конспект урока. Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме Волшебная палочка дирижера Подготовила учитель изобразительного искусства и музыки мбоу сош 5 п. Ключи 1 Камчатского края Зарецкая Е. О. Цели
Скачать 82 Kb.
|
Учебно-методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Волшебная палочка дирижера» Подготовила учитель изобразительного искусства и музыки МБОУ СОШ № 5 п. Ключи – 1 Камчатского края Зарецкая Е.О. Цели: Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить со знаменитыми дирижерами, углубить восприятие симфонической музыки. Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки. Этапы урока: Оргмомент. Повторение пройденного. Изучение нового материала, разучивание песни Итог урока. Домашнее задание. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" ( восходящее движение от первой ступени к пятой и возвращение к тонике по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки). II. Повторение пройденного. У: Ребята, с творчеством какого русского композитора мы познакомились на прошлом уроке? (М.П. Мусоргский) Фрагменты какого произведения мы слушали? (Картинки с выставки) Расскажите историю создания этого произведения. У: Возьмите листочки и ручки, которые лежат на столе перед вами. Ваша задача: определить фрагмент, какого произведения звучит, и записать его название (Слушание: «Баба-Яга», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов»)
У: Обменяйтесь листочками с соседом по парте, проверьте его работу. Если считаете, что произведения определены верно, поставьте в графе «оценка» «+». У.: - Ребята, прочитайте, какие произведения мы слушали. (Проверка). Поднимите руку, кто допустил ошибки. Какие ошибки вы допустили? III. Изучение нового материала. У: Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Представителя какой творческой профессии вы видите на слайде? К кому он обращается и что за таинственные знаки он подает? (слайд 1). Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. У: Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (предполагаемые ответы) У: Я бы сформулировала её чуть иначе: «Волшебная палочка дирижёра». (слайд 2) Ну а почему она волшебная? – на этот вопрос ответим в конце урока. У: В ходе нашего урока мы должны узнать: -определить роль дирижера при исполнении симфонической музыки, -имена великих русских дирижеров, продолжим развивать: -исполнительские навыки, продолжим воспитывать: -слушательскую культуру. У: "Дирижирование (от нем.dirigieren, франц.dirigtn- направлять, управлять, руководить) - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов в процессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения" (слайд 3). У: Почему я подчеркнула данные словосочетания? (они помогают определить роль дирижера) У: Увертюра И. Дунаевского «Дети капитана Гранта» (слайд 4) Для того, чтобы вы убедились, насколько важен дирижёр в симфоническом оркестре, я расскажу вам одну историю. Много лет назад, когда я училась в музыкальной школе, мы вместе с одноклассниками часто посещали выступления разных музыкальных коллективов. Особенно мне запомнился один из концертов, который назывался "Приглашает симфонический оркестр". Зрители заняли свои места, оркестр настроил инструменты на ноту "ля", в зале воцарилась тишина. Но начало концерта почему-то задерживалось. Зрители зааплодировали, приглашая музыкантов начать концерт. И вот музыкант, которого называют первой скрипкой, взмахнул смычком и зазвучала музыка. Играть музыканты начали вместе, но их музыка как-то не складывалась: виолончели и скрипки, словно соревнуясь, стали ускорять темп. Ударные исполняли свою партию всё медленнее, а медные духовые играли так громко, что заглушали всех. Получалась не музыка, а хаос! Первый скрипач взмахнул смычком, и оркестр перестал играть. Зрители недоуменно переглядывались. Вновь взмах смычка - оркестр начинает играть, но у них вновь ничего не получилось. Не было слаженной игры, первый номер концертной программы срывался! Музыканты и остановить одновременно не могли своё неудачное исполнение: не всем виден взмах смычка первой скрипки. Оркестр в третий раз попытался начать концерт: Но вот из-за кулис стремительной походкой вышел дирижёр, взмахнул палочкой и оркестр зазвучал слаженно и дружно. Мы слушали увертюру И. Дунаевского к кинофильму "Дети капитана Гранта". После завершения концерта зрители благодарили дирижёра и музыкантов за прекрасную встречу с музыкой. У: Ребята, какова основная роль дирижера? Д: Без дирижёра симфонический оркестр играть не может, потому что это большой коллектив музыкантов. У: Послушайте первый куплет песни «Веселый ветер» из этого же кинофильма. Слушание. У: Представьте себя дирижером, встаньте и выйдете из-за парты, выпрямите спину, приготовьте руки. Попробуем подирижировать, внимательно следите за моими руками. Дирижирование (куплет припев). У:Повернитесь лицом друг к другу, продолжаем дирижировать. У: Сядьте, примите позу исполнителя. Исполним первый куплет и припев Исполнение (слайд 5) У: Теперь организуем выступление шумового оркестра. 1 ряд хлопает в ладоши 2 ряд стучит деревянными карандашами 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте У: Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. Порепетируем. Исполнение под музыку «Веселый ветер минус» Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся. У: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? У: Чтобы точно ответить на этот вопрос, выполним следующее задание: на каждом столе лежит листок, посоветуйте со своим соседом и напишите, какими способностями, качествами должен обладать дирижер? (учащиеся пишут, затем, не повторяясь, читают) Д: Чтобы быть дирижером нужно… У: Некий итог нашим размышлениям я хочу подвести словами великого дирижера – Павла Леонидовича Когана: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян». У: Теперь предлагаю послушать выступления учащихся с сообщениями о великих дирижерах России: Коган Павел Леонидович (р. 1952 г.) - художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра, академик Академии российского искусства Родился 6 июня 1952 года в Москве в музыкальной семье – отец и мать скрипачи. В раннем детстве Павел Коган мечтал стать дирижером симфонического оркестра. Его увлекала возможность достичь наивысшей гармонии с помощью разных инструментов. С 5 лет он обучался игре на скрипке, в 12 лет начал выступать вместе с родителями. По окончании музыкальной школы Павел Коган продолжил свое обучение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского сразу по двум классам: скрипки и симфонического дирижирования . После окончания консерватории он стал одним из самых востребованных музыкантов России и мира, много и успешно выступал в качестве солиста и дирижера с лучшими оркестрами Европы, Америки и Японии. С 1989 года П. Л. Коган возглавил в качестве художественного руководителя и главного дирижера Московский государственный академический симфонический оркестр. В репертуаре оркестра симфонические произведения И. Брамса, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, П. Чайковского, А. Скрябина, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. П. Л. Коган — один из ведущих дирижеров России и мира. За выдающиеся заслуги в области симфонического искусства ему присвоено звание народного артиста России (1994), он награжден орденом Дружбы, наградами Литвы, Хорватии и США. Павел Леонидович возглавляет созданный им Международный музыкальный фонд, в задачи которого входит поддержка юных дарований. П. Л. Коган, человек разносторонних интересов, успевает следить за новыми театральными постановками, новинками в современной литературе, с удовольствием посещает концерты классического джаза. Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007) русский виолончелист, дирижер, общественный деятель. Лондонская газета «Таймс» назвала его величайшим из музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. Родился и вырос в музыкальной семье: оба деда и родители – музыканты. В 15 лет уже преподавал в музыкальном училище, в 16 лет поступил в Московскую консерваторию в класс виолончели. Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945. После окончания консерватории в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Его творчество развивалось в двух направлениях – как виолончелиста и как дирижера – оперного и симфонического. Дирижерскую карьеру начал в 1967 в Большом театре. Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он вынужден был уехать из страны. С 1977 по 1994 гг был главным дирижером Национального симфонического оркестра в Вашингтоне. М.Л. Ростропович вёл активную общественную деятельность: организовывал музыкальные фестивали, конкурсы, открывал музыкальные школы, вел мастер-классы, защищал права человека, занимался благотворительностью: его фонд оказывает помощь детским лечебным учреждениям, талантливым детям России. Ю́рий Хату́евич Темирка́нов ( р. 1938) — российский дирижёр, общественный деятель. Творчество Юрия Хатуевича отмечено многочисленными российскими и зарубежными наградами, премиями. В течение двадцати лет он бессменный руководитель Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Родился 10 декабря 1938 года в селе Зарагиж в Кабардино-Балкарии, учился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории по классам скрипки и альта, затем ― в консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования. После победы на II Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве возглавляет Академический симфонический оркестр ленинградской филармонии. С 1976 по 1988 годы Темирканов ― художественный руководитель и главный дирижёр Мариинского театра. В 1988 году Темирканов становится художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. С этим коллективом дирижёр работает и сегодня. Темирканов часто выступает с зарубежными симфоническими оркестрами: в Англии, Америке, Дании и других странах. Дирижёрский стиль Темирканова отмечен яркой эмоциональностью, глубиной проникновения в авторский замысел произведения. Юрий Хатуевич создал Международный фонд культурных инициатив для сохранения и приумножения наследия русской духовной культуры. В 1998 году учредил Премию, которая ежегодно вручается лучшим учащимся музыкальной школы при Петербургской консерватории. Ежегодно под художественным руководством Темирканова проводится зимний фестиваль «Площадь Искусств», который собирает в Петербурге музыкантов первой величины. У: Из сообщений ваших одноклассников мы видим, что дирижеры - высокообразованные люди с широким кругозором, люди неравнодушные к окружающему миру, всеми силами, старающиеся сделать его лучше. IV. Итог урока, оценивание. У: Важна ли профессия дирижёра? В чём она заключается? - Назовите имена великих русских дирижёров. - Почему палочку дирижера называют волшебной? - Оцените работу своего соседа на каждом этапе урока в оценочном листе:
У: Завершить сегодняшний урок хочу словами знаменитого русского дирижёра Владимира Спивакова о смысле профессии : «Когда играешь Баха или Моцарта, Вивальди или Гайдна, Шостаковича или Щедрина, Губайдулину или Шнитке, происходит работа души. Мне всегда хотелось, чтобы человек после концерта чувствовал себя окрыленным». V. Домашнее задание: исполнять с дирижированием 1 куплет песни «Веселый ветер». |