|
Метапредметность на уроках музыки
Метапредметность на уроках музыки |
В содержании Федеральных Государственных стандартов общего образования « второго поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Новые стандарты ориентированы на становление у школьников, начиная с начальной школы, «умения учиться». Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения, что предусматривает умение распределять универсальные учебные действия в уроке. Поэтому ФГОС определил приоритетные направления развития образования. Одно из них - метапредметный подход,
Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, есть основной показатель качества образовательной работы, что определяет специфику метапредметной интеграции. Учитывая перечисленные особенности метапредметного подхода, учитель должен быть готов к импровизации.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов: - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии. Поэтому метапредметный подход предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие. Мне кажется, что данный подход актуален и в области музыки. Предметы музыкального цикла тесно связаны между собой, а также с другими предметами, с жизнью, природой.…
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения. Следовательно, постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. При слушании произведений подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.
Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребёнку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире? Поэтому в настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. На уроках музыки много связано с физкультурой. Мы маршируем, дирижируем, показываем различных животных,
Изучая Ленинградскую симфонию Д.Шостаковича или кантату «Александр Невский» мы соприкасаемся с историей. Не обходим вниманием литературу, читаем произведения о музыке, музыкантах, стихи и прозу, делаем драматизации и инсценировки. Изучая нотную грамоту не забываем о русском языке. Делаем ряд заданий: находим слоги с названием нот, вставляем в слова, придумываем слова, в которые входят названия нот. Прохлопываем слова, выделяя ударные слоги. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практике дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения основных образовательных программ цели урока как образ ожидаемого результата должны быть: 1) Предметными, ориентированными на формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области; 2) Метапредметными, направленными на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
| |
|
|