий по‑прежнему остался для Софьи «как бельмо в глазу» (выражение Лизы), хотя в своих нежных чувствах она и оскорблена его отъездом. Прежде всего Чацкого называет Софья, вспоминая свой обморок. Только Чацкого любила моя Софья» *.

    Любовная драма Чацкого развивается в органической, глубокой связи с замыслом Грибоедова, в двух антагонистических лагерях.

    «В «Горе от ума»,– пишет В. К. Кюхельбекер,– точно, вся завязка состоит из противоположности Чацкого прочим лицам... Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов...»*.

    Софья, по замыслу Грибоедова, играет одну из решающих ролей в этом столкновении.

    И в трактовке Степановой и в решении Мичуриной‑Самойловой воплощен авторский замысел. Степанова делает это более обнаженным приемом. Мичурина‑Самойлова, как бы очеловечивая Софью, также не отходит от авторского замысла. Может быть, ее Софья в результате еще страшнее, так как, будучи способна на большие чувства, она могла бы сделаться достойной подругой Чацкого. Но ее Софья заглушает все лучшее в себе во имя глупого женского самолюбия, находясь во власти косных взглядов своей среды. Естественно, что в процессе нахождения в себе черт, сближающих актрису с драматургическим образом, Степанова и Мичурина‑Самойлова тренировали в себе разные психофизические качества, пользовались разными аналогиями для того, чтобы вызвать в своей душе нужные им в соответствии со своим замыслом чувства.

    Нам важно здесь отметить, что «оценка фактов» – сложный творческий процесс, вовлекающий актера в познание сути произведения, его идеи, требующей от актера умения вносить свой личный опыт в понимание каждой детали пьесы. Решающую роль в этом процессе играет мировоззрение.

    «Оценка фактов» требует от актера и широты кругозора и умения понимать каждую деталь пьесы. Актер должен уметь рассматривать частные явления в пьесе, исходя из оценки целого: «...настоящая драма, хотя и выражается в форме известного события, но это последнее служит для нее только поводом, дающим ей возможность разом покончить с теми противоречиями, которые питали ее задолго до события и которые таятся в самой жизни, издалека и исподволь подготовившей самое событие. Рассматриваемая с точки зрения события, драма есть последнее слово или, по малой мере, решительная поворотная точка всякого человеческого существования».

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта