Главная страница

Игпзс. ИГПЗС-5. Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеМатериалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов
АнкорИгпзс
Дата09.01.2023
Размер1.02 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИГПЗС-5.docx
ТипМатериалы для подготовки
#877789
страница5 из 71
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.

Брачно-семейное право


Семейно - брачное право

Первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери, (с определенным приданым). Такова, например, форма, носящая название "брахма", которая вместе с тремя последующими противопоставляется браку "асура" — покупки невесты, признаваемому, но порицаемому наряду с браками по любви, без согласия отца и матери, с похищением невесты и с насилием над ней. Все эти формы сводились в результате к покупке невесты, будущей работницы в семье. Не случайно в шастрах первые четыре формы супружества предписывались брахманам и кшатриям, вайшию и шудре предписывался брачный союз с выкупом невесты. Брак с похищением невесты, заканчивающийся, видимо, тем же выкупом, входящий в прямое противоречие с другими его формами, — явный пережиток первобытного общества. Таких противоречий, вызванных включением архаичных норм обычного права, в шастрах было множество. Провозглашение, например, денной и нощной зависимости женщины от мужчин (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости), соседствовало с утверждением, что мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз. В ЗМ можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев.

В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека, хотя эта архаичная норма обычного права также лишь допускалась, но не поощрялась и называлась в ЗМ дхармой, "свойственной животным. Не поощрялось и многоженство мужчин. Но муж мог привести в дом другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была привержена к пьянству.

Обязанность жены — послушание и уважение мужа. Обязанность мужа – заботиться о жене. Причины развода: бесплодие супругов, прелюбодеяние, постыдное поведение, безвестное отсутствие, дурное обращение.

Формы брака: правильный-брак заключается между людьми одной касты - "брахма", похищение, выкуп, обольщение (заключался, в случае если девушка забеременела от мужчины, который ее изнасиловал, и отец девушки согласен на такой брак).

Первый брак всегда внутрикастовый, второй и последующий - на ступень ниже. Мужчинам можно было вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщинам из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей варны запрещалось).

Наследственное право.

Наследование по закону и завещанию. Дочери из наследования исключались, но братья выделяли им по 1/4 своей доли. После смерти родителей имущество делилось между сыновьями или оставалось у старшего сына (опекун младших). Постепенно происходит становление наследования по завещанию.

Законы Ману: уголовное право и процесс.


Уголовное право:

Наказание зависело от варновой принадлежности преступника и потерпевшего.

Тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их разграничения в ЗМ положен не характер самого правонарушения, а наказание за него.

Убийца освобождался от наказания, если убил, защищая себя, при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребенок, престарелый или даже брахман, весьма ученый в ведах

При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон. Более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего — отягчал ее, кроме воровства, когда действовал обратный принцип. По ЗМ на брахмана в этом случае накладывался больший штраф, чем на шудру.

  • Нечеткое разграничение права, религии и морали – их взаимодействие;

  • Важнейшей особенностью уголовного права являлся личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон, так как исходя из этих признаков выносилось наказание (более высокий статус преступника смягчал ответственность, более высокий статус потерпевшего – отягчал);

  • Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (служба врагам царя, поломка городской стены и др.);

  • Среди имущественных преступлений, большое внимание уделяется краже. В Законах четко разграничивались понятия кражи (тайное похищение имущества) и грабежа (совершается в присутствии потерпевшего и с насилием к нему). Наказание зависело как от времени суток (день или ночь), так и от того, был вор задержан на месте преступления или нет;

  • Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личнос­тью (убийство, и телесные по­вреждения);

  • Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь;

  • Наказание не назначалось, если убийство происходило при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (т.е. освобождение от ответственности в связи с необходимой обороной);

  • Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, а также за посягательство на честь женщины;

  • Законы Ману определяли наказание, как силу, которая как правит людьми, так и охраняет их. Наказание должно было быть справедливым;

Отличие уголовного права Законов Ману состояло в высоком уровне развития, который обуславливался указанием:

  • Формы вины (прямой умысел или неосторожность)

  • На рецидив

  • На соучастие

  • На тяжесть преступления (в зависимости от принадлежности как потерпевшего, так и виновного к определенной варне)

Однако еще остаются пережитки старины:

  • Сохраняется принцип талиона

  • Ордалии

  • Также остается принцип ответственности общины в случаях, когда преступление было совершено на её территории и преступник был неизвестен.

В Законах Ману Царю предписывалось пресекать беззаконие тремя мерами:

  • Заковыванием в цепи;

  • Заточением;

  • Различными видами телесных наказаний.

Виды наказания согласно Законам Ману:

  • Смертная казнь (отрубание головы, сажание на кол, сожжение на кровати или в костре, утопление, затравливание собаками и др.). Для брахманов заменялась бритьем головы;

  • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

  • штрафы (денежные взыскания);

  • изгнание из общины;

  • тюремное заключение.

Судебный процесс:

  • Отделения суда от администрации не существовало

  • Не было различий между уголовным и гражданским процессом (процесс носил состязательный характер)

  • Судебная функция была сосредоточена в руках брахманов

  • Высшая судебная власть принадлежала царю (суд короля – это апелляционная инстанция)

  • Доказательства: письменные, пытки.

  • Основным источником служили свидетельские показания (ценность показаний зависла от варны свидетеля; в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины);

  • Лжесвидетельство строго наказывалось, так как считалось тяжким грехом). Если не было свидетелей, то использовались ордалии: испытание огнем, весами, водой и др.;

  • Возбуждение дела в суде начиналось только по требованию истца или потерпевшего (Судебное дело начиналось с подачи искового заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела, каждая из сторон выставляла поручителей, которые служили гарантом выполнения решений суда)

Среди поводов для рассмотрения исков можно выделить:

  • неуплата долга,

  • продажа чужого,

  • не отдача данного,

  • неуплата жалованья,

  • нарушение соглашения,

  • отмена договора купли-продажи,

  • спор о границе,

  • клевета и оскорбление,

  • насилие,

  • прелюбодеяние и др.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71


написать администратору сайта