Главная страница
Навигация по странице:

  • МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ГВЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ВАРИАНТ С ПОМЕТОЙ «К»)

  • О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ

  • (По рассказу Татьяны Калашниковой «Переполох

  • (По рассказу Юрия Ничипоренко «Шпак»

  • О ДОБРОТЕ, НЕРАВНОДУШИИ, ОТЗАВЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА

  • (По рассказу Сергея Георгиева «Собаки не ошибаются

  • О ВОЙНЕ И ЕЁ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ

  • Материал для подготовки учащихся 9 классов к гвэ по русскому языку (вариант с пометой К)


    Скачать 193.85 Kb.
    НазваниеМатериал для подготовки учащихся 9 классов к гвэ по русскому языку (вариант с пометой К)
    Дата09.04.2022
    Размер193.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6ca2009fd1033829a8fcb016ee9f2b6c.docx
    ТипДокументы
    #456446
    страница1 из 3
      1   2   3

    Автор: Симоненко Ирина Олеговна,

    учитель русского языка и литературы

    муниципального бюджетного общеобразовательного

    учреждения города Мурманска

    «Средняя общеобразовательная школа №44»
    МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

    К ГВЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ВАРИАНТ С ПОМЕТОЙ «К»)
    В общеобразовательных школах с каждым годом растёт число выпускников, сдающих обязательный экзамен по русскому языку в формате ГВЭ.

    Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах с учётом возможностей разных категорий его участников: учащихся с ОВЗ и учащихся без ОВЗ. Большинству выпускников предлагается на экзамене написать изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение.

    Для подготовки к экзамену учащихся с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи на сайте ФИПИ представлены 6 вариантов экзаменационных работ с пометой «К»1.

    Комплекты изложений с творческим заданием (с пометой «К») имеют свою специфику. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции; диалектная, архаичная лексика.

    Устанавливается необходимый объём письменной работы в форме изложения с творческим заданием:

    • сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

    • объём подробного изложения – не более 300 слов;

    • творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

    С критериями оценки изложения и творческого задания к изложению, шкалой перевода первичного балла в отметку по пятибалльной системе, рекомендациями для организаторов ГВЭ-9 по русскому языку можно ознакомиться на сайте ФИПИ.

    Наличие на сайте ФИПИ «Тренировочных сборников» для подготовки к экзаменам учащихся с ОВЗ, безусловно, является подспорьем для учителя-словесника. Однако 6 вариантов КИМ мало, и учителю зачастую приходится самостоятельно подбирать тексты для подготовки выпускников к изложению с творческим заданием. Порой подбор хорошего текста напоминает поиск клада, поскольку учителю приходится не только искать текст, но и подбирать такое произведение, которое учащиеся не смогут списать в сжатом виде, воспользовавшись ресурсами сети Интернет.

    Хорошую подборку повествовательных текстов содержат проверенные временем сборники текстов для изложений.2

    Хочу поделиться теми текстами, которые нашла и переработала для подготовки к ГВЭ-9 своих учащихся.

    Этапы работы с текстом при подготовке к изложению:

    1) актуализация знаний о существующих приёмах сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение);

    2) чтение с карандашом в руке в начале учебного года (запись опорных слов при слушании текста во втором полугодии);

    3) работа с толковым словарём (уточнение значения неизвестных слов);

    4) составление плана текста;

    5) устный пересказ текста по плану;

    6) работа над черновым вариантом текста;

    7) комментирование орфограмм и пунктограмм;

    8) редактирование чернового варианта текста (исправление очевидных речевых повторов) и формирование навыка проверки написания слов по орфографическому словарю;

    9) написание окончательного варианта изложения на чистовик (коррекция особенностей почерка).
    Этапы работы с текстом при написании творческого задания (ответа на вопрос по тексту):

    1) актуализация знаний о структуре сочинения-рассуждения, композиции текста;

    2) определение ключевых слов в формулировке вопроса;

    3) формулировка тезиса (написание вступления);

    4) подбор аргументов с опорой на предложенный для изложения текст;

    5) обсуждение примеров-аргументов из личного опыта учащегося, отбор аргументов, оценка их уместности;

    6) формулировка заключения (вывода);

    7) работа над черновым вариантом текста;

    8) комментирование орфограмм и пунктограмм;

    9) редактирование чернового варианта текста (исправление очевидных речевых повторов) и формирование навыка проверки написания слов по орфографическому словарю;

    10) написание окончательного варианта сочинения на чистовик (коррекция особенностей почерка).


    ТЕКСТ 1.

    О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ
    Однажды утром меня разбудило чириканье знакомой птички. Я подошла к окну, осмотрела двор и увидела маленький серый комочек в траве. Птенец. Уже большой, но ещё не летает. Живой! А под изгородью лежит гнездо. Мне всё стало понятно.

    Начались наши тревожные времена, мои и мамаши выпавшего птенца. Целый день я гоняла котов со своего двора. А птичка без конца отлучалась за очередным червяком или мухой для своего прожорливого дитяти. Подходить к птенцу я не решалась. Слышала о том, что некоторые птицы бросают гнёзда, если к ним кто-нибудь прикоснётся или приблизится. А потом наступила длинная бессонная ночь. Птенец по-прежнему сидел в траве. Его мать непрерывно с ним перечирикивалась. А я сидела на крыльце и сторожила их покой.

    Утром моя крылатая подруга нашла выход из положения. Она начала учить птенца передвигаться по земле прыжками: подлетала, отлетала, прыгала рядом со своим птенчиком. Вскоре птенец начал нерешительно, потихоньку скакать в траве. Но стоило матери улететь на поиск добычи, он опять замирал на месте.

    На следующий день начался дождь, он усиливался и перешёл в настоящий ливень. Картина, которую я увидела, ошеломила меня. Мать подлетела к вымокшему испуганному птенцу, присела рядом с ним и прикрыла его крылом. Неподвижно они просидели в траве, пока не закончился дождь.

    Потом выглянуло солнышко. Снова начались уроки передвижения, кормёжка... А к вечеру, когда птенец распрыгался, его сообразительная мать присела на перила крыльца и стала, как мне показалось, призывать своё чадо забраться туда же. Но как? Он ведь не летал. Прыжок, ещё прыжок... Опять прыжок. Нет, не получается... И вот он, долгожданный миг! Первый шаг сделан, два-три быстрых неуклюжих движения крылышками, и птенец сидит рядом с матерью на перилах моего крыльца.

    Глупышка-птенец, запомни этот урок! Будь таким же заботливым родителем, как и твоя великая мать.

    (По рассказу Татьяны Калашниковой «Переполох», 282 слова)
    Обратить внимание!!! Обсудить с учащимся варианты замены слов «птица» и «птенец» синонимами для ухода от речевых повторов в изложении.
    Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Как характеризует человека забота о живых существах?»

    ИЛИ

    Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какие примеры дружбы человека и животного Вам известны?»

    ТЕКСТ 2.

    О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ
    Шпак… Так меня прозвали. Шпак - это скворец. Но я же не похож на скворца! У него перья чёрные, а у меня кожа белая. Он маленький, живёт в скворечнике, летает по двору, таскает к себе зёрнышки, гусениц - детей кормит. А я не очень занят по дому: только что раз в неделю мама попросит подмести или сходить за хлебом... Не понимаю я связи между собой и этой птицей!

    В нашем доме жил здоровый оболтус Петька. Он все время болтался во дворе и обзывал меня разными прозвищами. По числу таких временных кличек я был рекордсменом. Петька насчитал двадцать! Я был «Плешью Водяной», когда мне разбили голову и рану мазали зелёнкой. «Бледной Поганкой» меня Петька назвал, потому что однажды я неделю паял радиосхемы и стал совсем бледным.

    Я обижался на новые прозвища. Это и нравилось Петьке больше всего. Если обида была кровной, если кличка брала за живое, то я кричал, топал ногами, обзывал его сам.

    Постепенно мерзкие прозвища сами собой отпадали, но непонятная кличка – Шпак – почему-то прилипла ко мне. В нашем классе все мальчишки меня называли только так.

    Со временем я привык к этому прозвищу и перестал обижаться. Начал даже задумываться: может, не случайно у меня такая судьба, может, в чем-то мы родственники со скворцом, который свистел со скворечника у нас на тополе. Я переживал за него, присматривался к этому бедному отцу семейства, который кормил свою орущую ораву.

    Песни скворца меня радовали. Когда он щебетал по весне своим скрипучим голосом, было очень приятно. Скворец может по-разному петь. Он и щёлкает, и свистит, и хрюкает, и даже по-петушиному может кукарекать. Я считаю его самым интересным певцом.

    Однажды я даже слышал, как он мяукал. Дело было так: рыжий кот Васька, бандит и хулиган, бежал по двору, подняв хвост трубой. Вдруг я слышу: мяаа-у! Васька весь передёрнулся, к земле прилип, смотрит по сторонам сумасшедшими глазами. Что это за нахал нарушил его территорию, вторгся в наш двор? Он пополз к сараю, а ушами водит, глазами рыскает по сторонам. Я внимательно осмотрелся по сторонам. Нет никакого кота! На ветке сидит скворец и спокойно мяукает!

    Проникся я к скворцу симпатией. Птица гордая, смелая и с юмором. Здорово, что меня Шпаком назвали! Это значит, что я могу летать и над дураками смеяться. С тех пор я перестал обижаться на это прозвище. Наоборот, даже почувствовал в себе добавочную силу, способности новые: как будто все люди только люди, а я ещё и скворец. И сны мне стали сниться новые: словно летаю я рядом со скворечником, парю над тополем, над крышей и проводами, сажусь на ветку, рот открываю и начинаю петь не хуже соловья.

    (По рассказу Юрия Ничипоренко «Шпак», 422 слова)
    Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы?»

    ТЕКСТ 3.

    О ДОБРОТЕ, НЕРАВНОДУШИИ, ОТЗАВЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. Ещё бы! Юркин отец исколесил полсвета и отовсюду слал письма. Из-за необыкновенной коллекции только и отправился Валерка Снегирёв, человек в общем-то обыкновенный, к своему знаменитому однокласснику в гости.

    Юрка приходу Валерки обрадовался, сразу начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные, в толстых кожаных обложках альбомы.

    - Вот они, мои марочки... Юрка почти пропел это самое «ма-арочки». И в тот же момент, будто откликаясь, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

    - Что это? - тихо спросил Валерка, когда вой оборвался на высокой тоскливой ноте.

    - Не обращай внимания! - махнул рукой Юрка. - Собака у соседа. Воет и воет, понимаешь!..

    - Почему же она воет?

    - Откуда я знаю? Я и в глаза не видел ни собаку, ни соседа. Они всего неделю как переехали.
    - Может, голодная?

    - Может, и голодная. Снегирь, идея!.. Мы её покормим! Чтобы перестала выть! Значит, так! Проводим разведку: цель - установление, открыта ли форточка у соседа. Затем - операция «Томагавк»! Мы с тобой набираем кусков хлеба и колбасы, выходим на улицу и забрасываем провиант в открытую форточку!

    У Юрки от возбуждения засверкали глаза.

    - Форточка-то на девятом этаже, - напомнил ему Валерка. - Не добросить…

    - Скучный ты человек, Снегирь! Такой план погубил... Да ладно, что-нибудь придумаем! Давай пока марки смотреть…

    - Марки?.. Слушай, может, там что-то случилось? В квартире, где собака…

    - Да нет, она каждый день воет. До пяти часов. В пять перестаёт.

    - А сейчас сколько? 

    - Времени... пятнадцать пятого.

    Валерка начал одеваться - торопливо намотал шарф, застегнул пальто. Выскочил на улицу, перевёл дух и стал искать на фасаде дома Юркины окна. Три окошка на девятом этаже неуютно темнели. Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать сколько понадобится.

    Ждать пришлось недолго. Крайнее окно тускло засветилось: видимо, включили свет в прихожей...
    Дверь открылась сразу, словно Валерку ждали. На пороге стоял... Но Валерка не успел увидеть, кто стоял на пороге. Откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

    - Чудеса! - раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. - Чудеса! Ну и Янка!

    Валерка поднял голову. Голос принадлежал невысокому щуплому человеку.

    - Ты ко мне? Странное, понимаешь, дело... Янка с чужими… не особенно. А к тебе - вон как! Заходи.
          С собакой на руках Валерка вошёл в квартиру. Всё вокруг было как попало заставлено шкафами, столами, чемоданами.

    - Понимаешь, только перебираемся... Жена ещё не приехала, так что извини.

    - Я на минутку. По делу.

    - По делу? Слушаю.

    - Собака ваша… Яна... Воет целыми днями.

    - Мешает, значит. Тебя родители прислали? Из какой квартиры?

    - Я сам пришёл… И я не из этого дома, из соседнего!

    - Неужели и там слышно?

    - Нет, там не слышно! Я просто хотел узнать, почему она воет. Ей плохо, да?

    - Ты прав, ей плохо. Янка привыкла днём гулять, а я на работе. На работе, понимаешь? Вот приедет жена, и всё будет в порядке. Но собаке ведь не объяснишь! Тоскует она.

    - А если я... Я прихожу из школы в два часа... Я бы мог гулять с ней после школы!

    Человек постоял, раздумывая, а потом вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал маленький ключик.

    - Держи. Поворачивать вправо.

        Пришло время удивляться Валерке.

    - Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

    - Ох, извини, пожалуйста. - Мужчина протянул руку. - Давай знакомиться! Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.

    - Снегирёв Валерий, ученик шестого "Б", - с достоинством ответил Валерка.

    - Очень приятно! Теперь порядок?

    - Порядок. - Валерка спрятал ключ. - Значит, завтра?..

    Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери.

    - Собаки не ошибаются, не ошибаются… - бурчал себе под нос инженер Молчанов.

    На лестнице Валерка столкнулся с Юркой Хлопотовым.

    - Что, ещё не ушёл?

    - Да я из-за собаки. Которая выла… Она просто гулять хочет.

    - Откуда знаешь?

    - Зашёл и спросил. И гулять с ней буду. С завтрашнего дня.

    - Зашёл и спросил? Спроси-ил... - Юркино лицо вдруг сделалось унылым. Он разочарованно махнул рукой:

    - Эх, скучный ты человек, Снегирь!

    (По рассказу Сергея Георгиева «Собаки не ошибаются», 709 слов)
    Обратить внимание!!! Отработать правила перевода прямой речи в косвенную. Вспомнить правила оформления на письме диалога и предложений с прямой речью.
    Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какого человека можно назвать, по Вашему мнению, неравнодушным и отзывчивым?»

    ТЕКСТ 4.

    О ВОЙНЕ И ЕЁ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ
    Солдатам одной из сибирских дивизий в те дни, когда дивизия отправлялась на фронт, земляки подарили маленького медвежонка. Освоился Мишка с солдатской теплушкой. Важно поехал на фронт.

    Оказался медвежонок на редкость смышлёным. А главное - от рождения характер имел геройский. Не боялся бомбёжек. Лишь недовольно урчал, если снаряды разрывались очень близко.

    Побывал Мишка на Юго-Западном фронте, затем — в составе войск, которые громили фашистов под Сталинградом. Потом находился с войсками в тылу, во фронтовом резерве. Потом попал на Воронежский фронт, затем на Центральный, опять на Воронежский. Подрос медвежонок за это время. В плечах раздался. Бас прорезался.

    В боях под Харьковом медведь отличился. На переходах шагал он с обозом в хозяйственной колонне. Так было и в этот раз. Шли тяжёлые, кровопролитные бои. Однажды хозяйственная колонна попала под сильный удар фашистов. Окружили фашисты колонну. Силы неравные, туго нашим. Заняли бойцы оборону. Только слаба оборона. Не уйти бы воинам.

    Да только вдруг слышат фашисты страшный какой-то рык! «Что бы такое?» — гадают фашисты. Прислушались, присмотрелись.

    — Бер! Бер! Медведь! — закричал кто-то.

    Верно — поднялся Мишка на задние лапы, зарычал и пошёл на фашистов. Не ожидали фашисты, метнулись в сторону. А наши в этот момент ударили. Вырвались из окружения.

    Мишка шагал в героях.

    — Его бы к награде, — смеялись солдаты.

    Получил он награду: тарелку душистого мёда. Ел и урчал. Вылизал тарелку до глянца, до блеска. Добавили мёда. Снова добавили. Ешь, наедайся, герой. Топтыгин!

    Вскоре Мишка пошёл на Днепр. Стал Мишка совсем великан. Где же солдатам во время войны возиться с такой громадой! Решили солдаты: в Киев придём — в зоосаде его поселим. На клетке напишем: медведь — заслуженный ветеран и участник великой битвы.

    Однако прошла дивизия Киев стороной. Не остался медведь в зверинце. Рады солдаты.

    С Украины Мишка попал в Белоруссию. Принимал участие в боях под Бобруйском, затем оказался в армии, которая шла к Беловежской пуще.

    Беловежская пуща — рай для зверей и птиц. Лучшее место на всей планете. Решили солдаты: вот где оставим Мишку.

    — Верно: под сосны его. Под ели. Вот где ему раздолье.

    Освободили наши войска район Беловежской пущи. И вот наступил час разлуки. Стоят бойцы и медведь на лесной поляне.

    — Прощай, Топтыгин! Гуляй на воле!

    — Живи, заводи семейство!

    Постоял на поляне Мишка. На задние лапы поднялся. Посмотрел на зелёные гущи. Носом запах лесной втянул.

    Пошёл он валкой походкой в лес. С лапы на лапу. С лапы на лапу. Смотрят солдаты вслед:

    — Будь счастлив, Михаил Михалыч!

    И вдруг страшный взрыв прогремел на поляне. Побежали солдаты на взрыв — мёртв Топтыгин. Наступил медведь на фашистскую мину. Проверили — много их в Беловежской пуще.

    Ушла война дальше на запад. Но долго ещё взрывались здесь, в Беловежской пуще, на минах и кабаны, и красавцы лоси, и великаны зубры.

    Шагает война без жалости. Нет у войны усталости.
      1   2   3


    написать администратору сайта