Главная страница

Проект по истории. Документ. Место оружейной палаты в художественной культуре мировое культурное наследие


Скачать 45.21 Kb.
НазваниеМесто оружейной палаты в художественной культуре мировое культурное наследие
АнкорПроект по истории
Дата20.04.2022
Размер45.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент.docx
ТипРеферат
#487157
страница3 из 3
1   2   3

Большое количество драгоценных камней использовалось для создания окладов Евангелий. Их в музее представлено несколько. Мастера изготавливали их из золота, украшали евангелия крупными самоцветами, узорчатой сканью и чернью. Один такой оклад стоит целое состояние.


Оружейная палата не была бы оружейной, если бы в ней не было оружия. Мечи и сабли с эфесами из золота и драгоценных камней, воинские доспехи различных народов мира, ружья и пистолеты, облицованные золотом и серебром. Представлен макет рыцаря на лошади. Рыцарь как ему и положено, закован в броню, только щелка для глаз, лошадь от него далеко не отстала – бронёй прикрыто всё, кроме ног и глаз.


В двух последних залах музея находятся старинные одежды и кареты. Начало экспозиции открывается наиболее древними саккосами московских митрополитов. Слово «саккос» означает «власяница», т.е. обычная, простая одежда. Хотя саккосы в 16-17 вв. шили из дорогих тканей, украшали их драгоценными камнями, золотом и серебром название за ними так и осталось. Самый богатый саккос принадлежал митрополиту Никону. Он изготовлен из чистой золотой парчи и на него нашито очень много золотых пластинок и жемчуга (по некоторым сведениям 16кг). Сам же саккос весит 24 кг. Церковь в то время была крупнейшим феодалом и священники могли себе позволить дорогие одежды.
Также в этом зале находятся царские одежды: кафтаны Петра I, бальные наряды цариц, различные платья и прочие одежды. Особенно запоминаются сапоги Петра I. Большие стоптанные ботфорты. Сразу видно во многих поездках, боях и сражениях побывали.[7]

Вывод:

Знаменитый музей-сокровищница столицы полнится очень ценными и поистине уникальными экспонатами с многовековой историей. Одно из древнейших кремлевских казнохранилищ дало название московскому музею-сокровищнице. Основа экспозиции — ценные предметы, произведенные в мастерских Кремля либо преподнесенные в дар посольствами разных государств. Экспонаты годами бережно хранились в царской казне. Со времен царствования Ивана III в здании располагалась Большая казна. Первые упоминания об Оружейной палате восходят к 1547 году — тогда она была известна как Оружейный приказ и выполняла роль оружейного хранилища в Московском Кремле. Скорее всего, в те времена здесь располагались и мастерские оружия и знамен. Привычной нам Оружейной палатой место стали называть уже с 1560-х годов. Ранее в помещениях находилась мастерская палата Ивана Грозного. Уже во второй половине XVII столетия это место стало известно как центр общерусского изобразительного искусства, который объединил в одном здании множество художественных школ и направлений, до этого существовавших разрозненно. Так и начало зарождаться в стенах Оружейной палаты единое общерусское национальное искусство. Количество заказов в Оружейной палате росло с огромной скоростью, а их разнообразие стало причиной возникновения множества подсобных художественных мастерских разных направлений: оружия и знамен, золочения по дереву и кости, столярного, бронного, наводного дела, резного по железу, иконная палата. [5]

Самыми уникальными экспонатами являются: шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями, знаменитый двойной трон, созданный специально для коронации двух братьев: 15 летнего Ивана V и 10 летнего Петра I, трон Ивана Грозного запоминается изображениями различной тематики, макет рыцаря на лошади полностью закованного в броню.[5]

Заключение

Подводя итог работы, хочется в первую очередь отметить, что Оружейная палата – это величайший музей мира, который по достоинству является мировым культурным наследием.

Государственный музей Оружейная палата - один из старейших музеев России. Ее коллекции имеют исключительное историческое и художественное значение. Это делает Оружейную палату уникальным явлением не только отечественным; но и в мировой культуре. Коллекция музея включает в себя собрание регалий российского государства, что придает ему особый статус казначейства. Казначейства традиционно существовали при дворах монархов, а возникли и распространились в Западной Европе в эпоху Возрождения. Это были учреждения особого типа. Это были сокровищницы, в которых некоторые предметы хранились постоянно. Как правило, это были символы власти монархии, «участвующие» в государственных церемониях. Западноевропейская традиция (в отличие от русской) предусматривала демонстрацию композиции сокровищ в форме стационарных выставок, своеобразных музеев, которые могли наблюдать гости владельца коллекции. Таким образом, сокровищница в ХVI - ХVII вв. способствовала утверждению престижа светской власти внутри страны и за ее пределами. Непрерывная, органическая связь Оружейной палаты с историей Москвы и Кремлевского комплекса также отличает его от других московских музеев. Эта связь обусловлена ​​историей музея, а также составом его коллекций. Они основаны на сокровищнице русских царей, которая не только веками хранилась в Кремле, но и пополнялась произведениями многочисленных кремлевских мастерских. Крупнейшая из них, настоящая «академия искусств» 20-го века. - Оружейная палата дала название музею. Первый шаг к его созданию был сделан в самом начале ХVIII в. По указу Петра Великого. Оружейная палата превратилась в королевский склад королевской семьи, где собирались и хранились трофеи и исторические реликвии.

XVII столетие – период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.
С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. В XVII в. связи существовали между Москвой и Голландией в области искусств, и примечателен в этом отношении факт приглашения голландских мастеров для работы в Оружейную палату. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушакова – крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия. [4]
Но помимо известных и уникальных экспонатов Оружейной палаты, самым ценным является то, что именно Оружейная палата для мастеров царской иконописи при Оружейной палате – стала одним из самых ярких и интересных явлений в истории русского искусства, которое формировалось на переходном этапе русской культуры от Средневековья к Новому времени и пришлось на время правления Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича. И заканчивается оно в елизаветинское время. Именно с Оружейной палатой связывают прежде всего рождение нового иконописного стиля, который соответствовал своему времени. А именно его создателем выступил Симон Ушаков. Симон Ушаков представлял себе, что иконный образ к концу, ко второй половине 17 века, уже утратил свои первоначальные качества, и писать иконы нужно уже не так. Он предложил этот вариант стиля, который очень понравился при дворе и который завоевал популярность в русском обществе. В этом стиле впоследствии работали все мастера Оружейной палаты».[4]

В начале работы я выдвинула гипотезу: если бы не существовало музея Оружейная палата, то Россия лишилась бы раритетов, значимых для истории страны. В подтверждение этого я нашла следующую информацию о том, что после Великой Октябрьской Революции Новое правительство начало распродавать коронные бриллианты и ювелирные изделия. Первую попытку продажи зафиксировали уже в мае 1919 года — таможня Нью-Йорка задержала двух москвичей с драгоценностями великой княгини Ольги Александровны. 26 октября 1920 года Владимир Ленин подписал декрет «О продаже антикварных ценностей за границу», легализовавший продажу государственных сокровищ. [1] Распродажи антиквариата и драгоценностей так и не были остановлены. Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства. За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты.

Я думаю, что собранный мною в ходе исследовательской работы материал позволяет сделать вывод о том, что цель исследования (доказать, что коллекция Оружейной палаты является культурным наследием мирового значения) достигнута. Читатель скорее всего захочет ещё больше узнать об Оружейной палате. Оружейная палата московского Кремля – это музей, в котором должен побывать каждый хотя бы один раз. Здесь сосредоточены все древние сокровища нашей страны.

Список литературы

1. Алмазный фонд [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki

2. Вьюева Наталья «ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА» [Электронный ресурс]

3. История формирования Оружейной палаты и ее становление как музейного учреждения [Электронный ресурс] https://megaobuchalka.ru/9/5301.html

4. Мастера Оружейной палаты 17 века. [Электронный ресурс] // iTeam: URL: http://acathist.ru/en/novosti/item/139-mastera-oruzhejnoj-palaty-v-xvii-veke

5.10 уникальных фактов об «Оружейной палате». [Электронный ресурс] // iTeam: URL:https://moscow.zagranitsa.com/article/4274/oruzheinaia-palata-10-faktov-ob-unikalnoi-sokrovishchnitse-moskvy

6. Штайнгребер Э. «В МИРЕ САМОЦВЕТОВ. КОЛЛЕКЦИИ И СОКРОВИЩНИЦЫ» д[Электронный ресурс]Ыhttps://juwelir.info/index.php/kamny/vmiresamocvetov/875-kollekcii_i_sokrovishnicy

7. https://mos-holidays.ru/kremlin-oruzhejnaya-palata/

Приложение 1
ПАРАДНОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ. КИНЖАЛЫ

Восток. XVII в.

Сталь булатная, золото, серебро, эмаль, чернь, драгоценные камни

В экспозиции Оружейной палаты представлена богатейшая коллекция парадного оружия работы русских и иностранных мастеров.

Особенно красивы парадные кинжалы работы восточных мастеров. Они привлекают внимание изящной формой, великолепной отделкой. Клинки кинжалов из булатной стали украшены чернью.

Ножны выполнены из золота, серебра, черного дерева. Украшены драгоценными камнями.
Приложение 2

ЛЕТНЯЯ КОЛЯСКА «ГОНДОЛА»

Англия. 1770 г.

Клен, позолота

Резьба, роспись

Принадлежала карета Екатерине II. Это один из лучших экипажей в собрании Оружейной палаты. Элегантная, изящная карета почти сплошь покрыта декоративной резьбой по дереву и позолотой. На золоченом кузове кареты роспись, выполненная мастером школы французского художника Антуана Ватто.


Приложение 3

ШЛЕМ БУЛАТНЫЙ («ШАПКА ИЕРИХОНСКАЯ»)

Оружейная палата. 1621 г.

Булатная сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг

Таушировка, чеканка, эмаль, гравировка

Уникальным образцом русского оружейного и ювелирного искусства является парадный шлем, выполненный знаменитым кремлевским златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова.

Стальная поверхность шлема украшена тончайшим золотым узором, в котором традиционный русский орнамент удачно сочетается с арабской вязью. Сверкающие самоцветы, алмазы, эмалевые украшения дополняют декоративное оформление шлема.

Приложение 4

КОВЧЕГ-СКЛАДЕНЬ С ИКОНОЙ «БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ»

Мастерские Московского Кремля. Первая треть XVII в.

Дерево, темпера, золото, драгоценные камни, жемчуг

Чеканка, резьба, эмаль

Принадлежал складень думному дьяку Посольского приказа Ивану Грязневу. Золотой оклад иконы украшен рельефным растительным орнаментом. Чеканные листья, травы покрыты яркими эмалями, которые соперничают с блеском драгоценных камней в венце и короне, с матовым мерцанием жемчужных рясен.


Приложение 5

ТРОН ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА

Иран. Конец XV в.

Дерево, золото, драгоценные камни, жемчуг, парча.

Басма

Трон был привезен в Россию в числе других богатых даров царю Борису Годунову от иранского шаха Аббаса I.

Форма трона типична для Востока.

Деревянный остов облицован золотыми пластинками с тисненым травным узором, драгоценные камни — бирюза, турмалины, белый и черный жемчуг — в большом обилии использованы для его украшения.

Такая роскошь, красочность характерны для яркого, пышного искусства Востока.

Приложение 6

КОВШ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА

Мастерские Московского Кремля. 1624 г.

Золото, драгоценные камни

Ковка, чеканка, резьба, чернь

Золотой ковш — образец русской парадной посуды. Во время торжественных пиров из ковшей пили медовый напиток, широко распространенный на Руси.

Формой своей, стройным плавным силуэтом ковш напоминает гордо плывущего лебедя. Выкован из листа золота, украшен драгоценными камнями, жемчугом, черневым орнаментом.
Приложение 7

ДВОЙНОЙ КУБОК

Германия. XVI в.

Серебро

Позолота, чеканка

Немецкий город Нюренберг славился мастерами серебряного дела. Мировую славу снискали немецкие мастера как исполнители художественного серебряного кубка.

Великолепен ренессансный двойной кубок, подаренный царю Алексею Михайловичу. Безукоризненная пропорциональность, благородство формы, изысканность орнамента говорят о большом мастерстве. Использовались двойные кубки во время свадебных пиров: кубок разнимается на две половинки — для жениха и невесты.


Приложение 8

ДОСПЕХ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИРНЫЙ

Германия. XVI в.

Железо

Чеканка, полировка

Металлические пластинчатые доспехи на Руси практического применения не имели.

Привезенные из Европы как диковинки, они украшали залы в царских дворцах и боярских палатах.

Доспех закрывает все тело воина, оставляя лишь узкие прорези для глаз и рта. Все детали выкованы из железа, соединены между собой кожаными ремнями.
Приложение 9

ГРЕБЕНЬ И ФУТЛЯР

Восток. XVII в.

Горный хрусталь, слоновая кость, серебро, бархат, драгоценные камни. Литье, чеканка, гравировка, шитье золоченой нитью

Сделан гребень из слоновой кости и горного хрусталя, оправа из серебра с позолотой. Футляр из зеленого бархата украшен вышивкой. Стилизованный цветочный орнамент выполнен тонкой золоченой нитью. По краю футляра проложен шнур из крученой серебряной нити. Благодаря таланту и умению мастера утилитарная бытовая вещь представляет бой подлинное произведение искусства.
1   2   3


написать администратору сайта