|
ИСТОРИЯ. Методы исторического познания
МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Историческое познание включает общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды и методы.
Научная деятельность регулируется определенными методами, правилами, нормами. Соблюдение этой исследовательской процедуры является обязательным условием научного познания. Методы исторического познания – это не формальные правила и инструкции, а требования, диктуемые самим предметом исторической науки.
К традиционным специальным историческим методам исследования относятся[9]:
историко-генетический метод,
историко-сравнительный метод,
историко-типологический метод,
историко-системный метод,
метод диахронического анализа,
метод исторической периодизации,
ретроспективный метод.
Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.
К нетрадиционным специальным историческим методам относят[10]:
количественные (математические) методы;
социально-психологические методы;
лингвистические методы;
методы семиотики;
метод искусствоведческого анализа.
Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук. Принципы исторической науки Принципами исторической науки, познания и исследования признаются следующие требования: — принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина; — принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития; — принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии; — принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины; — принцип всесторонности — историческое познание должно стремиться всесторонне познать предмет своего исследования; — принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях; — принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из источников исторической информации (исторических источников); — принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения.
Историко-генетический метод — метод, посредством которого изучаются исторические явления в процессе их развития, от зарождения до гибели или современного состояния. Он дает «биографию» исторического объекта (государства, нации и т.д.). Историко-генетический метод направлен на анализ динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и закономерности исторического развития.
Описательный (идеографический) метод. Сущность идеографического метода Г.Риккерт сводил к описанию индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов.
Историко-сравнительныи метод состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени и в выявлении сходства и различия между ними. Историко-сравнительныи метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущности разнородных исторических явлений. Применение же сравнения в сочетании с историко-генетическим методом позволяет объяснять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияние различных исторических явлений.
Социально-психологический метод. Целое направление в науке под названием психоистория. В основе этого подхода лежат исследования австрийского ученого З. Фрейда. Жанр психо-биографий. В 1958 г. психолог Э. Эриксон издал книгу «Молодой Лютер: психоанализ и история». Благодаря К. Юнгу появилось понятие коллективное бессознательное, которое проявляется в массовых волнениях, восстаниях, революциях и т.д.
Количественный или статистический метод. Используется практически во всех науках. В истории появился в сер. ХХ века. Связано с использованием достижений математики и информатики и в первую очередь компьютера (демографическая история).
Изучение и познание истории осуществляется при помощи методологических подходов. Подход – совокупность приемов, способов в познании исторической реальности. Для изучения истории используются следующие подходы:
1. Теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа.
2. Географический детерминизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.
3. Субъективизм – подход, в соответствие с которым ход истории определяют выдающиеся люди.
4. Эволюционизм – подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития.
5. Рационализм – подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.
В исторической науке наибольшее распространение получили 2 подхода: формационный или марксистский и цивилизационный.
6. Формационный подход, преобладал в советское время и возник в XIX в., в соответствии с котором исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Формация – исторически определенный тип общества со специфическим экономическим базисом, соответствующими ему политическими и духовными надстройками. История, согласно формационного подхода, представала как смена 5-ти этапов общественного развития: от первобытного бесклассового общества через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) к новому бесклассовому обществу – коммунистическому. Смена формаций должна происходить была путем социальной революции, и составлять всеобщий закон исторического развития. Отсюда, история – это борьба классов.
7. Цивилизационный подход, который рассматривает историю государства и народов с учетом всех особенностей: природно-климатических, социально-экономических, общественно-политических, культурных и др. У истоков цивилизационного подхода стояли О. Шпенглер (1822 – 1885гг.) – немецкий философ, А. Тойнби (1889 – 1975 гг.) – англ. философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н. Бердяев, Н. Данилевский.
Цивилизация в пер. с лат. Civis – городской, государственный, гражданский.
ФЕОДАЛЬНОЕ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ
Феодальная раздробленность (1) — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин был широко распространён в советской марксистской историографии и близок по значению к следующим терминам.
Феодальная раздробленность (2) - процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны; на Руси - с XII по XV в. Причинами феодальной раздробленности являлись: ослабление центральной власти, отсутствие прочных экономических связей между землями, преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центры экономического и политического развития; возникновение и укрепление в удельных княжествах собственных княжеских династий. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.) , когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом, Святославом и Всеволодом. Владимиру Мономаху (1113 - 1125 гг. ) удалось удержать единство Русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. было 15, а в XIV в. - 250. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV в. , когда большая часть территории Киевской Руси объединилась в составе Русского централизованного государства со столицей в Москве.
Среди основных причин феодальной раздробленности на Руси обычно называют следующие:
Рост крупной частной собственности на землю, который приводил к экономическому и политическому усилению местной знати.
Появление вотчинного землевладения в конце 11 – начале 12 в. приводило к оседанию князей и их дружин в княжествах,
Формирование с 11 в. территориальных связей и складывании на этой основе городских волостей
Ослабление Киева, обусловленное постоянными набегами и грабежами степных орд
Перемещение торговых путей
Феодальная раздробленность прошла два основных этапа:
1) XII–XIII вв. – до татаро-монгольского нашествие;
2) XIII–XV вв. – период утраты национального суверенитета. Под политической раздробленностью Руси понимают период XII—XV вв., когда на территории Древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и земель со своим порядком управления и хозяйственным укладом.
Причины политической раздробленности Руси:
• внутриполитические — постоянные междоусобные войны князей (они, в свою очередь, были вызваны увеличением к середине XI в. числа представителей династии Рюриковичей), а также процесс «оседания» дружины на земле, превращения дружинников в вотчинников, стремившихся к самостоятельности;
• экономические — господство натурального хозяйства и соответственно почти полное отсутствие экономических связей между отдельными территориями государства, появление новых центров ремесла и торговли — столиц удельных княжеств — на фоне падения экономической роли Киева, который подвергался постоянному разграблению во время междоусобных войн;
• внешнеполитические — исчезновение в 1120-е гг. фактора внешней опасности (набегов половцев), который сдерживал процесс распада единого государства.
Первый шаг к политической раздробленности был сделан после смерти Ярослава Мудрого, который разделил русские земли между своими сыновьями. В 1097 г. на Любечском съезде князей было установлено: «...каждо да держит отчину свою», что усложнило систему управления страной. Сложным был и порядок наследования власти: наряду с сыновьями права на престол предъявляли братья умершего князя. Все это еще более обостряло усобицы. В периоды правления Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) удалось на короткое, время несколько укрепить великокняжескую государственную власть, но это была последняя попытка добиться прежнего единства страны.
К середине XII в. на территории Древней Руси сложилось три крупнейших политических центра: Владимиро-Суздальское княжество; Новгородская земля; Галицко-Волынское княжество.
Владимиро-Суздальское княжество. Главная особенность — сильная княжеская власть. Причины этого:
• особенности землевладения — Начиная с Владимира Мономаха, князья стали проводить политику привлечения населения на малоплодородные земли путем предоставления налоговых льгот. Переселенцы, включая и феодалов из других областей, получали землю из рук князя и поэтому изначально зависели от него;
• слабость вечевых традиций в городах — князья проводили политику основания новых городов, в которых народные собрания не созывались;
• субъективный фактор — почти все владимиро-суздальские князья были талантливыми организаторами и военачальниками.
Владимиро-Суздальское княжество было к тому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политическом отношении. Его независимость от киевских князей была достигнута при сыне Владимира Мономаха — Юрии Долгоруком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества как можно больше новых земель. С его именем связано и основание Москвы — будущего центра Российского государства. Первоначально столицей княжества был Суздаль, а затем — Владимир. Основу экономики составляло развитое земледелие. Население занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. Высокое развитие получило ремесло. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире считались в то время лучшими на Руси. Развитая экономика давала князьям возможность укреплять свою власть не только внутри княжества, но и в борьбе с соседями. За долгие годы военных походов Юрий Долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре он был отравлен политическими противниками.
Сын Юрия Андрей продолжил курс отца на укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией. В селе Боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. Лишь через несколько лет сын Андрея Боголюбского — Всеволод Большое Гнездо сумел подавить выступления родовой знати. При нем княжество достигло наибольшего могущества.
Галицко-Волынское княжество. Главная особенность — сильные позиции боярства и слабая княжеская власть. Причины этого:
• особенности землевладения — плодородные земли, дававшие богатый урожай, привлекали внимание феодалов из других районов, которые захватывали их, а не получали от князя;
• наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями — народные со-брания стремились участвовать в принятии решений и ограничивали княжескую власть;
• в княжестве так и не сложилось постоянной династии, князья часто сменяли друг друга на престоле, что также не способствовало усилению княжеской власти.
Характерная черта внутренней жизни княжества — постоянные междоусобные войны. Од-нако в его истории можно выделить три периода временного усиления княжеской власти:
1) 1153—1187 гг. — правление Ярослава Осмомысла в Галиче;
2)1170—1205 гг. — правление Романа Мстиславича в Волынском княжестве. В 1199 г. он объединил Галич и Волынь, в 1203 г. захватил Киев;
3) 1221 —1264 гг. — правление Даниила Романовича, сына Романа Мстиславича. Он вновь объединил Галицкое и Волынское княжества, присоединил Киев и во время монгольского на-шествия был одним из немногих князей, оказавших монголам достойное сопротивление.
После смерти Даниила Романовича княжество распалось, и в последующие десятилетия большая его часть вошла в состав Польши, Литвы и Венгрии.
Новгородская земля. Главная особенность — республиканская форма правления с 1136 г. (дата изгнания Всеволода Мстиславича за попытку вмешательства в дела Новгорода).
Высший орган — общегородское вече, в котором участвовало не все мужское население, а только владельцы городских усадеб, т. е. около 300—500 человек. Функции вече: принятие законов, установление налогов, рассмотрение вопросов внешней политики, избрание высших должностных лиц — князя, посадника, архиепископа. На деле все решения принимал Совет господ (20—30 человек), а вече лишь голосовало за эти решения. Кончанские и уличанские вече (город делился на «концы», т. е. районы, а «концы» — на улицы) решали местные хозяйственные вопросы.
Высшее должностное лицо исполнительной власти — посадник избирался общегородским вече из числа наиболее влиятельных бояр. Его функции: решал вопросы текущего управления, руководил внешней политикой, командовал народным ополчением. Тысяцкий, по сути, по-мощник посадника, отвечал за сбор налогов. На местах исполнительная власть принадлежала кончанским и уличанским старостам.
Наибольшие полномочия в сфере судебной власти принадлежали архиепископу, который избирался городским вече и затем утверждался Киевским митрополитом. Кроме того, у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов, он вместе с посадником контролировал государственную казну. Частично судебные функции принадлежали также посаднику и князю.
Князь занимал особое место в структуре управления Новгорода. С 1136 г. он избирался на условиях невмешательства во внутренние дела Новгорода. Ему запрещалось приобретать соб-ственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция — военное руководство.
Последствия политической раздробленности:
• положительные — в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное развитие княжеств;
• отрицательные — резко снизилась обороноспособность русских княжеств, что проявилось во время монгольского нашествия.
Дружинники – Тот, кто состоит в дружине Дружина –
В древней Руси: приближённые князя, а также княжеское войско.
В царской армии: ополченческая войсковая часть, соответствовавшая полку.
Вотчиники – Крупный землевладелец, владелец вотчины, боярин.
Вотчина - родовое, наследственное земельное владение.
ВЕ́ЧЕ - собрание горожан для решения общественных дел, а также место этого собрания.
Усобица – Междоусобная вражда, борьба.
Князь - Предводитель войска и правитель области в феодальной, удельной Руси.
Посадник - наместник князя.
Наместник - начальник, правитель какой-н. области с особыми полномочиями.
Архиепископ - Духовное звание, среднее между епископом и митрополитом.
Епископ - Лицо, высшего священнического сана.
Метрополит - Высшее звание православных епископов, а также епископ, имеющий это звание. |
|
|