Главная страница

История (Федоров Е.Г.)v.01. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки


Скачать 0.76 Mb.
НазваниеМесто истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки
Дата03.10.2022
Размер0.76 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория (Федоров Е.Г.)v.01.doc
ТипДокументы
#712206
страница2 из 43
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Роль теории в познании прошлого.


История относится к числу так называемых теоретических дисциплин. Историки создают историческую картину, предлагают обществу в качестве значимого опыта. В этом качестве история является мощным инструментом воздействия на общественное сознание, что хорошо понимали все выдающиеся правители.

Знание истории необходимо для принятия адекватных политических решений, для выработки стратегии развития тех или иных стран. В противном случае возникает знаменитый эффект «граблей». Выражение «наступить на те же грабли» обозначает у нашего народа неумение учесть прошлый печальный опыт.

Исторический опыт позволяет каждому народу осознать своё место среди других народов. Социальная, этническая и культурно-историческая самоидентификация позволяет определить различным человеческим сообществам свою траекторию развития, а человечеству в целом с оптимизмом смотреть в будущее.

Историческое сознание, которое является результатом сохранения и осмысления исторического опыта общества, является важной частью коллективной памяти.

Теория и методология исторической науки.


История стала наукой только тогда, когда появились различные концепции, объясняющие смысл, тенденции исторического развития. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания.

Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию.

Долгое время в истории главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни. Историю вели от сотворения мира. Затем на исторической сцене появлялись Адам и Ева, Ной с семейством до и после всемирного потопа. У христиан рождение Иисуса Христа стало считаться началом нашей (новой) эры. У мусульман летоисчисление ведется с 622 года н. э., с хиджры, то есть бегства Мухаммеда из Мекки в Медину.

В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через социальную революцию заставляет меняться более консервативные производственные отношения. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы, Равенства и Братства.

В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский Н. Я. Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».

Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.). Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Российская цивилизация возникла относительно поздно. Среди российских и зарубежных историков есть сторонники различной классификации цивилизационной принадлежности России. Кто-то относит российскую цивилизацию к западному типу, кто-то видит в российской цивилизации черты восточного цивилизационного типа. В 20-х годах XX в. группа авторов стала рассматривать Россию как евразийскую цивилизацию. Немало исследователей говорит об уникальной и единственной российской (русской) цивилизации как самобытном и самодостаточном явлении в мировой истории. Вызывает споры реальность и характер «советской цивилизации».

В отечественной исторической науке всегда была сильна «государственная школа». Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.


Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью все­мирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс воз­никновения и развития челове­че­ского сообщества на территориях, которые входили и в на­стоящее время входят в со­став российского государства. История России не может не быть одновре­менно и русской историей или историей русского народа, который состав­ляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, тради­циями, ментали­тетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилиза­ции, глав­ной фи­гу­рой рос­сийской жизни и истории.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


написать администратору сайта