Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Онтологи.

  • 2. Номиналисты

  • 3. Критерии классификаций

  • 6. Проблема ценностей

  • Учебник Моисеева. Материалы для студентов по философским проблемам биологии и медицины


    Скачать 258.5 Kb.
    НазваниеМатериалы для студентов по философским проблемам биологии и медицины
    АнкорУчебник Моисеева.doc
    Дата25.04.2017
    Размер258.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник Моисеева.doc
    ТипДокументы
    #5432
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    История ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИИ: СПОР РЕАЛИСТОВ И НОМИНАЛИСТОВ О ПОНЯТИИ БОЛЕЗНИ
    Философия биологии – область философского знания, занимающаяся метафизическими, эпистемологическими и понятийными проблемами биологии. Она является относительно молодой наукой, возникшей в 60-х гг. ХХ века как область философии науки, ориентированной на проблемы физики. В начале 1970-х Дэвид Халл (David Hull), Майкл Руз (Michael Ruse) и другие занялись специально формальными проблемами эволюционной биологии. Возможно ли аксиоматизировать эволюционную теорию? Как объяснить очевидную телеологию эволюционных объяснений? Какие можно выделить единицы естественного отбора? Поиск ответов на подобные вопросы стимулирует развитие философии биологии и по сегодняшний день.

    В соответствии с принципом дифференциации, господствующим в развитии научного знания в целом, философия биологии - несмотря на свою короткую историю - успела разбиться на определенные субполя своих исследований, включающие, между прочим, и философию медицины. И все же - несмотря на все эти признаки развития - на сегодняшний день нельзя сказать определенно, что философия биологии является окончательно конституировавшейся дисциплиной.

    Споры, возникающие в ней, нередко оказываются противостоянием наиболее общих философских точек зрения, уже известных из истории философии. Однако в приложении к новому материалу биологии и медицины эти старые философские споры могут дать неожиданный познавательный эффект. Одним из таких споров является спор современных онтологов и номиналистов о понятии болезни.

    * * *

    1. Онтологи. С онтологической (реалистической) точки зрения болезни являются реальными сущностями, наличествующими в мире. С этой точки зрения нозологии – классификации болезней – есть истинные классификации мира. Болезни, по мысли онтологов, «разрезают» природу на её стыках, давая, тем самым, нам возможность видеть ее устройство.

    Если обычно принято считать, что болезнь лишь причиняется агентами, отличаясь от них, как следствие отличается от причины, то с онтологической точки зрения агент болезни и сама болезнь - одно и то же. Например, полиовирус - с онтологической точки зрения - не причина полиомиелита, но сам полиомиелит: болезнь и ее причина онтологически тождественны, то есть являются одной и той же реальностью.

    2. Номиналисты. В отличие от этих положений номиналисты ссылаются на старую поговорку «Нет болезней, есть больные люди». Нозологии с точки зрения номиналистов - всего лишь условные системы классификации. Нозологии имеют, конечно, большой практический смысл, но это не означает, что они описывают реальность «как она есть». Согласно номиналистам, проблема классификации - не онтологическая, но гносеологическая проблема. Познание, однако, всегда обусловлено его критериями. В данном случае - критериями создания классификаций.

    3. Критерии классификаций. Первый условный критерий создания классификаций, согласно номиналистам, может быть назван патогенным. Болезни условно выделяются по патогенам, которые причиняют болезнь.

    Второй критерий классификаций - «знаки» или симптомы болезней.

    Третий критерий создания классификаций - по системам органов, которые оказываются поражены. Отметим, что при этом третьем критерии, например, чтобы не запутать классификацию, классификатор не обращаем внимания ни на причины (критерий 1), ни на симптомы (критерий 2) болезней. Это же касается, соответственно, критериев 1 и 2.

    Номиналисты, таким образом, говорят об отсутствии единства в таксономии болезней. Именно поэтому таксономии - условны и в этом смысле являются (по крайней мере, до некоторой степени) произвольными системами. Они не описывают «саму» реальность.

    4. Возражение реалистов. Возражение реалистов состоит, прежде всего, в том, что медицина занимается болезнями именно как особыми сущностями, то есть именно как самой реальностью.

    Во-вторых, критику таксономических систем как условных можно отнести к любой науке. Но несмотря на это, никто не сомневается, что таксономии, например, в физике или химии описывают саму реальность. Таксономии физики косвенно участвуют в том, что самолеты летают, а таксономии химии участвуют в создании мира окружающих нас артефактов, без которых мы уже не могли бы жить.

    5. DSM. В своей более конкретной форме спор о таксономиях развернулся вокруг проблемы DSM (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), версии которой все время сменяют друг друга. Частая смена версий медицинской классификации психических болезней наглядно демонстрирует, по мысли номиналистов, что все таксономии болезней являются именно условными.

    Ответ онтологов состоит в указании на то, что психиатрия – как и всякая наука - прогрессирует. DSM действительно описывает саму реальность, но это описание уточняется в связи с прогрессом нашего познания реальности.

    Речь идет не просто об уточнениях, возражают номиналисты, но о принципиальном переписывании классификации заново. При этом данное переписывание, по мысли номиналистов, находится в тесной связи с меняющимися социо-культурными обстоятельствами человеческой жизни. (Так, например, согласно ранним версиям DSM гомосексуализм является болезнью, а согласно DSM IV – уже нет.)

    6. Проблема ценностей. Номиналисты, таким образом, хотят сказать, что в классификации болезней заложено в готовом - хотя часто и неосознанном - виде то или иное решение проблемы ценностей. Иными словами, в разработку нозологий - в том числе и в разработку DSM – заложены социальные и культурные ценности самих составителей нозологий. Специалисты по нозологиям – хотят они того или нет - оценивают болезни с некой готовой социо-культурной точки зрения, хотя эксплицитно речь идет, конечно, лишь о медицинских и естественнонаучных данных, используемых в классификациях.

    Онтологи возражают на это самим определением болезни. Болезнь – это нарушение нормально функционирующего организма, а нормальное функционирование – это то, как организм предназначен функционировать; предназначен все равно кем, - Богом или эволюцией. Такова существующая реальность (кто бы ее ни создал): она включает болезни.

    Онтологи утверждают далее, что понятие болезни является одним и тем же понятием, идет ли речь о болезни человеческого организма или организма животного. Этими рассуждениями они хотят сказать, что не-научные, не-эпистемологические ценности не играют никакой роли в классификации болезней. Именно поэтому болезнь - как онтологическая сущность мира - соответствует тому, что по отношению к человеку мы можем употреблять то же понятие болезни, которое мы употребляем для объяснения болезней любых нечеловеческих организмов. Спор, таким образом, продолжается.

    * * *

    Заключение. В заключение нам бы хотелось сформулировать два наиболее общих вывода из описанного спора.

    Фиксация описанных основных положений спора онтологов и номиналистов в рамках истории философии биологии представляется важной уже потому, что – хотят они того или нет - онтологическую или номиналистическую точку зрения вынуждены занять все специалисты в области философии биологии, занимающиеся понятийными проблемами этой науки. (Это, конечно, не исключает того, что во многих случаях можно говорить либо о неотрефлексированной склонности ученого в сторону онтологии или номинализма, либо о попытках синтезировать онтологию и номинализм в том или ином варианте особого «третьего пути».)

    Еще более важным является, на наш взгляд, вывод о том, что подобные споры – прорывающиеся как в виде открытых дискуссий, так и в виде невольных выводов из развития современных философских исследований биологии и медицины - создают необходимое натяжение противоборства, в котором только и может успешно развиваться наука. Особенно наука, находящаяся в одном из начальных периодов своего не слишком долгого развития.


    Вопросы экзамена

    по философским проблемам биологии и медицины



    1. Что такое феноменология жизни?

    2. Насколько адекватно, с вашей точки зрения, феномен жизни выражается в современной биологии и медицине?

    3. Можно ли привести аргументы существования у живых организмов собственного пространства и времени?

    4. В чем особенности органической формы?

    5. Каковы философские основания возможности питания и размножения живых организмов?

    6. Каковы принципы обеспечения способности самодвижения живых существ?

    7. Как выражается и может быть обоснована относительная автономность живого от внешней среды?

    8. Обладают ли, с вашей точки зрения, живые организмы своим собственным внутренним миром?

    9. В каком интегральном принципе можно было бы выразить феноменологическую специфику жизни?

    10. Что такое холизм в биологии и медицине?

    11. Что такое редукционизм в биологии и медицине?

    12. Какие вы можете назвать и охарактеризовать виды витализма?

    13. Какие вы можете назвать и охарактеризовать виды редукционизма?

    14. Какова основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма?

    15. Какова концептуальная основа определения жизни (проблемы интуиции и рационального выражения в определении)?

    16. Необходимые и достаточные признаки в определении жизни, понятие «критерий жизни».

    17. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.

    18. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.

    19. Теория аутопоэза и синергетика.

    20. Понимание структуры и функции нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.

    21. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомолекулярном уровне.

    22. Каскадные механизмы и ДНК-фундаментализм в теоретической биологии. Критерий сетевой независимости.

    23. Понятие клинического мышления. Донаучный период и этап терапевтического нигилизма.

    24. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.

    25. Основные принципы клинического мышления, согласно Х.Вульфу.

    26. Объясните, как вы понимаете категорию «мера жизни» и какую роль она играет в философии медицины.

    27. Разъясните понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.

    28. Что такое критерии оптимальности и какова методология их использования в современных биомедицинских науках?

    29. Дайте формулировку и объяснение принципа оптимальной конструкции.

    30. Каково соотношение более и менее общих критериев оптимальности?

    31. Как можно связать основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) с методологией критериев оптимальности?

    32. О каких видах медицины можно говорить с точки зрения различных интегральных критериев оптимальности?

    33. Приведите примеры коллизий различных критериев оптимальности в медицине и возможные пути их разрешения.

    34. Как вы понимаете идею интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами?

    35. История философии биологии: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни.



    1 Шредингер Э. Что такое жизнь? Ижевск, 1999. – С.79-83.

    2 Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.,1982. – С.11.

    3 Матурана У., Варела Ф. Древо познания. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.

    4 «аутопоэз» (греч.) - само-творение, самосозидание.

    5 Эйген М., Шустер П. Гиперцикл: принципы самоорганизации макромолекул. – М.: Мир, 1982. – 270 с.

    6 Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. – К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. – 336 с.

    7 О синергетике см. Моисеев В.И. Философия науки. 2006.

    8 Матурана У., Варела Ф. Древо познания. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С.20.

    9 Окказионализм – учение о воздействии одних факторов (например, материи) на другие (например, сознание) как неспецифических поводов («окказий»), неспецифически активирующих, но причинно не определяющих второй класс факторов.

    10 «Первая энтелехия» – это, согласно философии Аристотеля, более глубокая способность живого существа, выражающаяся в возможности освоения некоторой деятельности, в то время как «вторая энтелехия» есть возможность активации уже приобретенной деятельности.

    11 Матурана У., Варела Ф. Древо познания. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

    12 Москалев Е.А. Эпигенетика: все ли закодировано в ДНK? // Философские проблемы биологии и медицины: Сб. ст., Вып.1. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное изд-во, 2004. – С.21-23.

    13 Wulff H.R. Philosophy of medicine: an introduction. Oxford: Blackwell, 1990.


    14 Моисеев В.И. Логика всеединства. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 415 с.

    15 цит. по: Р.Розен. Принцип оптимальности в биологии. М.: Мир, 1969. – С.18-19.



    1   2   3   4


    написать администратору сайта