Главная страница
Навигация по странице:

  • Айнур Ильясова. Айнур родилась 2 сентября 1986

  • Динара Бактыбаева

  • Аружан Джазильбекова

  • Еркебулан Дайыров

  • Берик Айтжанов

  • Культурология. Культуро 10 урок.docx. Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстана


    Скачать 70 Kb.
    НазваниеМесто казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстана
    АнкорКультурология
    Дата25.11.2021
    Размер70 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультуро 10 урок.docx.doc
    ТипДокументы
    #281586




    1. Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстана


    С развитием нашей экономики развиваются все отрасли социальной инфраструктуры. Культура играет ведущую роль казахстанского общества. В своем Послании Президент РК Н.А. Назарбаев народу Казахстана отметил, что «Впереди – большая и ответственная работа, чтобы пройти глобальный экзамен на зрелость, мы должны быть сплоченными. Мы должны крепить доверие между всеми казахстанцами! …»

    Казахстан является евразийской страной. Европейская культура оказала большое влияние на смысл избранного народом Казахстана пути – построение правового гражданского общества. Этот выбор сделан из за ряда специфических особенностей, исторического уклада жизни казахского народа, богатейшей культуры, уходящей своими корнями в глубокую древность.

    Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Этот процесс означает смену культурный форм. Сейчас пересматриваются концепции прошлого, возвращаются старые и забытые образцы. За первые 10 лет независимости проложено начало для возрождения казахской культуры. Все мы знаем что в советский период руки казахских историков, писателей были связаны на тугой узел. После приобретения независимости свобода слова для казахов стала тяжелым испытанием. Но все же всенародный интерес к своей истории был сильнее и через некоторое время народ перестал молчать. На Казахстан обрушился поток историографических записей, всевозможные сочинения, анализ и критика прошлого КЗ. Все это доказывает наше желание к изучению и раскрытию собственной истории. Сегодня в Казахстане казахской историей интересуются все казахи. Наше Наследие прошлого, традиции, обычаи, язык, семья, жизненный уклад и праздники – это все то, что олицетворяет культурно-генетический код нации. Это историко-культурные основы, складывающиеся веками.
    Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан. 1990-2000-е годы стали, бесспорно, новым этапом в истории казахской культуры. Были возрождены древний праздник Наурыз и искусство музыкально-поэтической импровизации — айтыс. Для Казахстана в целом этот период также ознаменован формированием нового качества его многообразной культуры. В репертуаре музыкальных коллективов и на сценах театров казахстанская тематика стала главной. Прошли фестивали, посвященные юбилеям деятелей культуры, науки: Абая Кунанбаева, Курмангазы Сагырбайулы, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Жамбыла Жабаева, Магжана Жумабаева и других. Политика государства в сфере культуры нашла отражение в таких трудах Президента Нурсултана Назарбаева, как «В потоке истории», и других. Развитие казахской культуры в современном КЗ благоприятствует возрождению общества в целом, а также развитию культур различных связных этносов, населяющих Казахстан, укреплению международных связей.


    1. Казахские кинозвезды. Лучшие казахские киноленты.

    Кинематограф Казахстана — киноискусство и киноиндустрия Казахстана. Первый киносеанс на территории Казахстана состоялся 22 июня 1910 года в Алма-Ате в здании будущего кинотеатра «Марс». Практически за 100 лет в казахском кино родились и сформировались лучшие актеры Казахстана. Сегодня мы поговорим о кинозвездах Казахстана. Я выделила 5 актеров, которые по мнению критиков наиболее известны в казахском кинематографе.


    • Айнур Ильясова.

    Айнур родилась 2 сентября 1986 г. в г. Усть-Каменогорск. Высшее образование получида в Восточно-Казахстанском Государственном техническом университете  по специальности «инженер теплоэнергетики» (2008), а позже в Кыргызском институте культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой по специальности «актриса театра и кино» (2013). После окончания работала работала в КГКП Восточно-Казахстанского областного драматического театра им. Жамбыла.

    Популярность к ней пришла после ролей в фильмах «Келинка Сабина» и «Побег из аула». Своей красивой восточной внешности она обязана смешанным кровям: отец по национальности афганец. Красивая, яркая, своенравная, энергичная Айнур в свободное время занимается кроссфитом и ведет здоровый образ жизни.


    • Динара Бактыбаева


    Динара родилась 17 ноября 1993 г. в г. Жанаозен. Студентка АУЭС (Алматинский Университет Энергетики и Связи). Дебют в кино состоялся в фильме «Он и Она», где она сыграла главную роль и тут же полюбилась публике.


    • Аружан Джазильбекова


    Аружан родилась 25 февраля 1986 года в Алматы. Окончила Международную лингвистическую гимназию №105, а после КИМЭП – факультет международной журналистики (2003-2007).
    В 2004 году она стала победительницей конкурса Ford Models Supermodel of the World. По итогам финала, в котором участвовали представительницы 50 стран, вошла в 10-ку лучших. Аружан успела поработать с мировыми кутюрье и побывала на самых ярких подиумах Европы. В 2010 году Аружан пригласили в кино для исполнения главной роли в картине казахстанского режиссера Тохтара Карсакбаева «Качели любви». После был молодежный сериал «Асель, друзья и подруги», где она снова исполнила главную роль. Сейчас замужем за кинорежиссером Ахатом Ибраевым.


    • Еркебулан Дайыров


    Известность в кино к актеру театра пришла с ролью Бауыржана Момышулы в одноименном фильме Акана Сатаева. В 2015 году на Московском международном кинофестивале Еркебулану присудили главный приз за «Лучшую мужскую роль» в фильме «Шлагбаум». Совсем скоро казахстанцы увидят актера в криминальной драме Нуртаса Адамбая «Тараз».


    • Берик Айтжанов


    Скромно и тихо Берик Айтжанов покоряет новые вершины, играя сложных по характеру персонажей. В одном из своих немногих интервью актер признался, что актерство - адский труд, в какой-то степени сравнимый с насилием над собственным сознанием. В мае текущего года в прокат вышел фильм «Аманат», где Айтжанов сыграл главного героя. В 2017 году ожидается фильм «NauryZ.kz» с его участием.
    Если говорить о Казахских кинолентах. Я привела 5 фильмов, которые считаются более известные в историческом свете казахского кино. Первое место занимает историческая драма «Томирис» режиссера Акана Сатаева. Зрелищный и захватывающий киноэпос, основанный на летописях Геродота, зацепил многих любителей эпичной древности. Харизма легендарной царицы степей, которой было суждено объединить скифо-сакские племена, потрясающей красоты эпические сцены и виды степей не оставили зрителей равнодушными и показали Казахстан во всей его могучей и дикой скифской красе. Во всплеске интереса к личности главной героини, на наш взгляд, не последнюю роль играет тренд на героизацию женщин и трансформации гендерного сознания.
    Криминальная казахстанская драма «Брильянтовый картель» Саламата Мухаммед-Али заслужено заняла второе место в рейтинге популярности. Замес любви, кражи драгоценного камня «Звезда Востока» и последующих разборок-стрелялок криминала с налетом азиатской экзотики привлек зрителей. Однако остался открытым вопрос: почему в ленте Казахстан оказался Сибирью, но, как известно, у западного зрителя с географией не очень, поэтому прокатило.
    Заслуженное третье место занимает эпичный «Кочевник». Фильм снимался по заказу правительства Республики и задумывался как лента, которая должна презентовать всему миру Казахстан, а также поднять градус патриотизма в стране. Проект стал одним из самых дорогостоящих в местной киноиндустрии, однако в прокате себя не окупил. Фильм прошел сложный путь, менялись команды, изначально над лентой работа чешский режиссер Иван Пассер, но после возникших разногласий с менеджментом, его заменил Сергей Бодров старший. В итоге получилась по-настоящему эпичное кино, хотя как раз излишний пафос и героизм, а также некоторые несостыковки с реальными историческими фактами вызвали вопросы у аудитории, однако это с лихвой нивелировал визуальный ряд — панорамные виды бескрайних степей выглядят потрясающе.
    На четвертом месте в средине июня оказалась историческая драма «Казахское ханство. Золотой трон» Рустема Абдрашева, повествующая о противостоянии молодого казахского государства и внешних врагов, также в очередной раз возвращающая зрителя к героическому и сложному становлению страны. Лента является частью трилогии «Кочевники» Ильяса Есенберлина и охватывает период правления первых ханов Казахской Орды. Исторический пафос, масштабные битвы на фоне завораживающей природы Казахстана заслужено привлекли внимание зрителей.
    Замыкает пятерку лидеров светлая и очень трогательная мелодрама «Тюльпан» Сергея Дворцевого и Геннадия Островского. Искренняя история вернувшегося после службы на флоте в родную степь юноши, который мечтает о невозможной любви, смотрится на одном дыхании. Фильм был отмечен особым призом на Каннском кинофестивале 2008 года. Это как раз тот уникальный случай, когда достаточно сложное кино «не для всех» получило признание широкой аудитории.
    Однако стоит отметить, что популярность хороша только тогда, когда она монетизируется, но финансовые успехи казахстанского кинематографа в зарубежном прокате мы осветим в следующем материале. Пока только подкинем тизер, что популярность — не равно прибыльность, вложенные миллионы не всегда отбиваются в прокате, а зритель все же голосует долларом и тенге не за эпос и арт-хаус, а за юмор и жвачку для глаз. Но об этом в следующий раз.


    1. Телевидение как феномен культуры. Развитие современного телевидения в Казахстане.

    1990-е годы… Распад Советского Союза очень сильно повлиял на дальнейшее развитие телевидения. Альтернативное ТВ стало возникать рядом с государственным в начале 1990-х годов. Складывалась совершенно новая информационная ситуация, когда различные политические, финансовые и творческие силы в конкурентной борьбе отстаивают право вещать по телеканалам, число которых в связи с развитием техники резко увеличилось. Однако профессиональное мастерство создателей телепередач приобретает решающее значение в борьбе за внимание зрителя. Образование двух типов ТВ - коммерческого, имеющие доходы в основном от рекламы, и некоммерческого, функционирующего за счет общественных и частных благотворительных фондов, заинтересованных в распространении культурно-просветительской информации, закрепилось в терминах «commercial TV» и «public TV».

    Кабельным стали называть телевидение, работающее с антенной коммунального использования. На первых порах кабельное ТВ в разных странах довольствовалось абонентной платой, но затем стало тоже обращаться к рекламе, а зрителям, не желавшим терпеть рекламные персонального выбора программ за особую плату. Ожидалось распространение телеприемников с управлением из любой точки Земли и портативных устройств для подключения к спутниковым линиям связи различных станций от головных до ретрансляционных передвижных.

    Наряду с расширением глобального телеинформационного пространства происходит и дальнейшее развитие телевещательных связей с информационными ресурсами компьютерных систем, телеграфа, телефона, кинематографа, фотографических, звукозаписывающих и иных средств в ходе распространения информации (телегазеты, электронная почта, видеотексты, телетексты), видеоцентры для дома и офисов, научных лабораторий, медицинских и культурных учреждений, имеющих выходы в международные компьютерные информационные супермагистрали.

    Телевидение обрушило на зрителя небывалое количество разоблачительных материалов, освещающих ранее запрещенные темы, ранее закрытые проблемы. Возросло количество прямых передач, появились «открытые микрофоны, прямые телефонные подключения стали обычным явлением на ТВ.


    1. Основные жанры современного казахского искусства: литература, живопись, театр, архитектура, музыка, кино, телевидение.


    В связи с обретением Казахстаном суверенитета и независимости

    образования, культура получили широкое пространство для саморазвития.
    Литература: Большим достижением является появление на свет нескольких сотен томов научных созданий по 16 направлениям, посвященных фольклороведению, литератураведению, искусствоведению, философии, политологии, языкознанию. Были созданы: 51-томная версия 100-томника «Бабалар сөзі»,10 томов энциклопедии «Казахстан» на казахском, русском, английском языках,16 томов «Казахской философии»,18 томов «Мирового наследия философии», полный атлас городищ Баласагун, Отырар, Орхонских памятников.
    Весьма своевременным стало издание серий книг «Тарих-адамзат ақыл-ойдың қазынасы»- «Мировая историческая мысль»-14 томов, «История Казахстана в зарубежных источниках» в 20 томах(издано на сегодняшний день 12 томов), «Материалы истории Казахстана в русских источниках» в 10 томах, «История Казахстана в античных источниках в 2-х томах, материалы по этнографии казахов в 2-х томах.

    Живопись: Период перестройки в культурной жизни Казахстана обозначился отменой цензуры и либерализацией, которая условно началась в 1985 году. В 1989 в Алматы состоялись две важные выставки: «Алуан-алуан» и «Перекресток». Они стали базой для выхода нового постсоветского поколения художников на художественную сцену. Непривычно обильный информационный поток вылился в усиленное развитие инновационных творческих практик актуального искусства.
    Благодаря культурному буму в Алматы появляются творческие группы «Ночной трамвай», «Коксерек»,«Мост», «Мын ой», в Караганде группа художников создает объединение «Караван». Следует отметить группу «Кызыл трактор» (фото на фоне) (основана в 1990 году на базе Шымкентского художественного училища имени А. Кастеева), которая ныне представляет казахстанский авангард на международной сцене. В 2018 году у группы состоялась ретроспективная выставка в Нью-Йорке в рамках проекта Focus Kazakhstan.

    Театр: Казахский государственный театр оперы и балета им. Абая является одним из крупнейших центров классического искусства Евразийского пространства. Отечественную оперу на различных сценах мира широко представляли К.Байсеитова, Е.Серкебаев, Б.Тулегенова,К.Мыржыкбаев Н.Усенбаева, Ж.Баспакова, М.Мухамедкызы и др.

    Государственный академический оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, фольклорно-этнографический коллектив «Отырар сазы», «Сазген», «Адырна» и др. является гордостью казахской национальной музыки. Музыкальное искусство Казахстана достойно было представлено Ш.Кажгалиевым, Н.Тлендиевым, Е.Рахмадиевым, Е.Хасангалиевым, Е.Дуйсекеевым, Ж.Туякбаевым. Инструментальные и вокальные традиции успешно развивают К.Ахмедьяров, А.Улькенбаева, К.Байбосынов, Б.Тлеухан, А.Коразбаев,
    Архитектура: В развитии архитектуры современного Казахстана академик А.Ш.Татигулов выделяет два периода. Первый период охватывает первые пять лет после объявления Независимости и связан с сооружением в Алматы ряда памятников и современных архитектурных комплексов. Второй период связан с переносом в 1997г. столицы из Алматы в Астану, а также возрождением, широкомасштабным обустройством, перспективным проектирование нового центра нашего государства.
    Среди архитектурных комплексов символизирующих Независимость и суверенитет особо выделяются Резиденция Президента (1995г) и Монумент Независимости (1996г), воздвигнутые на площади Республики в г. Алматы.

    За годы независимости были проведены различные музыкальные международные конкурсы и фестивали. С 1998г. стал ежегодно проводиться фестиваль творческой молодежи «Шабыт», а в апреле 2000 года состоялся первый Международный конкурс пианистов Центральной Азии, Казахстана и Азербайджана.
    Музыка: С приходом независимости в стране начинают открываться посольства стран и приезжают первые туристы, заинтересованные в покупке предметов искусства. Отвечая на спрос, открываются первые частные галереи: «Тенгри-Умай» (1992 год), «Улар» (1993 год), «Вояджер», «Арк», «Инкар». Они ведут активную выставочную и коммерческую деятельность. Так, к середине 1990-х годов в Казахстане насчитывалось около 25 частных художественных галерей и 28 частных киностудий.
    Кино: История киноиндустрии в Казахстане началась с самого первого киносеанса на территории Казахстана в 1910 году. В 1917 году в Казахстане существовало 13 кинозалов. Самые первые киносъемки были произведены на территории Казахстана в 1925 году. В том же году вышел на свет первый документальный фильм о Казахстане «Годовщина KACCP». В Алматы 1928 году было основано отделение Восток-фильм, которое выпускало киножурнал о последних новостях страны. В 1934 году в Алматы была организована студия кинохроники, выпускавшая еженедельный киножурнал «Советский Казахстан» и документальные фильмы о становлении Казахской ССР. В 1941 году была создана Алма-атинская киностудия художественных фильмов, которая в 1942 году была объединена с эвакуированными студиями «Мосфильм» и «Ленфильм», и киностудия продолжила свою работу под названием «Центральная объединенная киностудия» (ЦОКС). Совместная работа казахских кинематографистов с деятелями советского кино способствовало росту отечественного кино. После второй мировой войны «Мосфильм» и «Ленфильм» были реэвакуированы. Алматинская киностудия продолжила свою деятельность, слившись с Алматинской студией кинохроники. В 1960 году киностудия была переименована в «Казахфильм». В 1984 году киностудии «Казахфильм» было присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии, который внес в развитие киноиндустрии страны очень большой вклад — Шакена Айманова.

    Во времена Союза в развитие отечественного кино большой вклад внесли казахстанские писатели, сценаристы, драматурги, режиссеры, композиторы, художники и актеры того времени. Уже в 60-е годы XX столетия, казахстанский кинематограф начал развивать национальное кино. Много было снято фильмов на военную тему. В Средней Азии начали проводиться кинофестивали, которые мотивировали создание качественного, смыслового кино.

    В постсоветское время стали выпускаться современные фильмы. Зрителю уже не были интересны поучительные и идеологические картины Советского Союза. Картины стали более жизненными. В фильмах начали проявляться черты современного западного кинематографа. Снимались фильмы исторического жанра о казахском народе.
    Телевиденье: Казахстане телевидение взяло начало 8 марта 1958 года, когда прошла первая пробная передача Алма-Атинской студии ТВ - ныне Телерадиокомпания «Казахстан». Ровно 60 лет назад в Алматы впервые начала свою работу телевизионная студия.

    И первым руководителем стал Хамза Абылгазин. Юношей он приехал из Баянаульского района Павлодарской области и поступил учиться на журналиста. В 20 лет ушел на фронт. Но был тяжело ранен под Ленинградом и вернулся в родной Казахстан. На родине увлекся переводом произведений зарубежных классиков. И когда ему предложили возглавить только что открывшуюся Алматинскую студию, Хамза Абылгазин сразу согласился. Первым делом он стал знакомить казахстанских зрителей с творчеством иностранных авторов. Он сам переводил их труды на казахский язык. А чтобы создать областные студии, в течение нескольких лет ездил по регионам. Вслед за столицей собственное ТВ появилось в Усть-Каменогорске, Караганде, в 1959 году - в Джезказгане, в 1960 году - в Петропавловске, Целинограде, Уральске. В Костанае телевизионный отчет времени начался в 1991 году.


    написать администратору сайта