Проект по истории. Документ. Место оружейной палаты в художественной культуре мировое культурное наследие
Скачать 45.21 Kb.
|
Национальный социально – педагогический колледж МЕСТО ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: МИРОВОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ Исследовательский проект Выполнила Науменко Вероника Игоревна Преподаватель Полуянова Ольга Георгиевна Пермь, 2022 г. Содержание Стр. Введение 3 Глава 1 Мировое культурное наследие 4 1.1 Сокровищницы мира 4 1.2 История создания Оружейной палаты 8 1.3 Формирование Оружейной палаты как музейного учреждения 11 Вывод 14 Глава 2 Оружейная палата Московского Кремля 15 2.1 Структура Оружейной палаты 15 2.2 Коллекция Оружейной палаты 27 Вывод 35 Заключение 36 Список литературы 39 Приложение 40 Введение Выбор данной темы: «Место Оружейной палаты в художественной культуре: мировое культурное наследие», дает возможность углубиться в историю возникновения «Оружейной палаты» и узнать о коллекции, собранной за века. Мой проект носит информационный характер. Многие люди в силу объективных причин не могут посетить этот музей, поэтому я хочу собрать информацию по данной теме. Актуальность состоит в уникальном культурном наследии, именуемой «сокровищницей», которая знаменита экспонатами с многовековой историей. Объект исследования – Оружейная палата: мировое культурное наследие. Предмет исследования – изучить процесс формирования Оружейной палаты как музейного учреждения. Цель исследования – доказать, что коллекция Оружейной палаты является культурным наследием мирового значения. Задачи исследования – обосновать присвоение Оружейной палате статуса музея, собрать и обобщить информацию по данной теме, необходимую для достижения поставленной цели. Гипотеза исследования – если бы не существовало музея Оружейная палата, то Россия лишилась бы раритетов, значимых для истории страны. Теоретическая значимость проекта – информирование читателей о величайшем музее мира. Практическая значимость проекта – мотивирование к дальнейшему изучению материалов по музею. Глава 1 Мировое культурное наследие 1.1 Сокровищницы мира Во все времена люди собирали драгоценные камни, золотые и серебряные изделия, всевозможные диковинки, в сокровищницах главную роль играют камни в оправах. Первыми собраниями драгоценностей правомерно считать гробницы Египта, Ура и других государств Древнего Востока. Сведения о греческих сокровищницах приводит в своем сочинении «Описание Эллады» Павзаний (117—180) — историк, географ и исследователь, совершивший далекие путешествия. Римский писатель Плиний (23—79) называет несколько собраний, имевшихся в то время в Риме. Находки при археологических раскопках на территории Испании, обоих германских государств, Венгрии и других европейских стран свидетельствуют о существовании собраний драгоценностей в античное и раннехристианское время. Сведения из эпохи средневековья более обширны: хроники, описания путешествий говорят о церковных сокровищницах, составленных из богатых вкладов светских особ, стремившихся таким образом обеспечить себе «вечное блаженство». По большим праздникам эти сокровища показывали народу, который дивился их великолепию. Тавернье сообщает о сокровищницах Востока. Восточные сказки, например «Сказки тысячи и одной ночи», повествуют о бесчисленных богатствах, собранных в сокровищницах властителей средневекового Востока и отчасти еще и доныне пребывающих там. Сокровища ацтеков и инков были перевезены в Испанию. Генеральный директор Национального музея в Нюрнберге (ФРГ) Э. Штейнгребер посвятил специальную книгу описанию светских сокровищниц Европы. Во введении к своей книге он отмечает, что часто бывает очень трудно разграничить церковные и светские сокровищницы, поскольку в Священной Римской империи понятия «церковь»» (Ecclesia) и «империя» (Imperium) составляли неразрывное целое. Однако если положить в основу такого разделения местонахождения сокровищниц, то его все же удается провести, причем оно еще резче подчеркивается той социальной сферой, которой было доступно лицезрение этих богатств. Князья очень опасались показывать принадлежащие им богатства своим подданным, и потому аристократические сокровищницы тщательно скрывались от чужих глаз. С церковными же кладовыми дело обстояло иначе: как храмовые сокровища античных времен, так и сокровищницы христианской церкви принадлежат не отдельным лицам, а религиозной общине. Поэтому по случаю праздников их демонстрируют верующим.[6] Церковные сокровищницы континентальной Европы были опустошены или утратили значительную долю своих богатств отчасти уже во время Тридцатилетней войны, а затем в ходе наполеоновских войн. Крупнейшими немецкими сокровищницами были собрания Ахена, Кельна и Майнца. Особенно выделялась сокровищница Майнца, где находилась так называемая святыня Галле, которая состояла из многих сотен реликвариев (ларцов для хранений реликвий), инкрустированных драгоценными камнями. В настоящее время в ФРГ следует упомянуть сокровищницы кафедральных соборов Кельна, Трира, Лимбурга, Бамберга и Аугсбурга, а также монастырей Ахена и Эссена, клад Гвельфов в Брауншвейге и др. Однако в них, как и в соборах Вены и Праги, сохранилась лишь небольшая часть прежних богатств. Во Франции достойна внимания сокровищница монастыря Сен-Дени, находящаяся в церкви, где хоронили французских королей; здесь хранились также коронационные регалии. Наряду с Сен-Дени можно назвать собор Сент-Шапель в Париже. В нем также были собраны богатые церковные сокровища, остатки которых теперь можно увидеть частично в выставочных залах Национальной библиотеки (Париж), а частично в Галерее Аполлона в Лувре (совместно со светскими драгоценностями). В Италии самой богатой сокровищницей, безусловно, является капелла в г. Лорето, наряду с ней следует упомянуть собор св. Марка, а также папские сокровища, хранящиеся в замке Сант-Анджело и в Ватикане (Рим). [6] Из светских немецких сокровищниц можно похвастаться только двумя, а именно собраниями драгоценностей в Архиепископском дворце в Мюнхене (ФРГ) и в «Зеленых сводах» в Дрездене (бывшая ГДР). Сегодня здесь расположен Музей художественной промышленности, где можно увидеть, в частности, один из самых известных исторических алмазов — «Зеленый Дрезденец». К числу наиболее фанатичных собирателей, деятельность которых протекала к северу от Альп, можно отнести дом Габсбургов. В своем увлечении коллекционированием драгоценностей представители этого рода подражали бургундскому двору. Габсбурги унаследовали бургундские драгоценности после смерти Карла Смелого в 1476 г., когда дочь последнего Мария вышла замуж за будущего императора Максимилиана и принесла с собой богатое приданое. Наиболее известным австрийским коллекционером был тирольский эрцгерцог Фердинанд, его сокровища находились в замке Амбрас возле Инсбрука. После смерти Фердинанда большая часть этих драгоценностей, так же как и Пражская коллекция Рудольфа II (1552—1612) и драгоценности, собранные домом Медичи во Флоренции, попали в Вену. Венская светская сокровищница еще и сегодня — одна из наиболее интересных в Европе. В Дании в замке Розенберг находится датская королевская сокровищница, основанная в начале XVII в. королем Христианом IV. К этому же времени относится создание сокровищницы шведской короны. Ее основу заложил король Густав II Адольф и весьма расширила королева Христина, превратившая Стокгольм в один из крупнейших европейских культурных центров. Парижский Лувр является одним из крупнейших и самых универсальных музеев мира. Наряду с уникальными произведениями искусства здесь сосредоточены и редкостные коллекции драгоценностей, правда, несколько разнородные. Их объединяет лишь связь всех этих предметов с выдающимися событиями французской истории. В Лувре в Галерее Аполлона в настоящее время находятся части собраний монастыря Сен-Дени и собора Сент-Шапель, а также бывшие сокровища французской короны. Наиболее известной из представленных здесь драгоценностей является исторический алмаз «Регент». В Испании в знаменитом мадридском музее Прадо бесценные шедевры живописи заслоняют порой от глаз посетителя собрания представленных здесь драгоценных камней и ювелирных украшений. Между тем в пяти из его витрин выставлен так называемый «Клад дофина», который, если бы он не перенес многие опустошения и войны, следовало бы считать одним из важнейших в мире как в историческом, так и в материальном отношении. (Под титулом «дофин» обычно понимают французского кронпринца, а в данном случае— Великого дофина Людовика Бурбона, внука Людовика XIV, который умер в 1711 г.). Ценность сокровищ португальской короны не поддавалась исчислению; небольшую их часть можно видеть и сегодня во дворце Ажуда в Лиссабоне. Сокровища британской короны хранятся в Лондоне, в замке Тауэр — старинной резиденции английских королей. В свое время по приказу Оливера Кромвеля (1599—1658) после отсечения головы Карлу I (1600—1649) все королевские регалии (инсигнии) как символы тирании были уничтожены. Этим объясняется отсутствие здесь, к сожалению, изделий более ранних эпох. Наибольшую ценность в собрании, бесспорно, представляют девять корон и диадема. Среди них выделяется корона, которая была изготовлена к коронации Карла II (1630—1685), — так называемая «корона св. Эдуарда». По имеющимся сведениям, она точно воспроизводит самую знаменитую из английских корон — корону Эдуарда Исповедника. Так же как и Британская имперская корона, корона св. Эдуарда и до настоящего времени еще используется при короновании на английский престол. Британская имперская корона содержит наряду с 34 самоцветами также 277 жемчужин и не менее 300 алмазов. В корону, сделанную в 1911 г. при провозглашении Герцога V императором Индии, вставлено 6170 алмазов. Наиболее знаменитыми историческими алмазами английской короны являются «Кохинор» и камни, изготовленные из «Куллинана». В Италии наиболее интересным собранием драгоценностей, безусловно, является сокровищница Медичи во Флоренции, она одна из лучших в мире. Знаменитый род Медичи не только принадлежал к наиболее состоятельным людям своего времени (многие представители этого семейства были банкирами), но его представители были и весьма просвещенными меценатами, законодателями моды и вкуса, их сокровищница отличается исключительно высоким художественным уровнем собранных предметов. Большая часть ее сокровищ в свое время перешла по наследству в Вену. Из восточных сокровищниц следует назвать драгоценности иранской короны, которые находятся в Тегеране, сокровища индийских магарадж, собрание музея Топкапи, размещенное в старинном здании сераля в Стамбуле (Турция) и др. [6] Одной из самых богатых и обширных мировых сокровищниц является Государственная Оружейная палата в Московском Кремле. Наиболее старинные ее экспонаты датируются XIV в.; они были упомянуты в последних волеизъявлениях Ивана Калиты (1328—1340) и Дмитрия Донского (1362—1389). К концу XV в. великокняжеские сокровища так возросли, что в правление Ивана III потребовалось сооружение для них специального помещения (1484—1485). Сам Иван II (1462—1505), а также Иван IV Грозный (1533—1584) значительно приумножили эти богатства. Оружейная палата впервые упоминается в хронике за 1547 г. Ее сокровища хорошо описаны в упомянутой книге Э. Штайнгребера. В этой сокровищнице есть чем восхищаться: там находятся оба исторических алмаза— «Орлов» и «Шах», великолепнейшие короны, более двадцати роскошных тронов, диадемы, аграфы и ряд других ювелирных украшений. [6] 1.2 История создания Оружейной палаты Коллекция Оружейной палаты начала формироваться ещё в XIV веке как частная сокровищница великих московских князей и царей. Вместе с ростом территорий Русского государства увеличивалась и казна: к 1484 году для хранения объектов было принято решение построить отдельное здание с пирамидальной кровлей между Архангельским и Благовещенским соборами. С того же года учреждение стало называться Казённый двор: сюда были перевезены все сокровища московских князей и золотые запасы соборов Московского Кремля. Казна также потеряла статус личной собственности и стала функционировать как официальное государственное хранилище. В XV—XVIII веках предметы из хранилища часто использовались на государственных мероприятиях: венчаниях на царство, посольских приёмах, царских похоронах, а также в качестве подарков зарубежным правителям. В то же время происходило постоянное пополнение казны, как за счёт экспансии территорий — привозились ценности из присоединённых городов и княжеств, так и за счёт имущества опальных бояр, даров иностранных послов, подарков от патриархов. Оружейная палата впервые была выделена как особое хранилище оружия из остальной Государевой Казны в 1508 году, при учреждении великим князем Василием III особого звания оружничего. Другим источником пополнения казны служили мастерские московского Кремля, существовавшие при царском дворе. Мастерские именовались «палатами» и размещались в каменных помещениях. Оружейная палата находилась в трёхэтажном здании рядом с Троицкими воротами и занимала два верхних этажа. Первое упоминание о ней относится к 1547 году, когда один из летописцев описывал венчание на царство Ивана Грозного и Московский пожар 1547 года. С момента своего создания - до конца XVI века Оружейная палата функционировала как хранилище царского оружия: сабель, бердышей, кольчуг, лат, шлемов. Кроме того, в палате изготавливали холодное и огнестрельное оружие, а также оборонительные доспехи для вооружения государственной армии. Рядом с мастерами работали живописцы, в том числе Симон Ушаков, Фёдор Зубов, Богдан Салтанов, Иван Безмин, Василий Познанский. В их задачу входило расписывать царские хоромы, соборы Кремля, иконы и парсуны. Главой Оружейной палаты назначали оружничих, а с конца XVII века — бояр и окольничьих: князя Бориса Репнина, Григория Пушкина, Богдана Хитрово, Ивана Языкова, Петра Шереметева, Михаила Лихачёва, Фёдора Головина и других. Расцвет Оружейной палаты пришёлся на начало и середину XVII века, когда в результате централизации русского государства в Москву было привезено множество мастеров из Новгорода, Владимира, Суздаля, Мурома, Казани, Великого Устюга. Более того, благодаря политике Алексея Романова, войско было перестроено на европейский лад, что позволило улучшить производство оружия. Работники Оружейной палаты также занимались вопросами обеспечения вооружённых сил и заключением сделок на поставку в Россию. Благодаря постоянно обновляющейся базе работников изготовляемые объекты отличались разнообразием орнаментов и форм. [7] Среди кремлевских придворных учреждений Оружейная палата была наиболее значимой - она дала название будущему музею. Первое упоминание об этом датируется 1537 годом, но есть все основания полагать, что Оружейная палата существовала в самом начале 16-го века. Придворные, которые его вели - «вооружения» - были назначены из круга людей, наиболее близких к русским государям. Зачастую они несли ответственность за всю огромную государственную казну. На протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков, несмотря на то, что столица государства была перенесена в Санкт-Петербург, коллекция Оружейной палаты постоянно пополнялась. По приказу русских императоров сюда были переданы облачения и атрибуты коронаций, имевших место в Московском Кремле, военные трофеи, подарки и ценные археологические находки. Во время правления царей на Руси все изделия из драгоценных металлов, оружие, доспехи, посуда, книги с окладами из золота и драгоценных камней, всё, что изготавливали народные и царские умельцы, подносили в дар царю бояре, купцы, иностранные послы, хранилось в казне. Эти дары использовались во время праздников, парадов, приёма послов, венчания на царство. Некоторые из них стали впоследствии символами царской власти, например, знаменитая шапка Мономаха. И со временем казна разрослась настолько, что для неё выстроили (в XV в.) отдельное здание и назвали его Казённый двор. Учредили специального человека – оружейничего, который должен был хранить все ценности, следить за поставками и изготовлением оружия. Оружейная палата в то время была и мастерской по изготовлению оружия и его хранилищем. Вместе с ней существовал Конюший приказ, который отвечал за царскую конюшню, парадное конское одеяние, поставлял лошадей для царских выездов и приезда послов. В XVI в. создаются Царская и Царицынская мастерские, которые занимаются изготовлением и хранением одежды и постельного белья для царских особ. В XVII в. появляются Золотая и Серебряная Палаты, которые изготовляют, соответственно, изделия из драгоценных металлов и камней. При этом, будущая Оружейная палата не перестаёт пополняться за счёт даров иностранных послов и купцов. Но в то же время из-за отсутствия условий хранения многие изделия портились, а пожар в 1737г. нанёс огромный ущерб сокровищам музея. После переноса столицы из Москвы в Петербург Оружейную палату объединили в одном здании вместе с Золотой и Серебряной палатой, Царскими мастерскими, Конюшим приказом и Казённым двором. В начале XIX века Оружейная палата была превращена в музей, чем является и в наши дни.[7] 1.3 Формирование Оружейной палаты как музейного учреждения. Оружейная палата - музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Он расположен в здании, построенном в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона. Основой музейной коллекции на протяжении веков были драгоценные предметы, хранящиеся в кремлевских мастерских и пожертвованные иностранными посольствами, которые хранились в королевской сокровищнице и в патриархальной ризнице. Музей обязан своим именем одной из старейших кремлевских сокровищниц. 10 марта 1806 г. император Александр I подписал указ «О правилах управления и сохранения ценностей в мастерской и Оружейной палате». Следовательно, Оружейная палата получает статус музея. Указ завершил процесс превращения царских хранилищ и мастерских в музей, начатый Петром Первым, чья деятельность внесла значительную страницу в историю музейной работы по всей России. Разработка концепции, формирование персонала и реализация основных мероприятий по созданию музея вел реальный секретный советник Петр Степанович Валуев. Указ завершил процесс реформирования системы управления кремлевской казной и стал переломным моментом в истории создания музея в Московском Кремле. Он установил правила и положения, которые позволяют сказать, что с тех пор Мастерская и Оружейная палата начали развиваться как музейное учреждение со всеми присущими ему функциями.[3] Из-за специфики своей деятельности у музея было свое особое присутствие - штат чиновников, оформление документов, финансирование. Одновременно с подготовкой к строительству здания музея на эту работу приглашен Алексей Федорович Малиновский, глава Московского архива Министерства иностранных дел, который стал почетным членом, то есть внештатным сотрудником музея. В 1807 г. был издан каталог А. Ф. Малиновского, озаглавленный «Историческое описание древнерусского музея под названием« Мастерская и Оружейная палата в Москве »». Он был первым, кто опубликовал такую важную часть собрания Оружейной палаты, как государственные регалии. Публикация каталога осуществлялась за личный счет государя. В 1809 г. по проекту архитектора И.В. Еготова было завершено строительство специального здания музея. После смерти П.С. Валуева в 1814 году эстафету руководства музея принял выдающийся государственный деятель, сенатор, придворный, меценат Николай Борисович Юсупов. Под его руководством была организована экспозиция, которая была открыта в 1816 году. Здание Оружейной палаты было двухэтажным. Помещения первого этажа, куда можно было попасть из «элегантного навеса», украшенного тридцатью колоннами из белого мрамора, были заняты архивом, созданным из дел древних дворцовых орденов, хранилищем и макетом дворца В.И. Баженова, который должен был быть построен в Кремле в 1770-х годах для Екатерины II. В специальной пристройке к первому этажу в 1834 году были размещены 12 старых экипажей. Основная экспозиция музея была размещена на втором этаже, где посетители поднимались по главной лестнице. Экспозиция Оружейной палаты обратилась к патриотическим чувствам россиян, утвердив в каждом памятнике мысль «о неизменной славе и могуществе ... Отечества». Оружейная палата сгорела в 1737 году во время пожара в Кремле. Часть оружия и трофеев была уничтожена (среди них взятые в Полтавской битве шведские знамена). Уцелевшие сокровища палаты перенесли в хоромы Теремного дворца. В 1806 году по указу Александра I началось возведение здания на Сенатской площади для мастерской Оружейной палаты, однако оно было сырым и не имело отопления. Поэтому уже в 1812 году драгоценности перевезли в Нижний Новгород. В столицу они вернулись через 2 года, где их разместили в новом здании. В 1849 году силами Московской дворцовой конторы началась постройка нового здания Оружейной палаты, которое заняло место располагавшегося здесь ранее Конюшенного приказа. Константин Тон выступил ведущим архитектором проекта. Постройка поставлена на высокий цоколь и повторяет очертания Конюшенного приказа внешним абрисом. Стены украшают медальоны, выполненные из мрамора, на которых изображены русские цари и князья — кропотливая работа скульптора Федота Шубина.[3] В здании, построенном по проекту архитектора И.В. Еготова, экспозиция первого национального историко-публичного музея находилась около сорока лет. Уже в 30-х годах XIX века стало ясно, что здание, которое не отапливалось из-за деревянных полов, представляло высокую пожароопасность, влажное здание не подходило для хранения экспонатов. В середине 19-го века в комплексе Большого Кремлевского дворца было построено новое здание для Оружейной палаты, а его здание было превращено в казарму для кремлевской части. А в 1959 году бывшая Оружейная палата, наряду с несколькими другими зданиями восемнадцатого и девятнадцатого веков, была снесена для строительства Кремлевского Дворца съездов. В 1852 году экспозиция музея была перенесена в новое здание Оружейной палаты, ранее находившееся в здании архитектора И.В. Еготова у Троицких ворот Кремля. В конце 1885 года министерство императорского двора было реорганизовано. Офис Московского дворца упразднен, его функции переданы администрации Московского дворца, штат которой значительно сокращается в целях экономии. С 1 января 1886 года сотрудники палаты полностью включены в состав администрации дворца. Должности директора и помощников директоров Оружейной палаты были ликвидированы, и вместо них были введены должности двух хранителей. Существующая система управления Московской Оружейной палатой при полном отсутствии самостоятельности не только в решении финансовых и административных, но и чисто музейных вопросов мешала развитию музея. Контакты с другими музеями в России сложны. Полная зависимость от произвола чиновников дворцового отдела в решении кадровых вопросов приводит, например, к увольнению одного из его самых знаменитых сотрудников Г. Д. Филимонова из Оружейной палаты в 1893 году. Однако, несмотря на некоторую оппозицию со стороны научного сообщества, сложившаяся структура была практически сохранена до осени 1918 года. Значительные изменения в музее были внесены перед Первой мировой войной. По мере продвижения немецких войск ценности из других музеев эвакуируются в Оружейную палату. Залы музея заполнены ящиками, к ноябрю их было около 2000. В них хранилось около 10 000 предметов. Публичный доступ к музею прекращен. Недостаток финансирования ведет к сокращению многих видов музейной работы. Февральская революция 1917 года вызвала большой общественный интерес к сокровищам Московского Кремля. Известные историки и искусствоведы разрабатывают планы превращения Кремля в музейный город. Однако события осени 1917 года, переезд советского правительства в Москву, начало гражданской войны создали совершенно новую проблему для организации музейной работы и сохранения ценностей, которые были в Московском Кремле. Продолжающаяся политика продажи антиквариата, вульгаризация научной и выставочной работы, сокращение музейного пространства в Кремле и, наконец, варварское разрушение кремлевских монастырей требовали огромных усилий со стороны музейного персонала для сохранения ценностей. Несмотря на это, активная научная работа продолжается, и в 1925 году был выпущен первый сборник научных работ сотрудников музея. К 1929 году второй сборник, который никогда не был опубликован, был почти готов. Искусственно созданная ассоциация не была прочной. В 1926 году Музей мебели был ликвидирован. Его коллекции были переданы в различные учреждения. В апреле 1928 года Музей фарфора и Музей игрушек получили финансовую независимость и практически покинули объединение, однако Объединенный музей был официально реорганизован только в июле 1929 года.[3] Вывод: Московский Кремль - это сердце России, ее политический и духовный центр. С древних времен здесь располагались высшие государственные органы страны. Не случайно именно в Московском Кремле двести лет назад, 10 марта 1806 года, указом императора Александра I был создан первый музей русской национальной истории и культуры - Государственный музей Оружейная палата. В настоящее время это важнейшая составляющая Государственного историко-культурного музея-заповедника Московского Кремля. Он был возведен в 1851 году по проекту К.А. Тона в составе комплекса Большого Кремлевского дворца - московской резиденции русских императоров. История и местонахождение самого музея предопределили его основную функцию - быть коллекционером и хранителем национальных реликвий, памятников и святынь России. Коллекции Государственной Оружейной палаты формировались на протяжении нескольких веков. С ростом власти Москвы и ее правителей, которые стали суверенами всей России, сокровища Кремля умножились. Из личных и племенных они превращаются в государственные. В XVI и XVII веках на территории царского двора были созданы целые комплексы сокровищниц и мастерских - Государственный дворик, Государевская и Царицынская мастерские, Конюшенный орден, Оружейная палата, ордена Золотых и Серебряных ремесел. Здесь работали лучшие мастера. Здесь хранились древние регалии и символы царской власти, предметы великолепных церемоний и знамен, драгоценные облачения и украшения, оружие и доспехи, богатые конские шляпы и коляски, золотые и серебряные блюда. Он получил великолепные дары правителей восточно-западноевропейских государств, их посланников и купцов. На сегодняшний день это один из наиболее посещаемых музеев в нашей стране. Оружейная палата заняла достойное место среди королевских хранилищ Западной Европы. |