Главная страница
Навигация по странице:

  • РАБОТЫ МАСТЕР - КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С КЛАССОМ

  • «Зеркало самооценки»

  • Игра

  • прилож. приложение 1. Мастеркласс по использованию игровых технологий в воспитательной работе с классом


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеМастеркласс по использованию игровых технологий в воспитательной работе с классом
    Анкорприлож
    Дата09.02.2023
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаприложение 1.docx
    ТипДокументы
    #929063

    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

    РАБОТЫ
    МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ

    ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С КЛАССОМ

    Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формиро-

    вании личности ребѐнка. Обучение без воспитания невозможно, и воспита-

    ние должно идти впереди обучения. «Воспитывает каждая минута жизни и

    каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность

    соприкасается», - писал В.А. Сухомлинский.
    Воспитание детей – это самое сложное и трудоемкое педагогическое

    творчество. Каждый классный руководитель имеет свой багаж методик, при-

    емов и разных маленьких «хитростей, секретов», которые помогают достиг-

    нуть результата при минимальных усилиях.
    Работа по формированию классного коллектива первостепенна и долж-

    на вестись систематически. Самой приемлемой формой взаимодействия с

    младшими школьниками по сплочению коллектива является игра. Именно в

    процессе игры рождается детское содружество. Использование игровых тех-

    нологий в системе воспитательной работы с детьми способствует развитию

    навыков открытого взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми,

    нахождению путей для взаимной поддержки, умению действовать по прави-

    лам (регулировать свое поведение), проявить лидерские качества.__

    Представляю вашему вниманию деловую игру

    «Необитаемый остров».

    Цель игры: развитие интерактивного потенциала участни-

    ков, формирование умений эффективно взаимодействовать в команде.

    Рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста (с 1

    класса и старше в соответствии с воспитательными целями и задачами). Если

    в группе играющих больше 7 человек, необходимо игроков разбить на ко-

    манды.

    1 этап игры. «Воздушный шар»

    Цель этапа: знакомство участников, создание доверительной атмосфе-

    ры в группе.

    Необходимые материалы: корзина, конфеты.

    - Представьте, что мы все летим на воздушном шаре. Под нами - океан.

    Над нами - голубое небо. Рядом - замечательные попутчики.

    Вы летите уже несколько часов и вам пора подкрепиться. По кругу пе-

    редается корзинка с конфетами: «Возьмите, пожалуйста, столько конфет,

    сколько вам хочется». Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о

    себе столько фактов, сколько каждый из вас взял конфет.

    Мне и всем участникам игры было приятно познакомиться, узнать ва-

    ши имена, место работы, хобби и другие интересные сведения из вашей жиз-

    ни.

    2 этап игры. «Падение»

    Цель этапа: снижение эмоционального напряжения, тревожности.

    Необходимые материалы: мешок для мусора

    - Мы подкрепились. Но вот приближается туча. Слышны раскаты гро-

    ма. Большая птица клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно падаем.

    Впереди остров. Нам нужно выбросить все ненужное, чтобы долететь до ост-

    рова. В качестве ненужных вещей мы будем выбрасывать наши плохие при-

    вычки и страхи. Называйте качество и бросайте его за борт вместе с обѐрткой

    от конфет.

    3 этап игры. «Пещера»

    Цель этапа: развитие навыков коммуникации, распределение ролей в

    группе.

    Необходимые материалы: чистые листы А4, ручки, карандаши, схема

    «пещеры».

    - Итак, мы попали на остров. Уже темнеет. Перед нами вход в пещеру.

    Зайдем в него. Займите любое место в пещере, которое кажется наиболее

    комфортным для вас.

    Распределите между собой обязанности, кто и за что будет отвечать.

    (Примеры: разводить костѐр, ходить за дровами, добывать пищу,

    готовить еду, поддерживать чистоту, охранять жилище).

    *Список необходимо составить совместно, роли распределить только

    с согласия участника.

    4 этап. «Лианы»

    Цель этапа: повышение сплоченности группы.

    Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участни-

    ков, стулья.

    - Проведя ночь на острове, вы решили выбраться из него. Выход из пе-

    щеры преграждают ядовитые лианы. Вам необходимо пройти через лианы.

    Вы должны встать в колонну зажав между собой шары. Ваша задача: пройти

    через лианы – стулья, не задев их и не уронив шары.

    *В случае участия нескольких групп, рекомендуется провести соревно-

    вание на самую организованную, сплоченную команду.

    5 этап. «Шумовая волна»

    Цель этапа: развитие самоанализа действий и поступков.

    Вы преодолели препятствия и вышли на берег океана. Положите ша-

    ры перед собой. Вдалеке виден корабль. Надо подать сигнал. Предлагаю

    устроить шумовую волну, чтоб вас услышали. Попрошу повторить за мной

    хлопки (хлопки от тихого к громкому). Ура! Нас услышали. Мы - на корабле.

    Возьмите шары и пройдите в «каюту разговоров». Присядьте на стулья и от-

    ветьте на вопросы.

    1. Довольны ли вы тем, как справились с заданием?

    2. Что помогло справиться с заданием, и что мешало?

    3. Что потребовалось от каждого, чтобы удачи достигли все?

    Уважаемые коллеги, вы сейчас участвовали в игре в роли детей. А те-

    перь давайте посмотрим на это с позиии классного руководителя.

    Что можно узнать о каждом ребенке и о классе в целом при проигры-

    вании ситуаций на всех этапах игры?

    1 ЭТАП – «Воздушный шар» (знакомство): хобби, интересы, друзья.

    2 ЭТАП - «Падение» (снятие эмоционального напряжения): выявление

    детей, испытывающих негативные эмоции, тревожность (*при наличии дове-

    рительных взаимоотношениях с классным руководителем).

    3 ЭТАП – «Пещера» (распределение обязанностей): выявление лидера,

    способность и неспособность взять на себя определѐнную обязанность, уме-

    ние сотрудничать, принимать чужую позиции, отстаивать свою точку зрения.__

    4 ЭТАП – «Лианы» (взаимодействие, командообразование): умение

    взаимодействовать, сотрудничать, стремление к достижению общей цели.

    5 ЭТАП – «Шумовая волна» (степень сплоченности, умение оценивать

    результат деятельности): умение достигать общей цели. «Каюта разговоров»

    - это рефлексия. Дети делают выводы по участию в игре. А классный руко-

    водитель - определяет, с кем из детей ещѐ нужно работать по формированию

    коммуникативных компетенций, составляет дальнейший план работы.

    В воспитательной работе мной используются различные диагностиче-

    ские приемы мониторинга уровня воспитанности и развития данного крите-

    рия у младших школьников.

    Например, «Зеркало самооценки»: детям предлагается взять из коро-

    бочки приготовленные заранее разноцветные цветочки на клейкой основе и

    прикрепить на грудь. С точки зрения психологии о многом может сказать не

    только выбранный цвет, но и место расположения приклеенного цветка.

    Правая сторона – это лидеры, те, кто готов вести за собой, их мало ин-

    тересует чужое мнение. Они любой ценой достигают поставленных целей.

    Эти дети могут взять на себя ответственность, на них можно положиться.

    Левая сторона – ведомые, идут к цели медленно, но верно. В деле учи-

    тывают мнение окружающих, идут на компромисс. Умеют работать в коман-

    де.

    22

    Центр – уравновешенные люди. В них есть часть от лидеров и часть от

    ведомых. Могут отстаивать свою позицию, при этом учитывая мнение окру-

    жающих. Таких мало особенно среди детей.

    целью развития умения устанавливать и поддерживать дружеские от-

    ношения, осуществлять совместную деятельность я провожу игру «Шляпа».

    Она стала любимой игрой детей моего класса. Данную игру можно использо-

    вать как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности.

    С помощью приема «Цветные ленты» делимся на группы: классный

    руководитель держит в руке ленты разных цветов (по количеству групп), ко-

    личество лент соответствует количеству детей в классе. Ученики выбирают

    понравившийся цвет ленты и берутся за нее, классный руководитель разжи-

    мает кулак – команды сформированы.

    Возьмем тему классного часа: «Животный мир». Каждая группа полу-

    чает шляпу соответствующего цвета, в которой лежит задание:

    Зелѐная шляпа - «любовь»: обсудите в группе и ответьте на вопрос: «За

    что мы любим животных?» (запишите ответ).

    Голубая шляпа – «забота»: обсудите в группе и ответьте на вопрос:

    «Почему животные нуждаются в нашей заботе?» (запишите ответ).

    Жѐлтая шляпа – «ответственность»: обсудите в группе и ответьте на

    вопрос: «Ты в ответе за тех, кого приручил?» (запишите ответ).

    Представление групповой работы.

    Учитель зачитывает строки из книги Антуана де Сент-Экзюпири «Ма-

    ленький принц»: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».

    Играть любят не только дети, но и взрослые. Я предлагаю вашему вни-

    манию игру, которую можно использовать на родительских собраниях.

    Игра на сплочение коллектива родителей, создания комфортной пси-

    хологической обстановки на родительском собрании «4 фото – один Я».

    Предварительна работа: классный руководитель проводит устное ан-

    кетирование детей по 4 позициям:

    любимое животное,

    любимое блюдо,

    любимое занятие (хобби),

    любимый герой/хочу стать...

    После анкетирования классный руководитель подбирает фотографии в

    сети Интернет, создает мультимедийную презентацию / коллаж из расчета 1

    слайд – 1 ребенок. Составляет словесное описание-подсказку к каждому

    слайду.

    Ход игры:

    Задача родителей – угадать, кто из ребят скрывается за четырьмя фото-

    графиями.

    На слайдах с розовым фоном загадано имя девочки, а на голубых –

    мальчика.

    Время отгадывания одного имени – 15 секунд.

    Пример составления коллажа:

    «Эта девочка обожает черных шпицев

    и макароны. Самое любимое занятие –

    рисование, любимая сказка – «Алиса в

    стране чудес».

    «У этого мальчика любимое живот-

    ное – кот, при этом очень важно,

    чтобы цвет был обязательно черный.

    Пюре «Роллтон» ел бы на завтрак,

    обед и ужин, а любимый вид спорта –

    бокс, любимый герой – Супермен».

    Классному руководителю важно из разнообразия игровых приемов и

    методов воспитательной деятельности выбрать те, которые послужат для

    максимального развития каждого ребенка, раскроют его таланты и создадут

    условия для духовного, умственного, физического совершенства.


    написать администратору сайта