Главная страница

Игпзс. ИГПЗС-5. Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеМатериалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов
АнкорИгпзс
Дата09.01.2023
Размер1.02 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИГПЗС-5.docx
ТипМатериалы для подготовки
#877789
страница9 из 71
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   71

12. Общественный и государственный строй Спарты.


Особенности общественного строя:

В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. В Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Социальные группы:

  • спартиаты;

  • гипомейоны (опустившиеся спартиаты);

  • периеки;

  • илоты.



  1. Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами.

  • При сохранении совместной собственности граждан на землю принадлежность к господствующему классу поддерживалась предоставлением каждому спартиату в пользование земельного надела (клера) вместе с прикрепленными к нему рабами - илотами, труд которых обеспечивал средствами существования спартиата и его семью;

  • Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их быт был строго регламентирован (Главной обязанностью считалась военная. Для подготовки детей к выполнению этой обязанности их, начиная с семи лет, отдавали на государственное воспитание в специальные школы. Особые должностные лица - педономы вырабатывали у них дисциплинированность и беспрекословное выполнение указаний старших, силу и выносливость, военные навыки и храбрость. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте);

  • С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу.;

  • Взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, определявшие социальный статус их членов;

  • Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников;

  • Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности;

  • В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях, организуемых за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов. Порции участников сисситий были равными. Почетные доли получали должностные лица. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов;

  • Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши;

  • Запрещалось спартиатам и торговать - для них вводились тяжелые, неудобные в обращении железные монеты.

  1. Гипомейоны. Ограничения, указанные выше, не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывавшей единство и «равенство» спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась - с девяти до четырех тысяч к концу IV в. До н.э.

  2. Периеки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов.

Основное занятие периеков - торговля и ремесло. По своему положению они были близки к афинским метекам, но в отличие от последних высшие должностные лица государства могли казнить их без суда.

  1. Илоты — порабощенные жители Мессении - были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных).

  • Хотя в Спарте, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства (Млотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян).

Государственный строй

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родоплеменной организации власти. Это привело к «ликургову строю», сложившемуся к VI в. До н.э.

  • Во главе государства стояли два архагета (их власть, в отличие от власти родоплеменных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры).

  • положение архагетов, несмотря ни на что, было очень почетным - они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины.

  • Совет старейшин (герусия) — орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя.

  • Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание.

  • Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

  • Народное собрание. В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц.

  • На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.

  • Эфоры. Эфоры появились в Спарте с VIII в. До н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров.

  • Они избирались из «достойных» на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов.

  • Первоначально эфоры считались помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам.

  • С середины VI в. До н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровождали два эфора.

  • Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения.

  • К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах).

  • Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками.

  • Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.



1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   71


написать администратору сайта