матем.основы настольных игр. Математические основы настольных игр
Скачать 89.58 Kb.
|
ГЛАВА 2 Изучение эффективности настольных математических игр для повышения успеваемости учащихся класса по математике 2.1 Анкетирование Я решил выяснить, играют ли мои одноклассники в настольные игры? Считают ли они полезными настольные игры и почему? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я провел анкетирование своих одноклассников (Приложение 8). В нем приняли участие 18 учащихся 7 «в» класса. Результаты опроса я поместил в диаграмму (рис.2.1.1; 2.1.2). Рисунок 2.1.1 – диаграмма Результата опроса учащихся 7 «в» класса Рисунок 2.1.1 – диаграмма Могут ли настольные игры помочь в обучении Таким образом, с помощью анкетирования я установил, что большинство опрошенных считают, что игры могут помочь в обучении. 2.2 Констатирующее тестирование учащихся 7 «в» класса по математике по итогам 2 четверти Чтобы выявить уровень знаний учащихся 7 «в» класса по математике мы провели констатирующее тестирование (Приложение 9). Результаты тестирования мы поместили в диаграмму (рис.2.2.1). Рисунок 2.2.1 – диаграмма тестирование учащихся 7 «в» класса по математике по итогам 1 четверти Тестирование показало, что 24% (5человек) учащихся 7 «в» класса имеет средний уровень, 24% (5 человек) – достаточный уровень, 24% (5 человек) – удовлетворительный, 9% (2 человека) - низкий уровень и 5% (1 человек) – высокий уровень навыков устного счета. Таким образом, проведя констатирующее тестирование, мы установили, что большинство моих одноклассников по итогам 2четверти имеют средний уровень навыков устного счета. 2.3 Создание базы настольных математических игр Для того, чтобы провести задуманный нами эксперимент, необходимо иметь достаточное количество настольных игр. Часть игр мы приобрели в магазине, некоторые игры принесли ребята, а некоторые мы с папой смастерили дома (рис.2.3.1). Рисунок 2.3.1 – изготовление настольных игр Далее мы распределили игры по области использования, так как для проведения нашего эксперимента нам понадобятся только математические настольные игры. В остальные же игры ребята смогут играть в свободное время. Таким образом, мы создали банк настольных математических игр. 2.4 Эксперимент «Эффективность использования настольных игр для повышения успеваемости по математике» Мы предложили желающим ребятам из моего класса поучаствовать в эксперименте по использованию настольных игр для повышения успеваемости по математике. В эксперименте согласилось участвовать 14 ребят. Остальные ребята решили играть в любые настольные игры по своему желанию. Таким образом, класс разделился на 2 группы: участники эксперимента и наблюдатели. Ребята, участвовавшие в эксперименте, играли в математические настольные игры на переменах в школе и дома, в свободное время (рис.2.4.1). Рисунок 2.4.1 – ход эксперимента Знания и практические навыки, которые мы получили, играя в настольные игры, мы использовали на уроках математики. Некоторые задания, например, нахождение доли числа, стало выполнять намного легче. Мои оценки по математике значительно улучшились. Таким образом, мне удалось провести эксперимент по использованию настольных игр для повышения успеваемости по математике. 2.5 Контрольное тестирование учащихся 3 «Ж» класса по математике по окончании эксперимента По окончании эксперимента мы провели контрольное тестирование учащихся по математике (Приложение 10). Результаты эксперимента я поместил в диаграмму (рис.2.5.1). Рисунок 2.5.1 – диаграмма контрольное тестирование учащихся 7 «в» Тестирование показало, что по итогам 2 четверти ребята повысили навыки устного счета: высокого уровня достигли 24% учащихся, достаточного – 38%, среднего – 33%, удовлетворительного – 5%, а низкого – 0%. Также я установил, что дети, которые играли в настольные игры в нескольких местах (например, школа, свой дом и дом друга), лучше справлялись со всеми математическими заданиями. По результатам 2 четверти 2021 – 2022 учебного года 6 участников эксперимента повысили четвертные оценки по математике (Приложение 11). «Наблюдатели» получили такие же четвертные оценки, как и в 1 четверти, а трое даже снизили их. Такой результат показывает, что может быть сами по себе, настольные игры не разовьют выдающихся математических навыков у ребенка, однако, если использовать их регулярно, они помогут быстрее освоить материал в процессе обучения математике. Таким образом, контрольное тестирование учащихся7 «в» класса по математике показало, что систематическое использование математических настольных игр для повышения оценок по математике может быть эффективным. 2.6 Рейтинг самых «умных» настольных игр На основе изученного материала я составил список самых «умных» настольных игр, которые предлагает современный рынок (Приложение 12). Рейтинг самых «умных» настольных игр 1."Шахматы". Обширные исследования показали, что игра в шахматы на регулярной основе оказывает мощное положительное влияние на мозг и интеллект: • Шахматы тренируют как левое, так и правое полушарие мозга. • Увеличивается ваша креативность и оригинальность. • Вы можете повысить свой IQ. • Шахматы развивают память. • Игра способствует концентрации внимания. • Вы развиваете свою интуицию. • Шахматы способствуют профилактике болезни Альцгеймера. 2. «Шашки» развивают многие необходимые для жизни качества: • Объёмное мышление; • Логический анализ; • Память, внимание; • Способность концентрироваться; • Самодисциплину; • Абстрактное мышление; • Творческую фантазию и сообразительность; • Настойчивость и решительность. 3. «Судоку» - это одна из самых популярных числовых игр, в которую мы можем играть каждый день. Она благотворно влияет на работу мозга. Положительное влияние судоку: • Улучшает нашу память - мы используем свою память, чтобы запоминать числа, когда используем логику, думая над последующей пустой ячейкой. • Стимулирует нашу умственную деятельность. Игра позволяет практиковать свое логическое мышление, когда вы разгадываете головоломку, и в конечном итоге улучшить ряд навыков работы с цифрами. • Снижает риск развития болезни Альцгеймера. • Учит все делать быстро. Вы научитесь принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями. 4. «Нарды». Наравне с шахматами нарды тренируют мозг настолько, что после месяца ежедневных занятий, уровень интеллекта играющего повышается на 10%. Если во время игры в шахматы развитие получает логическое мышление игрока, то нарды больше тренируют интуицию и смекалку. 5. Коллективные настольные игры. Они привлекают не только сильных учеников, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие ученики, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеху, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес. Среди коллективных настольных игр особо можно отметить следующие: "Проездной билет", «Математический Эрудит», "Математическое Домино" (Приложение 13). 6. Логические головоломки. Свое название головоломка получила не случайно. Принцип большинства таких загадок заключается в том, чтобы благодаря шаблонности мышления направить человека по ошибочному пути. Основываясь на стереотипах, сперва люди выбирают псевдопуть, который изначально кажется верным. Чтобы решить головоломку, нужно отказаться от пути, который кажется единственно верным, и поразмышлять над правильным ответом. Итак, в рейтинге самых «умных» настольных математических игр первые места заняли интеллектуальные, логические и стратегические игры. При ежедневном тридцатиминутном занятии этими играми в течение месяца уровень интеллектуального развития значительно повышается. Заключение Подводя итоги исследования, следует отметить, что лучшие игры – это те, которые не только развлекают, но и тренируют мозг. Они могут объединять участников как одного возраста, так и разных, а потому подходят и для времяпрепровождения большой компании, и для семейного досуга. К тому же они позволяют прочувствовать радость соперничества и победы, не зря они известны с давних времен. Такое времяпровождение – мощная тренировка сразу для нескольких способностей человека: логических, аналитических и дедуктивных, образного мышления, концентрации. Доказанный факт, что люди, с детства занимающиеся шахматами либо похожими играми, в зрелом возрасте гораздо сообразительнее своих сверстников. В процессе исследования я изучил историю возникновения настольных игр и их классификацию; установил происхождение названий настольных игр; выявил отношение учащихся 7 «в» класса к математике и настольным играм; провел констатирующее и контрольное тестирование, а так же анализ успеваемости учащихся 7 «в» класса по математике; создал банк настольных математических игр; экспериментальным путем проверил эффективность использования настольных игр для повышения успеваемости по математике. Полученные знания позволили мне составить рейтинг самых «умных» математических игр. В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении и более подробно изучить влияние интеллектуальных настольных игр (шахмат и шашек) на развитие математических способностей учащихся. В результате исследования моя гипотеза подтвердилась частично: настольные игры помогают быстрее освоить материал в процессе обучения математике при систематическом использовании. Наиболее эффективными являются интеллектуальные, стратегические и логические настольные игры. Польза игр научно доказана: они улучшают уровень интеллектуального развития, логику, самопознание, память, повышают интерес к математике. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения [Текст] / А.П. Доморяд. – М: Гос. издание Физико-математической литературы, 1961. – 267с. 2 Терещенко А. В., «Быт русского народа», М.: Русская книга, 1997 3 http://egyptopedia.info 4 http://enigmatic-past.livejournal.com 5 http://enc-dic.com/rusethy/Loto-1731.html 6 http://studbooks.net/1855038/pedagogika/vidy_matematicheskih 7 http://tesera.ru/article/778208/ 8 https://www.mirf.ru/ 9 https://ru.wikipedia.org 10 http://hleb.asia/brain/hobbygames |