Главная страница
Навигация по странице:

  • «Медицина в жизни и творчестве Антона Павловича Чехова » (реферат)Подготовила : Руководитель

  • Биография Чехова (краткая)

  • Медицина в жизни А. П. Чехова

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Медицина в жизни и творчестве Антона Павловича Чехова


    Скачать 38.88 Kb.
    НазваниеМедицина в жизни и творчестве Антона Павловича Чехова
    Дата08.11.2018
    Размер38.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx
    ТипРеферат
    #55880


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»

    (ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова»)
    «Медицина в жизни и творчестве

    Антона Павловича Чехова»

    (реферат)
    Подготовила:
    Руководитель:

    Чебоксары

    2016

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Основная часть:


    1. Медицина в жизни А. П. Чехова………………………………….4-8

    2. Медицина в творчестве А.П.Чехова…………….……………….8-12

    Заключение…………………………………………………………………...13-14

    Литература…………………………………………………………………...…..15
    Введение

    Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

    Еще будучи гимназистом, Антон Павлович Чехов решил поступать в Московский университет на медицинский факультет. В своей краткой автобиографии, он пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в своем выборе никогда не раскаивался.

    На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 году и окончил его в 1884 году. Пребывание писателя на этом факультете — это не просто часть его биографии, а очень существенный этап в его развитии и становлении как врача, писателя и человека. В одном из своих писем издателю Суворину, Чехов пишет следующее:

    «Вы советуете мне не гоняться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях медициной. Я не знаю, почему нельзя гнаться за двумя зайцами даже в буквальном значении этих слов? Были бы гончие, а гнаться можно… чувствую себя бодрее и довольнее собой, когда сознаю, что у меня два дела, а не одно. Медицина моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой. Это хотя и беспорядочно, но зато не так скучно, да и к тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют…»

    Таким образом, мы видим, что Чехов уделял большое внимание как медицинской деятельности, так и писательской, и считал, что медицинские, естественнонаучные знания помогли ему избегнуть многих ошибок в писательстве и помогли глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.

    Биография Чехова (краткая)

    29 января 1860 года в Таганроге на свет появился маленький Антоша. Его дедушка был крепостным, однако сумел выкупить себя и свою семью, работая не покладая рук. Его сыновья, Павел и Митрофан, открыли собственные магазины.

    Отец будущего драматурга был настоящим деспотом. Он очень строго относился к детям. Через порку он пытался привить им любовь к религии. Естественно, что в результате маленький Антон уже с детства испытывал отвращение ко всему, что было связано с Божьим словом. В то же время его матушка очень любила детей, заботилась о них и защищала от отца. Именно она привила Антону Павловичу любовь к природе, окружающему миру.

    Всего в семье был шестеро детей. Отец очень любил музыку, поэтому пятеро сыновей должны были петь в церковном хоре. Кроме того, дома часто ставились театральные сценки. Школьные годы писателя В шесть лет Антон поступил в греческую школу, где проучился два года. Обучение там было плохим, учитель заставлял детей учить материал наизусть и наказывал розгами за неповиновение. Следующим местом обучения Чехова стала гимназия. Там писатель получил хорошее образование, познакомился с талантливыми людьми. Именно во время обучения в гимназии Чехов написал своё первое стихотворение, которое было опубликовано в рукописном журнале. Подписал он его псевдонимом – Чехонте.

    К 1876 году отец писателя разоряется и переезжает с семьёй в Москву. Антон Павлович остаётся в Таганроге, чтобы закончить обучение. Далее он поступает в Московский университет, где изучает медицину. В 1884 году переезжает в Вознесенск, где работает уездным врачом. Но от творчества писатель не отказывается. В это время были написаны некоторые известные рассказы, среди которых “Хирургия”. Пару лет спустя Чехов становится заведующим больницей в Звенигороде. Основные рассказы писателя в этот период связаны с медициной. Например, “Сирена”, “Мёртвое тело”.

    В 1885 году он поехал в усадьбу Бабкино, где прожил долгое время. Там он познакомился с художником Левитаном. Их общение благоприятно повлияло на творчество Чехова. Через год Антон Павлович стал сотрудником газеты “Новое время”. Для неё он писал материалы, которые начал подписывать своим именем. В 1887 году на сцене московского театра Корша была поставлена первая пьеса Чехова “Иванов”. Несмотря на то что она получила смешанные отзывы зрителей, успех был налицо.

    Поездка на Сахалин в 1890 году. Краткая поездка на Сахалин увенчалась большим успехом. Чехов увидел произвол чиновников, который творился на острове. Собранные материалы послужили основой для книги “Остров Сахалин”. Благодаря ей были начаты расследования чиновничьего произвола. Во время поездки у Чехова обостряется туберкулёз, которым он болел с детских лет. Вернувшись с острова, писатель не желает сидеть на месте и отправляется в путешествие. Он побывал в Японии, Италии, Франции, Китае, Турции.

    Чехов был не только выдающимся писателем, но и благородным человеком. В 1892 году в России наступило тяжёлое время – засуха уничтожила посевы, люди голодали. На свои собственные деньги Антон Павлович приобретает усадьбу в Мелихово, где открывает школы и медпункт для крестьян. Также он принимает участие в строительстве дороги, занимается посадкой деревьев. Его дом всегда полон гостей.

    В 1898 году писатель перебирается на постоянное жительство в Крым. Этот период характеризуется активной общественной жизнью Чехова. Он лечит больных, даёт деньги на строительство школ, становится попечителем женской гимназии.

    В 1900 году болезнь писателя обостряется, и он едет в Европу на лечение. К сожалению, туберкулёз не отступает. В 1901 году Чехов сочетается узами брака с актрисой Ольгой Книппер, которая играла главные роли в его пьесах. Три года прожили они вместе, как сообщает биография Чехова. Краткая семейная жизнь осчастливила последние несколько лет жизни писателя. В 1904 году на сцене дебютирует самая известная пьеса драматурга – “Вишнёвый сад”. Вместе с женой писатель едет лечиться в Германию, однако болезнь берёт своё. 15 июля 1904 года в два часа ночи к Чехову вызвали врача. Писатель сообщил тому, что умирает, и попросил бокал шампанского. Выпив его, Чехов лёг в кровать и вскоре скончался

    Медицина в жизни А. П. Чехова

    В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, аккуратно посещал лекции и практические занятия и успешно сдавал экзамены. Ему повезло — в ту пору он имел возможность слушать лекции таких выдающихся деятелей медицины как Г. А. Захарьина, А. А. Остроумова, А. Я. Кожевникова и Николая Васильевича Склифосовского.

    Уже с 1881 года он начинает практику врача в городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии (сейчас — город Истра). На окраине этого города находилась Чикинская больница, которой заведовал известный тогда врач П. А. Архангельский. Слава его как врача-терапевта была настолько велика, что к нему съезжались на практику студенты-медики последних курсов и даже молодые врачи. Не миновал этого и Антон Павлович Чехов.

    Исключительное внимание юноши к больным, добросовестное и любовное отношение к делу привели Архангельского к полному доверию практиканту, и он, полагаясь на компетентность, профессионализм, высокие моральные качества начинающего медика, оставлял его единственным практикующим врачом в больнице. Эта лечебница сблизила его с больными крестьянами, открыла перед ним их нравы, а также нравы медицинского персонала. Впечатления эти отразились в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи, больные и фельдшера: «Беглец», «Мёртвое тело», «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Неприятность», «По делам службы», «Горе» и другие.

    Современники Чехова отмечали, что он «ревниво относился к своему званию доктора». А сам Чехов говорил:

    «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».

    После Воскресенской лечебнице, Чехов работал в Звенигороде и в селе Бабкино. В Звенигороде Чехов заведовал больницей, замещая ушедшего в отпуск врача С. П. Успенского. Полдня он был занят приёмом больных (30-40 человек в день). Также он исполнял должность уездного врача, то есть выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде и так далее.

    В селе Бабкино Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения — крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для своих рассказов «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма» и других.

    Получив диплом врача в 1884 году, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку «Доктор А. П. Чехов». Он продолжает лечить приходящих больных и посещать тяжёлых на дому.

    «Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёвки».
    — 31 января 1885 года М. Г. Чехову.

    В 1890 году Чехов отправляется на остров Сахалин — место ссылки осужденных на каторгу. Там он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и произволе чиновников. Чехову — писателю и врачу — хотелось самому увидеть невыносимо тяжелую жизнь каторжных и поселенцев, увидеть самые страшные стороны русской жизни того времени, чтобы потом полным голосом рассказать о них русскому обществу, чтобы хоть немного облегчить участь обитателей Сахалина.

    «…В наше время, — писал он, — для больных делается кое-что, для заключенных же ничего…»

    Обследование санитарного состояния тюрем, лазаретов, бараков, местной педиатрии потрясло Чехова. Результаты его собственной работы в книге «Остров Сахалин» позволили ему сказать:

    «Медицина не может упрекать меня в измене. Я отдал должную дань учёности».

    В этот период Чехов еще мечтает читать лекции в университете, но для этого ему нужно было получить ученую степень и защитить диссертацию. Антон Павлович предполагает в качестве диссертации использовать «Остров Сахалин», но получает отказ от декана факультета.

    В 1891 году в средней полосе России разыгралась эпидемия холеры и Чехов принимает участие в борьбе с ее последствиями. В Мелихове на свои личные средства он организовал врачебный пункт, где принимал больных. Это дало хорошие результаты. Позже Чехов писал:

    «Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так хорошо, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, державшие меня в лапах до осени, мне нравилось и хотелось жить».

    По предложению санитарного совета Серпуховского уезда земское собрание постановило: «Благодарить доктора А. П. Чехова за принятие им бескорыстного участия в деле врачебной организации уезда».

    Конечно, были у Чехова и моменты, когда он тяготился профессией врача. Не раз он признавался в этом в своих письмах А. С. Суворину:

    «Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота, ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, — это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится».
    (16 августа 1892 года)

    «Я одинок, ибо всё холерное чуждо душе моей, а работа, требующая постоянных разъездов, разговоров и мелочных хлопот, утомительна для меня. Писать некогда. Литература давно уже заброшена, и я нищ и убог…»
    (1 августа 1892 года)

    Как мы видим, медицина иногда мешала Чехову-писателю, потому что она отнимала драгоценное время и силы. Но она же и помогала Чехову, ибо, по его собственному признанию, она обогащала его научным пониманием психологии человека.

    В конце концов, после переезда в Ялту в 1898 году из-за болезни, Антон Павлович оставил врачебную практику. Однако он продолжал активно интересоваться достижениями медицины, читал специальные журналы.


    Медицина в творчестве А. П. Чехова

    Безусловно, знание медицины оказало большое влияние на творчество Чехова. Благодаря «медицинскому» ви́дению Чехова литература обязана появлению в ней целой галереи неповторимых чеховских образов врачей (зачастую грубых, невежественных, равнодушных, но и чутких, ранимых, бесправных), фельдшеров, неврастеников, чеховских «хмурых людей». Его рассказы — это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв.

    Чехов написал своему коллеге, известному русскому невропатологу Г. И. Россолимо:

    «…Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность. Они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине мне удалось не допустить многих ошибок…»
    Академик, терапевт И. А. Кассирский дал такую оценку творчеству драматурга:

    «У Чехова научно достоверно изображены различные оттенки душевного состояния человека: хорошее настроение, состояние эйфории, волнение, чувство тревоги и страха… Научно точно, Чехов изображает болезнь и смерть своих героев».

    Так, к примеру, у Раневской «дрожит душа от каждого звука» при ожидании известия о судьбе вишневого сада. В «Черном монахе» достоверно передано сочетание бреда и реальности у Коврина, то же самое относится к героям рассказа «Припадок» и повести «Палата №6». В рассказе «Попрыгунья» об умершем Дымове сказано: «Грудь еще была тепла, но лоб и руки были неприятно холодны».

    В повести «Палата №6» Чехов рисует глухой провинциальный городок дореволюционной России. В земской больнице этого городка есть флигель, в который помещены психически нездоровые люди. Обитатели этой палаты отданы в полную власть грубого сторожа Никиты. Картины жизни этого городка, больницы и палаты должно восприниматься читателем как символическое изображение жизни тогдашней России, русского народа, беспощадно угнетаемого самодержавием.

    Среди сатирических образов, получивших необычайно большое социальное значение, выделяется образ учителя Беликова, главного героя рассказа «Человек в футляре». Учитель гимназии Беликов с его вечной боязнью «как бы чего не вышло», державший в страхе в течение многих лет не только гимназию, но и весь город, не случайно стал остро сатирическим социальным образом. В создании этого образа Чехов проявил себя не только художником, но и тонким психологом.

    «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге». И дальше: «Ложась спать, он укрывался с головой… И было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло…».

    Идея рассказа А. П. Чехова «Чёрный монах» близка к идее «Палаты №6». Чехов рассказывает здесь о том, как жизнь пошлая, мещанская губит хороших благородных людей, развивает мысль о слабости и бессилии этих людей в борьбе со злом и несправедливостью, потому что они не знали верных путей, которые могли привести к преобразованию жизни на новых началах. Все эти злободневные для того времени проблемы Чехов раскрывает в истории магистра Коврина, заболевшего манией величия.

    Магистр философии Коврин, утомлённый беспокойной городской жизнью и напряжённой умственной работой, приезжает в имение своего опекуна Песоцкого, чтобы отдохнуть и поправить своё здоровье. Однако и здесь он продолжает вести прежний образ жизни — очень много работает, читает зачастую сутками напролёт, мало спит… Он постоянно находится в состоянии очень сильного нервного напряжения, испытывает какой-то небывалый нервный подъём.

    Так Чехов постепенно раскрывает перед читателем причины психического заболевания Коврина. Яркая художественная изобразительность сочетается здесь с научной точностью описания начавшейся болезни. Сам Чехов впоследствии писал М. Меньшикову, что «Чёрный монах» — это рассказ медицинский, история болезни под названием мания величия.

    В рассказе описываются галлюцинации Коврина. Он часто видит чёрного монаха, который говорит ему о том, что он личность, «избранник божий», что вся его деятельность посвящена самому разумному и прекрасному на Земле. Что он принадлежит к людям, которые введут человечество в царство вечной правды.

    И в изображении бреда Коврина также поражает тонкое переплетение глубокой художественности и медицинской точности. Однако описание болезни героя Чехов использует и для того, чтобы острее, ярче раскрыть идею рассказа. Когда Коврин был болен, он верил в свою индивидуальную исключительность, им владели мысли о деятельности во имя счастья людей.

    «Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царства Божия, то есть избавят людей от нескольких тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать идее всё — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — какой высокий, какой счастливый удел!» — думал Коврин.

    Близкие Коврина заметили, что он болен, и начали лечить его. Он должен был прервать свою научную деятельность. Но, избавившись от галлюцинаций, Коврин затосковал — жизнь сытая, спокойная показалась ему скучной и ординарной. Он становится жестоким, грубым к близким, разрушает жизнь своей жены, Тани Песоцкой, забывает о прежних своих мечтах и идеалах. И только в последние мгновения своей жизни, перед смертью, когда его снова посещает чёрный монах, Коврин становится таким, каким был раньше. Он зовёт красоту и поэзию прежней жизни, с восторгом вспоминает о своей молодости, о любви в человечеству, которая жила в его сердце.

    Изображая последние годы жизни Коврина, заполненные узколичными заботами и мечтами, Чехов рисует внутреннее перерождение и опустошённость Коврина.

    Таким образом, рассказы Чехова «Палата №6», «Человек в футляре» и «Чёрный монах» со всей убедительностью показывают, что знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю лучше и глубже изображать психический мир человека.

    Для изображения больного Чехов никогда не прибегал к детализации, как это делали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и другие. Рисуя образ больного человека, писатель использовал ту манеру, которую он открыл в литературе, — изображение пейзажа или человека несколькими скупыми, но характерными только для такого пейзажа или только для такого человека штрихами. Эту манеру Чехов применил также при изображении больного человека.

    Так, например, описывая страдающего чахоткой учителя в одноимённом рассказе, он не даёт трафаретный портрет истощённого человека с красными пятнами на лице и блестящими глазами, как это было принято до него. Он приводит такие черты: больной утомился при надевании парадного костюма. Когда же больному принесли штиблеты, то у него не хватило сил натянуть их на ноги, пришлось полежать и выпить воды.
    Вторая деталь: больного учителя ожидают на банкете у директора фабрики, где его должны чествовать, но у самого входа в квартиру к директору он вдруг закашлялся. От кашлевых толчков с головы слетела фуражка, из рук вывалилась палка. Выбежавшие из квартиры нашли его сидящим на ступени и обливающимся потом… Писатель нарисовал портрет очень больного человека.

    В. Ермилов очень точно сказал: «Чехов — гениальный живописец словом». Он отметил необычайно художественное и удивительно скупое изображение Чеховым смерти ребёнка («Враги»):

    «На кровати, у самого окна лежал мальчик с открытыми глазами и удивлённым выражением лица. Он не двигался, но открытые глаза его, казалось, с каждым мгновением всё более темнели и уходили во внутрь черепа…».

    В рассказе «Чёрный монах», о котором речь шла выше, психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку:
    «У него горлом шла кровь. Он плевал кровью, но случалось раза два в месяц, что она текла обильно, и тогда он чрезвычайно слабел и впадал в сонливое состояние. Эта болезнь не особенно пугала его, так как ему было известно, что его покойная мать жила с точно такой же болезнью десять лет, даже больше; и доктора уверяли, что это не опасно и советовали только не волноваться, вести правильную жизнь и поменьше говорить».

    Описанные в «Чёрном монахе» ощущения Коврина, предшествующие кровотечениям, были хорошо знакомы писателю. Поэтому он так правдиво передаёт то беспокойство, похожее на страх, которое предшествует кровоизлиянию из лёгкого. Писателю были знакомы также слабость и сонливое состояние, наступающие после кровотечения. Слова «эта болезнь не особенно пугала…» и т. д. повторяют рассуждения Чехова о своём недуге.

    Чехову в своих произведениях удалось изобразить больного человека с помощью слов и выражений, понятных для рядового читателя, не прибегая к помощи научных терминов и определений. В этом-то и заключается главный талант Чехова-писателя и Чехова-врача.

    Заключение

    Безусловно, знание медицины оказало большое влияние на творчество Чехова. Благодаря «медицинскому» видению Чехова литература обязана появлению в ней целой галереи неповторимых чеховских образов врачей (зачастую грубых, невежественных, равнодушных, но и чутких, ранимых, бесправных), фельдшеров, неврастеников, чеховских «хмурых людей».

    Его рассказы — это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв.

    Чехов написал своему коллеге, известному русскому невропатологу Г. И. Россолимо:

    «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность. Они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине мне удалось не допустить многих ошибок…»

    «…Если бы Чехов не был таким замечательным писателем, он был бы прекрасным врачом. Доктора, приглашавшие его изредка на консультации, отзывались о нем, как о чрезвычайно вдумчивом наблюдателе и находчивом, проницательном диагносте…» 
    «Чехов!.. - говорил Л.Н.Толстой, - это Пушкин в прозе». Однако он считал при этом, что Чехову удалось создать «новые, совершенно новые (...) для всего мира формы писания…».
    Чехов прожилсорок четыре года и оставил огромное литературное наследие - множество рассказов и повестей, несколько больших пьес, несколько водевилей, научную книгу "Остров Сахалин", несколько тысяч писем. Он оставил непрерывно растущую славу, множество мифов и опыт существования личности, прикоснувшись к которому каждый из нас имеет возможность лучше понять смысл и цену собственных жизненных устремлений.

    Прошло уже более века со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение; они вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают.

    По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Свадьба», «Дама с собачкой» и другие. Его пьесы не сходят со сцены театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира. Чехов оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Освоение чеховских традиций сказалось в прозе И.А.Бунина и А.И.Куприна, в драматургии М.Горького. С именем Чехова связано новаторство Московского Художественного театра. Его творчество оказало большое влияние на многих писателей Европы, Америки, Азии.

    Литература

    1. Гейзер М.И. Чехов и медицина. — М.: Медгиз, 1954 — 140 с.
    2. Мартынов Д.А. Странички из истории русской хирургической журналистики. А.П.Чехов и П.И. Дьяконов//Вестник хирургии. — 1941 — кн.6.
    3. Фриче В.М. А.П Чехов. Биографический очерк//А.П. Чехов. Полное собрание сочинений. — М., 1930. — т.1. — С. 26
    4. Хижняков В.В. Антон Павлович Чехов как врач. — М, 1947. —С. 30
    5. Чехова М.П. Из далекого прошлого//Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1952.



    написать администратору сайта