Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение………………………………………………………………28 Библиографический список…………………………………………..…..31Введение

  • Глава 1. Историко-теоретические аспекты в изучении процесса развития музыкально-ритмических навыков

  • 1.2. Развитие музыкально-ритмических навыков как одного из основополагающих компонентов в процессе музыкального воспитания

  • Развитие музыкально-ритмических навыков у подростков в условиях вокальной эстрадной студии. Курсовая Екат. Содержание Введение Глава Историкотеоретические аспекты в изучении процесса развития музыкальноритмических навыков


    Скачать 47.95 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Глава Историкотеоретические аспекты в изучении процесса развития музыкальноритмических навыков
    АнкорРазвитие музыкально-ритмических навыков у подростков в условиях вокальной эстрадной студии
    Дата30.06.2022
    Размер47.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Екат.docx
    ТипРеферат
    #621133
    страница1 из 3
      1   2   3

    Содержание
    Введение……………………………………………………………………2

    Глава 1. Историко-теоретические аспекты в изучении процесса развития музыкально-ритмических навыков

    1.1 Понятие эстрадного искусства как интеграции видов художественно-творческой деятельности человека. Суть работы эстрадных вокальных студий..………………………………………………………………..7

    1.2 Развитие музыкально-ритмических навыков как одного из основополагающих компонентов в процессе музыкального воспитания…...11

    Глава 2. Особенности реализации процесса развития музыкально-ритмических навыков у подростков в условиях вокальной эстрадной студии

    2.1 Основные положения и критерии в определении уровня музыкально-ритмических навыков детей подросткового возраста………….16

    2.2 Педагогические условия в процессе реализации программ по развитию музыкально-ритмических навыков у подростков в эстрадных вокальных студиях………………………………………………………………21

    Заключение………………………………………………………………28

    Библиографический список…………………………………………..…..31

    Введение

    Проблема музыкального воспитания, а в частности музыкального восприятия, в последние десятилетия приобретает особую актуальность и остроту. На фоне стремительного развития и расширения «ассортимента» продуктов современной музыкальной культуры наблюдается явное отдаление слушателя от академической музыки, в виду сложности её языка. На основе стилевого и жанрового разнообразия современного музыкального искусства актуализируются идеи изучения различных аспектов музыкального восприятия с целью совершенствования методов познания музыки человеком. «Восприятие музыки во всей ее глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания» [20].

    Эстрадное исполнительство в России приобретает широкую популярность и уже достаточно давно перешло на уровень профессионального искусства, что привело общество к созданию профессиональных школ. Это направление включает в себя максимальную эклектику и являет собой явное отражение жизни современного общества. В связи с этим можно выявить ряд проблем, решение которых может осуществить педагогическая деятельность. Одной из главных и основополагающих проблем в эстетическом и художественном воспитании молодого поколения является «всеядность». Данная проблема говорит о неспособности индивида отобрать из культурного богатства ценностей те, которые будут способствовать художественному, эстетическому и нравственному совершенствованию. Изучая музыкальные интересы подростков, можно прийти к выводу, что большинство увлекается эстрадной вокальной музыкой и современными музыкальными электронными и компьютерными технологиями. Эти интересы уже сформированы социумом, средствами массовой информации, отражая дух времени. Следует отметить, что в настоящее время программы массовых средств вещания изобилуют, к сожалению, не высокохудожественной для подростков развлекательной музыкой. Художественное пространство становится социальным и идеологическим, а эстетический идеал – маркером психологического состояния, личных ценностей и возможностей самопрезентации человека в обществе. Свидетельство эстетических предпочтений вместо выражения индивидуального художественного вкуса демонстрирует принадлежность к определенной общественной структуре. Прослеживается деформация духовности, в частности в молодежной среде. Это связано с расширением пространства свободного выбор.

    Опираясь на огромный интерес подростков к эстрадной музыке, и, особенно к песенному эстрадному жанру, педагогам необходимо формировать их музыкальный вкус на примерах высокохудожественных произведений в рамках данного жанра; совершенствовать их исполнительские способности на основе работы по постановке голоса и развитию слуха учащихся; стимулировать их творческую активность, инициативу в поисках интерпретации исполняемых произведений, самостоятельность, потребность в общении с музыкой других жанров (народной и классической). Для этого, учитывая увлечения подростков, нужно привлекать их к занятиям в эстрадных коллективах, имеющих современное электронное оборудование, где под руководством педагога открываются новые возможности для совершенствования творческой активности, обучения пению, а также музыкального вкуса и потребности в общении с высокой музыкой.

    На фоне образования профессиональных школ эстрадного и джазового направления эстрадные студии занимают особое и крайне важное место в жизни современного общества. Их многообразие и полифункциональность в музыкальной среде являет собой различный исполнительский уровень и содержание. Деятельность эстрадных студий охватывает достаточно широкий возрастной контингент с очень разным уровнем музыкальной подготовки. Отсюда вытекает проблема систематизации методов и подходов в обучении музыке и музыкального воспитания личности в целом. Данная проблема в современном наукознании занимает важное место и является предметом многочисленных исследований.

    Одной из главных составляющих в процессе музыкального воспитания личности, независимо от возрастной категории, является формирование музыкально-ритмических навыков и их развитие. В данной работе будет рассматриваться одна возрастная категория, подростковая, которая характеризуется быстрым ростом и изменением, и является одним из критических переходных периодов жизненного цикла человека.

    Во многих отечественных и зарубежных работах мы находим подтверждение тому, что всякое полноценное восприятие музыки - это «не только слуховой, но всегда слухо-двигательный процесс» (Э. Мейман, К. Сишор, М. Болтон, К. Коффка, Б. Теплов, К. Тарасова, А. Готсдинер и др.) [18]. При этом подчеркивается особая роль движений как непосредственной реакции на музыку в процессе формирования активного музыкального восприятия. Главным обоснованием этого является моторная природа восприятия вообще и музыкального ритма, в частности.

    Анализ современной научной литературы показал, что проблема взаимодействия музыки и движения в области различных видов музыкальной деятельности и сфер искусства является действительно актуальной. Различные ее аспекты, как правило, изучаются в связи с исполнительской интонацией. Это работы, посвященные: осуществлению системного подхода к исполнительскому интонированию (М. Берлянчик), освещению психофизиологических основ инструментальной импровизации (С. Мальцев), анализу исполнительских средств музыкальной выразительности как интонационной системы (И. Андриевский), выявлению механизмов слухомоторного синтеза в музыкально-исполнительском процессе (В. Якубовская), осмыслению взаимосвязи движения и слуха музыканта-исполнителя как «системы со сложным партнерством» (М. Старчеус).

    Проблема данного исследования – музыкально-ритмические навыки и их развитие в период подросткового возраста, как одного из важных периодов формирования и социализации личности.

    Цель исследования – выявить и определить основные пути в методах преподавания музыкальных дисциплин эстрадного направления для подростков в рамках вокальной эстрадной студии на примере развития музыкально-ритмических навыков как основополагающего компонента музыкального воспитания.

    В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

    1. Изучить историко-теоретические аспекты проблемы развития музыкально-ритмических навыков;

    2. Рассмотреть сам феномен искусства эстрады для более глубокого понимания его сути и механизмов;

    3. Проанализировать психофизические компоненты подростков в процессе формирования музыкально-эстетического и художественного вкуса.

    Методологической базой курсовой работы явились;

    1) основные положения фундаментального учения Б. Асафьева об интонации и интонационно-двигательной природе восприятия музыки;

    2) труды в области теоретического музыкознания, связанные с пластическими факторами музыкального восприятия, М. Арановского, JI. Мазеля, В. Цуккермана, С. Скребкова, Е. Назайкинского, В. Медушевского, Д. Кирнарской;

    4) работы в области музыкальной психологии Б. Теплова, К. Тарасовой, М. Старчеус, В. Петрушина, JI. Дорфман, JI. Бочкарева в аспектах, связанных с музыкально-двигательным восприятием;

    5) психофизиологические исследования И. Сеченова, И. Павлова, Н. Бернштейна, В. Шадрикова, изучающие природу и механизмы моторики человека в процессе восприятия;

    6) положения, опирающиеся на взаимодействие музыки и движения как основы воспитания музыканта и слушателя музыки, которые содержатся в музыкально-эстетических концепциях (древнегреческая теории musice, концепция Э. Жак-Далькроза, Р. Штайнера, К. Орфа и др.).

    Глава 1. Историко-теоретические аспекты в изучении процесса развития музыкально-ритмических навыков

    1.1. Понятие эстрадного искусства как интеграции видов художественно-творческой деятельности человека. Суть работы эстрадных вокальных студий

    В связи возросшей популярностью музыкальных конкурсов, проектов на местном, федеральном и международном уровнях эстрадные вокальные студии занимают значительное и очень важное место в сегменте дополнительного образования. В исторической ретроспективе эстрадные студии берут свое начало из системы внешкольной, досуговой деятельности. В настоящее время работа подобных учреждений охватывает широкий спектр музыкально-эстетических и художественных целей и включает в себя почти весь возрастной контингент. Большую часть составляют дети и подростки. Если первых приводят родители, то вторых осознание потребности самовыражения именно таким способом. Но для того чтобы иметь представление о целях и задачах работы в эстрадной вокальной студии необходимо разобраться в самом понятии «эстрада», «эстрадное искусство» и выявить наиболее важные компоненты его функционала

    Зрелищность, занимательность и развлекательность становятся качествами, востребованными самым широким контингентом потребителей современной «досуговой цивилизации». Эстрада как собирательный вид искусства рассматривалась в эстетике и искусствознании, но не в культурологии, о чем свидетельствуют отсутствующие в справочниках и энциклопедических словарях по культурологии сведения об эстраде. Современная российская эстрада, а также эстрадность, как феномены не только современной массовой культуры, но и общественной жизни, последнее время становятся предметом целостного культурологического исследования.

    Отсюда, проблемная ситуация состоит в том, что «эстрада», как собственно российский феномен и «эстрадность» существуют как характерное свойство современной культурной жизни, а в условиях тиражирования СМИ становится и частью массового искусства, но, культурологических исследований этих феноменов пока нет. Современная эстрада и эстрадность как массовидные феномены - в одних случаях, и как этнокультурные проявления самоидентификации могут послужить своего рода конкретными показателями так называемой «досуговой цивилизации», о которой сегодня так много говорится, но так мало теоретических и конкретно-предметных, эмпирических исследований. С началом рыночной экономики в нашей стране эстрада как вид искусства, трансформировалась в одну из составных частей шоу-бизнеса. Но это не значит, что понятие «эстрада» приобрело лишь негативный нарратив и как вид искусства полностью утратило свой смысл. Напротив, элементы эстрадности начали проникать буквально во все сферы общественной жизни - в моду и СМИ, в язык общения и в политику, в спорт и быт, и даже в науку и образование. Суть же состоит в том, что и шоу-бизнес, и политика, и спорт руководствуются в процессе своей жизнедеятельности одними и теми же принципами и пользуются одинаковыми методами. Поскольку везде стоит одна и та же задача - получить максимальное количество дивидендов, и во что бы то ни стало иметь успех - все действуют по одной схеме: предельно достоверно выдать желаемое за действительное, быть популярным и заметным. При этом в поведении и деятельности шоуменов, политиков, или спортсменов мы наблюдаем то, что можно назвать «эстрадничеством» - т.е. «игрой на публику», стремлением любой ценой овладеть вниманием зрителей, общественных масс. Можно сказать, что «эстрадничество» - это издержки эстрадности в публичной жизни.

    Эстрада свободно выходит за рамки академического искусства, в ней нагляднее всего проявляются хаосообразные процессы, происходящие в современной массовой культуре. При этом как эстрада, так и эстрадность находятся в сложных взаимосвязях с массовой культурой. С одной стороны, в России именно массовая культура вывела эстраду на новый уровень, сделав ее самым популярным видом искусства. С другой - в самом художественно-эстетическом содержании эстрады произошел качественный слом;

    Взяв на вооружение известный факт, что искусство создает условную реальность, становится очевидным, что в философско-мировозренческом плане сущность эстрады в том, что она рисует эту самую реальность яркими красками, доступно, увлекательно и легко, создавая ощущение праздника. Опираясь на философско-эстетическую традицию определения социальной природы искусства, выделяются социальные функции, которые наиболее характерны для эстрады. Это - компенсаторная и суггестивная функции эстрады, которые внушают оптимизм, помогают ненадолго уйти от реальности, снять накопившееся напряжение. Особо надо выделить функцию психологической защиты (разрядки напряжения) от накопленной зажатости между Оно и Сверх-Я, невостребованной психической энергии.

    Таким образом, двойственная суть феномена эстрады заключается в том, что эстрада отвечает экзистенциальной потребности человека, но при этом маскируется пустота художественного содержания. Здесь нет присущего высокому классическому искусству пафоса и накала страстей, но есть другая сторона, связанная с витальной необходимостью в сменах напряжения - релаксацией и т.д.

    Исходя из родовой и жанровой структуры эстрады, эстрадное искусство отличается особым многообразием. В нем соседствуют самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, своими средствами выразительности. В эстраде, как ни в каком другом искусстве, происходит непрерывное формообразование. Формы, кажущиеся, устоявшимися, традиционными - соединяясь с другими, образуют нечто новое, ранее неапробированное, и это порождено одним из основных качеств эстрадного искусства - его стремлением к оригинальности, свежести и непохожести. Может быть поэтому эстрада во всем своем разнообразии не подчиняется тем закономерностям, которые действуют в академической музыке. Она более мобильна, подвержена моде и ее сменам и более непосредственно откликается на жизнь и вкусы публики, поэтому более подвержена хаосообразным процессам, что позволяет рассматривать эстраду с точки зрения синергетики.

    Музыкальное искусство эстрады, и вообще само понятие «эстрада» как феномен массовой культуры общества относится только к российской музыкальной культуре. В лексиконе запада такого термина не существует. На западе есть джаз и производные от него стили и направления. В российской музыкальной культуре начала 20 века понятия эстрадный и джазовый были тождественны. Возникновение его получило импульс от так называемой джазовой музыки Европы, которая в то время отличалась от «чистого джаза» Америки.

    Исходя из понимания эстрадного искусства как хаосообразного процесса интеграции видов творческой деятельности, возникает острая необходимость в разработке методик преподавания музыкальных дисциплин в вокальных эстрадных студиях. Именно вокальное направление в сегменте дополнительного образования имеет наибольшую популярность. Это связано с тем, что человеческий голос является бесплатным инструментом и обладает уникальными возможностями в области музыкально-выразительных средств. Работа вокальных эстрадных студий должна быть нацелена в первую очередь на воспитание морально-этической системы ценностей инструментарием вокального музыкального искусства, но при этом и могла удовлетворять потребности современного общества. Поскольку эстрадное направление включает в себя комплекс различных направлений искусства, таких как музыка, хореография, сценическая речь, актерское мастерство, то в педагогической практике должны присутствовать система и методика для воспитания личности, а не коммерциализация услуг в сфере дополнительного образования, которая не несет в себе воспитательной и созидательной функции, что встречается повсеместно.

    1.2. Развитие музыкально-ритмических навыков как одного из основополагающих компонентов в процессе музыкального воспитания

    В обосновании формостроительной и выразительной функции ритма в восприятии музыки человеком в отечественном музыкознании ведущая роль принадлежит Б.Асафьеву. В своих трудах он указывает на непосредственную связь ритма с пластическим опытом человека, определяя музыку не только как «искусство интонируемого смысла», но и как «искусство слухо-моторных впечатлений» [1, 49] Одним из важных положений развиваемым в музыковедении стало обнаружение связи пластики с музыкой и «двигательно-пластический опыт жизни», опирающийся на музыкальную деятельность.

    Эта связь обусловлена самой биологической природой человека, имеющего, как известно, два способа сенсорного самовыражения: звуковое и двигательное. При этом существует и обратное взаимодействие -движение является источником музыки и «важнейшим средством моделирования музыкального языка» [10, 45]. На связь «двигательных компонентов с мелодическими, ритмическими, ладогармоническими и всеми другими средствами музыки» указывает Е. Назайкинский: «благодаря этой связи сами движения приобретают для восприятия музыкальный характер» [13, 310]. Существует много литературы, посвящённой проблеме музыкального ритма и развитию музыкально - ритмических навыков. Среди отечественных педагогов и психологов много ценного в разработку этой темы внесли Б. М. Теплов, Е. В. Назайкинский, А. Л. Готсдинер, В. Н. Холопова и другие. Среди зарубежных специалистов, исследовавших феномен ритма, большой вклад внесли Э. Жак-Далькроз, создавший авторскую систему под названием ритмическая гимнастика или ритмика. Жак-Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснен и усвоен, а «телесно пережит» [12, 381]. Одно из главных утверждений Э. Жак-Делькроза звучит так «Жизнь - есть музыка с ее живым, и жизнь творящим, ритмом». Последующая разработка и совершенствование педагогических и научных изысканий Э. Жак-Далькроза принадлежит Карлу Орфу. Ему принадлежит создание системы музыкального воспитания «Шульверк». Главный принцип этой педагогической системы позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

    В детской психологии доказана роль ритмических способностей. Установлено, что не совершенное восприятие ритмической структуры звуковой среды замедляет формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Умение точно воспроизводить различные ритмы сказывается на способности правильно отображать ритмический рисунок слов, их слоговую структуру, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет верно расставлять ударения и переносы, оказывает влияние на становление просодической стороны речи [16]. Ритм также является эстетической сущностью. Ведь ритм – один из главных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; иногда он до такой степени ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительностей звуков [3]. Ритм связан с музыкальным и поэтическим искусством как основной способ воспитания творческой деятельности. Музыкальные ритмы влияют на психическую сферу человека, вызывая желание сопровождать музыку телодвижениями. (Н.А. Ветлугина). Чувство ритма также важно в художественной деятельности. Чувство ритма является одним из важных компонентов художественных способностей, об этом говорят ученые в области педагогики, психологии, изобразительного искусства – Б.М. Теплов, С.П. Ломов, Н.Л. Стариченко и др. В художественно-эстетическом воспитании ритм выдвигается первоосновой, объединяющей чувство красоты, заложенное природой в личности в единое целое. Функции ритма в художественно-эстетическом развитии определяются выразительностью (Г. Гегель), эмоциональностью (О. Чижевский), творческими возможностями в создании художественного образа (М. Бахтин. В физическом развитии чувство ритма зависит от ощущения пространства, ощущении времени, ощущении точности мышечных усилий (Э. Далькроз, Д. Донский, Н. Збруева).

    Чувство музыкального ритма базируется в своей основе на ощущении звуков различной длительности и определении этой длительности в движениях. По этому поводу Б. Теплов утверждает, что подхватывать и репродуктировать музыкальный ритм можно только на основе ощущения ритма, т.е. на основании музыкального критерия, который опирается на моторику [19]. По современным представлениям «ритм» содержит в себе в качестве отдельных сторон: ритмический рисунок (своеобразная материя ритма), метр (система ритмической организации) и темп (качественные и количественные характеристики скорости протекания ритмического процесса). Отсюда следует, что ритм в музыке целесообразно рассматривать как музыкально-ритмическую способность, состоящую из трех основных компонентов: способности к восприятию ритмического рисунка, метра и темповых соотношений. Ритм в музыке является категорией не только времяизмерительной, но и эмоционально-выразительной. Как важнейший элемент эмоционального настроя музыки (наряду с мелосом и гармонией) ритм непосредственно участвует в создании художественного образа. Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия опирающегося на моторику.

    Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувству музыкального ритма посвящено достаточно много работ, однако, применительно к возникновению и формированию этой способности эта проблема рассматривалась сравнительно небольшим количеством специалистов (М.А. Румер, Н.А. Ветлугина, Г.А. Ильина, К.В. Тарасова и др.). В музыкальной педагогике развитию чувства музыкального ритма уделяется особое внимание. Г.Г. Нейгауз говорил: «Не забывайте никогда, что библия музыканта начинается словами: вначале был ритм». Музыку (исполнение), лишённую ритмического стержня – логики времени и развития во времени, Г.Г. Нейгауз считал только музыкальным шумом, в котором «утеряна или исковеркана до неузнаваемости музыкальная речь». Опираясь на ряд авторитетных исследований в данной области, можно указать на три главных структурных элемента, образующих чувство ритма и связанных с такими категориями, как 1) темп, 2) акцент, 3) соотношение длительностей во времени. Итак, восприятие и воспроизведение темпа, акцента и временных соотношений длительностей объединяются в первичную музыкально-ритмическую способность. Известно, что развитие и совершенствование любой способности человека возможно при опоре на соответствующие умения и навыки. Вне умений и навыков, проявляющихся в той или иной деятельности человека, способность существовать (функционировать) не может.

    В этом параграфе работы требовалось изучить музыкально-ритмические навыки как одного из основополагающих компонентов в процессе музыкального воспитания. В ходе исследования стало очевидным, что музыкально-ритмические навыки лежат в основе развития основных музыкальных способностей. Чувство ритма обладает не только двигательной, моторной природой, но и эмоциональной. Его основы закладываются еще в раннем периоде развития личности, что позволяет в дальнейшем развивать полученные навыки в процессе творческой самореализации уже подросткового этапа, когда потребность самовыражения ориентируется на создание художественного образа, что непосредственно связано с музыкальным искусством, хореографическим или театральным.

    Выводы по первой главе.

    Рассмотрение историко-теоретического аспекта в изучении процесса развития музыкально-ритмических навыков позволило сделать ряд выводов.

    1. В настоящее время существует великое множество эстрадных студий. Однако потребителю достаточно сложно найти на столь широком рынке предложений качественные услуги. Это отражается в первую очередь в размытом понимании самого феномена эстрадного искусства и его функций, а также в отсутствии профессионального методического подхода в освоении тех критериев, которые присущи именно эстрадному музыкальному направлению. Поскольку эстрадное искусство представляет собой интеграцию различных видов творческой деятельности, в частности музыкальной, театральной, танцевальной, то развитие музыкально-ритмических навыков является основополагающим в процессе воспитания творческой личности, особенно в период подросткового этапа развития.

    2. Музыкально-ритмические навыки являются базой в дальнейшем развитии творческих способностей. Эстрадное искусство многофункционально и многогранно. Имея широкую популярность в жизни современного общества, эстрада должна отвечать его требованиям, но при этом не идти на поводу этого общества. Чувство ритма обладает не только двигательной, моторной природой, но и эмоциональной. В связи с этим можно сделать вывод, что в процессе передачи полноценного художественного замысла в музыкальном искусстве развитию музыкально-ритмических навыков уделяется особое внимание, в виду того, что данный процесс включает в себя широкий спектр средств музыкальной выразительности, необходимого для воплощения творческой идеи.


      1   2   3


    написать администратору сайта