9 лекция макет МЕНЕДЖМЕНТ. Маркетинг в сфере искусства
Скачать 59.08 Kb.
|
Дисциплина – «Менеджмент в сфере искусства» 2 курс, для всех образовательных программ Старший преподаватель кафедры «История Казахстана и социальные науки» Тауенов Канатбек Ергазыевич Лекция №9 Тема: «Маркетинг в сфере искусства» План лекции: Маркетинг и искусство. Коммерческая сфера искусства и маркетинг. Арт-маркетинг. Социальный маркетинг. Маркетинг некоммерческих организаций сферы искусства. Система продвижения продукции на рынок (промоушн). Реклама Цель: Рассмотреть основные понятия общего менеджмента – функции, принципы и методы менеджмента, составлющие внутренней и внешней среды организации, параметры системных процессов организаций культуры и искусства. Содержание: Маркетинг – одно из ведущих направлений предпринимательской деятельности, управленческий процесс, оптимально реализующий себя в условиях рынка. «Маркетинг» означает систему мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и сбыта произведенной продукции. Применительно к шоу-бизнесу маркетинг-менеджер изучает интересы региона, где предстоит работать коллективу или исполнителю, выявляет спрос на тех или иных артистов, или групп, определяет заказ на создание художественной продукции (шоу-программы, диски, и т.д.), техническое оформление (свет, звук) и продвигает эту продукцию на исполнительский рынок, рынок культурных услуг, предварительно разрекламировав ее различными средствами (печать, радио, телевидение, презентации). Сотрудники отдела маркетинга или менеджеры, занимающиеся маркетинговой деятельностью, выполняют ряд очень важных функций: 1. Исследовательская работа: сбор информации, необходимой для планирования и продвижения на рынок художественной продукции – концертных программ, компакт-дисков, аудиоальбомов, видеоклипов, видеокассет, теле- и радиопрограмм, аппаратуры и музыкальных инструментов, другой продукции. 2. Стимулирование продвижения продукта на рынок (исполнителя, группы, аппаратуры, дисков, видеокассет и т.д.), всех видов рекламы (печать, радио, телевидение, выставки, презентации). 26 3. Установление контакта с концертными организациями, площадками, средствами массовой информации. 4. Учет возрастных и социально-групповых интересов аудитории и выбора исполнителя. 5. Проведение переговоров: согласование цен и прочих условий для осуществления концертной деятельности, сдача в аренду технического оборудования, продажи кассет, компакт-дисков, аппаратуры и инструментов, другой продукции. 6. Принятие рискованных решений: принятие на себя ответственности за функционирование исполнителя, группы, реализации дисков, кассет, аппаратуры, инструментов и другой продукции. Этапами продвижения продукции шоу-бизнеса является: формирование идей создания проекта в целом; отбор идеи по созданию коллектива, звезды, определение их стиля, имиджа; разработка замысла стратегии маркетинга; анализ продвижения продукта на исполнительский рынок, рынок культурных услуг; проверка продукта в условиях конкуренции: отборный концерт, рынок аппаратуры, музыкальных инструментов; дальнейшее развитие успеха, популярности, роста рейтинга художественной продукции. При разработке перспектив нового проекта (создание коллектива, открытие новых талантов, производство новой аппаратуры, музыкальных инструментов) следует учитывать основные циклы его функционирования. В типичном жизненном творческом цикле любого исполнителя или группы можно отчетливо выделить четыре этапа: 1. Этап выведения на рынок – период медленного роста популярности, спроса на исполнителя, группу, аппаратуру по мере выхода на рынок. В связи с большими затратами по подготовке номера, программы, компакт-диска, видеокассеты, технического оборудования, инструментов и т.д., прибыли на этом этапе еще нет. 2. Этап роста – период быстрого роста популярности, спроса на исполнителя, аппаратуру, компакт-диски, видеокассеты и т.д. и быстрого роста прибылей. 3. Этап зрелости – период стабильности в связи с тем, что коллектив, исполнитель, продукция получили широкую популярность, пользуются большим спросом. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту от конкурентов. 4. Этап упадка – период, характеризующийся резким угасанием популярности, падением спроса и снижением прибыли. Знание этих циклов особенно важно для учета в прогнозировании развития проекта. В маркетинговой деятельности, осуществляемой учреждениями культуры и искусства, есть общие черты и отличительные особенности. То, что принято считать общими чертами, подчиняется известным принципам маркетинга: опора на спрос потребителей, комплексный подход, ориентация на результат, социальная ответственность и др. Остается незыблемой и миссия маркетинга как инструмента упорядочения и регулирования обменных отношений. Логика и последовательность создания нового товара в социально-культурной сфере во многом схожи с тем, с чем приходится сталкиваться при разработке материальных предметов: генерация идей, их отбор, потребительская экспертиза, создание образца, рыночные испытания и т.п. С ресурсами тоже вроде бы все ясно: для успешной реализации функций культуры, а значит и внедрения маркетинговых технологий деятельности и управления, нужны: материальная база, устойчивая система финансирования, информационное обеспечение, наличие квалифицированных специалистов. Находят в этой сфере применение и технологии классического маркетинга: таргетинг, клиентинг, кастомизация, брендинг и др. Казалось бы, ничего особенного в социально-культурном маркетинге нет: ставь цель, вооружайся необходимыми ресурсами и продвигай свой «культ-бизнес». Но стоит нам, хотя бы мысленно, погрузиться в социально-культурную сферу, как станут очевидными и отличительные особенности практикуемого здесь маркетинга, его частные проявления, а то и единичные маркетинговые приемы. Объясняется это рядом условий и факторов, связанных с практикой управления организациями социально-культурной сферы. Во-первых, в сфере культуры, если вести речь об основной функциональной деятельности различных учреждений, нет товаров, которые бы потребители приобретали в личное пользование. Материальные предметы (транспорт для выездных мероприятий, музыкальные инструменты, сценические костюмы, аудио-визуальная техника, библиотечное оборудование, парковые аттракционы и пр.) выступают здесь в качестве средств труда, они не переходят в собственность посетителей, пользователей, зрителей, участников культурных акций. Доминирующим продуктом обмена в социально-культурной сфере была и остается услуга, несущая в себе общеизвестные особенности: неосязаемость и нематериальность, неотделимость от производителя и непостоянство качества, несохраняемость и неравномерность. Нельзя, однако, ставить услуги культуры и искусства в один ряд с другими услугами: коммунальными, транспортными, банковскими и пр. На сегодняшний день наиболее мотивированной, а потому приемлемой, принято считать типологию услуг, предложенную К. Лавлоком: услуги, направленные на человека; услуги, направленные на объекты собственности; услуги, направленные на сознание человека; и услуги, основанные на обработке информации. Даже при беглом функционально-содержательном анализе деятельности организаций культуры и искусства окажется, что в этой сфере имеют место и направленность на человека (танцы, фитнес, аэробика и пр.), и прикосновение к собственности (оформительские работы, социально-культурное проектирование, формирование архитектурно-пространственной среды и др.), и обращение к сознанию человека (театральные представления, лектории, художественное образование и эстетическое воспитание) и, наконец, работа с информацией (политической, экономической, правовой, художественной). При совершенно очевидной комплексности культурных процессов требуется столь же комплексный подход и к социально-культурному маркетингу. Во-вторых, человек, включенный в систему духовного взаимодействия, - это не абстрактное существо. Он одновременно принадлежит к числу лиц определенного пола, имеет профессию, занимается какой-либо деятельностью; кроме общего или профессионального образования у него есть культурные интересы и потребности. А еще он обладает определенным характером и темпераментом, включен и ту или иную референтную группу, имеет социальный статус, репутацию и имидж. В итоге - возникает исключительно многообразный «материал», который надо непрерывно изучать, исследовать и учитывать в повседневной работе. В-третьих, не следует забывать, что не только общество или даже отдельно взятое учреждение культуры воздействует на личность, но и личность может влиять на развитие общественных, культурных процессов, «творить окружающие ее обстоятельства» (К. Маркс). Включенность потребителей культурных благ в социально-культурную деятельность - это не чье-то субъективное желание, а насущнейшая необходимость личности и всего общества. Представляется интересным взгляд на участие человека в социально-культурной деятельности с позиций маркетинга. Здесь потребитель не только лично присутствует при производстве товара (оказании услуги), но своим участием способствует ее, услуги, производству и реализации. Ярче всего это проявляется в любительском художественном творчестве, при проведении массовых культурных акций (праздники, массовые гуляния, шествия, соревнования, конкурсы и пр.). В-четвертых, в производстве услуг культуры задействованы высококвалифицированные специалисты - режиссеры, музыканты, художники, хореографы - творческие люди, нуждающиеся в особом подходе, постоянной заботе об их профессиональном росте и развитии, популяризации их творческих достижений, иначе говоря – в продвижении. Здесь сливаются воедино два класса товара: товар – услуга и товар – личность. Работа с таким «бинальным» товаром сложна и ответственна, в большей своей части она протекает в формате интернального (внутрифирменного) маркетинга, а также персонального маркетинга (маркетинга личности), тоже имеющего свою природу и специфику. В-пятых, в социально-культурной сфере до настоящего времени не утратил своего значения принцип органического слияния административного руководства и общественного самоуправления. В реальной практике участие широкой культурной общественности в работе организаций культуры может быть представлено советами по культуре, общественными коллегиями, советами библиотек, ассоциациями, правлениями дворцов культуры, объединениями «друзей театра» и т. п. Случается, что трудно провести четкое разграничение между профессиональным трудом специалистов учреждения культуры и инициативой широкой культурной общественности. В-шестых, даже самая интенсивная и насыщенная социально-культурная деятельность плохо поддается сиюминутному качественному учету; оценка эффективности проделанной работы, как правило, отодвинута во времени. Порой проходят годы, прежде чем «посев разумного, доброго, вечного» обернется достойным «урожаем». В оценке проделанной учреждениями культуры и искусства работы часто допускаются субъективизм, умозрительные выводы, а то и откровенная вкусовщина. Как известно, качество товара-изделия оценивается на основе технических норм и утвержденных стандартов. Таких стандартов в сфере культуры и искусства практически нет, поскольку наличие и утверждение таковых неизбежно привело бы многообразную культурно-творческую деятельность к трафаретам и шаблонам, что недопустимо. Но и категорическое «не верю!» может свести на нет работу, порой значительную, связанную с физическими и моральными, а то и финансовыми затратами. В-седьмых, в социально-культурной сфере, несмотря на интенсивное развитие коммерческого сектора, все-таки преобладает некоммерческий, нонпрофитный маркетинг. Во всяком случае, в бюджетных организациях рассчитывать приходится разве что на эпизодические доходы, но уж никак не на прибыль. Различие между коммерческой фирмой и организацией культуры верно подмечена Ф. Колбером. Коммерческая фирма ищет рынок, на котором можно добиться ощутимой прибыли; организация культуры и/или искусства, ориентированная на культурный продукт, в большей мере рассчитывает на творческий успех и востребованность у публики. Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе»: реклама - информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации; В зависимости от контекста использования существует большое количество разных определений рекламы, вот некоторые из них: Рекла́ма (от лат. reclamare – «утверждать, выкрикивать, протестовать») – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама – ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информационно образные, экспрессивно субъективные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к определенному выбору или поступку3. Реклама – это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию. Используются и более узкие определения, например, ограничивающиеся лишь товарами и услугами. Иногда в определение включают такой признак, как коммерческие интересы. Проведём классификацию этих определений: 1) реклама доступна и воспринята большим числом потребителей, для клиента – относительно дёшева; 2) реклама публична, товар проверен, вызывает интерес у широкого круга потребителей; 3) текст рекламы и её объект позволяет многократно повторять обращение к потребителю; 4) реклама выразительна, так как воздействует на органы чувств человека. Впрочем, наряду с характеристиками, которые можно назвать положительными, у рекламы есть и недостатки: 1) современная реклама безлична и не требует ответной реакции, впрочем, реклама будущего предположительно будет обращена к конкретному потребителю; 2) в некоторых случаях стоимость рекламной кампании может быть значительной; 3) любая, даже самая искусная реклама менее убедительна, чем живой продавец. Виды рекламы Коммерческая (экономическая) реклама. Целью экономической рекламы становится потребитель (потенциальный покупатель), предложив товар которому, можно получить взамен от него прибыль; Социальная реклама – выходит за рамки экономических задач, направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей: популяризация здорового образа жизни среди населения; поддержка незащищённых слоёв населения; борьба с загрязнением окружающей среды; популяризация общественных организаций и фондов, целью которых является помощь окружающим людям, в частности детям; Политическая реклама (в том числе предвыборная). В наше время она всё чаще выступает как средство борьбы за избирателей, за их голоса. Именно с её помощью некоторые партии и политики пытаются завоевать себе место у власти; По финансовому принципу Активная – оплата за рекламные действия производится потенциаль- ному клиенту (прямо или косвенно). Пассивная – потенциальный клиент не принимает участие в распределении рекламного бюджета и потому является пассивным наблюдателем. По месту и способу размещения Телевизионная (видеоролик в рекламном блоке, рекламная пауза, текст в бегущей строке, телеобъявление (напр., в Телетексте), виртуальная реклама, спонсорство). Радио (ролики, реже «джинса» «на правах рекламы»). Печатная (различают рекламу в прессе и прочую: принты, листовки, наклейки, визитки). Интернет-реклама (реклама в сети Интернет: текстовые блоки, баннеры, контекстная реклама, реклама в блогах, реклама на карте, пиксельная реклама, «облако тегов» и др.) Внутренняя (Indoor-реклама): Ambient media – реклама, отграничиваемая от традиционных коммуникативных форм и продвигаемая ближе к потребителю – в интимную сферу целевой группы, – разрабатывая новые носители, отличные от классических средств массовой информации в общественных местах. Наружная (Outdoor-реклама): Промостойка (рекламная или торговая стойка), промостол – лёгкая разборная или неразборная конструкция для проведения промоакций, дегустаций, представления новых товаров, услуг и т. д. Промостойка состоит из тумбы и фризовой панели. Лицевая сторона тумбы и фриз предназначены для нанесения рекламного изображения. Троллы (от англ. troll) – двусторонние рекламные конструкции, перпендикулярно расположенные над проезжей частью на вертикальных опорах, оборудованы подсветкой изнутри, за счёт чего очень эффективны в тёмное время суток. Подсветка обычно осуществляется люминесцентными светильниками. Билборд (от англ. billboard) – отдельные щиты с рекламными плакатами 6×3 м, 8×4 м. Суперсайты – отдельностоящие щиты с рекламными плакатами, как правило, размером 12×5 м. Ситилайт (от англ. citylight) – тротуарное панно. Конструкция, устанавливаемая на тротуарах и вдоль проезжей части. Снабжена подсветкой. Брандмауэр – огромный плакат или щит на стене здания. Стритлайн (от англ. streetline – шалаш, штендер) – выносная складная конструкция с информацией на одной или двух рекламных поверхностях. Изготавливается из металла или пластика. Типичный размер: 0,6×1,35 м, форма рекламного поля – арка или прямоугольник. Устанавливается на тротуаре. Бизнес-карты (от англ. business cards) – чаще всего, конструкция из металла или пластика в виде панно. Содержит определенное количество ячеек, в которых располагается печатная рекламная продукция в формате 9×5 см. Применяется в торговых центрах, кинотеатрах, розничных сетях. Призматрон – рекламоноситель, визуальная поверхность которого, благодаря тому, что состоит из трёхгранных поворачивающихся призм, может изменяться. Информационный указатель и прочие Медиафасад – органично встроенный в архитектурный облик здания экран или дисплей произвольного размера и формы (с возможностью трансляции медиаданных текстовых сообщений, графики, анимации и видео) на его поверхности. Транспортная (реклама на транспорте): Реклама на автомобилях Авиареклама Реклама в лифтовых кабинах (лифтах) а также: Реклама в фитнес-клубах Реклама в кинотеатрах Реклама на парковках (Parking-реклама) Реклама в местах продаж (BTL, промоушн, ивент и прочие) При справочном обслуживании Прямая почтовая рассылка Веерная реклама Вирусная реклама («сарафанное радио») – реклама, основанная на информации, передаваемой от человека к человеку. Cross-promotion – перекрестная реклама двух или более товаров (услуг), основанная на взаимной выгоде.__ Платежные терминалы – размещение рекламных видеороликов на мониторах (основной монитор и второй монитор). Специфические виды рекламы по цели Контрреклама – опровержение недобросовестной рекламы. Антиреклама – информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки. «Specs spots» (адекватный термин на русском языке неизвестен) – «рекламные» видеоролики, снятые частными лицами, которые воспринимаются зрителем как официальная реклама. Функции рекламы – Привлечение клиентов – информирование их о новых товарах, услугах, местах продаж. Обычно в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести её клиенты. – Увеличение продаж подразумевается, что реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж. Однако для того, чтобы клиент сделал выбор в пользу рекламируемого магазина (компании, банка, сервиса и т.д.), одного рекламного сообщения, как правило, оказывается мало. Когда клиент пришёл или позвонил в рекламируемую компанию, для него важно не только то, что ему обещала реклама, но и то, правдивы ли эти обещания. Как встретят клиента, какой товар он увидит на полках, по какой цене он сможет его приобрести – эти и другие факторы также влияют на рост или падение продаж. Реклама лишь направляет и заставляет запомнить. – Регулирование сбыта – если забывать о данной функции рекламы, можно легко заработать отрицательный имидж. Всегда нужно помнить о том, что количество товара должно соответствовать ожиданиям от рекламнойкампании (вашим и клиентским). Если осенняя коллекция одежды (к примеру) распродана, снимайте рекламу с эфира, прекращайте публикацию в СМИ. Регулирование В рекламе неизбежно сталкиваются различные финансовые и политические интересы. Потребитель заинтересован в уменьшении количества рекламы и снижении её навязчивости, производитель же, напротив, заинтересован в увеличении как количества рекламы, так и охвата аудитории, однако возможны и компромиссные решения, например, размещение рекламы на объектах недвижимости на взаимовыгодных с собственниками помещений и товариществами собственников жилья условиях. Законодательные ограничения Обычно реклама ограничивается по объёму (доле), способу, месту и времени распространения, вводится запрет на заведомо ложную, недобросовестную, неэтичную и иную ненадлежащую рекламу. Иногда деятельность рекламопроизводителей и рекламораспространителей лицензируется. В ХХ веке получили развитие такие виды рекламы как выставка, презентация, наружная реклама, появились радиореклама, реклама на телевидении, реклама в Интернет. Одним из самых эффективных средств рекламы является телевидение. Благодаря изображению, звуку, движению и цвету, телевидение обесечивает высокую степень вовлечения зрителей в происходящее на экране. Но телевизионная реклама не только самая массовая и престижная, но и самая дорогая. К рекламе на телевидении обращаются в следующих случаях: если фирма стремится приобрести максимальную известность; если фирма стремится, чтобы товар или услуга автоматически связывались с названием компании; если фирма намерена в кратчайший срок выбросить новый товар на потребительский рынок; если фирма намерена организовать широкую торговую сеть или сеть бытового обслуживания; если фирма намерена утвердить свой престиж. Виды телевизионной рекламы: 1. Рекламные ролики – игровые, документальные мультипликационные; 2. Спонсорство популярных передач с использованием товаров фирмы в качестве призов; 3. Косвенная реклама во время телетрансляций; 4. Бегущая строка внизу экрана; 5. Размещение товарного знака, девиза рекламодателя на экране во время демонстрации заставки или прогноза погоды. Общие требования к рекламе 1. Реклама независимо от формы или используемого средства распространения, размещения, включая сферу электронной коммерции, должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств непосредственно в момент ее представления. 2. Реклама на территории Республики Казахстан (за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств) распространяется на казахском и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках. Перевод содержания рекламы не должен искажать ее основной смысл. 4. Не допускается реклама товаров (работ, услуг), запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Если деятельность, осуществляемая рекламодателем, подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (работ, услуг), а также при рекламе самого рекламодателя необходимо указывать номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию, кроме рекламы на радио. 4-1. В рекламе товара (работы, услуги), реализуемого на территории Республики Казахстан, указание цены (тарифов, расценок, ставок) осуществляется в тенге. 5. Запрещается реклама не зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан религиозных объединений и духовных (религиозных) организаций образования. 6. Реклама не должна использоваться для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны. 7. Реклама не должна возбуждать панику в обществе, побуждать физических лиц к агрессии, а также к иному противоправному действию (бездействию). 9. В социальной рекламе не допускается упоминание о средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Установленные ограничения не распространяются на упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды о каждом, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - три секунды о каждом, и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, - не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Указанные ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. 10. Ограничения на рекламу устанавливаются настоящим Законом и другими законами Республики Казахстан. Вопросы для самоконтроля: Когда возник маркетинг? Что такое концепции маркетинга? Какие концепции маркетинга выделяются? В чем состоит особенность развития маркетинга в России? Охарактеризуйте маркетинговую среду предприятия. Какие типы маркетинга вы знаете и чем они обусловлены? Какие виды маркетинга вы знаете? В чем заключается цель маркетинга? Какие принципы маркетинга существуют? Какие функции маркетинга относятся к процессу товародвижения и дистрибьюции? Что такое рынок? Какие виды рынков существуют? Что является основными параметрами рынка? Дайте определение конъюнктуры и сегментации рынка. Какие виды конкуренции в маркетинге существуют? Литература: Коленько, С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства : учебник и практикум для вузов / С.Г. Коленько. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 370с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01521-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450584 Мотышина, М.С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М.С. Мотышина, А.С. Большаков, В.И. Михайлов; под редакцией М.С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 282 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10440-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456053 Федотова Н. Г. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Н. Г. Федотова, НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2015. – 282 с. Шекова, Е.Л. Маркетинг в сфере культуры. Практикум: Учебное пособие / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, Г.Л. - СПб.: Планета Музыки, 2017. - 496 c. Позднякова Е.А. «Авторское право»: учебник и практикум для вузов / Е.А. Позднякова. - 2-е изд. перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 243 с. – (Высшее образование). |