место безопасности в системе потребностей человека эссе. Место безопасности в системе потребностей человека
Скачать 144 Kb.
|
Эссе на тему: «Место безопасности в системе потребностей человека» Введение Целью данного эссе является рассмотрение места безопасности в системе потребностей человека. Так как безопасность - одна из основных потребностей человечества - приобретает сегодня актуальнейшее значение. Данная тема является актуальной и по сей день. Поскольку после удовлетворения физиологических потребностей, на первый план выходит потребность в безопасности. Так как потребность в безопасности возникла давно - чем дальше развивалось человечество, тем острее становилась эта потребность для цивилизации в целом, тем больше внимания уделялось проблемам обеспечения безопасности человека, общества и человечества в целом. Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий. Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности. Если рассматривать ее более подробно, то можно сказать, что это потребность в защите от насилия и вооруженных сил по отношению к человеку и всему обществу, постоянства, уверенности в следующем дне, а также в будущем, потребность сохранения здоровья и т.д. Если низменные потребности удовлетворяются, то потребность в безопасности может стать определяющей в поведении человек. Можно заметить, что эта потребность по - разному влияет на человека. Социальная безопасность определяется стремлением человека иметь хорошую надежную работу, страховку, образование, пенсию и т.д. Все это делает жизнь человека более комфортной. Кроме личной безопасности, человек нуждается и в общественной безопасности. Выражается такая потребность в том, что человек предпочитает известность неизвестности. В разные исторические периоды общество стремилось к сохранению мира неизменным. Всё новые и непривычные вызывает чувство небезопасности. Попытки принести в их жизнь что-то новое не увенчалась успехом, так как главная ценность для них сохранения устоявшихся традиций и обычного стиля жизни, так как это обеспечивает ему решительность и чувство защищенности. В современном обществе также болезненно относятся к переменам. Большинство нашего общества составляет средний класс, а для него характерной особенностью является поддержание стабильности, неизменности социальной системы. Какие-либо изменения рассматриваются как угроза безопасности. Стремление человека защищать свою жизнь является его естественной потребностью. Каждый день, выходя из дома, мы привыкли осматриваться по сторонам. Где-то любуясь чудесными восходами или закатами, где-то осмотреться, что твориться во дворе дома, но по большей части вне зависимости от цели, мы осматриваемся с основной целью — не попасть в какую-либо неприятность. Безопасность себя и своих близких, человека и гражданина, общества и государства - это базовые критерии жизни. Безопасность — это то, чему учат с детства. Потребность в безопасности Американский психолог Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду человеческих потребностей, то есть иерархию потребностей по степени важности для человека. По возрастающей эта шкала выглядит так: 1)физиологические потребности (голод, жажда, сон и т.д.); 2) потребность в безопасности; 3)потребность в принадлежности и любви (быть любимым и принадлежать к общности); 4) потребность в уважении и почитании (признание, одобрение); 5) необходимость в развитии; 6) эстетические потребности (красота, гармония); 7) нужда в самореализации (исполнение своих способностей, целей). По представленной пунктам мы видим, что потребность в безопасности у нас стоит на 2 месте после физиологической, то есть является также одной из базовых. Безопасность - одна из основных потребностей человечества - приобретает сегодня актуальнейшее значение. Ее обеспечение требует учета различных аспектов жизнедеятельности людей - социальных, экономических, политических, технических, военных, информационных, экологических и др. Геополитическая ситуация, сложившаяся на рубеже веков, требует переосмысления содержания и структуры безопасности. В настоящее время в России идет процесс осмысления новых подходов к обеспечению безопасности не только государства, но и общества, личности. Свидетельство тому - разработка и принятие Концепции национальной безопасности РФ, Военной доктрины, Доктрины информационной безопасности, федеральных законов и правительственных распоряжений, регулирующих проблемы безопасности. В этих документах подчеркивается, что содержание политики обеспечения безопасности в России диктуется сложностями в различных областях общественной жизни, наличием острых социально - политических, экономических, демографических и экологических проблем. Исторически сложилось так, что в России в основном развивались такие виды безопасности, как государственная, военная, техническая и некоторые другие, в то время как социальная безопасность оставалась в тени. Ее игнорирование дорого обошлось и государству, и обществу, не говоря уже об отдельных людях. Чрезвычайные ситуации социального характера не раз сотрясали нашу страну. Это и революции, и войны, и экстремизм различного толка, и криминал, и экономические потрясения, и экологические угрозы. Сейчас отношение к проблеме социальной безопасности постепенно меняется, о чем свидетельствуют наряду с прочим включение в образовательные стандарты такой дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности», и обучение кадров в этой сфере в ряде вузах России. Вместе с тем необходимо отметить, что и сегодня продолжаются научные дискуссии по теоретическим и практическим аспектам безопасности жизнедеятельности. В современной литературе существуют различные точки зрения и взгляды на ее предмет, сущность и содержание. Однако при всем их разнообразии выявились некоторые наиболее животрепещущие проблемы безопасности, носящие ярко выраженный социальный характер. Во-первых, проблемы, связанные с терроризмом, который приобрел угрожающий характер не только в масштабах отдельных стран, регионов и стал серьезной угрозой национальной безопасности России, но и в планетарном масштабе, что вызывает настоятельную необходимость объединения усилий всего мирового сообщества в борьбе с ним. Во-вторых, рост экстремизма, который, к сожалению, становится реальностью современной России. Его угроза для полиэтнического и поликонфессионального российского общества ухудшается тем, что истоки этого социального явления кроются в ксенофобии, национализме и религиозной нетерпимости. К тому же именно экстремизм - питательная почва для терроризма и региональных военных конфликтов. В-третьих, проблемы криминализации и наркотизации российского общества, вызывающие серьезную обеспокоенность как российской, так и международной общественности и требующие эффективных мер по их локализации. Эти крайне опасные социальные явления современности вызывают настоятельную потребность их пристального изучения, прогнозирования масштабов их распространения и профилактики, а также выработки стратегии, тактики и основных направлений борьбы с ними как на общероссийском, так и на международном пространстве. В-четвертых, проблемы, обусловленные становлением информационной цивилизации, что требует поиска новых путей безопасности в условиях перехода России к информационной стадии развития. Я считаю все - таки безопасность должна стоять на первом месте вместе с низменными потребностями, поскольку комплексная безопасность человека и человечества в целом есть тот приоритет, от которого должна строиться вся архитектура безопасности. Только в этом случае не возникает ситуации, когда обеспечение какой-либо иной безопасности, например государственной, промышленной, информационной, военной и так далее, будет строиться во вред или вопреки интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека должен быть абсолютным. Только в этом случае можно построить эффективную систему обеспечения безопасности ХХI века. Объединение людей в сообщество благоприятно влияет на безопасность, возрастают социальные связи. Но вместе с тем возникают и новые заботы. Новое противоречие связано с эгоцентристными взглядами личности или определенного круга лиц. На весах оказываются интересы общества, то есть большинства, а также личностный интерес. В ряде критических ситуаций приходится приносить в жертву либо один, либо другой интерес. Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, иначе сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации, эгоистических интересов. Поэтому система общественного поощрения выражается в признании правильности действий, по мнению этого общества, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. [1, 59 стр.] Уважение должно стать тем ключом для решения проблем между обществом и индивидом. Чтобы не подвергать сообщество и себя опасности, нужно уметь приходить к консенсусу. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека — потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные. Как известно, права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Если бы на планете было бы всего два человека и жили они на разных полушариях, то их права были бы почти безграничны. Но население планеты уже превысило 7 миллиардов человек, а если учесть, что человек — существо социальное, то постоянный контакт и пересечение интересов является неизбежной частью нашей жизни. Умение находить общий язык, а также разрешение спорных ситуаций повышает уровень безопасности. Ключевой момент в том, что нахождение общих точек соприкосновения происходит под влиянием внешних угроз. Чем выше внешняя опасность, тем быстрее приходит взаимопонимание. Но как еще можно уладить конфликтные ситуации и разрешать ситуации, если внешних угроз нет или почти нет? Что может регулировать внутренние интересы, если уважения может быть недостаточно? Сформировав определенную форму управления в сообществе, одновременно с этим появляются и первые негласные правила поведения. Обычаи, традиции, а далее и законы, которые на протяжении длительного времени формируются вместе с обществом, призваны обезопасить и сохранить это общество от каких-либо эгоистических интересов. Парадокс заключается в том, что силы индивида, направленные на сохранение общества, приводят к появлению эгоистический привилегий от этого же общества. Однако, традиций и закона может быть недостаточно. Всё вышеназванное может исполниться лишь при постоянном контроле. Как только появится возможность поступить иначе, в первую очередь в своих личных интересах, то многие именно так и поступили. Поэтому в современном обществе раскручивается культ самоконтроля, различных учений. Самая идеальная форма самоконтроля называется религией. Это комплекс установок и свод правил для каждого, призванный поступать так, а не иначе. И сложно сказать, чем больше руководствуются граждане: законами государства или религиозными сводами. Вера в идеалы, духовная нравственность контролирует и оберегает лучше, чем любой писанный закон. Каждый человек становится в ответе перед Всевышним, обмануть которого невозможно. В итоге все ступени: от базовых до духовных прямо или косвенно работают на безопасность и это объяснимо. Как отмечает А. Х. Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угроз. Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества». Развитие индивида позволяет ему подстроиться к постоянно меняющимся условиям существования. Присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека духовных ценностей — это в свою очередь всегда оказываются общественными ценностями. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Современные пути к безопасности в свете теории. Современный комплекс проблем безопасности Пополнение проблем безопасности за счёт глобального уровня изменил их характер и связал в единый комплекс; теперь действия любых субъектов безопасности влияют на безопасность всего комплекса Парадоксальное возникновение небывалых угроз от жизнедеятельности, направленной во всех своих сферах на обеспечение безопасности, побуждает, прежде всего, осмыслить всю ситуацию с современным комплексом проблем безопасности. Для этого целесообразно использовать широко практикуемый в науке системный анализ. При системном анализе явления, лежащие в основе изучаемых проблем, рассматриваются как процессы, протекающие в схематизированных системах (моделях), состоящих из взаимосвязанных компонентов. Каждая система, несмотря на свою возможную внутреннюю сложность, является в свою очередь компонентом системы более высокого уровня (последовательность систем бесконечна в обе стороны вследствие бесконечности мироздания). Успех системного анализа зависит от выбора системы того уровня, который достаточно полно определяет обследуемое явление. Правильно выбранный для анализа уровень системы позволяет исключить из рассмотрения все сложности процессов в системах более высоких и более низких уровней. Это становится возможным тогда, когда взаимовлияние процессов в выбранной и остальных системах незначительно. Тогда наличие этих других систем учитывается не изменяющими своего характера во времени а) воздействиями окружающей среды («сверху») и б) компонентами выбранной системы («снизу»). Применение изложенного подхода для решения какой-либо задачи безопасности оказывается непростым. Казалось бы, достаточно составить модель системы применительно к данному конкретному объекту и исследованием на этой модели найти эффективные меры безопасности (до настоящего времени вообще принято просто определять опасности для рассматриваемого объекта и обеспечивать его защищённость от них). Однако, как было установлено в базовых фрагментах теории, безопасность уже простейшего объекта – индивида - зависит не только от мер индивидуальной безопасности, но и от безопасности сообщества, в которое этот индивид входит. То-есть, в систему для адекватного анализа безопасности индивида должно включаться, как объект, и сообщество, в котором живёт этот индивид. Причём исторически масштабы (уровни) таких сообществ постоянно возрастали - семья, племя, субэтнос, этнос, суперэтнос (Л.Н.Гумилёв), и сообщества предыдущего уровня входили в сообщества следующего уровня как части нового, более масштабного, объекта безопасности. В настоящее время в составе такой «матрёшки» взаимовложенных, взаимосвязанных объектов можно видеть индивида, семью, группу, коллектив, население региона и т.д. Появление глобальных угроз означает, что верхний уровень сообщества, от судьбы которого зависит судьба всех объектов «матрёшки», достиг предела – человечества в целом. Более того, судьба человечества теперь, как было отмечено, зависит от судьбы объекта ещё более высокого уровня – от судьбы биосферы, частью которой человечество является. До наступления новой эпохи природа считалась безграничной окружающей средой, часть которой человек может преобразовывать в своих интересах без каких-либо заметных общих последствий. Сегодня биосфера и её ареалы, изменяемые жизнедеятельностью человека и определяющие условия его жизни, уже не могут считаться независимой окружающей средой. Уместно заметить, что сегодня на состояние биосферы способны влиять не только новые мощнейшие технологии типа ядерных, но и менее мощные, «старые» технологии. Это связано с демографическим взрывом, порождённым прогрессом цивилизации. Увеличившееся количество маломасштабных субъектов, обеспечивающих свою безопасность локальным преобразованием окружающей среды, увеличило до глобальных масштабов опасности от применения старых технологий. Примером могут служить сельскохозяйственные замены естественных видов растений и животных на искусственно выведенные виды, не участвующие в обеспечении устойчивости биосферы как суперсистемы. Поэтому действия любых субъектов отражаются на всей «матрёшке» объектов безопасности. Таким образом, отталкиваясь от проблемы безопасности индивида, мы пришли к многоуровневому современному комплексу взаимосвязанных проблем безопасности. Очевидно, что для адекватного анализа такого комплекса проблем требуется построение комплексной модели - составной иерархической структуры систем, включающей в себя все взаимовложенные объекты безопасности и субъекты безопасности всех уровней. В нижнем уровне структуры – в системе для анализа безопасности индивида - индивид является неделимым компонентом с определёнными характеристиками (в отличие от простейших моделей, где компоненты системы обладают неизменными параметрами, для нахождения эффективных мер безопасности придётся, как будет видно в дальнейшем, оперировать возможностью изменения личностных характеристик индивида). Системы уровня более высокого, чем биосфера, включать в представленную структуру не имеет смысла вследствие отсутствия влияния жизнедеятельности человека на их состояние и развитие (или отсутствия наших знаний об этом). Их наличие может учитываться как неизменное воздействие на биосферу окружающей её среды, в частности, облучение энергией Солнца - постоянное, не зависящее от процессов в биосфере. В упрощенном, сокращённом виде эта составная модель изображена на следующей схеме: Конечно, чтобы и в условиях новой эпохи решать частные задачи безопасности, не усложняя вопроса излишне, целесообразно при решении этих задач использовать не всю структуру систем, а только её часть. Однако при этом необходимо обязательно учитывать, что процессы в системах структуры неразрывно взаимосвязаны. На схеме это отображено двусторонними стрелками. Выявление допустимых упрощений учёта этих взаимосвязей при решении частных задач, при составлении моделей систем разного уровня, является актуальной теоретической проблемой. Основой мер безопасности в современных условиях должно стать преобразование мировоззрения, определяющего направленность жизнедеятельности Возникновение глобальных угроз от применения технологий практически любой мощности принципиально меняет ситуацию с поиском мер безопасности в каждом частном случае. В новой эпохе действия субъектов безопасности, казалось бы, в пределах частной задачи, отражаются на безопасности всех «взаимовложенных» объектов безопасности. Именно поэтому учёными за основу мер безопасности в современных условиях выдвинут общий принцип для субъектов безопасности всех уровней: «действуя локально, мыслить глобально». Важен этот принцип для субъектов, например, систем низших уровней, так как их локальные действия сливаются в единый поток деятельности общества, направленность которого определяется общим характером мышления и целей деятельности. Важен этот принцип и для субъектов систем высших уровней: если, решая масштабные проблемы, они соблазняются исходить только из своих личных интересов, то это грозит катастрофными последствиями всей «матрёшке» объектов безопасности, в том числе и им лично. Направленность действий и тут определяется характером мышления, мировоззрением. Поэтому основа современных мер безопасности: «ключ к завтрашнему дню – мировоззрение, выработанное сегодня» (Н.Н.Моисеев). Выработка мировоззрения, адекватного новой эпохе, представляет собой задачу грандиозного значения и огромной сложности. Мировоззрение каждого человека формируется на протяжении его жизни на фоне двух основных источников: Знания, базирующегося на ограниченном собственном опыте и на обширном опыте и достижениях общества (содержащихся в обычаях, традициях, результатах научных разработок), и Веры, базирующейся на догматах той или иной религии (эти догматы лежат в основе морали общества и нравственности человека, даже если он считает себя атеистом). Будучи разными у разных людей, мировоззрения, тем не менее, содержат некие общие для данного сообщества представления об окружающем мире, о своём месте в этом мире и своих обязанностях по отношению к тому, что их окружает - общее миропонимание. Без этого невозможно духовное здоровье, безопасность и жизнеспособность сообщества. До настоящего времени это относилось к сообществам разных уровней вплоть до национального. Теперь, при появлении глобальных угроз, реализация сценариев устойчивого развития всего человечества возможна лишь при распространении общего миропонимания, а за ним и общих новых принципов жизнедеятельности, на всё мировое сообщество. В понятиях общей теории безопасности становление адекватного мировоззрения субъектов безопасности всех уровней означает формирование современной культуры безопасности. Прежняя – стихийная - культура безопасности привела человечество к глобальным проблемам, к возможности катастрофных сценариев развития. Эти проблемы возникли в контуре предотвращения опасностей преобразованием окружающей среды. Оказалось, что у преобразований окружающей природной среды – биосферы - есть предел. Поэтому, поскольку технологии преобразования уже созданы, уход от катастрофных сценариев развития возможен только при ограничении применения этих технологий. А это требует своевременного изменения важнейшего компонента культуры безопасности - степени развитости личности и общества (вот когда приходится затронуть необходимость изменения характеристик индивида - неделимого компонента самой низшей системы для анализа проблем безопасности). Отражением изложенного на канонической схеме общей теории безопасности служит раздвоение контура предотвращения: к «кольцу» преобразования окружающей среды необходимо добавить «кольцо» преобразования мировоззрения субъекта безопасности (на дополненной схеме обозначено жирными линиями). Преобразование мировоззрения должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей. Прежде всего, это уход от ценностей, формируемых потребительской психологией, уход от идеи «максимального удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей», уход от всесилия денег. В целом, это – принятие ограничений, связанных с применением технологий, с необходимостью стабилизации численности населения планеты, с выбором стратегий развития. Всем субъектам при принятии решений необходимо иметь в виду интересы объектов безопасности всех уровней. Особенное внимание должно быть уделено национальной безопасности народов, поскольку появление проблем глобального уровня сегодня используется странами, доминирующими в развитии современных технологий, как повод для установления господства и реализации своих интересов через унификацию культур (в широком смысле этого понятия). А культурное разнообразие является условием жизнеспособности человечества. К обозначенным контурам необходимых изменений в мировоззрении целесообразно добавить первоочередные задачи: восстановление в личном и общественном сознании естественной иерархии базовых потребностей; сегодня, вследствие достигнутого обществом уровня безопасности, возникли опасные искажения – людям (например, реформаторам отечественного образования) начинает казаться первостепенной потребность в свободе и достоинстве личности (вспомним упоминавшееся замечание А.Маслоу: «тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы»); такая потребность, конечно, есть и нуждается в удовлетворении, но в ситуации появления глобальных угроз от жизнедеятельности акцент на свободе, а не на ограничениях, чреват падением культуры и распадом общества, равносилен нацеленности на самоуничтожение; вот высказывание Ю.Лотмана, известнейшего деятеля отечественной культуры: «С чего начинается культура? Исторически – с запретов… Чем дальше, тем культура требует больших отказов, больших стеснений… Человечество, которое на сумасшедшем поезде летит неизвестно куда, может положить руку на руль. Оно ещё для этого не созрело, но, может быть, успеет»; переключение сознания с защиты, как преобладающей меры безопасности, на сбалансированное применение всех способов обеспечения безопасности, в первую очередь, на преобразование мировоззрения («разруха начинается в головах»). Ответ на главную проблему современности невозможен без теоретических поисков оптимальных решений; центральными компонентами научного направления, занимающегося проблемами безопасности, должны стать общая теория безопасности и теория системной безопасности Преобразование мировоззрения, необходимое для перехода к устойчивому развитию, невозможно без опоры на солидную научную базу. Значение науки для решения проблем современности определено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992): «Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории» («Повестка дня на XXI век»). Общая теория безопасности позволяет раскрыть заявленное положение и выявить необходимость резкой смены научных приоритетов. А именно. Наука является мощным инструментом человека в познании и преобразовании окружающей среды. Как было отмечено в базовых фрагментах теории, до настоящего времени она служила созданию всё более могущественных технологий, имеющих целью, в конечном итоге, обеспечение и повышение уровня безопасности. Уменьшение вторичных опасностей от применения созданных технологий до приемлемого уровня осуществлялось эмпирическим методом проб и ошибок. Но этот традиционный метод оказывается неприемлемым для разрешения возникших глобальных проблем. Поэтому, чтобы избежать катастрофических последствий, в структуре научных разработок на первый план неизбежно должна выйти та их часть, которая позволяет прогнозировать последствия применения созданных технологий. Исключительно важно, чтобы прогнозы и поиск оптимальных решений разнообразных задач велись с позиции видения общей системы для анализа современного комплекса проблем безопасности: «В любой сложной системе воздействие на один её элемент, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» (Дж.Форрестер). Действительно, ведь к глобальным проблемам, как проблемам безопасности высшего уровня, привело автономное решение проблем безопасности низших уровней, пусть даже с применением неких теорий (частных). Это относится ко всем проблемам – от проблем с угрозой экологической катастрофы вследствие желания растущего количества людей уйти от голода сельскохозяйственным преобразованием природной среды до проблем с угрозой ядерного апокалипсиса вследствие желания стран решать проблемы своей национальной безопасности применением современного оружия. Возможность избежать ошибок прогнозирования обеспечивает системный подход, реализуемый в общей теории безопасности, объединяющей все частные теории и позволяющей видеть место решения отдельных задач в разрешении полного комплекса современных проблем безопасности. Но применения этой теории, изначально предназначенной для понимания ситуации широкой публикой, для профессионального решения практических задач недостаточно. Для конкретного учёта влияния решений отдельных задач на безопасность всех взаимовложенных объектов общей структуры общества предназначается теория системной безопасности (А.В.Ильичев «Начала системной безопасности», М., «Научный мир», 2003). Теория системной безопасности базируется на принципе рассмотрения полных спектров: 1) исходных опасностей всех видов для обследуемого объекта; 2) возможных мер безопасности; 3) возникающих при решении данной конкретной задачи вторичных опасностей. Оптимальное решение в части определения эффективных мер безопасности для выбранного объекта, допустимых для всей структуры взаимовложенных объектов безопасности, ищется в количественной форме. Допустимость определяемых мер обеспечивается расчётными ограничениями на их параметры. Величины ограничений, различных для систем с различными объектами безопасности, должны первоначально исходить из «хозяйственной ёмкости» биосферы. Обоснование и создание соответствующих методик расчётов представляет собой весьма актуальную и ответственную теоретическую задачу. Названные теории находятся сегодня в стадии затянувшегося становления и вне сферы внимания лиц, принимающих решения. Но без завершения их разработок невозможно направить разносторонние научные исследования на разрешение главной проблемы современности, скрепить воедино частные теории безопасности, до того разрозненные и тем опасные. Естественным для формирующегося нового научного направления может служить название «Безопасность человека» (первое эссе под таким названием: Л.И.Шершнев и др. «Безопасность человека», М., ФНИМБ, 1994). Будущие достижения нового научного направления позволят оптимизировать применение существующих и вновь разрабатываемых технологий преобразования (биотехнологий, нанотехнологий, энерготехнологий и т.п.) в рамках найденных ограничений. В завершение: поскольку по инерции индустриальной эпохи главное внимание общества никак не переключается на исследования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, на самый первый план выдвигается срочность завершения разработки общей теории безопасности, без которой невозможно своевременное формирование современной культуры безопасности с необходимой сменой приоритетов в науке. Образование: от «культуры полезности» к «культуре безопасности»; стержнем современного образования должна стать образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» Наиболее эффективным инструментом преобразования мировоззрения всех субъектов безопасности служит сфера образования: «образование является важнейшей сферой созидания личности, общественного менталеобразования и культурообразования» (Б.С.Гершунский «Философия образования для XXI века», М., «ИнтерДиалект+», 1997). Для внедрения в мировоззрение личности и общества ожидаемых достижений нового научного направления «Безопасность человека» и формирования современной культуры безопасности необходимо изменение направленности образования. Пока что в образовании, опирающемся в большей своей части на имеющиеся достижения науки, доминируют представления индустриальной эпохи: выпускники учебных заведений по-прежнему нацеливаются на «компетенции» в применении и в дальнейшей разработке «полезных» технологий преобразования окружающей среды. Сегодня при постановке вопроса о реформе (или модернизации) образования рассматриваются, в основном, новые формы организации учебного процесса и удовлетворение запросов сегодняшних работодателей, а в перспективе – внедрение культуры достоинства (например: Асмолов А.Г., Кондаков А.М. «Образование России: от «культуры полезности» к «культуре достоинства», Педагогика, № 7, 2004). Действительно, до сих пор в обществе, в том числе и в образовании, преобладает культура полезности, и воспитание у личности чувства достоинства важно. Однако культура достоинства видится лишь одним из ориентиров необходимой перестройки образования и воспитания, поэтому в новых условиях она может (и должна) войти в общую культуру мирового сообщества только как составная часть. Будущая культура человечества видится как мультикультура: «культурное разнообразие является ценным наследием» («Хартия Земли»). Но, при включении в неё всех достижений национальных культур, она в целом должна быть выстроена в соответствии с главным вызовом наступающей эпохи. Поэтому опорной частью общей культуры должна быть современная культура безопасности. Надо, прежде всего, удовлетворить коренную потребность человека в по-новому опасных условиях, обеспечить выживание и каждой личности, и каждого народа, и вообще человечества как вида. Соответственно девизом образования и воспитания должно стать: от «культуры полезности» к «культуре безопасности». Необходимому повороту направленности образования должна послужить охватывающая все виды образовательных учреждений образовательная область «Безопасность жизнедеятельности». Именно она сможет стать системообразующим стержнем всего образования, обеспечить формирование современной культуры безопасности во всех её компонентах - если будет иметь своим ядром мировоззренческий компонент. Теоретические и практические наработки в этом направлении сегодня уже есть (например: «Концепция образовательной области ОБЖ», ОБЖ №4, 2001; Л.М.Власова и др. «Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности», М., «Русский журнал», 2004, 2007, www.fnimb.org). Разделы области, посвящённые разнообразным направлениям обеспечения безопасности, должны быть тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонентами межпредметными связями, создавая общее образовательное пространство (В.Сапронов, Л.Шершнев «О концептуальных основах образовательной области БЖД», ОБЖ №4, 2006). Образовательный уровень будущих субъектов безопасности в различных слоях общества будет разным. Во-первых, в рамках школьной программы все будущие граждане пройдут общую подготовку в области современной безопасности. Это позволит освоить индивидуальные и групповые способы защиты от различного рода опасностей и угроз, ознакомиться с государственной системой организации защиты населения, получить основу научных знаний, необходимых для становления современного мировоззрения. Во-вторых, в рамках программ для профессиональных учебных заведений все будущие специалисты пройдут подготовку по безопасности жизнедеятельности в избранной сфере производства или управления, углубив также знания, влияющие на мировоззрение. Образование в области безопасности, как это существует во всех профессиональных областях, должно совершенствоваться в течение всей жизни человека. Особенно это важно для субъектов безопасности, принимающих масштабные решения – для так называемой управляющей элиты: «Объяснение того, что многие мировые проблемы были заведены в тупик, заключается в плохом управлении, следовательно, его совершенствование в значительной мере будет способствовать их решению» (А.Кинг, Б.Шнайдер). Мировоззрение человека базируется на совокупности Знания и Веры; будущее человечества невозможно без миропонимания, основанного на гармоничном сочетании науки и религии Усилия науки и образования для преобразования мировоззрения людей необходимы, но, как следует из базовых фрагментов теории, будут недостаточны. Получаемое индивидом Знание, как правило, используется разумом в личных интересах, а для обеспечения безопасности общества (и того же индивида в его составе) необходим ещё механизм преобразования общественных интересов в личные. Возникновение наиболее эффективной формы такого механизма – религии - таинственно, поскольку зависит от непостижимой (иногда говорят – иррациональной) Веры в некие идеалы. Знание и Вера лежат в основе миропонимания людей. Знание – это отражение в сознании личности познанной ею и обществом части окружающей среды. Под Верой понимается основа представлений личности о непознанной и безграничной окружающей среде и характер идеалов этой личности. Исторически укоренились различные формы религиозной веры. Она присутствует в миропонимании, даже если мировоззрение называют «научным», отрицающим религию: «материалистическое» мировоззрение содержит веру в законы природы (принципиальна ли разница между понятиями Природа и Бог?). Значение религиозной веры невозможно переоценить – она заложила мораль человеческого общества, обеспечившую его жизнеспособность. Разная по форме для разных религий, но одинаковая по смыслу, эта мораль по инерции скрепляет общество до сих пор, несмотря на разрушительное действие атеизма (Ф.М.Достоевский: «Если Бога нет, то всё дозволено»). В связи с этим трудно себе представить необходимое для перехода к устойчивому развитию преобразование мировоззрения (миропонимания и вытекающих из него ценностей и целей жизнедеятельности людей) без участия Веры и религии. В течение многих веков в обществе существовало противопоставление Знания и Веры, науки и религии. То догматические церковнослужители преследовали учёных, открывавших новые горизонты Знания. То догматические материалисты объявляли религию, Веру, опиумом для народа. Но в XX веке передовые учёные мира признали диалектическое единство науки и религии: «Наука без религии неполноценна, а религия без науки слепа» (А.Эйнштейн). Новейшие научные исследования выявляют рационально объяснимые, но непознанные (возможно, до конца и непознаваемые, т.е. относящиеся к области гипотез, к области Веры) информационно-энергетические структуры управления Вселенной (например: Т.С.Тихоплав, В.Ю.Тихоплав «Физика веры», С.-П., ИД «Весь», 2004; учебное пособие под ред. С.А.Лебедева «Основы философии науки», тема «Современная научная картина мира», М., ООО «Академический проект», 2005). Можно сказать, что сознание всего общества постепенно подготавливается к восприятию гармоничного сочетания науки и религии. Становление религиозного сознания, адекватного новой эпохе, связывается Организацией Объединённых Наций с реализацией положений Хартии Земли, дополняющей известные божественные заповеди (по сути, ограничения жизнедеятельности, необходимые для выживания) принципами уважительного отношения к природе. Решение современного комплекса проблем безопасности невозможно без гармонии Знания и Веры. Большую роль в формировании мировоззрения, гармонично сочетающего научные знания и религиозную мораль, может сыграть искусство, имеющее сильное влияние на сознание людей. К величайшему сожалению, реальное становление необходимого религиозного сознания и с ним эффективного механизма преобразования современных интересов общества в насущные интересы каждой личности, по-видимому, возможно лишь после какой-либо крупномасштабной катастрофы: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Однако из этого не следует, что до того можно сидеть, сложа руки, не подготавливая того, на что надо будет «креститься мужику». Заключение Подводя итог, можно отметить, что при важности всех уровней потребностей безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Это общенаучная категория, которая не является чем-то осязаемым, материальным и выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, социальная политика, здоровье народа, информатика, технология и т.п. Можно констатировать, что наряду со становлением новой российской государственности в настоящее время формируется и новая модель обеспечения ее безопасности. Причем происходит смена приоритетов от ориентации на обеспечение государственной и военной безопасности к гармоничному обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важное место в этой модели безопасности России занимает безопасность жизнедеятельности. Сложность и нерешенность многих ее проблем, расширение спектра угроз обусловливают потребность решения целого ряда значимых задач, таких как поиск научно доказанных вариантов обеспечения безопасности жизнедеятельности, определение места и роли в ней социальной безопасности, разработка форм, методов и способов защиты от чрезвычайных ситуаций социального характера, а также подготовка квалифицированных кадров, вооруженных самой современной системой знаний по обозначенным проблемам. Я считаю, что эта потребность своей сутью и содержанием направленна на защиту жизненных интересов человека, общества, государства. Характерно, что в современных условиях сущностью безопасности считается защита не только государства и его политических институтов, но, в большой мере, человека и общества. На первый план выдвигается проблема социальной безопасности в широком смысле этого слова, безопасности социума - личности, отдельных групп населения, общества в целом. Следовательно, безопасность является изначальным источником инициативности человека, а также становится завершившейся целью во всех сферах его жизнедеятельности. Небывалый кризис в развитии цивилизации возник от жизнедеятельности, в целом направленной на обеспечение коренной потребности человека в безопасности. Для его преодоления необходимо, чтобы приоритетным в науке и образовании стало направление, обеспечивающее становление современной культуры безопасности. Фундаментальной опорой этого направления должна стать общая теория безопасности, формирующая мировоззрение личности и общества, необходимое для перехода цивилизации к устойчивому развитию. Список литературы Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 317 с. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 400 с. Прохожев А.А. «Теория развития и безопасности человека и общества», Москва, изд. РАГС, фонд «Отечество», 2006 Скачок В. Е., Кожекина И. Ю., Петровская Л. Ю., Котлярович А. А., Проурзина О. Ю. Место безопасности в жизни человека и общества и её вес в системе потребностей // Молодой ученый.- 2018. - №17. - С. 266-268. |