Главная страница
Навигация по странице:

  • Методическая разработка: «Преподавание музыкально-теоретических дисциплин. Проблемы и методы обучения в

  • План. Введение. Цель и задачи.

  • Сравнительный анализ учебных и методических пособий по предметам музыкально-теоретического цикла. Достоинства и недостатки. Заключение.

  • Список используемой литературы и источников. Введение.

  • Сравнительная характеристика методик преподавания Шатковского Г.И., Боровик Т.А., Кирюшина В.В.

  • Сравнительный анализ учебных и методических пособий по предметам музыкально-теоретического цикла. Достоинства и недостатки.

  • Список используемых источников и литературы

  • %22Преподавание музыкально-теоретических дисциплин. Проблемы и м. Методическая разработка Преподавание музыкальнотеоретических дисциплин. Проблемы и методы обучения в


    Скачать 48.84 Kb.
    НазваниеМетодическая разработка Преподавание музыкальнотеоретических дисциплин. Проблемы и методы обучения в
    Дата15.05.2022
    Размер48.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла%22Преподавание музыкально-теоретических дисциплин. Проблемы и м.docx
    ТипМетодическая разработка
    #530064

    Муниципальное автономное учреждение

    дополнительного образования

    «Школа искусств г.о.г. Шахунья Нижегородской области»

    Методическая разработка:
    «Преподавание музыкально-теоретических дисциплин. Проблемы и методы обучения в условиях современной эпохи на примере авторских методик Г.И. Шатковского, Т.А. Боровик, В.В. Кирюшина».

    Выполнила: преподаватель теоретических дисциплин

    Набойщикова Наталья Ивановна

    Шахунья, 2021 г.

    План.

    1. Введение.

    2. Цель и задачи.

    3. Сравнительная характеристика методик преподавания Шатковского Г.И., Боровик Т.А., Кирюшина В.В.

    4. Сравнительный анализ учебных и методических пособий по предметам музыкально-теоретического цикла. Достоинства и недостатки.

    5. Заключение.

    6. Список используемой литературы и источников.



    1. Введение.

    Преподавание теоретических дисциплин в современной педагогике, как никогда, изменило свой привычный облик. Методика проведения уроков сольфеджио и слушания музыки, музыкальной литературы, музыкальной грамоты несколько другая, чем много лет назад. На сегодняшний день она постоянно меняется, в нее вносятся новые элементы, подходы в преподавании; она расширяет свои цели и задачи в целом музыкального образования. Этот процесс обновления связан с многогранностью и многоликостью современной музыкальной культуры, которая предъявляет особые требования к умениям и навыкам преподавателя ДШИ и ДМШ.

    1. Цель – рассмотреть проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДШИ и ДМШ.

    Задачи:

    • изучить имеющуюся методическую литературу по выбранной теме;

    • обозначить наиболее популярные методики преподавания теоретических дисциплин в XXI веке;

    • выявить наиболее острые проблемы в преподавании теоретических дисциплин;

    • в рамках данной работы дать некоторые предложения в решении проблемы преподавания теоретических дисциплин в контексте современной эпохи1.

    Как отмечалось выше, методика преподавания теоретических дисциплин претерпела значительные изменения, и сегодня она отличается от методики преподавания в СССР. О преобразовании урока сольфеджио говорили многие теоретики в середине XX столетия. Например, Л. М. Масленкова2 в своей статье «О стилистических принципах воспитания слуха» (стр.68) пишет о том, что «сегодня расширились задачи в преподавании сольфеджио. Понимание предмета в его первоначальном смысле – как упражнение для пения по нотам с произнесением сольмизационных слогов – уже давно устарело для обозначения данной учебной дисциплины. В наши дни она обхватывает все более обширные и сложные области музыкального языка» (стр.69). По мнению автора, конечной целью предмета сольфеджио является «формирование высокоорганизованного слуха как обученного восприятия». Таким образом, уже в 80-х годах появляется мысль об изменении программы предметов теоретического цикла.




    1 Все пути решения проблем преподавания опираются на опыт и полученные знания в процессе обучения в РГК им. С. В. Рахманинова автора доклада, и являются его субъективной точкой зрения.

    2 Масленкова Людмила Михайловна – профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат искусствоведения.

    Вначале XXI столетия теоретики-методисты все чаще стали говорить о преобразованиях в содержании уроков сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы и эффективности преподавания данных дисциплин. Появляются новые программы обучения, рассчитанные на 4-5 и 8-9 лет обучения, задача которых состоит в том, чтобы дать обучающимся предпрофессиональное образование на начальном звене («школа»). Все это требует особого подхода в проведении урока, использование тех методов, которые подходят и помогают в освоении учебного материала.

    1. Сравнительная характеристика методик преподавания Шатковского Г.И., Боровик Т.А., Кирюшина В.В.

    На сегодняшний день существует достаточно много различных методик. Наибольшую популярность приобрели методики Г. И. Шатковского, Т. А. Боровик, Кирюшина В. В. Для того, чтобы понять суть методик, кратко их рассмотрим.

    В методике Г. И. Шатковского3 хочется отметить несколько важных и интересных моментов преподавания.

    • Во-первых; автор даёт ясные и простые для понимания определения, касающиеся музыкально-теоретического материала. Например: устойчивые ступени - это те, на которых можно остановиться, а неустойчивые – это те, на которых нельзя останавливаться. Ритм - это все длинные и короткие звуки, которые нужно прохлопывать и т.д.

    • Во-вторых; весь урок, все объяснения показывает игрой на фортепиано. Фортепиано - это продолжение его мысли и подтверждение того, что он говорит. И тем самым, дети всё сразу слышат на слух, тут же накапливается их слуховая база.

    • В-третьих; на уроке дети не пишут. Для Шатковского важно, чтобы дети уловили идею, главную мысль материала на уроке и это передали своим языком, по-своему, так как они его понимают.

    Помимо этого автор утверждает еще и такие немаловажные принципы и методы преподавания сольфеджио:

    - Принцип многократного повторения. Как отмечалось выше, дети на уроках не пишут в тетрадях определения, они их многократно в процессе урока повторяют.

    - Принцип сравнения. Всё усваивается через сравнения (попевки на мажор и минор: светлый день- темная ночь) и это развивает образное мышление

    - Принцип движения «от общего к частному» - «от простого к сложному». Шатковский много дает теоретического материала на первом же уроке. И даже если дети не всё сразу поняли, то через время, путем многократного повторения, они все поймут.

    - Все познается через движение, все элементы ритма, интервалы. Есть движение - есть развитие.





    3 Шатковский Григорий Иванович – доцент РАМ имени Гнесиных, педагог-практик, автор уникальной методике обучения музыке и раскрытия творческого потенциала, базирующуюся на нравственных принципах общей и музыкальной педагогики.

    - «Ошибка педагога». Ребёнок ставится в такие условия, когда он думает, потом говорит «да» или «нет». И это ставит ученика в такое положение, что ему приходится постоянно думать, находиться в процессе постоянной мыслительной деятельности.

    - Принцип доверия к ребёнку со стороны учителя (он говорит о политике, философии, эстетике), и это формирует ответную положительную реакцию к педагогу.

    - Применяет детскую психологию цвета, изображений, когда они смотрят на какую-либо картину. Тут же могут придумывать сказку и её обсуждать. Таким образом, развивается воображение, фантазия ребёнка и умение находить творческий подход к любой даже жизненной ситуации.

    Обозначенные принципы и методы доказали свою эффективность в практической работе с детьми в младших классах. Особенно хотелось бы выделить: принцип многократного повторения и метод всем определениям давать краткую,яснуюиупрощеннуюформулировку. Это даёт возможность ребёнку быстро запоминать много информации, и долго её сохранять в своей памяти, несмотря на каникулы, пропуски по уважительным причинам. Запоминая много на уроке, ученик меньше затрачивает времени на подготовку теоретического материала дома, тем самым у него освобождается время для работы над более сложным материалом (практической работы). Кроме того, данные принципы способствуют прохождению всего теоретического материала за 1,5 - 2 года обучения, что даёт преподавателю сольфеджио в старших даже в средних) классах заниматься основами гармонии, полифонии и анализа музыкальной формы.

    Методика преподавания Г. И. Шатковского находит достаточно много сторонников в среде преподавателей-методистов музыкальных учебных заведений. Они также придерживаются мнения, что не стоит растягивать прохождение теоретического материала на 7 лет обучения, поскольку это приводит к тому, что к окончанию музыкальной школы у обучающегося «каша в голове», а не полученные знания. Изучив данную методику, наши преподаватели по предметам музыкально-теоретического цикла, пришли к этому же мнению. Методика Шатковского может служить хорошим подспорьем в практике преподавания музыкального образования.

    Еще одной интересной методикой преподавания теоретических дисциплин является методика преподавания Татьяны Анатольевны Боровик4. Свои идеи преподаватель распространяет как в России, так и за рубежом. В своей педагогической деятельности автор использует образные и пластические символы,





    4 Боровик Татьяна Анатольевна музыковед, педагог, исследователь. Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Методика разработана в контексте классических и современных, российских и европейских систем развития музыкальности и детей.

    ритмодекламации в работе над развитием чувства ритма, предлагает переходные формы от речи к пению, пластические и двигательные аранжировки интонационного материала, активно использует на сольфеджио интерактивные тренажеры и тесты «онлайн». Её методика наполнена очень интересными находками, которые очень нравятся детям (особенно в младших классах) и их применение делает урок очень ярким, насыщенным различными художественными образами, и в целом воспитывает чувство прекрасного в учениках. Татьяна Анатольевна написала книгу для малышей 4-6 лет «Ти-ти ТА и ди-ли ДОН», а также имеет свой сайт5, где размещает постоянно обновляющуюся информацию по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе и происходит обмен опытом между преподавателями со всей России.

    Одной из самых интересных методик музыкально-теоретического цикла, является методика Кирюшина Владимира Викторовича6. Она основывается на эмоционально-образном восприятии ребёнка. Автор придумал серию сказок- мифов, с помощью которых рассказывает об интервалах, трезвучиях, септаккордах и т.д. Данный подход бывает очень полезен в работе с маленькими детьми при объяснении теоретического материала. Эта часть работы на уроке сольфеджио самая сложная для педагога, требующая от него владение максимального понятного языка в общении с учеником. Предложенные Владимиром Викторовичем Кирюшиным образы, впоследствии можно использовать в практической слуховой работе, например в определении на слух интервалов, трезвучий. У детей происходит образная ассоциация со сказками, и они легко определяют на слух интервалы, аккорды…

    Все выше перечисленные методы работы на уроках сольфеджио, слушании музыки и музыкальной литературе имеют свои преимущества, но не всегда подходят к применению в той или иной группе детей. Безусловно, каждый из авторов внёс весомый вклад в отечественную школу преподавания теоретических дисциплин, и нашел свои интересные формы и методы работы на уроках. Однако, преподаватель (особенно начинающий свою профессиональную деятельность), обращаясь к методике того или иного автора, должен отчетливо представлять себе зачем, для чего он использует тот, или иной подход и какие цели и задачи ставит перед собой. Этот очень важный аспект в работе, позволяющий достигать высоких результатов в своих учениках.

    В России есть много различной методической и учебной литературы. Наибольшую популярность приобрели такие сборники и методические пособия как: Рабочая тетрадь Т. Е. Калининой (с 1 по 7 класс), Ю. В. Фролова Учебник сольфеджио (с подготовительного класса по 6-7 класс), Н. А. Царева Уроки госпожи Мелодии (учебник по слушанию музыки с 1 по 3 класс), Л. Ю. Акимова Музыкальная литература (учебник в 4х частях), Шорникова М. И. Музыкальная литература. Рассмотрим некоторые пособия, в аспекте преимуществ и недостатков.





    5www.borovik.ucoz.ru

    6 Кирюшин Владимир Викторович педагог, академик геронтологии, автор методики эмоционально- образного развития музыкальных способностей у детей.


    1. Сравнительный анализ учебных и методических пособий по предметам музыкально-теоретического цикла. Достоинства и недостатки.

    Рабочая тетрадь Г. Ф. Калининой с 1 по 7 класс используется на протяжении многих лет преподавателями ДМШ и ДШИ. Но содержание учебного материала не всегда полно и точно излагаются в первом её разделе: «Краткие теоретические сведения», что бывает непонятным для учеников и часто приводит к незнанию того или иного материала по сольфеджио. Следующий её недостаток заключается в самих заданиях, которые предлагает автор использовать на уроках сольфеджио, и в домашней работе обучающимся. Они представляют собой (задания) построения интервалов, гамм, аккордов и другие виды письменной работы, что не является основой предмета «Сольфеджио». Постоянное использование этого пособия на уроке не дают педагогу возможность заниматься сольфеджированием, слуховым анализом и диктантом, поскольку в «Рабочей тетради» нет ни одного задания для пения, или определения на слух. И это не отвечает прямой направленности предмета «Сольфеджио»7. Учебные пособия Т. Е. Калининой могут помочь на начальном этапе обучения детям 1 класса, когда ученики учатся писать и запоминать расположение нот, длительности; а также может быть полезно на предмете «Элементарная теория музыки» в 8-9 классах8.

    Учебник сольфеджио Ю. В. Фроловой восполняет недостатки, рассматриваемого выше, учебного пособия (Рабочей тетради Т. Е. Калининой) и может быть используемым на уроках. В нём автор даёт чёткие ясные формулировки определений (которые часто подробно разъясняются), схемы дирижирования в размерах, включает в себя задания над ритмом, сольфеджирование, чтение с листа, пение с аккомпанементом. Учебник построен по урокам, к которым предлагаются домашние задания, в конце есть нужное нотное приложение. Это пособие очень полезно будет как для начинающих преподавателей сольфеджио, так и для тех, кто уже много лет работает в профессии.

    Тем не менее, данное учебное пособие имеет некоторые недостатки, заключающиеся в том, что первый учебник предназначен для подготовительного класса, которого не существует в программах последних лет в ДШИ и ДМШ. В связи этим преподаватели часто используют «Учебник сольфеджио. Подготовительный класс» Ю. В. Фроловой в первом классе, а учебник для 1 класса

    – во втором классе и т.д. Следующий недостаток заключается в том, что автор пособий для младших классов включает задания с элементами гармонии, анализа, что не всегда выполнимы учениками9. Темы, предлагаемые Юлией Васильевной





    7 «Сольфеджио» переводится как «пение по нотам» - непонятно как, пособие, состоящее из одних письменных заданий отвечает основному назначению предмета, направленного на формирование интонации, слухового восприятия.

    8 Использование «Рабочей тетради» может происходить по усмотрению педагога. Данное предложение является мнением автора настоящей работы.

    9 В наших ДШИ часто учатся дети с разными интеллектуальными способностями, с особенностями психофизического развития, которые не могут выполнять задания с повышенной сложностью.

    для прохождения в 7-летнем курсе обучения, растягиваются на несколько лет, что бывает не совсем логично, особенно для материала, который можно пройти в течение нескольких занятий. Например: интервалы Фролова Ю. В. проходит с 1 по 3 класс, в то время когда их можно изучить за несколько уроков, а в последующих классах этот материал закреплять в практической работе (пении, определении на слух). В целом, как отмечалось выше, Учебник сольфеджио очень удобен в применении на уроках теоретических дисциплин и отвечает основным требованиям преподавания по Федеральным Государственным требованиям предпрофессиональных программ.

    Учебные пособия по слушанию музыки и музыкальной литературе в большинстве случаев ориентированы на внеклассную работу обучающегося. Это книги Шорниковой, Л. Ю. Акимовой, где изложение материала дополняется вопросами по теме урока, некоторыми заданиями (Рабочая тетрадь по музыкальной литературе Л. Ю. Акимовой). Учебник по слушанию музыки «Уроки госпожи Мелодии» Н. А. Царевой является на сегодня практически единственным пособием по предмету «Слушание музыки», теоретической дисциплине которой мало уделяется внимания.

    Однако информационный ресурс на уроках музыкальной литературе не должен ограничиваться работой в указанных учебниках. Современные компьютерные технологии раздвигают привычные рамки предмета и дают возможность погружаться в мир классической музыки увлеченно, с глубоким интересом, прежде всего для обучающегося. В последнее время все чаще звучат мнения преподавателей-теоретиков об использовании инновационных компьютерных технологий на уроках сольфеджио, слушания музыки. В ВУЗах создают методики преподавания, на основе использования компьютера и Интернет-ресурсов. И для педагога ДШИ и ДМШ навыки владения ИКТ сегодня становится таким же необходимым средством усвоения материала, как и владение фортепиано. В подтверждение этому, хотелось бы привести ряд примеров.

    Несмотря на большую популяризацию использования компьютера в учебном процессе, существует опасность заполнять весь урок просмотрами обучающих фильмов, презентаций, видеороликами и т.д. Использование ИКТ должно быть как наглядным пособием и обязательно сопровождаться комментариями преподавателя. Об этом пишут и теоретики, подчеркивая целесообразность применения ИКТ. Работа с интерактивной доской не должна вытеснять традиционные формы работы и способствовать воспитанию интонации, слуха, умения мыслить. Об этом всегда должен помнить преподаватель-теоретик.

    Все выше перечисленные методики, учебные пособия формируют уроки теоретических дисциплин в сфере музыкального образования в ДШИ и ДМШ. Как

    показывает практика работы в этой области эти методы не всегда эффективны и приводят к высоким результатам по сольфеджио, музыкальной литературе. Это происходит в связи с тем, что данные предметы являются сложными в ДШИ и требуют особого, продуманного подхода преподавателя к проведению урока. В нашем современном мире, когда дети находятся в большом потоке информации, что накладывает отпечаток на сами дисциплины теоретического цикла – должно меняться содержание предмета, подходы в работе на уроке.

    1. Заключение.

    Резюмируя все выше сказанное, обозначим проблемы преподавания теоретических дисциплин в контексте современной эпохи:

    • некоторая профессиональная некомпетентность преподавателей- теоретиков. Она заключается в том, что многие коллеги (особенно часто пожилого возраста) продолжают работать так, как 20-30 лет назад, используя ту же учебную литературу, методику преподавания дисциплин, что является не совсем правильным подходом в современной методике10.

    • невладение навыками ИКТ, являющимися необходимым для преподавателя теоретических дисциплин.

    • имеющаяся учебная литература мало включает в себя примеров на современную музыку. Это приводит к тому, что ученикам не интересно на уроках сольфеджио, музыкальной литературы. Об этом говорят многие преподаватели теоретических дисциплин. А именно о необходимости вносить современную музыку в предмет сольфеджио (особенно в старших классах) и на её интонациях записывать мелодические диктанты. К сожалению, сегодня нет литературы, которая включала бы в себя современную музыку.

    • существующие программы обучения не включают изучение музыки современных авторов11. На предметах слушания музыки и музыкальной литературы дети не проходят творчество композиторов, исполнителей сегодняшнего дня. Эту музыку можно было бы включить в программу по музыкальной литературе в старших классах. Например: проходить музыку к современным кинофильмам, творчество таких композиторов, как Игорь Крутой, Джозеф Уильямс, Кевин Кёрн, Эннио Морикконе, Нино Роте и т.д. (ведь через 30- 50 лет наши потомки будут изучать эту музыку). Тематические планы не включают эту музыку в обязательную программу, хотя этот материал был бы очень интересен ученикам старших классов, которые слушают эту музыку.


    Подводя итог проблемам преподавания теоретических дисциплин, хотелось бы отметить, что время накладывает отпечаток на музыкальное образование в России, порой изменяя его облик. ДШИ и ДМШ нуждаются в профессиональных работниках, творческих и разносторонне эрудированных. Каждый преподаватель,

    10 Как отмечалось выше методика преподавания изменилась в свете современных технологий и отличается от методики преподавания в СССР.

    11 В данном аспекте речь идет о системе преподавания в Школе искусств г.Шахунья.
    независимо от возраста, статуса, стажа работы должен постоянно развиваться, самообразовываться и совершенствоваться. Тогда имеющиеся проблемы будут вполне решаемой задачей, и работа с детьми будет приносить удовлетворение и радость.

    Список используемых источников и литературы:

    1. Масленкова Л. М. О стилистических принципах воспитания слуха [Текст] Советская музыка №1. - М.:, 1981 стр.68-70.

    2. Мир музыки моей [Электронный ресурс]. – Режим доступа htt://natala.ucoz.ru/dir/sajy_uchitelej_muzyki/sajt_tatjany_borovik/1-1-0-28

    3. [Электронный ресурс]. – life.planet.ee/beregite-detej/o-metodike- kiryushina.html


    написать администратору сайта