Методы обучения. Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова
Скачать 28.54 Kb.
|
Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, — «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы» (Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – Москва, 1962. – С. 69). Основой классификации В. В. Голубкова взят источник знаний, причем ученый видит методы и приемы преподавания в живом процессе, в постоянно меняющихся условиях, когда один и тот же способ работы может быть или методом, или приемом. Прием – составная часть метода, каждый метод располагает соответствующим приемом. В. В. Голубков высказал ряд ценнейших замечаний по проблеме развития восприятия и мышления учащихся. Методист раскрывал взаимосвязь в развитии логического и образного мышления учащихся в процессе преподавания литературы. Не менее значимо его убеждение о тесной связи эстетического восприятия и эстетического чувства: «Эстетическое чувство тесно связано с ощущением, с восприятием, с пониманием того, что мы называем художественной мерой, или единством содержания и формы». Голубков формулирует важнейшую задачу: дать психологическое обоснование изучению литературы в школе. Его волнует необходимость сохранить эмоциональное, моральное и эстетическое воздействие произведения на учащихся и не отказаться от анализа: «без анализа нет понимания произведения, а без понимания и эстетическое воздействие не может быть полноценным». В. В. Голубков устанавливает два типа самостоятельных письменных работ. Это — а) сочинения, основанные на передаче личных впечатлений, и б) самостоятельно придуманные рассказы. Он предлагает целую систему методических приемов, облегчающих учащимся овладение техникой письменных работ. Сюда относятся коллективные устные сочинения, разрабатываемые в классе под руководством учителя, изучение образцовых повествований и описаний, принадлежащих перу писателей-классиков, разбор лучших ученических сочинений, составление «сопутствующего» плана в процессе коллективной разработки темы и др. Классификация методов и приемов обучения по В. В. Голубкову I. Лекционный метод – сообщение нового материала, выразительное чтение, рассказ учителя. В.В. Голубков выделяет два вида лекций: 1. Монографические (о жизненном и творческом пути писателя); 2. Обзорные (охватывающие широкий круг явлений той или иной эпохи, основной материал: сведения исторического и литературного характера). Положения о монографической лекции: • лекция должна выяснить, в чем особенность писателя как художника и мыслителя; • как он связан с эпохой; • как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути; • что нового он внес в общественную жизнь и в историю литературы; • лекция должна включать материал художественных текстов. Лекционный метод располагает соответствующими приемами: Элементы беседы. Риторические вопросы. Работа над планом и записью лекции. Использование различных видов наглядности. II. Метод литературной беседы В.В. Голубков выделяет две разновидности литературной беседы: беседу по заранее данным вопросам и свободную беседу. 1. Беседа по заранее данным вопросам. Требования к вопросам: • правильность; • конкретность; • простота; • четкость. Положения о беседе: • следует не только дать вопросы, но и помочь подготовиться ученикам; • при проведении беседы необходимо вовлечь в работу всех учащихся; • в ходе беседы необходимы дополнительные, наводящие вопросы; • по некоторым вопросам возможна предварительная подготовка отдельных учеников. 2. Свободная беседа. Положения о беседе: • свободная беседа строится по вопросам, возникающим в процессе обучения; • у преподавателя есть предварительный план беседы, но необходима возможность вопросов со стороны учащихся. Метод литературной беседы обеспечивается следующими приемами: Умелая постановка вопросов. Вводное и заключительное слово учителя. III. Метод самостоятельной работы, завершающийся обычно устными докладами и письменными сочинениями. Формами самостоятельной работы могут быть: • устное рисование; • составление киносценария. В старших классах используются такие виды самостоятельной работы, как доклад и диспут. Положения о докладе: • доклады приучают учащихся к активному изучению материала; • они способствуют развитию устной речи; • для докладов лучше выбирать дополнительные вопросы: основные проблемы произведения следует выяснять путем классного коллективного разбора. Например, при изучении романа «Обломов» после классного разбора образов Обломова, Ольги и Штольца уместен доклад учащегося «Пшеницына и Ольга Ильинская, их значение в романе». Положения о диспуте: • учитель не должен ждать, когда диспут возникнет сам в общем ходе занятия, учитель может сам поставить дискуссионные вопросы; • учитель должен оказывать ученикам активное содействие; • ценность доклада: делает речь целенаправленной, приучает мобилизировать все доказательства в защиту определенных положений. Метод самостоятельной работы реализуется с помощью следующих приемов: Предварительная работа над планом. Обсуждение и оценка самостоятельной деятельности. IV. Комментированное чтение, являющееся разновидностью лекционного метода с элементами литературной беседы. _____________________________________________________________________________ Дополним метод IV: Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Достоинства: озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя; дети по ходу комментария педагога высказывают интересные, мотивированные текстом суждения; комментарий опирается сугубо на текст, поэтому нет необходимости формулировать громоздкие вопросы к ученикам, пытаться объяснить то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме; урок не превращается в беседу; во время чтения развивается эмоциональное отношение обучающихся к содержанию произведения; КРАТКОСТЬ; обогащение словарного запаса при встрече незнакомых слов; улучшение навыков выразительного чтения произведения, дикции, силы голоса; позволяет быстро и полно проанализировать стихотворение; обучение самостоятельному комментированию и формирование у школьников навыков самостоятельной работы над текстом; устранение дистанции, отделяющей современного читателя-школьника от литературного произведения, рассматриваемого на уроке, и от исторически и эстетически обусловленного литературного процесса; повышение внимательности; качественное совершенствование читательского восприятия школьников (комментирование текста способствует преобразованию «чужого» по отношению к художественному произведению читателя в «своего» и подключает его к «силовому полю» этого произведения) чтение требует от школьников не только логического понимания содержания читаемого, но и понимание образной специфики художественного произведения (прежде всего, как идея раскрывается через поступки, характеры героев, через авторское отношение и т.п., какова роль языковых изобразительных средств); первичное чтение художественного текста обычно еще не обеспечивает полноценного восприятия учащимися идейно-тематического содержания произведения и должного нравственного, эстетического воздействия его на юных слушателей, а вторичное чтение следует рассматривать (в принципе) как новую, более высокую ступень в восприятии произведения, как чтение аналитическое; различные типы комментариев (в старших классах): -лингвистический комментарий (объяснение непонятных слов); -историко-бытовой комментарий (объяснение исторических фактов, бытовых деталей, имен и названий); -историко-литературный комментарий (пояснение намеков, полемических выпадов, выступлений писателя, связанных с литературной борьбой эпохи); -идейно-стилевой комментарий (наблюдения над образами героев, идеями писателя, формой их выражения). ___________________________________________________________________________ Дополнение к методу I. Деятельность учащихся в процессе чтения лекции учителем: • анализировать и синтезировать новые знания • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема) • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание • критически слушать • задавать вопросы • отвечать на вопросы по пройденному материалу • воспринимать художественный текст как произведение искусства • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации • учиться выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста • запоминать логику изложения материала Классификация методов Н.И. Кудряшева изложена в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (1981). Система методов обучения обусловлена логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя. Методы в системе Н.И. Кудряшева соответствуют ступеням в логике познавательной деятельности учащихся в области литературы. Основа классификации – тип познавательной деятельности, охарактеризованный в трудах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, т. е. уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме. Классификация методов и приемов Н. И. Кудряшёва 1. Метод творческого чтения. Цель: активизация художественного восприятия учащихся на разных этапах изучения произведения. Метод реализуется с помощью следующих приемов: • выразительное чтение; • комментированное чтение; • беседа; • творческие задания по личным впечатлениям или по тексту произведения; • постановка учебной проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников. Приемы предполагают следующие виды учебной деятельности: • чтение; • заучивание наизусть; • слушание; • составление плана; • рассказывание; • близкие к тексту пересказы; • создание отзывов; • рассматривание иллюстраций. 2. Эвристический метод. Этот метод предполагает частично-поисковый характер познавательной деятельности учащихся, изучение элементов науки и литературы. Словесники обычно используют модификацию данного метода – эвристическую беседу, в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формированию выводов. Эвристический метод реализуется с помощью следующих приемов: • построение логически четкой системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний; • построение системы заданий по тексту; • постановка проблем. Приемы предполагают следующие виды учебной деятельности: • подбор текстового материала; • пересказ с элементами анализа; • разбор эпизода; • анализ образа героя произведения; • составление плана (например, к сочинению или выступлению); • постановка проблемы. 3. Исследовательский метод. Данный метод предусматривает творческое усвоение знаний, которые учащиеся добывают самостоятельно в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Исследовательский метод реализуется с помощью следующих приемов: • постановка проблемных вопросов; • исследовательские задания. Приемы предполагают следующие виды учебной деятельности: • самостоятельный анализ части и целого литературного текста; • сопоставление (двух произведений одного автора, двух авторов, разных видов искусства); • оценка интерпретации первоисточника. 4. Репродуктивный метод. Характерные признаки репродуктивного метода: • знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; • учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; • школьники сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Репродуктивный метод реализуется с помощью следующих приемов: • правильное воспроизведение (репродукция) полученных знаний; • многократное повторение. Приемы предполагают следующие виды учебной деятельности: • запись плана или конспект; • лекция учителя; • работа по учебнику; • доклад по готовым материалам. М. А. Рыбникова Среди педагогов, внесших значительный вклад в обновление содержания образования, была М.А. Рыбникова – педагог-новатор и теоретик, одна из основателей советской методики преподавания русского языка и литературы, фольклорист и этнограф, литературовед и художник. Основные труды М.А. Рыбниковой посвящены методологии и методике изучения литературных произведений, развитию речи учащихся, проблемам теории литературы, стилистике, устному народному творчеству. Она разработала научно обоснованный курс методики преподавания литературы (1941), в котором особое внимание уделено воспитательной и образовательной роли литературы в формировании личности учащихся, их творческих способностей. Среди методов, предлагаемых М.А. Рыбниковой, важное место занимает метод выразительного чтения. Она убеждена, что выразительное чтение произведения учеником «заключает процесс разбора». «Мы не отрицаем наглядности зрительной, – пишет Рыбникова, – но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения». М.А. Рыбникова сформулировала четыре основных дидактических правила, лежащих в основе методов преподавания литературы: 1) обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся; 2) учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; 3) искусство методиста – показать сложное в простом, новое в знакомом; 4) важно соединить дедукцию с индукцией. Особое внимание в методической системе Рыбниковой уделено влиянию живого слова на слушателя, читателя. В ее трудах нашли место лекция и беседа, самостоятельная творческая работа ученика, различные комментарии, игры, литературные выставки, выразительное чтение, связь классных и внеклассных занятий и многое другое. Она всегда подчеркивала целостность и избирательность школьного анализа и отвергала методы или приемы, которые становились самоцелью. Классификация методов и приемов В. А. Никольского Классификация методов и приемов обучения литературе, разработанная В.А. Никольским, представлена в его учебном пособии «Методика преподавания литературы в средней школе» (1971). Классификация В.А. Никольского основана на положении о том, что художественная литература воздействует и на воображение, и на чувства читателя, и на его понимание смысла прочитанного. В соответствии с этой идеей В.А. Никольский различает две основные группы методов и приемов: методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова и методы и приемы истолкования этих произведений. I. Методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова: 1) выразительное чтение учителя (готовит школьников к последующему анализу произведения; выразительное чтение учителя должно откликнуться в выразительном чтении учащихся); 2) заучивание наизусть (значение заучивания наизусть обусловлено тем, что образ не заменим рассуждениями о нем, кроме того, заучивая наизусть, учащиеся обогащают свою память образными выражениями); 3) пересказывание (недословная передача произведения или его части. Носит личный характер, так как при пересказывании проявляется личное отношение учащегося к произведению, собственная манера повествования. По степени близости к оригиналу следует различать пересказ, близкий к словам автора, и пересказ, близкий к плану произведения. В 5–6 классах используются: элементарные упражнения в пересказывании небольших повествовательных и описательных отрывков, в 7–8 классах – пересказывание авторской характеристики героев, в 9—11 классах – пересказывание страниц, содержащих авторский анализ душевных переживаний героя, сюжетных стихотворных произведений, развернутые описания природы); 4) художественное рассказывание по мотивам произведения (допускает более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается или перекомпоновывается учащимися. В данном случае необходимо заботиться о целостности изложения); 5) досказывание произведений (пересказывание с отступлениями от оригинала, при котором допустимы небольшие вставки. Такой прием называют устным словесным рисованием, но данное задание может быть выполнено и письменно. Ценность его заключается в активизации читательского воображения и творческих способностей); 6) художественное иллюстрирование (в создании иллюстрации главным является не техника рисунка, а угадывание мысли писателя и живое отношение к его героям. В рамках иллюстрирования В.А. Никольский рассматривает сценарии, киносценарии. Выбираются и кратко характеризуются эпизоды произведения, которые могли бы составить содержание явления в спектакле или кинокадра в фильме). II. Методы и приемы истолкования этих произведений: 1) комментированное чтение (вид работы, при котором учитель на уроке читает вслух строки писателя и сразу же раскрывает их смысл, подчеркивает мастерство писателя. С помощью комментированного чтения учителя В.А. Никольский рекомендует изучать первые главы большого повествовательного произведения и первые действия пьес); 2) беседа словесника с учащимися (вопросы учителя стимулируют самостоятельные наблюдения и размышления учащихся над произведением. Виды беседы: свободная беседа (проводится для обмена в классе мнениями о только что прочитанном произведении с целью выяснить, как оно воспринято учащимися в процессе самостоятельного чтения, возбудить к нему интерес); беседа по вопроснику учителя (проводится с целью анализа произведения); спор (наиболее интенсивная форма беседы. Такой урок называют у роком-диспутом. В.А. Никольский не согласен с данным термином, так как диспут представляет собой общественное дело, не ограниченное рамками класса и учебной программы); итоговая беседа (проводится, когда анализ произведения завершен и встает необходимость свести отдельные положения в систему)); 3) слово учителя; 4) самостоятельная работа учащихся над литературным материалом (подразделяется на три вида: лабораторные занятия (выбираются стихотворения, страницы повествовательных и драматических произведений, обладающие относительной законченностью, например: сопоставление ранних редакций произведения с окончательной); семинарские занятия, сочинения, обладающие исследовательским характером, что роднит их с лабораторными занятиями, где ученики совершают самостоятельно путь от наблюдения к обобщениям). Классификация методов и приёмов Г. Н. Ионина Г. Н. Ионин в своей книге «Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу» (1986) строит классификацию методов обучения литературе на определении характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе метода постижения литературы. В книге Г.Н. Ионина названы три основных метода. Метод художественной интерпретации, при котором ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель – своеобразным режиссером. Это творческий метод. Метод критико-публицистический предлагает соответствующий характер освоения литературы. Формируется определенный тип читателя – читателя-критика, владеющего мотивированными оценками. Естественно, что необходим и критик-редактор, которым становится учитель. Метод литературного поиска предполагает развитие школьного литературоведения, определенных исследовательских способностей. |