меценатство. Меценатство и благотворительность в истории Оренбургского края
Скачать 18.86 Kb.
|
Эссе на тему: «Меценатство и благотворительность в истории Оренбургского края». Актуальность проблемы благотворительности и меценатства связана с переходом страны к рыночной экономике. Ещё в дореволюционной России в условиях отсутствия пенсионного обеспечения, развитого фабричного и страхового законодательства, общей социально-экономической отсталости и слабой социальной ответственности государства перед подданными добровольная бескорыстная помощь нуждающимся со стороны благотворительных организаций и частных лиц выполняла важную социальную функцию по защите экономически неактивного населения от деградации и физического вымирания; являлась показателем уровня нравственности и гуманности общества в целом. В капиталистическом обществе благотворительность, понимаемая как «целенаправленная деятельность на пользу другим» становится общественным явлением. Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании отечественной культуры. Меценатами называли людей, добровольно жертвующих личные денежные средства и состояние на построение общественных сооружений (храмов, больниц, учебных заведений), и поддержку специалистов культуры и искусства. Как показывает история, именно культура является достойным способом выживания человека, ибо концентрирует не только опыт успехов, но и уроки поражения и мужества жить полноценно в критических ситуациях. Благотворительность в Оренбурге, развивалась в традициях общероссийской благотворительности. XIX век ознаменован кризисом феодально-крепостнического строя. Этот период отличается динамизмом экономической жизни, ростом правового и политического самосознания общества. Именно в это время создалась объективная ситуация для активного развития благотворительной деятельности по всей России. Сильнейший неурожай 1891 года грозил голодной смертью огромному количеству малоимущих людей. Положение было настолько серьёзным, что в некоторых городах, в том числе в Оренбурге, открывались Комитеты для сбора пожертвований в пользу голодающего местного населения. К примеру, 15 сентября 1891 года был открыт Оренбургский Епархиальный Комитет для помощи пострадавшему населению. В специально оборудованных пунктах выдавали хлеб. В бесплатной столовой при Архиерейском доме с 6 февраля 1892 было накормлено около 1800 человек, в марте 2000 человек и в апреле 2500 человек ежедневно. В местной газете от 19(31) марта 1892 года сообщалось, что «в нижнем этаже дома купчихи Д.Т. Беловой во второй части г. Оренбурга открыт ночлежный дом для бедного люда». Неделей раньше там же - о пожертвовании голодающим 88 рублей серебром (более 300 рублей ассигнациями), собранных «на семейных играх в кегель-бан», от предпринимателей. Деньги переданы в дешёвую столовую, которой ведала жена губернатора и наказного атамана Оренбургского казачьего войска Юлия Егоровна Маслаковец. Даровую столовую открыл известный в Оренбург купец первой гильдии А.Г.Хусаинов. Хроникёр «Оренбургского листка» в начале 1892 года извещал: «Ещё одна столовая с 1 февраля открыта для татар и вообще для мусульман на тысячу бедняков средствами купца Ахмета Галиевича Хусаинова, известного здесь благотворителя среди мусульман. До 1 февраля магометане обедали в столовых вместе с христианами. Столовая эта помещается в нанятом двухэтажном доме, где была гостиница «Москва», и имеет ту особенность, что верхний её этаж приспособлен под богадельню для калек, безродных и бесприютных, тут же совершающих и молитвы и свои, как в мечети. Столовой заведует брат учредителя Махмуд Галиевич Хусаинов». Так же стоит отметить, что имя купца Ахмета Хусаинова увековечено в одном из красивейших зданий города - «Хусаинии» - медресе с мечетью на улице Кирова. Купцы Хусаиновы построили и содержали десятки каменных мечетей со школами при них. Об этих достойных людях написаны книги: «Край Оренбургский. Праведной дорогой ислама» (Оренбург, 2007), «Ахмед Бай» Р.И. Фахретдина (Оренбург, 1997), «Лица во времени» Н. Ермашовой (Оренбург, 2014). Имена частных лиц(жертвователей) чаще публиковались не ради прославления дарителей, а как побуждение других на такие же поступки. Таким образом, в самое трудное для большинства населения г. Оренбурга время, была оказана помощь благотворительных организаций и частных лиц. Военные кампании с участием России также находили отклик среди различных социальных слоёв, особенно если война носила освободительный патриотический характер. Особый всплеск активности наблюдается во второй половине XIX века в Крымскую кампанию. Хроникеры отметили такую особенность - чем очевиднее становилась слабость России и ощутимее проигрышный конец войны, тем активнее и значительнее становилась материальная помощь российских граждан, как попытка спасти положение дел. Благотворительность в этой части имела разнообразные виды помощи. К примеру, сборы определённого процента денег с капитала по подписке. 6 мая 1878 г. «Оренбургские губернские ведомости» опубликовали обращение оренбургского губернатора и наказного атамана Оренбургского казачьего войска М.И. Астафьева к населению: «30 апреля открыт мною губернский комитет для сбора пожертвований на приобретение и вооружение судов добровольного флота. Я имею честь покорнейше просить всех лиц, сочувствующих делу учреждения добровольного флота, посильные сердечные пожертвования свои направлять на моё имя». На призыв откликнулись многие. Епископ Оренбургский и Уральский Митрофан пожертвовал 500 рублей, ахун Оренбургской Соборной караван – сарайской мечети Даутов – 125 рублей, артисты городского театра – 900 рублей, купцы первой гильдии С.М. Иванов и А.Н. Захо собрали по подписке 2058 рублей, а оренбургский почётный гражданин П.М. Деев – 570 рублей, да ещё от себя добавил тысячу рублей. Таким образом, оренбуржцы внесли существенный вклад в укрепление обороноспособности страны. Ими было собрано 25873 рубля 42 копейки. В XIX веке общественная благотворительность в Оренбурге получает широкое развитие. На средства купцов, промышленников и просто сердобольных оренбуржцев строятся больницы, школы, приюты, столовые для неимущих. Заботясь о распространении грамотности и развития образования, купечество принимало активное участие в строительстве и финансовой поддержке образовательных учреждений. В течение 19 лет состоял блюстителем второго Оренбургского приходского училища и многое сделал для этого учебного заведения, ежегодно перечисляя по 200 рублей собственных денег и регулярно помогая учителям, предприниматель и меценат Антон Федорович Клюмп. Значительную роль сыграло купечество и в формировании архитектурного облика Оренбурга. Память о них и по сей день сохранилась в названиях достопримечательностей города. В конце XIX века купец Александр Белов арендует берег Урала и на смотровой площадке разбивает цветники, строит «Беловский вокзал» - летний театр, где происходили концерты. Набережная становится излюбленным местом для прогулок и летнего отдыха горожан. Беловской в городе называют и тюрьму, построенную на деньги купца. Старейшей в городе считалась Шапошниковская богадельня (1813 г.) на Николаевской улице и называвшаяся по имени устроителя - известного в те времена благотворителя Ф.К. Шапошникова. В 1822—1826 гг. Филипп Кузьмич занимал пост оренбургского городского головы. Занимался коммерсант и филантропической деятельностью. За то, что на собственные средства Шапошников выкупил пленных из Хивы в начале XIX в., был пожалован Александром I золотой медалью. Кроме того, купечеством осуществлялась финансовая поддержка медицинских учреждений. На средства купца первой гильдии Степана Деева была выстроена Александровская больница. Его сын Михаил построил церковь Покрова Божьей Матери. Купец первой гильдии Николай Дюков пожертвовал бедным башкирам тысячу пудов пшеничной муки. Все эти факты изложены в книге журналиста В.Л. Савельзона «Оренбургская история в лицах. 50 портретов на фоне эпохи». Таким образом, благотворительность и меценатство в России имеет глубокие корни, прочные традиции. В силу различных причин и мотиваций: от христианского приношения до льгот и привилегий; от сроков исполнения и объемов пожертвований благотворительность развивалась и заняла ведущее место в решении социальных проблем. Благотворительность в Оренбургском крае развивалась по канонам общероссийского благотворительного движения, имела те же формы и виды. Наиболее эффективными в этом направлении оказались организации, основанные на тесном взаимодействии государственного, общественного призрения и индивидуальной инициативы. Частная благотворительность основывалась на поддержке населения во время голодных лет; помощи армии, делу народного образования, открытии богаделен, приютов, медицинских заведений, заботе о заключённых. Безусловно, благотворительность организаций и частных лиц сыграли огромную роли в развитии региональной культуры. В этот период в Оренбурге появилось множество жилых помещений и архитектурных объектов, медицинских и образовательных учреждений, ночлежек и торговых зданий, которые дожили и до наших времен. |