Материал из Википедии свободной энциклопедии Перейти к навигацииПерейти к поиску
Скачать 362.68 Kb.
|
Понятие «гений» у Канта[править | править код] В «Критике способности суждения» Иммануил Кант даёт определение гения в соответствии с его философской концепцией. «Гений — это врождённая способность души (ingenium), посредством которой природа даёт искусству правила»[87]. По Канту, прекрасное искусство есть такое искусство, которое одновременно представляется нам природой, также искусство является продуктом гения. Гений производит некую эстетическую идею, а идея, по Канту, это то, что-то, выходящее за пределы. Ответ на вопрос “на основании чего возможно производство эстетических идей?” находится в параграфах 49-50 “Критики способности суждения”. Согласно Канту, рассудок, воображение и вкус могут быть присущи многим людям, в то время как дух присущ исключительно гению. «Дух в эстетическом смысле - это оживляющий принцип в душе. То, посредством чего этот принцип оживляет душу, материал, который он для этого использует, есть то, что целесообразно приводит душевные способности в движение, то есть в такую игру, которая сама себя поддерживает и сама укрепляет необходимые для этого силы». У гения, таким образом, становится свободным рассудок, гений становится свободным субъектом в производстве эстетических суждений. Гений может существовать только в искусстве, в науке, по Канту, гениев нет. Наука представляется Канту знанием сугубо аккумулятивным, для которого не нужно обладать так называемым “духом” для совершения научного открытия, нужно изучить уже существующее знание и на основании этого делать новый шаг в науке. Гений, по Канту, может производить исключительно шедевры. Таким образом, история искусства, по Канту, есть исключительно история шедевров. О человеке[править | править код] Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать. Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание[88]. Человек — это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности[88]. Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные»[88]. Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений. От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма[88]. Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называют гением»[88]. Память[править | править код] Памятник Канту в Калининграде Самая первая попытка составить биографию Канта была предпринята ещё в 1769 году, когда философу было лишь 45 лет, задолго до написания им фундаментальных работ. Профессор истории К. Р. Хаузен, взявшийся за этот труд, писал Канту для уточнения фактов, но ответа не получил. Позже, в период с 1790 по 1802 год, были изданы три биографических очерка, на что Кант не среагировал. Уже после смерти философа Ф. Николовиус, издатель его последних сочинений, выпустил книгу, содержавшую сразу три дополняющие друг друга биографии, написанные учениками Канта. Л. Э. Боровский слушал ещё первые лекции магистра; Р. Б. Яхманн своб работу посвятил расцвету творчества Канта; Э. А. К. Васянский подробно рассказывает о последних годах и днях жизни[89]. Место упокоения[править | править код] После Второй мировой войны могила философа была восстановлена и в дальнейшем охранялась государством. В начале 1947 года в газету «Известия» поступило анонимное письмо от некоего Любимова, выступившего в защиту усыпальницы, в которой покоится Кант. Копия письма была отослана в Министерство культуры РСФСР. На заседании городской ВКП(б) в апреле 1947 было вынесено решение по вопросу немецких памятников. Городское управление обязали осуществить разбор завалин и приведение территории близ могилы Иммануила Канта в надлежащий вид. К могиле на следующий день была приставлена охрана. Отдел агитации и пропаганды к 12 мая составил текст для мемориальной доски: «Имманиул Кант, 1724—1804. Крупный буржуазный философ-идеалист. Родился, безвыездно жил и умер в г. Кёнигсберге». В дальнейшем власти города также принимали участие в благоустройстве могилы Канта. Окончательный статус могилы был определён 24 февраля 1950, когда Совет министров РСФСР внёс могилу философа в список памятников культуры общесоюзного значения. Областное управление культуры 24 апреля 1954 года попросило заведующего городским похоронным бюро В. Т. Святцева возвести двухметровую ограду на могиле Иммануила Канта, а на стене сделать надпись «Могила Канта охраняется государством». Ремонт и благоустройство объекта было завершено к 1956 году[90]. Участие в конкурсе «Великие имена России»[править | править код] Имя Иммануила Канта после голосования граждан было занесено в список кандидатов конкурса Великие имена России, организованном в 2018 году для того, чтобы присвоить аэропортам России имена выдающихся деятелей. Среди конкурентов Канта были такие персоны, как Иван Баграмян, Михаил Богданович Барклай-де-Толли, императрица Елизавета Петровна и прочие[91]. Имя Канта в списках вызвало негодование у Игоря Мухаметшина, вице-адмирала ВМФ Российской Федерации, который назвал Иммануила Канта «предателем родины». Все говорят Кант, Кант, философ, там еще чего-то — это человек, который предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру, понимаете, в университете — чтобы он там преподавал, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет.Игорь Мухаметшин Игорь Мухаметшин призвал подчинённых, а также их родственников голосовать «против» фигуры Иммануила Канта[92][93]. Аналогичным образом выступил депутат Государственной Думы от Республики Татарстан Марат Бариев. По мнению Бариева, «скандальная» ситуация вокруг фигурирующего в списках имени Иммануила Канта «оскорбляет ветеранов Великой Отечественной войны». Он аргументирует это тем, что Канта «нельзя назвать соотечественником»[94] (также Кант считал русских врагами Пруссии, см. выше [⇦]). Ночью 27 ноября 2018 года памятник Канту подвергся нападению вандалов. Рядом с облитой краской статуей философа были разбросаны листовки с призывом срывать таблички, посвящённые Канту. Подобной атаке подверглись могила и мемориальная табличка на Ленинском проспекте города Калининграда[95][96]. Кант некоторое время уверенно лидировал в голосовании, но в конечном счёте первенство досталось Елизавете Петровне[97]. Увековечивание памяти[править | править код] Музей Канта, посвящённый жизни и творчеству философа, размещается в здании Кафедрального собора. В 2005 году Кёнигсбергский университет, в котором учился и работал философ, был переименован в федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени Иммануила Канта»[98]. С 2010 года — Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта[99]. При университете имеется кабинет-музей Иммануила Канта. Музей Канта имеется и в отреставрированном доме протестантского пастора Даниэля Андерша в поселке Веселовка (до 1945 года — поселение Юдтшен), где в 1747—1751 гг. Иммануил Кант служил домашним учителем детей пастора. Музей располагается в объекте культурного наследия регионального значения «Ансамбль «Усадьба пастора прихода Юдшен, связанная с жизнью и деятельностью философа Иммануила Канта, XVIII—XIX вв.», действует также как площадка для семинаров, лекториев и других тематических мероприятий[100]. 300-летний юбилей (2024)[править | править код] Президент России Владимир Путин 20 мая 2021 года подписал указ о праздновании 300-летнего юбилея философа Иммануила Канта, назначив мероприятию федеральный уровень[101]. По словам ректора БФУ им. И. Канта А. Федорова, это празднование в университете заранее называют «чемпионатом мира по философии». Запланирована «философская олимпиада» — Международный Кантовский конгресс, а также фестиваль, с различными конкурсными мероприятиями, кинопроектами, новыми экскурсионными программами и арт-событиями[102]. Ошибка с портретом[править | править код] Существует широко распространённое заблуждение, когда под видом портрета Иммануила Канта даётся портрет философа Фридриха Генриха Якоби, кисти Иоганна Христиана фон Манлиха[103][104]. Эта ошибка сопутствует не только интернет-публикациям, но и некоторым официальным изданиям. Так, в России под портретом Якоби были неоднократно опубликованы как сочинения самого философа, так и его биографии. Например, «Критика чистого разума»[105], биография Канта, за авторством Манфреда Кюна[106], «Жизнь и учение Канта»[107] и многие другие. Сопутствует эта ошибка и иностранным изданиям, связанным с философом[108]. Комичности ситуации добавляет и тот факт, что Якоби был оппонентом Канта, полемизируя с философом с позиций теизма[источник не указан 186 дней]. Сочинения[править | править код] Критика чистого разума Пролегомены ко всякой будущей метафизике Критика практического разума Основы метафизики нравственности Критика способности суждения Антропология с прагматической точки зрения Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.) Русские издания[править | править код] Иммануил Кант. Классические космогонические гипотезы. Сборник оригинальных работ. — 1923 Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1. — М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4) Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2. — М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5) Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3. — М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6) Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. — М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14) Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. — М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15) Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. — М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16) Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6. — М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17) Иммануил Кант. Трактаты и письма. — М.: «Наука», 1980, 710 с. (Памятники философской мысли) Иммануил Кант. Критика чистого разума. — М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118) Иммануил Кант. Собрание сочинений в 8 томах. — Издательство: ЧОРО, 1994 г. — ISBN 5-8497-0001-3, ISBN 5-8497-0002-1, ISBN 5-8497-0003-X, ISBN 5-8497-0004-8, ISBN 5-8497-0005-6, ISBN 5-8497-0006-4, ISBN 5-8497-0007-2, ISBN 5-8497-0008-0. Иммануил Кант. Лекции по этике. — М.: Республика, 2000. — 431 с. Иммануил Кант. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с. — ISBN 5-699-14702-0 Иммануил Кант. Критика чистого разума / (Пер. с нем.; предисл. И. Евлампиева). — М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. — 1120 с. — (Гиганты мысли) — ISBN 5-91016-017-4 Иммануил Кант. Лекции о философском учении о религии / И. Кант; пер. с нем. Л. Э. Крыштоп. — М.: Канон+, 2016. — 384 с. — ISBN 978-5-88373-004-6 Примечания[править | править код] Комментарии ↑ "До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов, что расширяло бы наше знание о них. Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием,– а это лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они нам даны. Здесь повторяется то же, что с первоначальной мыслью Коперника: когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движения небесных тел, то он попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя. Подобную же попытку можно предпринять в метафизике, когда речь идет о созерцании предметов. Если бы созерцания должны были согласоваться со свойствами предметов, то мне не понятно, каким образом можно было бы знать что-либо a priori об этих свойствах; наоборот, если предметы (как объекты чувств) согласуются с нашей способностью к созерцанию, то я вполне представляю себе возможность априорного знания".[10]:110 (B xvi–vii) ↑ Ницше писал, что "Кант хотел шокирующим для "всего мира" способом доказать, что "весь мир" прав: в этом заключалось тайное остроумие этой души"[16] ↑ При рождении ему было дано имя Эммануэль, которое он позже заменил на известное нам «Иммануил», полагая, что это более верная передача еврейского ивр. עִמָּנוּאֵל, что переводится на русский как «С нами Бог». Известно, что Кант весьма гордился своим именем и часто рассказывал о его значении своим знакомым[22]. Биограф Канта Людвиг Боровски выдвигал ошибочное предположение, что первоначальная фамилия Канта — «Cant», позже заменённая им самим на «Kant»[23]. ↑ Сам Кант полагал, что его дед мигрировал в Тильзит из Шотландии, однако, как представляется исследователю Канта Эрнсту Кассиреру, эти сведения могут быть заблуждением[23]. ↑ С единственным оставшимся в живых братом Кант общался мало, часто не находя времени отвечать на его письма. И всё же он старался помогать членам своей семьи по мере возможности[26]. ↑ При занесении его имени в реестр, ректор университета ошибся, написав фамилию Канта как «Kandt», вместо Kant[42]. ↑ Имеется ввиду параболическая комета C/1743 X1 и её ошибочное отождествление как возврата параболической кометы C/1698 R1[источник не указан 309 дней] ↑ По подсчётам Э. Кассирера, в сумме постоянно растущая нагрузка Канта составила 34—36 рабочих часов в неделю[68]. ↑ Место освободилось вследствие смерти Андреаса Васянски, отца одного из биографов Иммануила Канта[69]. ↑ О юдофобстве Канта пишет К. Фишер в своём известном труде «История новой философии. Иммануил Кант и его учение» (кн. 4, гл. 6). Цитируется как сам Кант в письме Рейнгольду, так и мнение о нём его корреспондента И. Г. Гамана. Также Фишер сообщает и о прекрасных отношениях Канта с Моисеем Мендельсоном, которого Кант очень ценил. В свою очередь, именно к Мендельсону обратились с просьбой сделать эскиз юбилейной медали для Канта на 60-летие последнего. ↑ Этот вопрос Кант затем повторит в «Пролегоменах ко всякой будущей метафизике…». ↑ Важно понимать наличие исторически сложившейся путаницы терминов субъект и объект. Кант рассуждает о предметах, то есть объектах (а субъект, соответственно, выносит суждения). Однако исторически в логике субъектом суждения называется подлежащее суждения, то есть то, что обозначает предмет, о котором что-либо говорится или мыслится. Предикатом называется языковое выражение, обозначающее свойство или отношение. Например, x (субъект) есть зелёный (предикат, выражающий свойство); x (субъект) находится между y и z (предикат, выражающий отношение). (См. Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. 1997.) Источники ↑ Показывать компактно ↑ Immanuel (нем.). Duden. Дата обращения: 20 октября 2018. Архивировано 20 декабря 2020 года. ↑ Kant (нем.). Duden. Дата обращения: 20 октября 2018. Архивировано 20 октября 2018 года. ↑ Перейти обратно:1 2 McCormick, Matt, Immanuel Kant: Metaphysics, Internet Encyclopedia of Philosophy. Проверено 20 февраля 2019.. ↑ Перейти обратно:1 2 Rohlf, Michael (2020), Zalta, Edward N., ed., Immanuel Kant (Spring 2020 ed.), Metaphysics Research Lab, Stanford University. Проверено 27 мая 2020. ↑ Перейти обратно:1 2 Immanuel Kant | Biography, Philosophy, Books, & Facts (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 27 мая 2020. Архивировано 16 июня 2015 года. ↑ Durant, Will. The Story of Civilization: Rousseau and Revolution / Will Durant, Ariel Durant. — MJF Books, 1967. — P. 571, 574. — ISBN 978-1-56731-021-4. ↑ Nigel Warburton. Chapter 19: Rose-tinted reality: Immanuel Kant // A little history of philosophy. — Yale University Press, 2011. — P. 134. — ISBN 978-0-300-15208-1. ↑ Kant, Immanuel . Critique of Pure Reason. — Unified Edition with all variants from the 1781 and 1787 editions. — Indianapolis/Cambridge : Hackett Publishing Company, Inc., 1996. — «Although Hume’s name is not mentioned in either version of this section, from the beginning, Kant’s readers have understood that his purpose was to vindicate the causal concept after Hume’s devastating attack […] Kant’s “reply to Hume” was to argue we could have no cognition of events, of objects changing by acquiring or losing a property, unless we used a concept of causation that included both the offending and related properties of universality and necessity.». — ISBN 0-87220-257-7. ↑ There are two relatively recent translations: Kant, Immanuel. Critique of Pure Reason. — Cambridge : Cambridge U.P., 1999. — ISBN 978-0-5216-5729-7. Kant, Immanuel. Critique of Pure Reason. — Indianapolis : Hackett, 1996. — ISBN 978-0-87220-257-3. Both translations have their virtues and both are better than earlier translations: McLaughlin, Peter (1999). “Review”. Erkenntnis. 51 (2/3): 357. DOI:10.1023/a:1005483714722. Page references to the Critique of Pure Reason are commonly given to the first (1781) and second (1787) editions, as published in the Prussian Academy series, as respectively «A [page number]» and «B [page number]». ↑ Kant, Immanuel. Critique of Pure Reason. — Cambridge : Cambridge U.P., 1999. — ISBN 978-0-5216-5729-7. ↑ Vanzo, Alberto (January 2013). “Kant on Empiricism and Rationalism”. History of Philosophy Quarterly. 30 (1): 53—74. Архивировано из оригинала 20 December 2020. Дата обращения 17 December 2015. ↑ Rohlf, Michael, Immanuel Kant, in Zalta, Edward N., Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2018 ed.), Metaphysics Research Lab, Stanford University. Проверено 6 октября 2015.. ↑ Иммануил Кант (1784). «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» ↑ Артур Шопенгауэр, Об основе морали, в Двух основных проблемах этики, trans. Chris Janaway (2009), sections 4-5 ↑ Фридрих Ницше, Антихрист (1895), para. 10 Архивировано 3 августа 2020 года.. ↑ Фридрих Ницше (перевод Вальтера Арнольда Кауфманна), Портативный Ницше, 1976, стр. 96 ↑ Eze, Emmanuel Chukwudi. Postcolonial African Philosophy: A Critical Reader : [англ.]. — Wiley, 1997. — P. 103–131. — ISBN 978-0-631-20339-1. ↑ Eze, Emmanuel Chukwudi. Race and the Enlightenment: A Reader : [англ.]. — Wiley, 1997. — P. 39–48. — ISBN 978-0-631-20136-6. ↑ How the Enlightenment Created Modern Race Thinking and Why We Should Confront It (англ.). Slate Magazine (5 июня 2018). Дата обращения: 15 июня 2020. Архивировано 15 июня 2020 года. ↑ BERNASCONI, ROBERT (2010). “Defining Race Scientifically: A response to Michael Banton”. Ethnicities. 10 (1): 141—148. DOI:10.1177/14687968100100010802. ISSN1468-7968. JSTOR23890861. ↑ Kleingeld, Pauline (October 2007). “Kant's Second Thoughts on Race”(PDF). The Philosophical Quarterly. 57 (229): 573—592. DOI:10.1111/j.1467-9213.2007.498.x. Архивировано из оригинала(PDF) 16 February 2019. Дата обращения 14 December 2020. ↑ Перейти обратно:1 2 3 Kuehn, 2014, с. 24. ↑ Перейти обратно:1 2 Кассирер, 1997, с. 16. ↑ Перейти обратно:1 2 M. Behrent. COSMOPOLIS: Königsberg's Kant (англ.). KÖNIGSBERG IS DEAD. TABULA RAZA (2002). Дата обращения: 20 сентября 2021. ↑ Kuehn, 2014, с. 28. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 Kuehn, 2014, с. 34. ↑ Murray R. K. The Origin of Immanuel Kant’s Family Name // Kantian Review — Vol. 13(1). — March 2008. — Pp. 190—193. ↑ Kohlheim R., Duden K. V. — Familiennamen: Herkunft und Bedeutung von 20.000 Nachnamen — Bibliographisches Institut & F.A. Brockhaus AG, Mannheim 2005. — P. 365. ↑ Scruton, 2001, с. 1. ↑ Kuehn, 2014, с. 37. ↑ Kuehn, 2014, с. 39—40. ↑ Kuehn, 2014, с. 58. ↑ Kuehn, 2014, с. 29—33. ↑ Kuehn, 2014, с. 33—34. ↑ Kuehn, 2014, с. 45—48. ↑ Kuehn, 2014, с. 48—50. ↑ Kuehn, 2014, с. 45. ↑ Kuehn, 2014, с. 51—52. ↑ Kuehn, 2014, с. 59. ↑ Kuehn, 2014, с. 53. ↑ Scruton, 2001, с. 2. ↑ Kuehn, 2014, с. 61. ↑ Kuehn, 2014, с. 61—64. ↑ Kuehn, 2014, с. 72, 75. ↑ Kuehn, 2014, с. 78. ↑ Kuehn, 2014, с. 83. ↑ Кассирер, 1997, с. 26. ↑ Kuehn, 2014, с. 88—89. ↑ Kuehn, 2014, с. 86—87. ↑ Перейти обратно:1 2 Schönfeld, 2000, с. 18. ↑ Schönfeld, 2000, с. 3—4. ↑ Schönfeld, 2000, с. 18—20. ↑ Schönfeld, 2000, с. 39—40. ↑ Schönfeld, 2000, с. 31. ↑ Schönfeld, 2000, с. 38. ↑ Kuehn, 2014, с. 95. ↑ Kuehn, 2014, с. 94—98. ↑ Гулыга, 1986, с. 9. ↑ Перейти обратно:1 2 Kuehn, 2014, с. 98—101. ↑ Луговой С. В. Магистерская диссертация И. Канта «Об огне» и трансформации его представлений об эфирной материи // Кантовский сборник. — 2019. — Т.38. — № 2. — С. 7—30. ↑ Гулыга, 1986, с. 5. ↑ Перейти обратно:1 2 Kuehn, 2014, с. 104—105. ↑ Лавринович, 1982, с. 43—46. ↑ Лавринович, 1982, с. 51—52. ↑ Гулыга, 1986, с. 10. ↑ Перейти обратно:1 2 Kuehn, 2014, с. 105—112. ↑ Кассирер, 1997, с. 39. ↑ Кассирер, 1997, с. 41. ↑ Kuehn, 2014, с. 110. ↑ Kuehn, 2014, с. 112—117. ↑ Kuehn, 2014, с. 337. ↑ Kuehn, 2014, с. 135. ↑ Румянцева, 2015, с. 28—30. ↑ Гулыга А. В. Кант — М.: Мол. гвардия, 1977. — 303 с. — С.52. ↑ Румянцева, 2012. ↑ Румянцева Т. Г. И. Кант, Э. Сведенборг и метафизика сверхчувственного // Кантовский сборник. — 2011. — № 4. — С. 7—16. ↑ Imm. Kant. Briefwechsel. — München: Bei Georg Müller, 1912. — Т. II. — С. 366. — 403 с. ↑ Перейти обратно:1 2 Виленский О. Г. Психиатрия. Социальные аспекты. — М.: Познавательная книга плюс, 2002. — 460 с. — ISBN 5-8321-0212-6 — С. 190—193. ↑ Перейти обратно:1 2 Штольценберг Ю. Кант и медицина // Кантовский сборник. — 2014. — № 4. — С. 61—80. — doi: 10.5922/0207-6918-2014-4-5 ↑ Перейти обратно:1 2 3 Kuehn, 2014, с. 1—3. ↑ Перейти обратно:1 2 Васянский Э. А. К. Иммануил Кант в последние годы жизни // Кантовский сборник. — 2013. — № 1. — С. 98—106. ↑ Васянский Э. А. К. Иммануил Кант в последние годы жизни // Кантовский сборник. — 2012. — № 4. — С. 100—114. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 Васянский Э. А. К. Иммануил Кант в последние годы жизни // Кантовский сборник. — 2013. — № 2. — С. 83—92. ↑ Хочуев И. Ч., Хубиев Б. Б. Концептуальные основы теории познания в философском наследии И. Канта // Актуальные вопросы современной науки. — 2014. — № 37. / [Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-teorii-poznaniya-v-filosofskom-nasledii-i-kanta (дата обращения: 27.06.2021). ↑ Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. — ISBN 5-8297-0050-6. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 См.: Нарский И. С. Иммануил Кант. — М.: Мысль, 1976. — 208 с. — (Мыслители прошлого). ↑ Перейти обратно:1 2 3 Иммануил Кант. "Критика способности суждения". web.archive.org (10 октября 2007). Дата обращения: 16 января 2019. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 Гулыга А. В. Кант. М., «Молодая гвардия», 1977. — 304 с., ил. (Жизнь замечат. людей. Серия биографий. Вып. 7 (570)). — Глава 7. ↑ Васянский Э. А. К. Иммануил Кант в последние годы жизни // Кантовский сборник. — 2012. — № 1. — С.55—81. ↑ Костяшов, 2002, с. 1—7. ↑ Аэропорту Калининграда могут присвоить имя Иммануила Канта. РИА Новости (29 октября 2018). Дата обращения: 4 января 2021. ↑ Российский вице-адмирал уличил Иммануила Канта в «предательстве родины». Лента.ру (3 декабря 2018). ↑ «Писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал». Начальник штаба Балтфлота — об Иммануиле Канте. Meduza (3 декабря 2018). ↑ «Это неправильно, непатриотично, это скандал». Депутат Госдумы — о предложении присвоить аэропорту Калининграда имя Иммануила Канта. Meduza (20 ноября 2018). ↑ Могилу и памятник Канта облили краской в Калининграде. Кому не угодил философ?. Би-би-си (27 ноября 2018). ↑ В Калининграде облили краской памятник Канту и разбросали листовки с призывом отказаться от «имени врага». Meduza (27 ноября 2018). ↑ Константин Амозов. Путин присвоил аэропорту «Храброво» имя императрицы Елизаветы Петровны. KGD.ru (31 мая 2019). ↑ Правительство Российской Федерации, распоряжение от 23 мая 2005 года N 630-р «О переименовании Калининградского государственного университета». Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Дата обращения: 29 июня 2021. ↑ Правительство Российской Федерации, распоряжение от 30 декабря 2010 года N 2483-р «О создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта». Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Дата обращения: 29 июня 2021. ↑ Дом пастора. Кафедральный собор, Калининград. Дата обращения: 29 июня 2021. ↑ Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 300-летия со дня рождения И. Канта».. Официальный интернет-портал правовой информации (20 мая 2021). Дата обращения: 20 июня 2021. ↑ Владимир Путин подписал указ о праздновании 300-летия со дня рождения Иммануила Канта. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (21 мая 3021). Дата обращения: 29 июня 2021. ↑ Justin Weinberg. That's Not Kant (англ.) ?. Daily Nous (20 декабря 2019). Дата обращения: 21 декабря 2020. ↑ Кирилл Синьковский. Кант и Якоби: тайна одного недоразумения (рус.) ?. Страна 39. ООО Издательство страна (18 мая 2020). ↑ Иммануил Кант. Критика чистого разума. — АСТ (издательство), 2017. — 784 с. — ISBN 978-5-17-102556-4. ↑ Манфред Кюн. Кант: биография / Валерий Анашвили. — мягкая обложка с клапанами. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. — 608 с. — ISBN 978-5-85006-268-2. ↑ Эрнст Кассирер. Жизнь и учение Канта. — 60x90/16. — Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с. — ISBN 978-5-98712-104-7. ↑ Immanuel Kant. Collected Works of Immanuel Kant: Complete Critiques, Philosophical Works and Essays (Including Kant's Inaugural Dissertation) / J.M.D. Meiklejohn, T.K. Abbot, J.H. Bernard. — e-artnow ebooks, 2015. — 1822 с. — ISBN 9788026845430. Литература[править | править код] На английском языке Manfred Kuehn. Kant: A Biography. — Марбург: Cambridge University Press, 2014. — 544 с. — ISBN 9781107050433. Martin Schönfeld. The Philosophy of the Young Kant. — Oxford University Press, 2000. — 348 с. — ISBN 0195132181. Roger Scruton. Kant: A Very Short Introduction. — Oxford University Press, 2001. — 141 с. — ISBN 9780192801999. Kant on Emotion and Value / Alix Cohen. — Macmillan Publishers, 2014. — 301 с. — ISBN 9781137276650. Jennifer Uleman. An Introduction to Kant's Moral Philosophy. — Cambridge University Press, 2010. — 189 с. — ISBN 9780511676642. Roger Sullivan. An Introduction to Kant's Ethics. — Cambridge University Press, 1994. — 183 с. — ISBN 9780511606151. Ralph Walker. Kant: The Arguments of the Philosophers. — Routledge, 1978. — 201 с. — ISBN 9780710000095. Jennifer Uleman. On Kant, Infanticide, and Finding Oneself in a State of Nature (англ.) // Zeitschrift für philosophische Forschung. — 2000. — Vol. 54, no. 2. — P. 173—195. Marilea Bramer. The Importance of Personal Relationships in Kantian Moral Theory: A Reply to Care Ethics (англ.) // Hypatia. — 2010. — Vol. 25, no. 1. — P. 121—139. На русском языке А. В. Гулыга. Немецкая классическая философия. — М.: Мысль, 1986. — 334 с. А. В. Гулыга. Кант. — Москва: Молодая гвардия, 1977. — 330 с. — (ЖЗЛ). Эрнст Кассирер. Жизнь и учение Канта = Kants Leben und Lehre. — Санкт-Петербург: Книга света, 1997. — 447 с. — ISBN 5791400233. Т. Г. Румянцева. Немецкий идеализм: от Канта до Гегеля. — Минск: Вышэйная школа, 2015. — 271 с. — ISBN 9789850625816. К. Лавринович. Космогоническая гипотеза И. Канта — сущность и методология // Кантовский сборник. — 1982. — Т. 7, № 1. — С. 43—54. Ю. В. Костяшов. Кто спас усыпальницу Иммануила Канта от разрушения? // Кантовский сборник. — Калининград: Издательство КГУ, 2002. — № 23. — С. 125—131. — ISSN 02076918. А. И. Хотинская. Полемика Иммануила Канта с Эмануэлем Сведенборгом (отношение Канта к эзотерической философии) // Проблемы современного антропосоциального познания. — 2012. — № 10. — С. 103—116. — ISBN 9785898386306. Т. Г. Румянцева. Работа И. Канта «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики» и её значение для становления нового типа метафизики // Веснік БДУ. — 2012. — № 1. — С. 33—37. Ссылки[править | править код] В родственных проектах Цитаты в Викицитатнике Тексты в Викитеке Медиафайлы на Викискладе Т. И. Ойзерман. Кант // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с. Иммануил Кант (англ.) на сайте Стэнфордской философской энциклопедии И. Кант на chronos.msu.ru
|