Главная страница
Навигация по странице:

  • Массовая культура в России

  • Массовая культура в Америке

  • Список используемой литературы

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Массовая культура как универсальное и идиокультурное явление


    Скачать 71.54 Kb.
    НазваниеМассовая культура как универсальное и идиокультурное явление
    АнкорМАССОВАЯ КУЛЬТУРА.docx
    Дата26.10.2017
    Размер71.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАССОВАЯ КУЛЬТУРА.docx
    ТипРеферат
    #9861
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Популярная культура

    Популярная культура — оппозиция элитарной культуре — область культуры, приемлемая и понятная большинству населения в любую историческую эпоху. Ее унифицированности и тривиальности элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но главное отличие элитарной культуры от популярной состоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.
    В последние годы популярная культура привлекает к себе самое пристальное внимание исследователей, так как она включает и фольклорные формы, имеющие корни в локальных традициях, и культурную продукцию, создаваемую при участии государственных, национальных, международных, коммерческих центров. В нее входят как популяризованные образцы элитарной культуры, так и простонародные формы, возведенные в ранг музейной традиции. Новейшая популярная культура, включая рекламу, телевидение, прессу, шоу-бизнес, туризм, бульварные романы, киносериалы и проч.,не должна противопоставляться ни высокой профессиональной культуре, ни народной фольклорной, ибо они соприкасаются в едином знаковом, коммуникативном пространстве.
    Популярная культура обладает такими отличительными чертами, как:

    • ярко выраженная национальная специфика, тогда как традиционная народная культура преимущественно этноцентрична, а массовая культура, по определению, космополитична. Поэтому с помощью популярной культуры можно эффективно формировать государственную и национально-культурную идентичность. Более того, в современных условиях только на ее основе может сложиться действенное идей но-политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру;

    • усиление взаимосвязи и взаимодействия всех видов и жанров культурного творчества — народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства, идеологизированных институциональных форм и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми, повседневными сторонами жизни;

    • ведущая роль визуальных, изобразительных жанров, в то время как в традиционной культуре преобладают устные жанры, а в классической — литературные, печатные;

    21

    • неразрывное соединение со средствами массовой коммуникации, хотя использование технических каналов для трансляции произведений неизбежно приводит к обеднению их содержания, так как техническая передача резко ограничивает возможности импровизации и новых интерпретаций;

    • условность понятия авторства. Оно не отрицается, но не имеет самодовлеющего значения, так как массовой публике безразлично авторство. Правильнее сказать, что популярная культура интерактивна — создается параллельно с процессом распространения и потребления (интерпретации). Этим она напоминает народное творчество. Лучше всего эта черта видна в сети Интернет;

    • наличие черт традиционных праздников, ритуалов, народных гуляний, карнавала, проявляющееся в том, что культурные события распределяются во времени неравномерно, организуются в тематические циклы и приурочиваются к «знаковым» событиям, которые тщательно планируются. Такие событийные циклы выстраиваются в последовательность, внешне удивительно напоминающую народный обрядовый календарь;

    • массовость и серийность. Сейчас на первый план выходят аффективные общности, носители коллективных чувств. В городе возрождаются локальные культурные пространства, населенные разными «племенами», — сетевые сообщества, группы солидарности, музыкальные объединения и т.д., т.е. своеобразные квазиэтносы, нуждающиеся в собственной мифологии, идеологии, символике, необходимой для самоидентификации;

    • сильная политизированность: любое событие культурной жизни, привлекающее внимание миллионов людей, неизбежно приобретает политическое значение. Современные социально-культур- ные группы используют для своего оправдания популярные символы, взятые из народной, фольклорной культуры, но интерпретированные по-своему;

    • субъекты популярной культуры — те, кто владеет каналами массовой информации и коммуникации, т.е. транслируют культуру.

    22

    Массовая культура в России

    Для современной России тема массовой культуры очень актуальна. Одной из интересных среди множества проблем сегодня представляется проблема возникновения и существования массовой культуры в современном российском обществе.

    Необходимость постановки проблемы генезиса российской массовой культуры вызвана противоречивым освещением этого вопроса в науке. Наиболее важными предпосылками, на наш взгляд, являются следующие: социально- экономическая, политическая, воспитательно-образовательная, гносеологическая, нравственно-психологическая.

    Итак, какова же социально-экономическая почва для возникновения исследуемого феномена? Предпосылки скрыты в закономерностях производства современного российского общества. «Поточно-конвейерный» характер отечественной культурной индустрии связан с тем, что принцип материального производства распространяется и на область духовной деятельности. Законы рыночной конъюнктуры, совокупность определенных экономических условий и признаков, характеризующих современное состояние нашей экономики, невольно влияют на процесс формирования ценностей личности, социума.

    Таким образом, современная массовая культура имеет ярко выраженный коммерческий характер. Товарность в данном случае выступает ее главным показателем. Но, как любой товар, она должна иметь спрос и удовлетворять его. Для этого массовая культура должна стремиться угодить потребителю, как правило, человеку с малоразвитым этико-эстетическим вкусом и определенным эстетическим кредо: все, что он покупает, должно быть ему приятно, удобно, незатруднительно.

    В масс-культуре идет процесс переплавки нравственно-эстетических ценностей в товар, процесс превращения искусства в способ движения потребительских и меновых стоимостей.

    В данном случае производители отечественной массовой культуры рассматривают личность под углом зрения экономической полезности и целесообразности. Человек видится в функционально-прагматическом аспекте, приравнивается к вещи, выступает в качестве средства. Моральное определение личности исходит из соображения функциональной ценности, полезности.

    На наш взгляд, социально-экономическая содержательная модель «масскульта» будет раскрыта не достаточно полно, если мы не коснемся проблемы дефицитности. Нет сомнения в том, что вопрос о качестве произведений массовой культуры связан с общим отставанием в производстве, с качеством выпускаемой продукции, с явлением дефицитности.
    23

    Дефицит создает возможность необоснованного повышения цен, возможность безнаказанно изготовлять некачественную продукцию, а также просто гнать брак. Недостаток высокохудожественных произведений приводит к постоянному культурному дефициту, связанному с духовным голодом, с ориентацией ценностных представлений личности на сферу сущего и игнорированием моральной сферы должного.

    В современном обществе, вовлеченном в серийный поток духовной коммерциализации, дефицитность высокохудожественной культуры, обеспечивающей внутренне-согласованную систему нравственных качеств личности, наглядна. Возможно, что экономическая уравниловка, низкая в прошлом и настоящем оплата труда работников культуры и привели к возникновению духовного дефицита, связанного с количественным, а не с качественным ростом продукции, появлением низкопробных произведений, культурного брака.

    Основная задача современной массовой культуры, как всегда обслуживающей элиту - политическую, а сегодня и экономическую, - поставлять аудитории определенные стандарты поведения, духовных запросов, доказывать правомерность идентификации на примерах «из жизни», формировать имиджи и стереотипы сознания, а также реабилитировать экономическое превосходство определенного социального слоя внедрением мифов о равных возможностях всех перед всеми. Гомогенизации, пусть и внешней, современного общества способствует унификация всего образа жизни, где универсализация товаров массового спроса, системы питания и отдыха, образования, информации, художественной продукции создает иллюзию и социального равенства. Потребление становится, таким образом, наряду с продукцией массовой культуры средством иллюзорного достижения стремлений и идеалов, выполняет эскапистскую функцию, служит средством психологической защиты индивида в условиях социального дисбаланса.

    Массовая культура представляет дезориентированному человеку набор стереотипов поведения, имиджей, через которые он может идентифицироваться с тем слоем, к которому он принадлежит или стремится принадлежать. С этим связана популярность в массовых изданиях рубрик, посвященных моде, образу жизни знаменитостей, актуальным тенденциям на рынке жилья и автомобилей, событиям художественной жизни. И особую роль здесь играет реклама, представляющая товары и услуги в качестве стандарта потребления. Можно отметить, что пока реклама в российском обществе функционирует в определенном идеальном пространстве, часто очень далеком от жизненных реалий, именно этим объясняется отторжение рекламы преобладающим большинством россиян.

    24

    Призванная идеализировать подлинную реальность и придавать статус престижности общедоступным предметам, реклама в большой своей составляющей показывает образцы, рассчитанные не на массового потребителя, а на узкую элитарную прослойку. Рассчитанная на психологическую гармонизацию, реклама сегодня в эмпирической реальности выступает как фактор социальной напряженности.

    В современном российском обществе массовая культура отражает ценностные установки формирующегося «среднего» класса, для нее характерно то, что еще в 1970-е гг. применительно к западному обществу Ф. Слейтером было охарактеризовано как рождение «нового сознания», исходящего из экономики изобилия, сменяющего старое, базирующееся на экономике скудости. Внутреннюю логику прежней культурной парадигмы с ее высокой оценкой сдержанности и способности откладывать удовлетворение потребностей сменяет иная, где обилие потребностей и стремление их удовлетворения рассматриваются в качестве непременных атрибутов современного человека.

    В постсоветском российском обществе происходят сложные эволюционные процессы, которые невозможно оценить однозначно. Правильнее всего охарактеризовать его как общество переходного типа. С одной стороны, в массовом сознании продолжают действовать стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти, а с другой - активно внедряются образцы потребительской, рыночной культуры, импортируемой с Запада.

    25

    Массовая культура в Америке

    Массовая культура впервые сформировалась в США. Вернемся немного к истории. После Второй мировой войны большинство европейских стран было разрушено, они не имели возможности активно развивать свою культуру. Часть творческой интеллигенции эмигрировала в США, где не происходило никаких военных действий, стала развиваться промышленность, страна начала богатеть. Поэтому европейцам приходилось довольствоваться продукцией американской массовой культуры, которая после войны уводила человека от тяжелой действительности в мир благополучия, «красивой жизни», в мир «равных» для всех возможностей на успех и счастье.
    Научно - техническая революция влияет на все стороны жизни. Под ее влиянием произошла и индустриализация культуры. Претендуя на высокое положение в мире, США стремились навязать западноевропейским странам свою идеологию, культуру и образ жизни. Массовая культура лучше всего помогла это сделать.
    На стороне американской массовой культуры было не только её увлекательное и доступное содержание, но и техническое превосходство. Массовая культура распространяется, в основном, с помощью СМИ, и американские СМИ в мире доминируют.


    Итак, что же понимается под американской массовой культурой:

    • Голливуд и американская кино и ТВ-индустрия главные ее источники, из которых люди, живущие за пределами США, узнают об американской культуре и обычаях. Американские фильмы популярны во всём мире, много культовых фильмов, сериалов и мультфильмов в истории сняты в США, типа Avatar, Family Guys, Simpsons, Sex and The City, Friends with Benefits и др.

    • Америка является родиной джаза, блюза, свинга, кантри, рэпа, хип-хоп, поп-музыки. Американские группы и исполнители имеют миллион поклонников по всему миру.
      Вне времени такие исполнители как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Элвис Пресли, Чак Берри,Элла Фитцджеральд, Нина Симон и др. признаны во всём мире, и произведения их творчества даже после их смерти слушаются и продаются огромными тиражами. Франк Синатра во все времена будет легендой, олицетворением не только всего хорошего, что случалось в мире музыки Штатов - он символ американского общества.

    26

    Его великолепные песни, ставшие классикой еще при жизни, его типичная американская улыбка, его талантливость не только в музыке, но и в кинематографе. Эти факторы обеспечили такую популярность Фрэнку Синатре, что она переживет его очень дальних потомков.
    Что касается рока, то в 60-е и 70-е начинается деление рока на множество поджанров. Появляются глэм-рок, панк-рок, психоделик-рок. Необходимо признать, что, несмотря на Боба Дилана, Брюса Спрингстина, «The Rolling Stones», США уступили первенству рока Британии, и все благодаря, конечно, «The Beatles» и «Led Zeppelin». Тем не менее, рок-н-ролл, уже во всем его многообразии, играл большую роль для американского социума, идя рука об руку с движением хиппи.
    80-е годы это время музыки поп-короля Майкла Джексона и поп-королевы Мадонны. Сложно представить себе музыкальную культуру Штатов без этих людей. Безусловно, такие артисты, как Тина Тернер, Уитни Хьюстон, Джон Бон Джови заняли свои почетные места в сердцах слушателей, но до уровня Джексона и Мадонны им было не дотянуться. Альбом Майкла Джексона «Thriller» продан более 100 миллионов дисков и является самым продаваемым альбомом в истории.
    80-е – это время хард-рока и 90-е – панк- и альтернативного рока. Сложно отыскать людей, которые не слышали о таких группах, как «Bon Jovi», «Aerosmith», «ZZ Top», «Guns N' Roses», «Metallica», «Nirvana»,«The Red Hot Chili Peppers», «Blink 182», «Green Day», «The Offspring» и др.

    • Широко также влияние американских молодёжных традиций, в том числе стиля одежды или молодёжных субкультур.

    • Самые популярные мировые бренды находятся в США, некоторые даже являются символами американской культуры, например, Кока-Кола, также сети фастфуда McDonald´s (в 1956 году в США было 14 ресторанов McDonald´s,в 1990 уже - 11800. Сейчас у корпорации McDonald´s больше 30000 ресторанов в 119 странах мира.

    • Ведущие компании в области IT технологий - Microsoft, Apple Inc. и IBM-заполонили весь мировой рынок своей продукцией.



    27

    С 20-ого века по настоящее время происходит влияние культуры США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран. Это явление имеет название «американизация». Термин был придуман в 1907 году и первоначально относился к росту популярности американского образа жизни в Канаде. В самих США термин применяется к процессу ассимиляции иммигрантов, в то время как за пределами США термин используется зачастую в негативном контексте, сравнивая его с потерей традиционной культуры и обычаев.
    Итак, подводя итог, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий выше перечисленные функции. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Она предоставляет человеку огромное разнообразие форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, и дает человеку право выбора что смотреть, что читать, что слушать и как одеваться. К сожалению, при этом человек не всегда выбирает лучшее.

    28

    Заключение

    Итак, массовая культура манипулируют потребителями информации, внедряет в их сознание стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира, конструируют в сознании реципиентов семиотическую и символическую «реальность», далекую от онтологически существующей. Массовая культура, находясь под влиянием властных структур, реализует свою трансляционную функцию, следуя предложенному ей сценарию, целью которого становится унификация общества, формирование в сознании масс мозаичной псевдокартины мира, на деле являющейся манифестацией общественной идеологии. Главной причиной привлекательности этого идеологического проекта для масс является удовлетворение потребности масс в информации о постоянно изменяющемся окружающем мире, необходимой для оценки перспектив его развития с целью психологической адаптации к нему.

    29

    Список используемой литературы

    1. Барт, Р. (2001) S/Z . М. : Эдиториал УРСС.

    2. Барт, Р. (1975) Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М. : Прогресс. С. 114–163.

    3. Бодрийяр, Ж. (1995) Система вещей. М. : Рудомино.

    4. Бодрийяр, Ж. (2000) Соблазн. М. : Ad Marginem.

    5. Гершкович 3. И. Парадоксы «массовой культуры» и современная идеологическая борьба. М., 2003.

    6. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 2000.

    7. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1999

    8. Николаев, Л. (2009) Соблазнение знанием // Знание — сила. № 1. С. 22–28.

    9. Флиер, А. Я. (2008) Некультурные функции культуры. Очерки. М. : МГУКИ.


    30
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта