Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Сформулируйте наиболее острые проблемы и противоречия, которые приводят к нарушению принципа гуманизации в образовательном процессе школы

  • 3. Какие нормативно-правовые документы провозглашают основные права ребенка С какой целью принимались данные документы, в чем их отличие и какие основные права ребенка они закрепляют

  • 4.Объясните, в чём сущность нравственного сознания педагога. Какую роль играет нравственность педагога в его профессиональной деятельности

  • 5. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка

  • этика. Вопросы к зачёту по дисциплине Профессиональная этика


    Скачать 51.8 Kb.
    НазваниеВопросы к зачёту по дисциплине Профессиональная этика
    Дата07.04.2022
    Размер51.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэтика.docx
    ТипДокументы
    #451856
    страница1 из 3
      1   2   3

    Вопросы к зачёту по дисциплине «Профессиональная этика»



    1. Раскройте понятийный аппарат «профессиональной этики»: предмет, функции, основные методы исследования. Восстановите общую историческую картину развития этико-педагогической мысли с античности до наших дней.

    Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

    Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:

    1) Оценочная - дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.

    2) Регулятивная - вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.

    3) Организационная - служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.

    4) Управляющая - является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.

    5) Мотивационная - формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.

    6) Координирующая - обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.

    7) Регламентирующая - направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.

    8) Воспроизводственная - позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.

    9) Воспитательная - воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.

    10) Коммуникативная - помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.

    11) Оптимизирующая - способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.

    12) Стабилизирующая - способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.

    13) Рационализирующая - облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.

    14) Превентивная - предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.

    15) Прогностическая - позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.

    16) Разрешения противоречий - способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

    17) Информационная - приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.

    18) Социальная - способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.

    19) Социализирующая - служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

    Можно выделить два основных метода этической науки: теоретико-логический и эмпирико-исторический. Каждый из данных методов имеет свои плюсы и минусы. Теоретико-логический метод позволяет выявить в истории этики закономерность, но при этом может привести к пренебрежению эмпирическим материалом. Эмпирико-исторический метод ориентируется на тщательное изучение фактов, но это может привести к утрате логики исторического развития.

    Элементы педагогической этики можно найти в учени­ях древних философов и педагогов, пытавшихся осмыс­лить специфические проблемы педагогической морали. Учитель прививал молодежи такие нравственные каче­ства, как верность классовому долгу, дисциплинированность, готовность управлять государством. Выборность воспитателя налагала на него большие обязанности перед обществом и свидетельствовала о том, что в рабовладель­ческом государстве педагогическая деятельность была по­пулярной и ей придавалось большое общественное значе­ние.

    С разложением рабовладельческого строя и объявле­нием христианства господствующей религией начался упадок просвещения.

    В период раннего феодализма, в пору разгула инкви­зиции, вопросы нравственных отношений людей не подле­жали обсуждению, т. к. раз и навсегда они были опреде­лены в христианском учении.

    В России система школьного образования возникла в период феодальной раздробленности после принятия хри­стианства в 988 г. Хотя письменность на Руси существо­вала гораздо раньше, однако организованное обучение детей знатных особ началось со строительством церквей в Киевском государстве. Это нашло отражение в письмен­ных памятниках того времени. Замечательный памятник XII в.— «Поучение Владимира Мономаха детям» — сви­детельствует о том, какое значение придавал воспитанию и образованию один из видных государственных деятелей Древней Руси. Владимир Мономах призывал детей учить­ся грамоте, любить родину, быть высоконравственными, не давать сильным губить слабых, защищать сирот и вдов.

    В средние века в период зрелого феодализма и зарож­дения капитализма, когда Европа вступила в полосу бур­ного экономического развития, образование и воспитание, находившиеся в руках церкви, перестали отвечать требо­ваниям жизни. Будущим педагогам внушали мысль, что успех обучения детей в школе зависит от строгости и умения наказывать ленивых и непослушных.

    Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с именами русских револю­ционеров-демократов, которые обогатили и углубили эти­ческие идеи, выдвинутые деятелями эпохи просвещения. А. И. Герцен (1812—1870), один из создателей революционной тео­рии нравственного воспитания, Герцен считал воспитание одной из сложнейших сторон общест­венной жизни и придавал первостепенное значение роли личности воспитателя. Впервые в философской литерату­ре Герцен дал наиболее правильное для своего времени толкование вопроса о свободе ребенка и роли авторитета учителя в нравственном воспитании.

    Сегодня история педагогики и образования представляет собой критически выверенную и теоретически обоснованную систему педагогического опыта человечества в области воспитания и образования человека; отрасль педагогического знания, тесно связанную с историей человеческой цивилизации и отражающую педагогическую практику, и педагогическую мысль человечества в пространстве-времени.

    2. Сформулируйте наиболее острые проблемы и противоречия, которые приводят к нарушению принципа гуманизации в образовательном процессе школы?

    Гуманизация определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

    Основная проблема гуманизации заключена в недостаточном ее освещении в ходе школьного образования. Для решения данной проблемы она должна включать в себя комплексный подход внедрения различных учебно-методических мероприятий, преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе; развитие демократических методов общения со школьниками, утверждение принципов педагогики сотрудничества и развития активности школьников в учебной и научно-исследовательской деятельности.

    3. Какие нормативно-правовые документы провозглашают основные права ребенка? С какой целью принимались данные документы, в чем их отличие и какие основные права ребенка они закрепляют?

    К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

    – Декларация прав ребенка (1959)

     – Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

     – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

    Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

    Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

    Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

    Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

    – на воспитание;

     – на развитие;

     – на защиту;

     – на активное участие в жизни общества.

    Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

    На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

    Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

    Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

    Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

    В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

    В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

    Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

    обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

    защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

    обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

    признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

    защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

    защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

    меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

    Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

    за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

    за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

    Семейный Кодекс РФ гарантирует:

    - право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

    - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

    - меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

    - немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

    Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

    4.Объясните, в чём сущность нравственного сознания педагога. Какую роль играет нравственность педагога в его профессиональной деятельности?

    Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

    Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности - он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.

    Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

    5. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка?

    Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

    Аксиома 1.Учитель должен уметь любить детей.

    Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу. Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой.

    Постоянные запреты типа «нельзя» либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств.

    Любить ребенка - это значит уметь к вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни. Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как: доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.

    Аксиома 2.Учитель должен относиться к детям с уважением.

    Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка.

    Аксиома 3.Ученик - имеет право на незнание.

    Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание. Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

    Аксиома 4.Злой учитель - непрофессионал.

    Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Будущему педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали

    Данные аксиомы должны применяться и родителями. Родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.
      1   2   3


    написать администратору сайта