Исторический вечер. Методическая разработка Исторический вечер Никто не забыт и ничто не забыто!
Скачать 100 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гремяченская средняя общеобразовательная школа», Воронежской области, Хохольского района Методическая разработка Исторический вечер «Никто не забыт и ничто не забыто!» (10 – 11 классы). Выполнила: учитель истории и обществознания Каратыгина Елена Валерьяновна 2021 год Исторический вечер«Никто не забыт и ничто не забыто». Этот вечер – всегда событие в жизни нашей школы. Подготовка вечера начинается со сбора материала о том, где находились бабушки, дедушки, другие старшие родственники во время войны, как им жилось, их воспоминания, семейные реликвии той поры: письма, газеты, фотографии, награды. Ребята советуются со мной, что почитать о Второй Мировой и Великой Отечественной войнах. Называю им книги, которые на меня произвели большое впечатление, немного рассказываю о них. На уроках выбираем творческую группу, которая будет готовить сценарий вечера. Всегда подбирается большая инициативная группа. Все уроки по теме «Великая Отечественная», по отзывам ребят и родителей, проходят у нас интересно. Каждый стремился принести на урок не только интересный материал или информацию, но и коллективно осмыслить и обсудить их. В ходе дискуссии рождаются интересные вопросы. На дверях зала надпись – «Никто не забыт и ничто не забыто». На сцене написаны те же слова, а в центре – обелиск. По стенам фотографии с надписями (очень краткими) из семейных архивов ребят, гремят марши. В зале очень много гостей, по приглашению пришли ветераны войны. Сценарий вечера. На сцене двое ведущих. Звучит отрывок из Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Ведущий. 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается. Ведущая. Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается. Ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Ведущая. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой победы пройти. Ведущий. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенёс, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слёз. Музыкальная вставка. Ведущий 2-ой: Никто не забыт и ничто не забыто. Звучит музыка П.И. Чайковского ( 1-й концерт). Ведущий 1-ый: После II мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Ведущий 2-ой: Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны. Ведущий 1-ый: Даже в Антарктиде на глубине 100 метров бур наткнулся на пепел; может быть, это тоже пепел войны. Музыкальная вставка. Ведущий 1-ый: Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава героям! Слава героям, слава! Музыкальная вставка. Концерт для голоса с оркестром Глиэра. Выходит девушка в белом длинном платье, в руках цветы. Но зачем она им эта слава – Павшим? Всё живое – спасшим; себя не спасшим. Для чего она им эта слава – мёртвым? Ведущий 2-ой: От имени сердца, от имени жизни повторяю – Вечная слава героям! Ведущий 1-ый: И бессмертные гимны, Прощальные гимны, Над бессонной планетой плывут величаво! Ведущий 2-ой: Пусть не все герои – Те, кто погибли – Павшим – вечная слава! Вечная слава! Девушка кладёт цветы к обелиску. Ведущий 1-ый: Вспомним всех поимённо, Горем вспомним своим, Это нужно не мёртвым – это нужно живым! Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Все уходят со сцены. Сцена 1 На сцене кружатся в вальсе выпускники, появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования. Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю! Десяти- классник. Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года, 204 школа Ленинграда, наш 10-й «А». Десяти- классница. Нас 35. Десяти- классник. 17 девочек, 18 мальчиков. Десяти- классница. Через 5 лет из нашего класса выйдут: 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста. Снова звучит вальс. Вдруг гаснет свет. и диктор сообщает о внезапном нападении фашистской Германии на СССР. Звучит песня Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война». Сцена 2 На сцену выходят выпускницы в тех же нарядных платьях, выпускники в военной форме. Ведущая. Уходили мальчики – на плечах шинели, Уходили мальчики – храбро песни пели. Отступали мальчики – пыльными степями, Умирали мальчики, где – не знали сами. Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести. Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. В чёрный дым сражений, на броне покатой Уезжали мальчики, стиснув автоматы. Повидали мальчики – храбрые солдаты – Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом. Показали мальчики за четыре года, Что такое мальчики нашего народа. Инсценировка песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!». Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина! Девушка. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Юноша. Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина? Тихо сказала «Вставайте на помощь!» Родина… Девушка. Родина! Славы никто у тебя не выигрывал, Родина! Просто был выбор у каждого – я или Родина. Юноша. Самое лучшее и дорогое – Родина! Горе твоё – это наше горе, Родина! Девушка. Правда, твоя – это наша, правда, Родина! Слава твоя – это наша слава, Родина! Сцена 3 Все участники уходят, на сцену выходит женщина-мать, вся в чёрном. Звучит «Аве, Мария». Мать. Ой, зачем ты, солнце красное, Всё уходишь – не прощаешься? Ой, зачем с войны безрадостной, Сын не возвращается? Из беды тебя я выручу, Прилечу орлицей быстрою, Отзовись, моя кровиночка, Маленький, единственный! Белый свет не мил, изболелась я, Возвратись, моя надежда! Зёрнышко моё, Зорюшка моя, горюшко моё, где же ты? Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою, Не хочу я ничегошеньки – только сына милого… За лесами моя ластынька! За горами – за громадами! Если выплаканы глазоньки, Сердцем плачут матери… Белый свет не мил, Изболелась я, Возвратись, моя надежда! Зёрнышко моё, зорюшка моя, горюшко моё, Где же ты? Уходит под звуки «Аве, Мария» Дж. Верди. Ведущая. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Ведущий. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова. И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Ведущая. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена Спасём. Навеки! Уходят. На сцене появляется мать солдата, садится за стол, пишет письмо сыну на фронт. Мать. Сынок мой милый! Вот мы каждый день слушаем радио и очень все беспокоятся, что проклятый враг захватил Рузу, рвётся к нашей любимой Москве. Но, нет, не бывать этому, не ступит вражья нога на улицу Горького. Сыны мои, дорогие, кровные мои! Вас четверо на фронтах сражается, да ещё два зятя. Бейте фашистов, уничтожайте их. Если вам не хватит силёнок, я отца вашего пошлю на помощь, а сама пойду рыть яму до кровавых мозолей, чтобы она стала могилой гитлеровцам. О нас, сынок, не беспокойся, у нас всё в порядке. Целую тебя, сынок, твоя мать Евдокия Брызгалова. Ведущая. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины. Звучит песня «Рязанские мадонны». Ведущий. 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою. А какой ценой оценить подвиг врачей, медсестёр, санитарок? Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь…». Ведущая с цветами, вся в чёрном, читает стихотворение Р. Казаковой «По всей России обелиски», после чтения кладёт цветы к обелиску. Ведущая. Никто не знает их фамилий, О них ни песен нет, ни книг, Здесь чей-то сын, и чей-то милый, И чей-то первый ученик. Они легли на поле боя Жить начинавшие едва. И было небо голубое, Была зелёная трава. По всей России обелиски, Как души, рвутся из земли. Они прикрыли жизнь собою, Жить начинавшие едва, Чтоб было небо голубое, Была зелёная трава. Все уходят со сцены, кроме ведущих. Выходит учительница. Учительница. Сегодня встретила маму Киры Теплова. Кира под Москвой, Витя Пухлов на Волховском, Валя Штейн в госпитале, воюют наши мальчики и девочки, воюет наш 10-й «А». Девочка из Валентина Сергеевна ещё не знает, что новый 1942 год из нашего 10 «А» класса не встретили многие. Погибли Рома Веселов, Миша Смирнов, Толя Рожков, Гриша Троепольский. От голода умер Валерий Павлович, наш любимый учитель физики, умерла Тоня Куликова, Зина Редькина, Валя Тенина, скончался в госпитале Лёша Сидоров. К лету не останется в живых ещё шестерых. Умрёт в феврале наша Валентина Сергеевна, наша незабываемая Валентина Сергеевна. Звучит отрывок из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра. Ведущий. Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля На миллион веков. И млечные пути пылят Вокруг него с холмов. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжёлые гремят, Ветра разбег берут. Давным-давно окончен бой. Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей. Звучит куплет из песни «Он не вернулся из боя…» В. Высоцкого. Сцена 4 На экране киноподбор о начале обороны Ленинграда (первые дни) – 45 сек. Киноподбор сопровождается «Седьмой симфонией» Д. Д. Шостаковича. На сцене ведущие в солдатской форме. Ведущий Я шлю письмо из сорок первого. (Взяв со Взгляни на снимок, сверстник дорогой. столика На нём я вместе с нашими ребятами. письмо). Ты посмотри, какой я молодой. Ведущая. Угрюмым заревом озарена, Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна… Над Ленинградом смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой, Но мы забыли, что такое слёзы, Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад. И если завтра будут баррикады – Мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, И дети нам патроны поднесут. Мы будем драться с беззаветной силой, Мы одолеем бешеных зверей… Мы победим, клянусь тебе, Россия. Ведущий. Как мог выстоять Ленинград? Зимой 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и всем задавал один вопрос: Как мог выстоять город? Как мог выстоять? Ведущая. Худые, измождённые лица ленинградцев, черепа, обтянутые жёлтой кожей с въевшейся копотью буржуек. Лица, лишённые мимики, с огромными глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами. Ведущий. Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью. Вой пурги, взрывы снарядов ( запись ). Ведущая. С каждым шагом тяжелеют ноги, Но про отдых лучше позабудь… Ветер разбегается и с ходу След мой заметает на снегу. Полпути осталось до завода. Я бреду, а кажется, бегу. Вьюга, от неё не оторваться, Можно только спорить на ходу, Свалишь – упаду, чтоб вновь подняться, Ослепишь – на ощупь путь найду. Ведущий. Иной сугроб страшней трясины, Встал на пути и прерван путь. Что делать? Я один не в силах Через него перешагнуть. Стою и жду под снежным воем, Пока другой не подойдёт. Вот подошёл, теперь нас двое, И я себе шепчу: вперёд! Ведущая. Если пройденный путь – победа, То не только моя – двоих. Я иду по чужому следу, Как бы трудно пришлось без них. След крупнее, а шаг не шире! Сил на большее, видно, нет. Вдруг шаги его заспешили, Вдруг теряется белый след. Человек ничком на снегу. И его заметает ветер. Я помочь ему не смогу! Что бывает страшней на свете! Ведущий. Пусть помнят внуки подвиги труда, Бессонный цех, огонь и грохот неба, И жизнь, что взвешена, была тогда Всем поровну – сто двадцать граммов хлеба. На сцене очередь в булочную, к ней медленно бредёт девочка, разговаривает сама с собой, потом встаёт в очередь. Девочка. Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь. Добавок, если он будет маленький, я съем. Прижму его языком к губам и буду держать. Из него пойдёт сок. В нём много сока, особенно в корке, хотя она и твёрдая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совсем, совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идёт пар изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой и, тогда буду плакать. А бабушка замёрзла, и бидон на снегу стоит. И кто-нибудь вытащит у неё карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционеров. Около дверей булочной стоит мальчишка-ремесленник в рваном ватнике. Шея замотана полотенцем. Кепка натянута на уши. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил шёпотом. Мальчик. «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю». Все молчат. Девочка. Если карточки потерял, зачем тебе в булочную. Нет, ты двигайся (про себя). ничего у тебя не выйдет. Я тебе верю, но лучше мне тебе не верить. Это так страшно потерять карточки. Лучше пускай бомба упадёт прямо в кровать. Голос из булочной: Следующие двадцать. Девочка заходит, потом выходит, держа в ладонях хлеб; мальчишка толкнул её, прыгнул, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая коленки к самой голове. Очередь медленно приближалась к нему и он исчез под валенками, сапогами. Мальчишка не отбивался, потом закричал и затих. Девочка вытащила у мальчика изо рта остаток хлеба. Подошла к краю сцены, разжёвывая кусочек… Девочка Дома всё равно не поверят. Я оставлю им свою карточку. Завтра. (про себя). они получат мои 125 грамм. А я куда-нибудь пойду Гаснет свет, воет ветер, рвутся снаряды. Ведущая. Птицы смерти в зените стоят, Кто идёт выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит, Он живёт ещё, он всё слышит. Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне. Как из недр его вопли: «Хлеба!» До седьмого доходят неба. Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон – смерть! Ведущий. На окнах грязь. Наплывы льда И кипы серых писем всюду – И не отправленных туда, И не разбросанных оттуда.– Тех, кто скопил их с декабря, Мы упрекать уже не вправе. И мартовские штемпеля – в молчанье На конвертах ставили. И знаем мы, что письма в них – Конвертах смятых и потёртых: Одни – умершим от живых, Другие – выжившим от мёртвых. Кровать, печка-буржуйка. На сцене появляется девочка, на ней почтовая сумка. Девочка. Здесь живут. Они не умерли и не уехали. Если письмо хорошее, они могут дать мне что-нибудь. Пусть будет письмо хорошее, пускай у них будет тепло. И пускай они не сразу выгонят меня. Я буду сидеть совсем тихо в сторонке. Крик. Кипяточку!!! Кипяточку!!! Девочка. Это кричит женщина! Она очень давно, наверное, кричит. Наверное, она лежит на лестнице. 22-я квартира на 3 этаже. Наверное, она лежит ниже, и надо будет пройти мимо неё. Только бы она больше так не кричала. Крик. Кипяточку!!! Кипяточку-у-у-у!!! На полу лежит женщина, на кровати, облокотившись, неподвижно сидит женщина. Она мертва. Женщина, лежащая на полу, перестала кричать, увидев девочку. Женщина. Ты ангел? Девочка. Я принесла письмо. Женщина Кипяточку-у-у-у!!! (шёпотом). Девочка. Перестань, тётя, мне страшно. Женщина. Не буду, не буду, свет мой, солнышко моё. Он добрый, он специально послал мне эти муки за грехи мои, а теперь ждёт меня в царствии своём. И ты пришла за мной, лицо твоё полно добра и тишины. Возьми, возьми меня скорее к нему, я не могу больше! Девочка. Почему ты лежишь на полу, тётя? Женщина. Я уже два дня лежу, ангел мой. Я закрывала дверь, а на верху Разорвался снаряд, и я упала, и уже не встать мне было, я только приползла сюда, а ночью умерла Надя. Девочка. Я затоплю печку, тётя. Потом принесу воды, и будет кипяток. Женщина. Сестра всё пела песни в бреду, давно это было, два дня. Я с ней говорила, она молчит, но я-то знаю, что она слышит меня. Она всё ждала сына, она писала что-то, потом стала петь песни,– и умерла. Девочка подошла к трупу. Девочка. Тебе не надо больше валенки. Закрыла лицо покойной полотенцем, сняла валенки и надела на ноги лежащей женщины. На столе лежали веточка белых засохших цветов и свеча. Девочка Когда умру, зажгите эту мою свадебную свечу. (читает). Поднимает женщину, сажает в кресло. Женщина. Что она написала, ангел мой? Прочти, если тебе не трудно. Девочка. Она написала: «Когда умру, зажгите эту мою свадебную свечу»… Женщина. Зажги, если тебе не трудно. Девочка зажигает свечу. Девочка. Куда поставить? Женщина. Возле неё, если тебе не трудно. Девочка. Прочесть вам письмо? Женщина не ответила, но девочка разорвала конверт, стала читать. Девочка. «Бабушка! Родная! Прости, что долго не писал. У нас плохие новости. Кто-то донёс, что маму освободили от работы, её вызвали к прокурору. Он опять послал маму на завод. Мама сдаёт кровь, очень плохо себя чувствует. Я со слезами умолял кровь больше не сдавать, но она не послушалась. И потихоньку от нас сдала опять, получив за это 800- граммовую карточку. Она думала, что это кровь для Красной Армии, для наших героических бойцов, а её отдали для малярийной станции. Заниматься я начал по всем предметам ничего, зато по немецкому получил «плохо». От папы писем нет. Дорогая бабушка, я тебя очень люблю. Пиши нам чаще, мы победим всех врагов. Твой Петя». Ведущий. В этот момент девочка почувствовала, что женщина умерла. Не в силах остановиться, она продолжала читать приписку на полях, чтобы подольше оттянуть момент, когда надо оглянуться. Девочка. «Если ты получила письмо от папы, перешли его нам. Здесь растёт касторка, она растёт кустарником». Девочка оглянулась, закусила варежку, чтобы не зарыдать, и выбежала. Девочка. Мне ничего не надо! Ничего! Наверное, вас похоронят вместе Не надо вас разлучать. И больше я Никуда, никуда не пойду. Я больше не хочу жить. Звучит «Реквием» Моцарта. Чтец. Тяжело, потому что нами Занялись и мороз, и вьюга, Потому что земля, как камень, Потому что хоронили друга. Мы хоронили тебя без гроба, Без цветов, без речей, без плача, И не скажем ни слова, чтобы оправдаться.– Нельзя иначе. Чтица. Нам, тебя пережившим людям, Ты обязан простить всё это, Если вдруг мы тебя забудем, Вот тогда нам прощенья нету. Ведущая. И чёрным пеплом Белый снег ложился на город, Погруженный в мерзлоту. Мороз такой, что, если б были птицы, Они бы замерзали на лету. И от домов промёрзших, от заводов На кладбища – всё новые следы. Ведь людям без огня и без воды Ещё трудней, Чем сквозь огонь и воду. Но город жив! Он выйдет из бомбёжек, Из голода, из горя, из зимы… И выстоит… Иначе быть не может: Ведь это говорю не я, а мы! Разрывы снарядов. Ведущий. 27 января 1944 года. Ведущая. Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало… Казалось, что всё небо грохотало… Приветствуя великое начало Весны, уже не знающей преград! Гремел неумолкаемо салют Из боевых, прославленных орудий, Смеялись, пели, обнимались люди. На экране кадры военного салюта. Входят юноша и девушка, в руках цветы. Юноша. Пискаревское кладбище. Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане: мужчины и женщины, дети. Девушка. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всей жизнью они защищали тебя, Ленинград! Юноша. Имён благородных мы всех перечислить не можем. Так много их под вечной охраной гранита. Девушка. Вечная слава героям! Юноша. Вечная слава! Звучит «Реквием» Моцарта. Сцена 6 Ведущая. 460 писем написали они друг другу, хранили их в чемодане, который открыли через 40 лет. Она. Неотступно думаю о тебе, тебе уже 21 год. Такое ощущение, будто по капле вытекает неудержимо из меня жизнь. Как её уберечь? Нет, я не умру, я буду здорова, я увижу тебя. Я завалена книгами, и все прекрасны, но я почти не могу читать, хотя температура невысокая. Задыхаюсь. Дышать очень трудно. Неужели мир так мал? И время всех веков так коротко? Люблю тебя. Он. Я с тобой мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои косы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь что-то сказать тёплое, ласковое, хочу и не могу. Любочка! Я с тобой! Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твоё последнее письмо. Знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись. Она. Какое это счастье получить твоё письмо! Силы сразу прибавились, дышать стало легче, так хочу жить, чтобы увидеть тебя, хочу дожить до Победы. Он. Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на убитых, на изуродованные места, что я так люблю. Любочка! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом. Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе. Ведущая. «Во имя жизни и любви» – так называется фильм, созданный Ленинградским телевидением. Этот фильм о семье Жаковых, Любови Владимировне и Льве Андреевиче, письма которых только что прозвучали. В 1941 году им было по 17 лет. Звучит вальс. Ведущий. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло… Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло!» Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим ты Спасла меня. Звучит вальс. Ведущий. Мы шли и шли в атаки неустанно. Берлин пылал. Дымился каждый дом. А май свечами укрывал каштаны В разрытом парке, где катился гром. Шёл жаркий бой за каждый дом и выступ, Валились башни в сломанных крестах. Как жаждали мы ринуться на приступ, Пробиться к центру, где горит рейхстаг. Ведущая. Ещё горячкой боя сердце билось, А в мир уже вступила тишина, Как будто время здесь остановилось, Не веря вдруг, что кончилась война. Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова. Выходят юноша и девушка в светлых одеждах. Юноша. Я знаю, никакой моей вины в том, что другие Не пришли с войны, В том, что они – кто старше, Кто моложе остались там, И не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь. Речь не о том, но всё же, всё же, всё же… Девушка. Чем дальше мы уходим от войны И нас с тобою тишина объемлет, Тем всё сильней и явственней Слышны её раскаты, вздыбившие землю. Чем дальше мы уходим от войны И чем спокойней синие закаты, Тем резче нам в закатной мгле видны Огнём войны обугленные хаты. Чем дальше мы уходим от войны, Сполна всю горечь этих лет, познавши, Не понаслышке, не со стороны, Тем ближе нам воспоминанья наши. Чем дальше мы уходим от войны И чётче обнажаются вершины, Тем полнозвучней голос тишины, Тем всё понятней, что мы совершили. На сцену выходят учащиеся, говорящие от имени тех, кто не дожил до Победы. 1-й. Я убит подо Ржевом, Тот убит под Москвой. Где вы, воины, где вы, Кто остался живой? 2-й. В городах миллионных, В сёлах, дома, всемье, В боевых горнизонах? Не на нашей земле? 3-й. Ах, своя, ли чужая, Вся в цветах иль снегу… 4-й. Я вам жить завещаю, что я больше могу! 5-й. От неизвестных и до знаменитых, сразить которых годы не вольны, нас двадцать миллионов незабытых, убитых, не вернувшихся с войны. Песня: «Как молоды мы были». Ведущий. И в День победы сходим с пьедестала, И в окнах свет покуда не погас, Мы все, от рядовых до генералов, Находимся незримо среди вас. Звучит песня «Журавли», Музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова. Выходят две девушки, одна в чёрном, другая в белом платье, в руках лавровые венки. Первая. Пусть не все герои – Те, кто погибли. Павшим – вечная слава! Вечная слава! Вторая. Вспомним всех поимённо, Горем вспомним своим. Это нужно не мёртвым, Это нужно живым. Первая. Люди Земли! Убейте войну, Прокляните войну, Люди Земли!!! Ведущая. Мечту пронесите через года И жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придёт никогда, – Заклинаю, – ПОМНИТЕ! Звучит «Реквием» В. Моцарта. Минута молчания. Песня: «Как ты выжил солдат». Заключительное слово учителя. Песня: «Россия». |