Главная страница

Проект по истории. Документ. Место оружейной палаты в художественной культуре мировое культурное наследие


Скачать 45.21 Kb.
НазваниеМесто оружейной палаты в художественной культуре мировое культурное наследие
АнкорПроект по истории
Дата20.04.2022
Размер45.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент.docx
ТипРеферат
#487157
страница2 из 3
1   2   3
Глава 2 Оружейная палата Московского Кремля

2.1 Структура Оружейной палаты

Думаю, каждый, кто приезжает в Москву не по делам, а с целью осмотра достопримечательностей, стремится попасть в Оружейную палату Кремля.

Экспозиция столичного музея-сокровищницы на сегодня представлена 9 залами. В них содержатся: русские золотые и серебряные изделия XII — начала XVII века; русские золотые и серебряные изделия XVII — начала XX века; европейское и восточное парадное вооружение XV—XIX веков; русское вооружение XII — начала XIX века; западноевропейское серебро XIII—XIX веков; драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков; светский костюм в России XVI — начала XX века; древние государственные регалии и предметы парадного церемониала XIII—XVIII веков; предметы парадного конского убранства XVI—XVIII веков; экипажи XVI—XVIII веков.[5]


• Первый зал: русские золотые и серебряные изделия XII - начала XVII веков;

• Второй зал: русские золотые и серебряные изделия XVII - начала XX веков;

Коллекция русского художественного металла является одной из главных коллекций музеев Московского Кремля. Он включает в себя ювелирные изделия XII-XX веков, в основном из драгоценных металлов и камней, и насчитывает около тринадцати тысяч двести экспонатов. Эта коллекция, благодаря разнообразию и высоким художественным достоинствам памятников, позволяет широко и полно представить развитие русского ювелирного искусства на протяжении более восьми веков. Позволяет познакомиться с различными видами изделий и техникой для украшения предметов из драгоценных металлов, проследить стилистическую эволюцию ювелирных украшений. Многие из памятников коллекции носят мемориальный характер и связаны с выдающимися государственными деятелями и важными историческими событиями. Средневековая часть коллекции включает в себя предметы XII-XIII веков, которые наглядно характеризуют высокий уровень развития древнерусского ювелирного искусства в домонгольский период, драгоценные предметы XIV-XV веков, свидетельствуя о возрождении художественных традиций и появление новых творческих импульсов в искусстве того времени. Ядро средневековой части коллекции составляют памятники XVI-XVII веков, выполненные лучшими придворными ювелирами в кремлевских мастерских, в Золотой и Серебряной палатах и ​​использовавшиеся для украшения парадных дворцовых церемоний и богослужений. Они относятся к шедеврам национального искусства и не имеют аналогов в отечественных и зарубежных коллекциях.

• Третий зал: европейское и восточное церемониальное вооружение 15-19 веков;
• Четвертый зал: русское оружие XII - начала XIX века;

Оружие, входящее в оба комплекса, использовалось русскими самодержцами и представителями высшей знати во время войны, охоты, во время церемоний и парадов. Определенное парадное оружие русских царей можно рассматривать как военные государственные регалии. Таковы, например, знаменитая «шапка Иерихона», изготовленная в 1621 году лучшим мастером Суверенного Оружейного корпуса Никитой Давыдовым, и саадак (на кушетке и колчане), создание которого в 1627-1628 гг. производилось целой группой придворных ювелиров из Серебряного ордена.

Образцы огнестрельного оружия, изготовленные в 17 веке русскими и зарубежными мастерами Оружейной палаты Первуши Исаевым, Иваном и Тимофеем Лучаниновыми, Григорием и Афанасием Вяткиными, Филиппом Тимофеевым, а в XVIII веке - придворными оружейниками: Гаврилой Пермяковым, Иоганном Грекке и другими выдающимися мастерами того времени. Как в собрании Суверенной Оружейной палаты, так и в собрании Императорской Деревенской Палаты значительное место занимали работы западноевропейских и восточных мастеров, привезенные в качестве посольских даров или специально купленные для нужд зарубежного двора.

Особой роскошью является Саадак большого платья, усыпанного драгоценными камнями царя Алексея Михайловича, сделанный в Стамбуле в 1656 году. Необыкновенную красоту художественного оформления и высокие технические качества характеризуют образцы огнестрельного оружия западноевропейских мастеров, таких как голландец Барент Пентерман, француз Клод Часто, англичанин Джон Хокинс и многие другие известные оружейники.

• Пятый зал: западноевропейское серебро 13-19 вв .;

Коллекция зарубежного художественного металла насчитывает более девяти тысяч предметов, выполненных профессиональным серебром и ювелирами Запада и Востока в XIII-XX веках. Ядро коллекции было сформировано в недрах сокровищницы царского и патриархального дворов в Кремле и является одним из древних компонентов музея, организованного в начале XIX века. Яркой особенностью исторической биографии коллекции является ее чрезвычайно интенсивное пополнение в XVI-XVII веках за счет специальных закупок иностранных ценных изделий для московских государей и в то же время обильного потока дипломатических подарков от правящих царей из-за рубежа.

В целом, коллекция является одной из крупнейших в мире и содержит богатый материал для характеристики национальных особенностей и путей развития золотого и серебряного бизнеса во многих европейских странах. Отражены все основные стилистические направления европейского искусства: от романского и готического до современного и авангардного 20-го века.

Английские и немецкие школы ювелиров XVI-XVII веков представлены беспрецедентно выразительно. Музейные коллекции по этим разделам по объему и качеству работ не имеют аналогов в мире. Они дают исчерпывающую картину работ мастеров из Лондона, Нюрнберга, Аугсбурга, Гамбурга.

Голландская часть коллекции характеризуется хронологической компактностью и ярко выраженной национальной оригинальностью изделий. Она состоит из предметов, выполненных в основном ювелирами Амстердама в 40-70-х годах XVII века.

Значительная познавательная и эстетическая ценность коллекции польского и шведского серебра эпохи барокко.

Количество и художественные достоинства произведений французских мастеров убедительно свидетельствуют об особой роли Франции в европейском серебряном бизнесе эпохи классицизма и империи.

Достойными нишами в музейном фонде являются коллекции древних натуральных продуктов, в основном эпохи Возрождения, а также коллекции часов 16-19 веков с преобладанием карманных и нагрудных копий.

Среди произведений художественного металла Востока особый интерес представляют ювелирные изделия Турции 17 века, среди которых много чрезвычайно ценных редких предметов.

С 70-х годов XX века до наших дней многие вещи из коллекции участвуют в многочисленных выставках Музеев Московского Кремля, как в России, так и за рубежом.

• Шестой зал: Драгоценные ткани, фасадное и орнаментальное шитье XIV - XVIII вв. Светский костюм на Руси XVI - начала XX века;

Коллекция художественного текстиля (тканей) насчитывает около четырех тысяч экспонатов. Он включает в себя твердые светские и религиозные предметы из различных видов узорчатых тканей, а также решетку, баннеры и различные аксессуары светского костюма. Хронологические рамки коллекции охватывают период с XIV по XX века.

• Седьмой зал: древние государственные регалии и предметы обрядов XIII - XVIII веков;

Коллекция регалий - древних раритетов верховной власти России, хранящаяся в музеях Московского Кремля, насчитывает тридцать девять экспонатов. Хронологические рамки коллекции охватывают конец XII - первую треть XVIII века.

Небольшая по объему, эта коллекция, пожалуй, самая важная по своему значению, поскольку она уникальна и не имеет аналогов ни в одном из музеев нашей страны. Короны, скипетры, бармы, державы, престолы и другие символы монархии власти, представленные в коллекции с древних времен, находились в Московском Кремле, сначала в великих княжествах, а затем в царской резиденции. По своему происхождению и существованию они неразрывно связаны с развитием и становлением российской государственности, с важнейшими событиями политической истории России. Свадьбы в королевстве, приемы в посольствах, королевские приемы и другие торжественные акты национального значения были строго регламентированными, тщательно обставленными событиями, в которых регалии играли особую роль в прославлении монарха.

Самым старым экспонатом коллекции является «Кепка Мономаха», получившая свое название от русской легенды XV века, согласно которой она пришла в Россию в древние времена в качестве подарка своим владыкам от византийского императора Константина Мономаха. С конца 15-го до конца 17-го века «Мономахская шляпа», являясь главным символом власти, использовалась в свадебной церемонии для царства главы российского государства. В первой четверти XVIII века, в связи с политическими реформами Петра I, церемония венчания царства была заменена церемонией коронации, главным атрибутом которой была императорская корона. Короны императриц Екатерины I и Анны Иоанновны хранятся в коллекции музея.

• Восьмой зал: предметы парадного конского убранства XVI - XVIII веков;

Стабильная сокровищница - интересная часть древней сокровищницы русских царей, уникальная музейная коллекция исторического конного снаряжения. Его особенностью является единство исторического комплекса, высокая художественная и материальная ценность.

К шестнадцатому веку в Кремле был сформирован орден Конюшенных во главе с конским боярином (в семнадцатом веке - кормушкой), который отвечал за государственную конную ферму, производство и консервацию конного снаряжения. В царствование Ивана IV было более четырехсот служителей, а в царствование Алексея Михайловича - уже более семисот. Министры ордена наверняка сопровождали русских государей во всех походах. Во время военных шоу, встреч и проводов иностранных послов верхом на лошадях, оборудование, которое было дано участникам из Конюшенного казначейства, сверкало золотом и драгоценными камнями. Оно хранилось в здании Конюшенного ордена у Боровицких ворот в Кремле, там, где сейчас находится здание Оружейной палаты. Именно здесь, в мастерских Конюшенного Приказа, была изготовлена ​​большая часть подков русской работы, которые попали к нам в музейную коллекцию. В сокровищницу также попали седла, жгуты и одеяла, купленные у иностранных купцов или отправленные в качестве подарков русским царям у правителей соседних государств. Коллекция Оружейной палаты содержит шедевры парадного конского убранства восточной (турецкой, иранской) и западноевропейской работы.

• Девятый зал: Экипажи XVI - XVIII веков.

Коллекция редчайших старинных экипажей русских государей входит в основные коллекции Музеев Московского Кремля. Небольшой по объему, насчитывающий двадцать четыре произведения, она охватывает обширную хронологическую систему с 16 по 18 век включительно. Отечественные и зарубежные искусствоведы единодушны во мнении о том, что благодаря своей уникальности и полноте собрание кремлевской бригады имеет право на всемирно известный статус. Коллекция содержит древние хижины и повозки XVI-XVII веков, которые относятся к числу самых ранних сохранившихся экипажей. Практически все произведения коллекции являются шедеврами мирового искусства и не имеют аналогов. В отличие от большинства коллекций других стран, кремлевская коллекция обладает типологическим разнообразием и конструктивно демонстрирует использование передовых достижений экипажных технологий. Она содержит почти все типы и конструкции вагонов, которые существовали в России и Западной Европе в XVI-XVIII веках: трещотки, повозки, купе, берлинские вагоны, портеша, вагоны и вагоны с очень большим кузовом. Такие стилистические направления, как поздний ренессанс, барокко, регентство, рококо и классицизм, нашли отражение в их художественно-образной системе. Местом создания бригад являются крупнейшие европейские арт-центры - Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Париж, Вена и Берлин. Таким образом, согласно работам из коллекции Оружейной палаты, можно изучить историю развития европейского крюинга с его особой техникой и яркой художественной системой. Блестящими создателями этих замечательных работ были И. Безмин, И. Гоппенгаупт, И. Бакендаль, А. Дрилерос, Ф. Кафьери, С. Батлер, И. Линелл, Н. Пино, Дж. Мишель, Ф. Баучер в разработке бригадного дела. Их имена вошли в историю европейского искусства. Значительная часть экипажей носит характер мемориалов и связана с именами известных российских и зарубежных государственных деятелей, оставивших заметный след в истории.

2.2 Коллекция Оружейной палаты

Оружейная палата – это величайший музей мира. Самыми ценными экспонатами за всю его историю были: военные трофеи, парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, гребень и футляр (17 век), Потир (был поминальным вкладом Ирины Годуновой в Архангельский собор – некрополь русских князей и царей), трон царя Бориса Годунова, доспех рыцарский турнирный, двойной кубок (подаренный царю Алексею Михайловичу), седло (подарено царю Федору Иоанновичу иранским шахом Аббасом I в 1590 г.), панагия (изображался эмалевый портрет Петра I, помещенный на оборотной стороне панагии с изображением распятия, выполнен замечательным портретистом Григорием Муссикийским по живописному оригиналу художника Неллера), ковш царя Михаила Федоровича (1624 г.), блюдо царицы Мари Темрюковны (блюдо было подарено свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне), кафтан и камзол парадные, ендова (выполнена по заказу боярина Василия Стрешнева), табакерка (выполнена одним из лучших мастеров эпохи классицизма Жоржем Адором), летняя коляска «гондола» (принадлежала карета Екатерине II – это один из лучших экипажей в собрании Оружейной палаты), ковчег-складень с иконой «Богоматерь Умиление» (принадлежал складень думному дьяку Посольского приказа Ивану Грязневу). (См. приложения)[2]

Уникальным образцом русского оружейного и ювелирного искусства также является парадный шлем, выполненный знаменитым кремлевским златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова. Стальная поверхность шлема украшена тончайшим золотым узором, в котором традиционный русский орнамент удачно сочетается с арабской вязью. Сверкающие самоцветы, алмазы, эмалевые украшения дополняют декоративное оформление шлема.

Но помимо уникальных и ценных уже представленных выше экспонатов Оружейной палаты есть еще и другие. Одним из которых славится изящной отделкой парадное оружие, выполненное в центральной мастерской Московского Кремля – Оружейной палате.

Пистолеты сделаны известным русским мастером Первушей Исаевым.

В собрании Оружейной палаты имеются три сервиза, выполненные мастерами знаменитой Северской мануфактуры. Сервизы были подарены Александру I Наполеоном в память о заключении Тильзитского мира. Но, пожалуй, самым ценным экспонатом Оружейной палаты – является музей, который находится в здание Оружейной палаты и хранит в себе экспонаты Алмазного фонда, которые были перевезены из Петербурга во время Первой мировой войны. Среди самых известных экспонатов – императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр. Корона Екатерины II, изготовленная в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На ее вершине – темно-красная шпинель (398, 72 карата). Длина нижней окружности короны – 64 см. Высота с крестом – 27.5 см. Золотая Держава – гладкий полированный шар, внутри полный, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков – индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Весит Держава – 861 грамм, высота с крестом – 24 см. Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на ее именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии – Алмаз «Орлов» в скипетре, синий в державе и алая шпинель в короне символизирует цвета Российского флага – белый, синий, красный. Среди других экспонатов – изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов, всемирно известный камень Алмаз «Шах» - один из самых старых индийских алмазов (на нем сохранились исторические надписи), орден Святого апостола Андрея Первозванного, брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Но помимо известных и уникальных экспонатов Оружейной палаты, самым ценным является то, что именно Оружейная палата для мастеров царской иконописи при Оружейной палате – стало одним из самых ярких и интересных явлений в истории русского искусства, которое формировалось на переходном этапе русской культуры от Средневековья к Новому времени и пришлось на время правления Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича, заканчивается оно в елизаветинское время. Именно с Оружейной палатой связывают прежде всего рождение нового иконописного стиля, который соответствовал своему времени. А именно его создателем выступил Симон Ушаков. К искусству Оружейной палаты на протяжении долгого времени относились пренебрежительно и даже несправедливо. Но в последнее время произошла его переоценка, которая нам открылась его ценностью и самобытностью.[4]

При входе в первый зал Оружейной палаты дух захватывает от обилия золотых изделий. Наверное, самая известная реликвия здесь – это шапка Мономаха. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Шапка украшена тонким сканым узором, соболиным мехом и драгоценными камнями.


В Оружейной палате находится знаменитый двойной трон, созданный специально для братьев-царевичей: пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича (Петра I), когда их двоих короновали на царствование. В троне есть небольшая дверца и комнатка. Есть несколько версий о её предназначении. По одной из них в этой комнате находился человек, который подсказывал малолетним царям, что говорить во время приём послов. По другой, что оттуда царицы и царевны скрытно наблюдали за церемониями, на которых им не дозволялось присутствовать. По третьей, что из этой комнаты царевна Софья Алексеевна следила за своими братьями Петром и Иваном.


Трон Ивана Грозного облицован пластинами из слоновой кости с изображениями на различные темы: мифологические, исторические, библейские.
1   2   3


написать администратору сайта