билет 6. Мелодикогармонические обороты, завершающие построения периода, называются каденциями, которые могут быть устойчивыми или неустойчивыми
Скачать 23.07 Kb.
|
Вопрос 1. Музыкальная ткань, как и словесная речь, не может быть неделимой, не членящейся на отдельные построения. Подобно тому, как в словесной речи мы различаем предложения, их части, слова, музыкальная речь тоже делится на более крупные и более мелкие построения. Так, например, крупные формы (симфонии или сонаты) делятся на части, части — на экспозиционные (изложение тем), развивающие и заключительные разделы и т.д. Момент членения в музыке называется цезурой. Цезура может характеризоваться ритмической остановкой или паузой, тем и другим одновременно. Ощущение цезуры может создаться и при начинающемся точном или неточном повторении предыдущего. Цезуры исполняют роль, аналогичную знакам препинания в письменной речи, отражающим членораздельность устной словесной речи. Заключенные между цезурами разделы называются построениями. Наименьшая осмысленная музыкальная ячейка носит название мотива. Мотив во многом аналогичен слову в разговорной речи и, как и слово, содержит одно ударение (акцент). Наименьшее относительно законченное построение, связанное с экспонированием музыкальной мысли, называется периодом. Период может быть уподоблен предложению в словесной речи. Период, делящийся на два сходных по началу предложения, носит название периода повторного строения. Это — наиболее характерный тип классического периода. Мелодико-гармонические обороты, завершающие построения периода, называются каденциями, которые могут быть устойчивыми или неустойчивыми. Периодическая повторность мелодико-ритмического оборота служит важным фактором закономерно упорядоченного расчленения небольших построений. В связи с этим в основе классификации мелодико-синтаксических (мелодико-тематических) структур лежит соотношение мотивной повторяемости или неповторяемости (подобие или неподобие).
Период – это изложение законченной или относительно законченной музыкальной темы, завершенное кадансом.Термин «период» идет от древнегреческой метрики и означает буквально «круговой ход».Основное применение периода – часть более крупной формы. Основная функция – экспозиционная, дополнительная – неэкспозиционная.Период выступает и как самостоятельная музыкальная форма, начиная с эпохи романтизма. Признак окончания периода – полная совершенная каденция. Классификация структурных видов периода делается на основе нескольких критериев: I. По количеству предложений или отсутствию делений на предложения: 1) период из двух или трех предложений; 2) период единого строения (слитный): А(а). Период единого строения может иметь непрерывное гармоническое развитие с единственным кадансом в конце. II. По тематическому сходству или несходству начал предложений: 1) период повторного строения (а+а). (а+а') Штрих означает несущественные фактурные изменения: перенесение в другой регистр, орнаментику, распевание. (а+а1) Единица означает существенные структурные или тонально-гармонические изменения; 2) период неповторного строения (а+b); 3) период секвентно-повторного строения (иногда не выделяют как самостоятельный вид периода) – второе предложение повторяет первое на другой высоте (а+а1); III. По метрическому признаку: 1) квадратный (количество тактов кратно 4): (а + a) или (а + b) 4 4 8 8; 2) неквадратный. Неквадратность может возникать из-за: a) расширения (внутри периода, до каденции, за счет секвенции, прерванного оборота, интенсивного внутреннего развития):
Расширение следует отличать от дополнения: последнее повторяет уже достигнутую заключительную каденцию и возможно лишь после окончания периода:
б) сжатия (усечения) второго предложения (редко) (Мендельсон, Песня без слов №30); в) наложения (совпадение окончания предыдущего построения с началом следующего):
└─┘ г) органической неквадратности (характерно для русской музыки, где количество тактов в предложениях может быть равно 5, 6, 7 и т.д.). IV. По тонально-гармоническим признакам: 1) однотональные (начинаются и заканчиваются в одной тональности); 2) Модулирующие (заключительный каданс в иной тональности, нежели начало периода); 3) при одинаковом серединном и заключительном кадансах образуется период из тождественных предложений (используется часто в пьесах для детей, в музыке с народным оттенком); 4) завершенные неустойчивым кадансом (редко). V. По степени тематической развитости: 1) элементарные (построение типа периода); 2) развитые. В элементарных периодах тема только излагается, а в развитых – не только излагается, но и содержит мотивную разработку, больше во втором предложении. VI. По степени завершенности: 1) замкнутый (заканчивается тонической функцией в основной или побочной тональности): (а+а) D T; 2) разомкнутый (заканчивается не на тонике): (a+a) D D. Разомкнутый период может в самом конце вообще избежать какой-либо каденции и перейти в следующий раздел формы. Это часто встречается в темах средних частей, эпизодах рондо. Вопрос 2. Вальс – парный танец, основанный на плавном кружении, один из самых распространенных танцевальных жанров. В творчестве Чайковского он занял достойное место. Необходимо познакомить юного пианиста с аналогами – двумя, тремя образцами из симфоний, опер, балетов или фортепианными вальсами, например, с «Ната-вальсом» или пьесой «Декабрь» из «Времен года». Полезно показать ему вальсовые «па» или даже научить его танцевать (в наше время дети редко умеют танцевать вальс). Целесообразно обратиться к образному сравнению – ученик должен представить, что вальс исполняется на празднике в школе или дома. Пьеса написана в сложной трехчастной форме в малоформатном ее варианте. Партия левой руки произносится легко, с мягкой опорой на бас. Во втором периоде линия баса приобретает определенную самостоятельность, что должно быть подчеркнуто. Мелодическая линия стремится к промежуточным «интонационным точкам» в 5, 7, 9 тактах (также и во второй фразе), а затем к небольшой кульминации в 17 такте. Далее действие динамизируется, автор выписывает mf с 18 и f с 26 тактов, что не должно привести к утяжелению синкоп, акцентов, торможению движения. Короткие лиги и staccato придают данному фрагменту особое изящество. То же самое и в репризе. В средней части полиметрия – сочетания трехдольного вальсового аккомпанемента с двухдольностью партии правой руки, двухголосие. Присутствует танцевальность. |