Главная страница
Навигация по странице:

  • Дата рождения 22 апреля 1724 Место рождения

  • Дата смерти 12 февраля 1804 (79 лет) Место смерти

  • Язык(и) произведений немецкий Школа/традиция

  • Направление немецкая классическая философия Период

  • Детство и юность (1724—1740)

  • Материал из Википедии свободной энциклопедии Перейти к навигацииПерейти к поиску


    Скачать 362.68 Kb.
    НазваниеМатериал из Википедии свободной энциклопедии Перейти к навигацииПерейти к поиску
    Анкорphilosophy
    Дата03.06.2022
    Размер362.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkursovaya rabota kant.docx
    ТипДокументы
    #566930
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Кант, Иммануил

    [править | править код]

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Перейти к навигацииПерейти к поиску

    Запрос «Кант» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

    Иммануил Кант

    нем. Immanuel Kant


    Кант на картине Иоганна Готлиба Беккера (1768)

    Дата рождения

    22 апреля 1724

    Место рождения

    КёнигсбергПруссия

    Дата смерти

    12 февраля 1804 (79 лет)

    Место смерти

    КёнигсбергПруссия

    Страна

     Королевство Пруссия (1724—1758; 1762—1804)
     Российская империя (1758—1762)

    Альма-матер

    • Кёнигсбергский университет

    Язык(и) произведений

    немецкий

    Школа/традиция

    кантианство

    Направление

    немецкая классическая философия

    Период

    философия XVIII века

    Основные интересы

    эпистемологияметафизикаэтика

    Значительные идеи

    категорический императивтрансцендентальный идеализм, трансцендентальное единство апперцепции, способность суждениявечный мир

    Оказавшие влияние

    ПлатонБерклиВольфТетенсХатчесонМонтеньЮмДекартЛейбницЛоккМальбраншНьютонРуссоСпиноза

    Испытавшие влияние

    РейнгольдЯкобиМендельсонБердяев ГербартСоломон МаймонФихтеБранковичШеллингГегельШопенгауэрФризГельмгольцКогенНаторпВиндельбандРиккертРильФайхингерКассирерГуссерльХайдеггерПирсВитгенштейнАпельСтросонКуайнФукоДелёзХабермасНицше

    Подпись



     Цитаты в Викицитатнике

     Произведения в Викитеке

     Медиафайлы на Викискладе

    Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant];[1][2] 22 апреля 1724, КёнигсбергПруссия — 12 февраля 1804, там же) — прусский философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения[3][4]. Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологииметафизикиэтики и эстетики сделали его одной из самых влиятельных фигур в западной философии Нового времени[3][5].

    В своей доктрине трансцендентального идеализма Кант утверждал, что пространство и время — это просто «формы интуиции», которые структурируют весь опыт, и поэтому, хотя «вещи-в-себе» существуют и вносят вклад в опыт, они, тем не менее, отличны от объектов опыта. Из этого следует, что объекты опыта — это просто «видимости», и что природа вещей, как они есть сами по себе, следовательно, нами непознаваема[6][7]. Пытаясь противостоять скептицизму, который он обнаружил в трудах философа Дэвида Юма[8], он написал «Критику чистого разума» (1781/87)[9], одну из своих самых известных работ. В ней он разработал свою теорию опыта, чтобы ответить на вопрос, возможно ли синтетическое априорное знание, которое, в свою очередь, позволило бы определить пределы метафизического исследования. Кант провёл параллель с коперниканской революцией в своём предложении о том, что объекты чувств должны соответствовать нашим пространственным и временным формам интуиции и, следовательно, мы можем иметь априорное познание объектов чувств[ком. 1].

    Кант считал, что разум также является источником морали и что эстетика возникает из способности незаинтересованного суждения. Взгляды Канта продолжают оказывать большое влияние на современную философию, особенно в области эпистемологииэтикиполитической теории и постмодернистской эстетики[5]. Он попытался объяснить взаимосвязь между разумом и человеческим опытом и выйти за рамки того, что он считал ошибками традиционной философии и метафизики. Он хотел положить конец тому, что он считал эрой бесполезных и спекулятивных теорий человеческого опыта, одновременно сопротивляясь скептицизму таких мыслителей, как Юм. Он считал себя указателем выхода из тупика между рационалистами и эмпириками[11], и существует мнение, что он синтезировал обе традиции в своей мысли[12].

    Кант был сторонником идеи, что вечный мир может быть обеспечен посредством всеобщей демократии и международного сотрудничества, и что, возможно, это может быть кульминационным этапом мировой истории[13]. Природа религиозных взглядов Канта продолжает оставаться предметом исследовательских споров, причём точки зрения варьируются от впечатления, что он перешел от ранней защиты онтологического аргумента в пользу существования Бога к принципиальному агностицизму, к более критическим трактовкам, воплощенным Шопенгауэром, который критиковал императивную форму кантианской этики как «богословскую мораль» и «замаскированный Декалог Моисея»[14], и Ницше, который утверждал, что у Канта была «богословская кровь»[15], и он был просто изощренным апологетом традиционной христианской веры[ком. 2]. Помимо своих религиозных взглядов, Канта также критиковали за расизм, представленный в некоторых из его менее известных статей, таких как «О применении телеологических принципов в философии» и «О различных человеческих расах»[17][18][19][20]. Хотя он был сторонником научного расизма на протяжении большей части своей карьеры, взгляды Канта на расу значительно изменились за последнее десятилетие его жизни, и он в конечном итоге отверг расовые иерархии и европейский колониализм в книге «К вечному миру: Философский проект» (1795)[21].

    При жизни Кант опубликовал другие важные работы по этике, религии, правуэстетикеастрономии и истории. К ним относятся «Всеобщая естественная история» (1755), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793) и «Метафизика нравов» (1797)[4].



    Содержание

    • 1Биография

      • 1.1Детство и юность (1724—1740)

        • 1.1.1Семья и раннее детство

        • 1.1.2Школьные годы

      • 1.2Студенчество (1740—1755)

        • 1.2.1Университетская жизнь

        • 1.2.2Начало творчества

        • 1.2.3Отъезд из Кёнигсберга

      • 1.3Кант — преподаватель (1755—1762)

        • 1.3.1Возвращение

          • 1.3.1.1Космогония

        • 1.3.2Преподавание

      • 1.4На пути к «Критике» (1762)

        • 1.4.1Кант и Сведенборг

      • 1.5Критический период

      • 1.6Особенности психики

      • 1.7Последние годы (1796—1804)

        • 1.7.1Похороны

    • 2Философия

      • 2.1Гносеология

      • 2.2Этика и проблема религии

      • 2.3Учение о праве и государстве

      • 2.4Учение о целесообразности. Эстетика

        • 2.4.1Понятие «гений» у Канта

      • 2.5О человеке

    • 3Память

      • 3.1Место упокоения

      • 3.2Участие в конкурсе «Великие имена России»

      • 3.3Увековечивание памяти

      • 3.4300-летний юбилей (2024)

    • 4Ошибка с портретом

    • 5Сочинения

      • 5.1Русские издания

    • 6Примечания

    • 7Литература

    • 8Ссылки

    Биография[править | править код]

    Детство и юность (1724—1740)[править | править код]

    Семья и раннее детство[править | править код]

    Иммануил Кант[ком. 3] родился 22 апреля 1724 года в городе КёнигсбергПруссия. Отец Канта, Иоганн Георг Кант (1682—1746) родился в семье шотландских эмигрантов в Мемеле, в то время самом северо-восточном городе Пруссии (ныне КлайпедаЛитва)[ком. 4] и работал шорником[24]. Мать Канта, Анна Регина Рейтер (1697—1737) (Возможно, также Доротея)[22], была немкой и умерла, когда Канту было всего 14 лет[24]. Родилась она в Кёнигсберге в семье шорника, переселенца из баварского города Нюрнберга[22].

    Георг Кант владел домашней мастерской, где и работал. Семья не была слишком богатой, однако пользовалась определённым местом в общественной иерархии. Кант по праву своего рождения стал членом гильдии шорников, к которой относился Георг. Семья жила в трёхэтажном доме на окраине города. Иммануил был четвёртым ребёнком Георга и Анны, но к его рождению в живых осталась только его пятилетняя сестра. Из пяти рождённых после Иммануила детей лишь трое пережили раннее детство[25]. Ни с кем из них философ особенно близок не был[26][ком. 5].

    Есть мнение, что предки Канта по отцовской линии получили свою фамилию от литовской деревни Кантвагген (ныне часть Прекуле) и имели куршское происхождение[27][28].

    Семья Иммануила была религиозной, особенно это касалось Регины, которая являлась пиетисткой (движение внутри лютеранства, распространённое среди малообразованных горожан Кёнигсберга в те времена)[26][29]. Пиетистские общины подвергались дискриминации со стороны ортодоксального духовенства и администрации города. Сообщество пиетистов находилось в тяжёлом положении и после прибытия в город Франца Шульца[de], немецкого богослова, который был знаком с семьёй Канта и часто приходил к ним в гости. Иммануил вместе со своими братьями и сёстрами посещал библейские уроки Шульца[30]. Кант уважал образ жизни своих родителей, однако это не связано с теологией. Нет также оснований полагать, что раннее знакомство с пиетизмом оставило какой-либо значительный след на последующем мировоззрении и философии Канта[31]. Окраины Кёнигсберга не были безопасным местом для жизни. Наводнения, пожары и прочие бедствия часто преследовали жителей. Старый дом семьи Кантов сгорел в 1769 году[32].

    При рождении Иммануила семья жила относительно благополучно, однако дела семьи пошли на спад по мере взросления мальчика. Его дед умер 1 марта 1729 года, и семье пришлось взять ответственность за его бизнес. В 1733 году вся семья переехала в дом требующей ухода бабушки Иммануила, которая потеряла средства к жизни после смерти своего супруга. На новом месте финансовое состояние Кантов постоянно ухудшалось; этому способствовал и возраст Георга, и возросшая конкуренция. В 1730—1740-х годах Георгу стало слишком тяжело зарабатывать деньги, он не мог позволить семье сытное питание. Тем не менее, во взрослом возрасте Иммануил Кант, исходя из рассказов знакомых, был благодарен воспитанию, полученному в своём доме. Он описывал своих родителей как честных, «нравственных и порядочных людей». Описывая свою мать, Кант представлял её как правоверную и заботливую женщину, «заложившую первый росток добра» в личность Канта. В 1735 году умерла его бабушка, а 18 декабря 1737 года — и Регина Рейтер в возрасте 40 лет[33]. Со смертью матери проблемы с деньгами становились всё сильнее. В 1740 году дом семьи начал значиться «бедным», что позволяло платить сниженную налоговую ставку. Они получали помощь от других людей и родственников; в частности, дрова от благотворителей. Несмотря на вышеизложенное, будущий переписчик Иммануила Канта — Эхргот Васянски[de] — отметил, что семья была бедна, но не настолько, чтобы остро нуждаться в чём-либо[34].

    Школьные годы[править | править код]



    Вид на Фридрихс-Коллегиум

    Иммануил Кант непродолжительное время обучался в окраинной школе при хосписе Святого Георгия. Франц Шульц находил Канта способным ребёнком и порекомендовал родителям перевести ребёнка для изучения богословия в престижную гимназию, в так называемый «Фридрихс-Коллегиум[en]». Летом 1732 года восьмилетний Иммануил перевёлся в это учебное заведение, известное своей пиететской направленностью. Дети в нём обучались христианским ценностям, в учёбе делался упор на гуманитарные науки. Его выходцы готовились к высоким церковным и гражданским должностям, поэтому для многих бедных семей Коллегиум был своего рода «социальным лифтом». Иммануил был занят школьными делами большую часть школьного периода жизни; практически большую часть учебного года не было никаких выходных, кроме как в воскресенье. Внутренняя разбивка на классы мешала детям заводить прочные отношения друг с другом. В гимназии Кант изучал древние языки и Библию, философию, логику и прочие предметы. Ему тяжело давалась теология, но, тем не менее, по выходе из гимназии он обладал обширными знаниями в этой области. Там он получил знания о древнегреческой философии и литературе — в частности, студенты читали хрестоматию Иоганна Геснера, в которой содержались отрывки АристотеляГеродотаКсенофонтаПлутарха и других философов. Также изучению подлежали древнегреческие литераторы: ГомерПиндар и Гесиод[35].

    Кант хорошо владел латынью и читал классических авторов во внеурочное время. На протяжении всей жизни он высоко ценил творчество древних авторов, таких как Луций СенекаЛукреций и Гораций. Даже в преклонном возрасте он мог цитировать по памяти многих авторов. Интерес к древней литературе подогревался учителем латыни, которого Кант очень почитал. Уроки каллиграфии ему нравились менее всех других, по ним он регулярно получал низкие отметки. Возможно, Кант умел по меньшей мере читать тексты на французском языке, поскольку посещал необязательный курс французского языка в гимназии. В английском языке он не имел серьёзных навыков, поскольку тот не входил ни в программу гимназии, ни в программу университета, в который поступит Кант[36].

    Во взрослом возрасте Иммануил Кант негативно относился к обучению в гимназии и с «ужасом и страхом» вспоминал об этих годах, приравнивая своё школьное образование к рабству. Он критически описывал такие моменты воспитания, как необходимость вести так называемый «учёт души» — эссе, в котором каждый ученик регулярно должен был описывать своё душевное состояние. Он говорил, что подобное «наблюдение за собой» приводит к помешательству. Атмосфера строгости и наказаний царила в заведении, хотя сам Иммануил, вероятно, не подвергался частым наказаниям, поскольку практически по всем предметам имел высокие баллы. И всё же он плохо отзывался обо всех своих учителях, за исключением учителя латыни, вспоминал жестокость и телесные наказания в отношении учащихся[37][38]. Иммануил окончил Фридрихс-Коллегиум в 1740 году. В том же году Кёнигсберг посещал король Пруссии Фридрих II для своей коронации [39]. В конечном итоге зрелый Кант отверг пиетиетскую доктрину, связывая её с «рабским мышлением»[40].
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта