Методическая разработка по учебному предмету Живопись в 1 классе дхш на тему
Скачать 1.91 Mb.
|
1 Муниципальная организация дополнительного образования «Детская художественная школа городского округа Прохладный» Методическая разработка по учебному предмету «Живопись» в 1 классе ДХШ на тему: «Поэтапное выполнение натюрморта из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» Разработала: преподаватель высшей категории Чернова Снежана Александровна 2017 г. 2 АННОТАЦИЯ В методической разработке отражены проблемы, которые возникают у учащихся 1 класса ДХШ на уроках учебного предмета «Живопись» при работе над натюрмортами – это трудность в создании гармоничных, эмоционально-выразительных по цвету образов, однообразие и стереотипность в цветопластическом решении натюрморта, а в частности, возникающие сложности восприятия нюансов цветовых сочетаний при передаче колористической гаммы натюрморта. На примере поэтапного выполнения задания по теме: «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» отражены этапы освоения основ колористики, а также показаны приёмы, помогающие развить у учащихся восприятие нюансов цветовых оттенков при передаче сближенной цветовой гаммы. 3 СОДЕРЖАНИЕ I. Аннотация 2 II. Введение 4 1. Актуальность методической работы 4 2. Основные цели и задачи 4 3. Отличительные особенности методической работы 5 4. Возраст обучающихся 5 5. Сроки выполнения задания. Формы и типы занятий 5 6. Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов 6 7. Ожидаемые результаты обучения 6 III. Основная часть 6 1. Характеристика темы 6 2. Основные акценты в методике преподавания учебного предмета «Живопись» в 1 классе 7 3. Роль натюрморта в заданиях по учебному предмету «Живопись» 7 4. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся 1 класса на уроках живописи 8 5. Основы цветоведения 9 6. Приёмы и методы, помогающие развить у учащихся восприятие нюансов одного цвета и научить видеть разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы. Роль краткосрочных этюдов на определение цветовых отношений 11 7. Рекомендации поэтапного ведения работы акварелью над натюрмортом в сближенной цветовой гамме 13 8. Планы – конспекты занятий к заданию 21 IV. Заключение 26 V. Список используемых источников 27 VI. Приложение 28 4 ВВЕДЕНИЕ Актуальность методической работы и её практическая значимость Так как основу учебного предмета «Живопись» в 1 классе составляет развитие у учащихся умения работать над цветовыми отношениями, строящимися на цветовой гармонии и большая часть тем отводится цветовым гармониям, выполнение методической разработки по теме «Поэтапное выполнение натюрморта из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» является актуальной. Актуальность методической разработки заключается в том, что в ней отражены основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся первого года обучения на уроках учебного предмета «Живопись», а также показаны эффективные способы их решение на примере конкретного учебного натюрморта. Задание, этапы выполнения которого представлены в разработке, поможет раскрыть и развить творческий потенциал каждого учащегося, сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; привить интерес к учебному предмету «Живопись»; развить у учащихся восприятие нюансов цветовых оттенков и научит видеть и передавать в своих работах разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы, а также научит практическим навыкам и приёмам ведения работы в технике письма акварелью. Применение её на уроках живописи позволит преподавателю доступно объяснить и наглядно показать, как грамотно поэтапно вести работу над натюрмортом в сближенной цветовой гамме. Основные цели и задачи Цель: на основе теоретического анализа учебно - методической специализированной литературы и педагогического опыта, а также творческо-практической работы проанализировать проблемы, возникающие у учащихся 1 класса ДХШ на уроках учебного предмета «Живопись»; 5 разработать методическую разработку с наглядным материалом поэтапного выполнение натюрморта из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону. Задачи: разработать планы - конспекты занятий; выполнить самостоятельную творческую работу по данной теме; разработать и внедрить приемы реализации поэтапного выполнения задания по теме: «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону». Отличительные особенности методической работы Отличительная особенность данной работы заключается в том, что в процессе её реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности каждого учащегося в живописи. Данное задание помогает развить у учащихся восприятие нюансов цветовых оттенков и научить их видеть разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы, а также освоить приёмы работы акварелью. Возраст обучающихся Выполнение задания по теме «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» проводится в 1 классе на уроке живописи. Возраст обучающихся 10 – 12 лет. Сроки выполнения задания. Формы и типы занятий На выполнение задания в 1 классе по учебному предмету «Живопись» по теме «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» даётся 9 часов – это 3 аудиторных занятия по 3 урока. Продолжительность уроков – 40 минут. Занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий, численностью до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу, 6 которая необходима для закрепления пройденного материала. На самостоятельную работу даётся 6 академических часов. Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов Во время проведения занятий применяется поурочный, тематический, отметочный и итоговый контроль знаний. Уровень усвоения материала выявляется в последовательном выполнении всех этапов работы над натюрмортом, умении применить теоретические знания на практике. В процессе обучения преподаватель ведёт индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого. Ожидаемые результаты обучения По итогам выполнения задания в 1 классе по учебному предмету «Живопись» по теме «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» учащиеся закрепят, полученные раннее, знания об основах цветоведения, цветовых отношениях, цветовой гармонии, колорите. У учащихся должно улучшиться восприятие нюансов цветовых оттенков и умение видеть разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы. При выполнении задания освоят на практике поэтапное ведение работы над натюрмортом, научатся использовать в процессе работы различные приёмы техники письма акварелью, умение вести поиск тонких цветовых отношений, а также умение передать форму и материальность предметов. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Характеристика темы Курс живописи является одним из важнейших разделов учебного процесса детской художественной школы. Среди всех видов изобразительного искусства живопись особенно выделяется, так как ей доступно воспроизведение на плоскости объёма предметов, их материальной плотности фактуры, глубины изображаемого пространства, окружающей предметы световоздушной среды, впечатляющих эффектов освещения, она воплощает образы действительности в их красочном многообразии. 7 Живопись способна запечатлеть и раскрыть сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека и природы. Основные акценты в методике преподавания учебного предмета «Живопись» в 1 классе Для успешной работы на занятиях живописи в 1 классе, где цвет играет важную роль, учащимся необходимо усвоить основные законы цветоведения, художественные и эстетические свойства цвета, закономерности создания цветового строя, колорита, понятия цветовой гармонии и декоративности цвета, а также познакомиться с различными приёмами использования контрастов, с соотношениями цвета с другими компонентами художественной формы, такими как линия, пластика, светотень. Учащиеся первого класса знакомятся со свойствами живописных материалов, приемами работы акварелью и гуашью, получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, а также навыки построения цветовой гармонии. Обучение теории живописи и живописной практике уделяется большое внимание. Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты является одним из важнейших условий успешного обучения учащихся в детской художественной школе. Только опираясь на прочные теоретические положения профессиональной грамоты, можно успешно усвоить практические навыки мастерства и заниматься творчеством. Роль натюрморта в заданиях по учебному предмету «Живопись» Как бы глубоко не изучалась теория, мастерство в любом виде искусства приобретается главным образом в процессе многочисленных, систематических и последовательных практических упражнений, выполняя которые учащиеся развивают руку, глазомер, учатся видеть пропорции и тончайшие градации светотени и цвета, знакомятся с палитрой и приобретают навыки составления тёплых и холодных нюансов цвета, острую 8 наблюдательность и чувство композиции. Все эти качества грамотного реалистического изображения можно приобрести при выполнении учебных натюрмортов. Именно натюрморт является особенно ценным объектом изображения для познания основ изобразительной грамоты. При выполнении этюдов натюрморта у учащихся 1 класса часто возникают проблемы колористического решения живописного произведения и сложности в использовании законов цветовой композиции, а также затруднения при передаче изменений локального цвета предметов под влиянием световоздушной среды и передаче пространства. Комплексные решения перечисленных проблем способствуют успешному выполнению в дальнейшем более сложных задач. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся 1 класса на уроках живописи Дети 10 – 12 лет, поступившие в первый класс ДХШ имеют небольшой опыт работы с цветом. Определённые навыки работы с цветом они получили в образовательных учреждениях и начальной школе. При поступлении в детскую художественную школу, при сдаче вступительных экзаменов по живописи и композиции, для большинства ребят этой возрастной группы характерно плоскостное решение образов, предметов в рисунках, каждый из которых раскрашен каким – либо одним цветом. В своих рисунках ребёнок пытается передать естественным образом свои чувства, образы, соответствующие его уровню сознания и воображения. Именно цвет является тем важным элементом, экспериментируя с которым ребёнок развивает художественное восприятие мира. На первых занятиях живописи в первом классе ДХШ преподаватели определяют уровень подготовки учащихся, где уже в первых работах видны характерные ошибки: использование готовых цветов из наборов красок, нет навыков работы с палитрой для нахождения более сложных оттенков. Задача преподавателей ДХШ – развить у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всём его многообразии цветовых отношений. 9 Развитие цветового восприятия нюансов одного цвета на уроках живописи, поможет детям выполнять работы более гармоничные по цвету и колориту. Перед учащимися откроются большие возможности при живописном решении, не только учебных постановок, но и при выполнении работ на занятиях станковой и прикладной композициях. Основы цветоведения. Одна из главных составляющих подготовки обучающихся в художественной школе – колористическая подготовка требует особого внимания, поскольку колористическая способность является общей для многих видов изобразительной деятельности (живопись, цветная графика, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В настоящее время среди учебных дисциплин в ДХШ живопись считается ведущим предметом, где цвет имеет первостепенное значение, что позволяет целенаправленно осуществлять колористическую подготовку, развивать колористические способности учащихся. Поэтому исследование проблемы колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи становится особенно актуальным. Колористическая подготовка учащихся ДХШ в процессе обучения живописи включает усвоение колористических знаний, умений и навыков, к которым относятся: знания в области теории цвета; живописная грамота; знание колористических понятий и умение их применить на практике; колористические умения, необходимые для развития таких способностей, как ощущение и восприятие цвета, цветовая память и представление цвета, образное мышление и воображение, эмоциональная отзывчивость на цвет, переживание и чувство цвета, техническое исполнение в избранном красочном материале и цветовоспроизведение, выражение мысли, настроения цветом. Отмечая обусловленность развития способностей уровнем усвоения знаний, умений и навыков, многие психологи и художники-педагоги связывают недостатки живописных работ учащихся с недостаточной организацией колористической деятельности, которая играет 10 существенную роль в создании художественного образа. Следовательно, уровень колористической подготовки в ДХШ, отражающий степень сформированных колористических знаний, умений, навыков и развитие колористических способностей учащегося, может определять его дальнейшую профессиональную направленность. В этой связи одной из важных методических проблем является организация обучения живописи, способствующего целенаправленной колористической подготовке, развитию колористических способностей учащихся. При выполнении натюрморта в сближенной цветовой гамме необходимо уделить большое внимание основам цветоведения, основным принципы колористики. Более подробно остановиться на информации о родственных и родственно – контрастных цветах. Родственные цвета - это цвета, расположенные рядом в цветовом круге. К родственным цветам и оттенкам относятся те, которые располагаются в одной четверти цветового круга и объединены каким-либо цветом. Например, можно составить сочетание желтого, желтовато-зеленого и желто-зеленых тонов. Существует четыре группы родственных цветов: желто-зеленый, желто-красные, красно-синие и сине-зеленые. Родственно-контрастные цвета - это цвета, лежащие в разных четвертях цветового круга. Родственно-контрастными имеются такие цвета, которые располагаются в лежащих рядом четвертях цветового круга. Они, как правило, объединяются общим оттенком. В цветовом решении композиций можно использовать четыре сочетания, родственно-контрастных цветов желтовато-зеленого и сине-зеленый, сине-зеленый и сине-красный, желто- зеленый и желто- красный, красно-синий и красно-желтый. При сочетании родственно-контрастных цветов и оттенков необходимо придерживаться правила гармонии. Гармоничным сочетанием таких красок будет лишь в том случае, если количество общего цвета будет одинаковым в обоих оттенках. Сочетание родственно-контрастных цветов выглядит более насыщенным, нежели сочетания родственных оттенков. Родственные сочетания цветов — это сравнительно сдержанная уравновешенная 11 спокойная колористическая гамма, особенно когда они не содержат резких светлотных противопоставлений. Гармония родственных цветов основана на похожести цветовых тонов и на легком их противопоставлении. Выполнение натюрморта в сближенной цветовой гамме поможет учащимся улучшить восприятие нюансов цветовых оттенков и колористической гаммы. Цветовая гармония – важнейшее средство художественной выразительности в живописи. Это согласованность цветов между собой, их равновесие и созвучие, основанное на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Приёмы и методы, помогающие развить у учащихся восприятие нюансов цветовых оттенков и научиться видеть разнообразие оттенков цветов сближенной цветовой гаммы Роль краткосрочных этюдов на определение цветовых отношений На первых порах обучения начинающие художники, как правило, пытаются копировать объекты натуры «в упор». Внимательно и поочерёдно они присматриваются к предметам, тщательно выписывают детали. В результате получается дробное и пёстрое изображение. Этот недостаток происходит от неумения передавать на этюде большие цветовые отношения между предметами натуры. В живописи любых объектов (натюрморте, пейзаже) следует научиться, прежде всего, находить цветовые отношения между основными обобщёнными пятнами предметов или объектов натуры. Умение цельно воспринимать объекты натуры и находить большие, основные цветовые пятна – необходимый профессиональный навык, который должен быть выработан сначала обучения живописи. Необходимо на начальном этапе ведения работы над натюрмортом выполнять этюды небольших размеров и находить, прежде всего, основные цветовые отношения. В этюдах малых размеров устраняется дробность воспроизведения деталей, так как художник не стремиться к «списыванию» с натуры, а разбирает большие цветовые отношения. Цель выполнения краткосрочных этюдов может быть различна: в одном случае этюд выполняется перед началом длительной работы и в нём анализируются и 12 изучаются цветовые отношения натуры, фиксируется первое впечатление о её колористических данных; в другом – для дополнительного, конкретного изучения формы. Выполняются этюды и на изучение отдельных закономерностей живописи: состояния общей освещенности, единства и родства колорита. Общее тоновое и цветовое состояние натюрморта можно хорошо пронаблюдать и понять, если выполнить несколько краткосрочных этюдов с одной и той же простейшей натурной постановки, но расположенной на разном расстоянии от источника света. Эти учебные постановки и выполненные с них этюды помогут понять как выглядят светотень и цвет отдельных предметов, общее тоновое и цветовое состояние натуры в зависимости от усиления или ослабления освещённости. Важно выполнить краткосрочные этюды на колорит, на единство и гармонию цветового строя. Постоянные упражнения развивают необходимое чувство контраста цветовых различий, наблюдательность, живописное видение, умение мастерски владеть изобразительными средствами. Общие и большие цветовые отношения между основными объектами натуры, выдержанные в определённом цветовом масштабе – это живописная основа построения цветового строя изображения, то есть колорита. На этой основе осуществляется дальнейшая, более детальная цветовая нюансировка объектов, которая является результатом внимательного наблюдения. Любую натурную постановку следует рассматривать как единый цельный образ. Все предметы или объекты натуры – это части единой живописной картины, цветовое звучание которой проявляется при целостном её восприятии и изображении. Практические советы 1. Краткосрочные этюды на общий тон поначалу лучше выполнять в технике «гризайль». Это сосредоточит внимание только на тональной передаче, научит чувствовать тональную шкалу и определять самое светлое и тёмное место в натурной постановке. 2. Прежде чем приступить к написанию этюда красками, надо проделать не мало работы: решить его композицию, выполнить подготовительный 13 рисунок под живопись. При поиске композиции этюда необходимо выбрать точку зрения, выполнить схематические зарисовки и наброски, в которых определяется формат этюда, места основных пространственных планов и предметов. В подготовительном рисунке создаётся перспективно – пространственный строй этюда: определяются пропорции, намечаются границы предметов и их светлотных масс. На этой основе формируется дальнейшее живописно -пластическое решение этюда. Цветные этюды – наброски можно делать кистью в один приём, сохраняя свежесть первого впечатления. 3. Наряду с этюдами, направленными на изучение колорита, в учебном процессе должны иметь место этюды – наброски «силуэтным пятном». Их цель – быстро и в лаконичной форме фиксировать основные тональные или цветовые отношения предметов, характерные пропорции. Наброски кистью «пятном» приучают видеть всю форму в целом. Рекомендации поэтапного ведения работы акварелью над натюрмортом в сближенной цветовой гамме. При выполнении этюда натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать следующие: 1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа; 2) линейно-конструктивное решение формы с учетом их пропорций, движения и пространственного положения; 3) определение общего цветового тона; передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре; 4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы; 5) обобщающий этап работы над завершением этюда; выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому. 14 В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительно выполненный эскиз. Прежде, чем приступить к выполнению учебного задания, проводится своего рода подготовительная работа. С натуры выполняются наброски и зарисовки карандашом и в цвете. В этих набросках определяется общая композиционная схема натюрморта. Вучебной натюрмортной постановке учащемуся предлагается решить несколько задач; передать с помощью светотеневых и цветовых отношений цельность группы предметов, их объём и освещённость. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы – её высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету – учащийся определяет формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находит тональное и цветовое решение сближенной цветовой гаммы. К тонкости поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от груп- пы предметов. Это важно для определения композиционного центра. 15 Второй этап работы начинается с линейно-конструктивного построения отдельных предметов, с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Особое внимание должно быть уделено положению каждого предмета в пространстве с учетом перспективного сокращения поверхностей, образующих объем. С этой целью следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований предметов, что позволит правильно определить положение на горизонтальной плоскости одного предмета относительно другого и тем самым распределить их по планам в глубину. Удачное решение натюрмортной композиции во многом зависит от избранной зрительной позиции. От уровня зрения сильно зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Более открытая горизонтальная плоскость увеличивает протяжённость пространства, позволяет яснее увидеть планировку предметов в пространстве, почувствовать ритм в сочетании элементов, составляющих натюрморт. 16 Третий этап работы над этюдом натюрморта связан с определением общего цветового тона, выявлением большой формы при помощи тонально- цветовых отношений как между предметами, так и фоном. Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных и цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта. Определение и уточнение общего состояния тонально-цветовых отношений, предметов по светлоте, цветовому тону и насыщенности является важнейшим условием гармоничной настройки тонально-цветовой гаммы в этюде. Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов. Действие контрастов – тональных и цветовых, контрастов форм и размеров – в полной мере относится и к жанру натюрморта. В этой связи при изображении натюрморта контрасты необходимо внимательно проанализировать в натурной постановке. Изображая натюрморт, всегда нужно помнить о композиционном центре, о том, что нельзя допускать равнозначных по напряжению тоновых или 17 цветовых пятен, так как это ведёт к дробности и потере композиционной цельности картины. В начале обучения, когда трудно взять правильный цвет и в тоне, и в светлоте, и в насыщенности сразу, лучший способ работы – это последовательная и внимательная проработка натюрморта от слабо насыщенных цветов к постепенному насыщению изображения сочными цветовыми отношениями. Надо помнить при этом особенности поведения отдельных красок в их последующих смесях с другими красками, так как в некоторых случаях невозможно изменить положенный оттенок посредством дополнительных многослойных наложений. Живопись акварелью построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами. Это важно для того, чтобы, добиваясь нужного цветового тона, продуманно делать первоначальные прокладки, с таким расчетом, чтобы 18 последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания. Не надо наслаивать большое количество краски, нужно стараться выполнять этюд в два-три слоя. Утеря прозрачности вместе с тем ведет к нарушению яркости и сочности тона. Белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придает ему особую про- зрачность и звучность. Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы – вливать один мазок в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали. Четвертый этап работы над этюдом предусматривает моделировку объемной формы предметов с выявлением градаций светотени и материальных качеств всех элементов натюрморта. Моделирование предметов, лепка их формы проводятся с учетом тонового и цветового состояния освещенности и вместе с тем зависит от степени контрастов теплых и холодных оттенков, взаимных рефлексов. Прорабатывая отдельные предметы или детали, не следует доводить их до полной завершенности сразу, надо все время вести их сравнение как между собой, так и с натурой, следя за тонально-цветовыми отношениями. В ходе детальной проработки этюда натюрморта может оказаться, что отдельные части будут как бы переделаны, благодаря чему этюд воспринимается дробно. Пестрота в этюде может быть и за счет нарушения тонально-цветовых отношений между предметами первого и последующих планов. 19 Поэтому завершающий пятый этап работы над этюдом натюрморта должен быть направлен на установление целостности изображения, которое достигается, с одной стороны, обобщением как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане, с другой – конкретизацией предметов первого плана. Если отдельные красочные пятна выпадают из цветового строя, «вырываются» вперед или «проваливаются» в глубину, то их слегка перекрывают недостающим по силе цветом. Усиление или ослабление общего цветового тона в акварельной живописи требует особой осторожности в прокладке завершающих красочных слоев. Наиболее важным приемом обобщения этюда является уменьшение чрезмерной резкости границ цветовых пятен изображения. Для этого необходимо иметь чистую кисть и воду. При ослаблении общего тона акварельного этюда кисть периодически смачивают водой и пользуются ею так, чтобы в местах резких границ и чрезмерно жестких контуров нажим был более значительным, чем на других участках живописной поверхности. 20 На завершающем этапе этюда приемы усиления и ослабления общего тона в акварельной живописи могут успешно использоваться только тогда, когда одновременно учитывается главный центр композиции. Именно подчинение деталей целому и выявление основной группы предметов с образно- смысловым содержанием дают возможность решить учебные задачи в этюде. Качество учебной работы в начальном периоде обучения следует видеть в том, насколько удалось в натюрморте передать освещение, объемную форму предметов, материальность, общее тоновое и цветовое решение натуры. 21 Учебный предмет «Живопись» 1 класс Планы – конспеты занятий к заданию по теме: «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» 9 часов Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого учащегося, сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; привить интерес к предмету; научить практическим навыкам и приёмам ведения работы в живописи. Задачи:Образовательные: выявление и закрепление полученных знаний и навыков об основах цветоведения, цветовых отношениях, о цветовой гармонии; усвоение понятия натюрморт; передача живописными средствами изображения натюрморта с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы; обучение умению поэтапного ведения работы над натюрмортом в сближенной цветовой гамме; освоение основных закономерностей и средств композиции при работе над натюрмортом; обучение умению выполнять краткосрочные этюды. Развивающие: развитие творческого потенциала, эстетического понятия, расширение кругозора учащихся, активизация наблюдательности у детей; развитие образного мышления, глазомера. Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, внимательности, наблюдательности. Методы обучения: наглядный метод: знакомство с иллюстративным и методическим материалом; словесный метод: объяснение, рассказ; практический метод: практическая самостоятельная работа. Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов, образцы педагогического рисунка с поэтапным ведением работы, тематические работы учащихся из фонда. Материалы: бумага А3, бумага для эскизов А4, акварель, кисти, пр. карандаши, палитры. 22 Оборудование: натюрмортный стол с постановкой, софит, планшеты, мольберты, доска. Освещение: искусственное, боковое. Занятие 1. (3 часа) Задачи: обучение умению и навыкам поэтапного ведения работы над учебным натюрмортом с натуры большими цветотональными отношениями, согласно правилам и законам передачи и объёма в живописи; понятие о краткосрочных этюдах, композиционное решение листа, эмоциональное восприятие цвета. План - конспект I. Объяснение нового материала. 1. Основы цветоведения. Повторение пройденного материала об основах цветоведения. Понятие о родственных цветах, сближенной цветовой гамме. 2. Понятие о краткосрочных этюдах и их роли при выполнении работы над этюдом натюрморта из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону 3. Поэтапное ведение работы над постановкой. 4. Развитие цветового восприятия нюансов одного цвета. 5. Основные правила передачи локального цвета, формы и объёма предметов в живописи: каждый предмет обладает своим локальным цветом; локальный цвет изменяется под воздействием источника света и воздушной среды; освещаемая часть предмета приобретает оттенки источника света; локальный цвет предметов приобретает цветовые оттенки рядом расположенных предметов, фона, драпировок; все цвета натуры взаимообусловлены и находятся в определённой зависимости друг от друга, в определённых цветовых отношениях; реалистически правдиво изобразить натуру – значит передать отношения между предметами по цветовому тону, насыщенности и светлоте, передать их цветовые различия. 23 6. Показ поэтапного выполнения краткосрочных этюдов с пояснениями. 7. Основные требования к начальному этапу – выполнению подготовительного рисунка: а). анализ формы предметов постановки; б). композиционное размещение предметов на плоскости листа бумаги; в). конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости; г). указание границ светотени. II. Самостоятельная работа. 1. Выбор натюрморта из двух предложенных постановок. 2. Внимательное изучение натуры, выбор места. 3. Выполнение краткосрочных этюдов небольших размеров, соблюдая этапы ведения работы: поиск композиционного решения натюрморта; подготовительный рисунок натюрморта в виде наброска; определение общего цветового и тонового строя натюрморта. 4. Разбор с учащимися выполненных краткосрочных этюдов, выбор наиболее удачных. 5. Выполнение подготовительного рисунка на формате А3, учитывая результат проделанной работы предварительными разработками. Перед самостоятельным выполнением подготовительного рисунка, практический показ преподавателем начального этапа ведения работы над натюрмортом. III. Анализ проделанной работы. 1. Просмотр разработок и краткосрочных этюдов, подготовительного рисунка. Обсуждение с учащимися результатов проделанной работы. 2. Выставление оценок с пояснениями преподавателя. Занятие 2. (3 часа) Задачи: закрепление навыков поэтапного ведения работы над натюрмортом; закрепление у учащихся понятий об изменении ловального цвета под 24 влиянием световоздушной среды; определение общего цветового состояния натюрморта. План – конспект I. Повторение пройденного материала. 1. Основные этапы выполнения краткосрочного этюда. 2. Выполнение подготовительного рисунка. Этапы. II. Объяснение нового материала. 1. Поэтапное ведение работы в цвете над натюрмортом на основе краткосрочного этюда. 2. Показ преподавателем начального этапа первой прописки натюрморта с пояснениями. Техника письма акварелью. III. Самостоятельная работа. 1. Поэтапное ведение работы над натюрмортом в цвете. Начало первой прописки цветом, учитывая результаты проделанной работы над краткосрочными этюдами. IV. Анализ проделанной работы. 1. Просмотр работ. Обсуждение с учащимися результатов первой прописки. 2. Выставление оценок с пояснениями преподавателя. Задание 3. (3 часа) Задачи: закрепление навыков поэтапного ведения работы над натюрмортом; уточнение учащимися изменения локального цвета под воздействием световоздушной среды, их объёма, фактуры. Детальная проработка натюрморта. Определение общего цветового состояния натюрморта в сближенной цветовой гамме. План – конспект I. Повторение пройденного материала. 1. Обсуждение результатов первой прописки. II. Объяснение нового материала. 25 1. Завершение работы над передачей колористической гаммы натюрморта, с четким определением тонального (светлотного) и пространственного решения натюрморта. 2. Особенности ведения заключительного этапа ведения работы над натюрмортом в сближенной цветовой гамме: а). работа над композиционным центром натюрморта (детальная проработка главного), обобщение второстепенного. III. Самостоятельная работа. 1. Выполнение заключительного ведения работы над натюрмортом: а). уточнение колористической гаммы натюрморта; б). уточнение формы, объёма предметов с учетом изменения локального цвета; в). взаимосвязь предметов с фоном; г). детальная проработка главного, обобщение второстепенного. IV. Анализ проделанной работы. 1. Просмотр работ. Обсуждение с учащимися качества выполненной работы. Выставление оценок с пояснениями преподавателя. 26 Заключение Выполнение методической разработки актуально для школы, так как в ней проанализированы проблемы, которые возникают у учащихся 1 класса ДХШ на уроках учебного предмета «Живопись» при работе над натюрмортами. На примере поэтапного выполнения задания по теме: «Натюрморт из трёх предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне, гармоничных по общему цветовому тону» отражены этапы освоения основ колористики, а также показаны приёмы, помогающие развить у учащихся восприятие нюансов цветовых оттенков при передаче сближенной цветовой гаммы. В дальнейшем можно продолжить разработку в области колористики, цветоведения. Наблюдение и анализ процесса обучения живописи показывают, что недостаточно внимания в ДХШ уделяется глубокому изучению понятий цветоведения и осмысленному применению их детьми в решении как отдельных учебных, так и творческих живописных задач. Для овладения учащимися грамотой живописного изображения необходимо осмысление теоретических основ цветоведения, осознанное практическое и творческое применение их в решении живописных задач. На практике одним из методических недостатков является изучение колористических понятий на вербальном уровне, без практической проработки, поэтому важно в этой области поводить исследования и выполнять разработки по данной теме, основываясь на которые можно улучшить учебный процесс. 27 Используемая литература: 1. Бесчастнов Н. П. «Живопись»,г. Москва, издательство «Владос», 2001 г. 2. Кирцер Ю. М. «Рисунок и живопись», г. Москва, издательство «Академия», 1998 г. 3. Сокольникова Н М. «Основы живописи». г. Обнинск, издательство «Титул», 2001 г. 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Повторение основ цветоведения на примере цветового круга. 2. Многообразие нюансов цветовых оттенков. 29 3. Родственные и родственно – контрастные цвета. 30 4. Примеры этюдов натюрмортов, выполненных в сближенной цветовой гамме Этюды, выполненные акварелью 31 32 5. Варианты родственных сочетаний цветов, встречающиеся в природе. 33 6. Поэтапное ведение работы над натюрмортом акварелью. Первый этап работы над натюрмортом. Выполнение подготовительного рисунка. 34 Первая прописка цветом. Вторая прописка цветом. 35 Заключительный этап. 36 |