Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Основные положения и критерии в определении уровня музыкально-ритмических навыков детей подросткового возраста

  • 2.2. Педагогические условия в процессе реализации программ по развитию музыкально-ритмических навыков у подростков в эстрадных вокальных студиях

  • Развитие музыкально-ритмических навыков у подростков в условиях вокальной эстрадной студии. Курсовая Екат. Содержание Введение Глава Историкотеоретические аспекты в изучении процесса развития музыкальноритмических навыков


    Скачать 47.95 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Глава Историкотеоретические аспекты в изучении процесса развития музыкальноритмических навыков
    АнкорРазвитие музыкально-ритмических навыков у подростков в условиях вокальной эстрадной студии
    Дата30.06.2022
    Размер47.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Екат.docx
    ТипРеферат
    #621133
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2. Особенности реализации процесса развития музыкально-ритмических навыков у подростков в условиях вокальной эстрадной студии

    2.1 Основные положения и критерии в определении уровня музыкально-ритмических навыков детей подросткового возраста

    В виду широкой популярности эстрадного музыкального искусства, его процессы и функции становятся почти социальным явлением. Учитывая, что функционирование музыкального искусства в обществе происходит в ходе создания, распространения и освоения музыкально-культурных ценностей, приобщение к этому процессу является существенным в определении музыкальной культуры личности, которая характеризуется тем, в какой мере человек освоил эти ценности. Педагогическая деятельность, в работе с детьми подросткового возраста, учитывает специфические особенности данного периода становления личности, при этом отталкивается в своей практике в первую очередь от психологических и социокультурных особенностей, а в эстрадном направление этому вопросу следует уделить особое внимание. В настоящее время остро стоит вопрос о формировании и развитии музыкальной культуры подрастающих поколений с акцентизацией направленности на активное формирование личности, воспитание музыкально-эстетических ориентаций. Массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала.

    Осуществляя педагогическую деятельность в эстрадных студиях необходимо учитывать музыкальную культуру подростков и их психологические особенности, влияющих на музыкальные вкусы, запросы, предпочтения. Подростковый возраст характеризуется сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе. В результате перестройки организма происходит изменение в самосознании, типах отношений со взрослыми и сверстниками, в познавательной активности. Главным психическим новообразованием подросткового возраста ученые считают самосознание. Осознание подростками своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности обуславливают с одной стороны - потребность в признании со стороны взрослых, с другой - смену ориентации с взрослых на сверстников. Оба эти качества важны для понимания музыкальных ориентации подростков. Нередко возникают различные формы протеста и неподчинения подростка, отражающиеся во взглядах на искусство, в том числе - музыкальное. Конфликтные взаимоотношения провоцируют сознательное неприятие требований, взглядов, оценок взрослых, противопоставление им диаметрально противоположных норм и ценностей.

    Cложный период психического развития в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью личностных черт.

    Во-первых, у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда большое количество увлечений подростка и их непостоянство, в том числе, в музыке. А недостаточный объем знаний наряду с конкретностью мышления, его несамостоятельностью может способствовать выбору музыкальных ориентиров не лучшего качества.

    Во-вторых, для подростков характерны искренность, непримиримость в оценке, стремление к справедливости с одной стороны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и искусства в силу ограниченности социального опыта ­­– с другой. Данные черты обуславливают необъективность решений, противоречивость мнений, суждений. В музыкальных увлечениях это проявляется не только в формировании неадекватных оценок, но и в принятии со­ответствующей мировоззренческой платформы, что приводит, зачастую, к негативным проявлениям в поведении (например, панки, металлисты).

    В-третьих, главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей и норм, смысла жизни, своего места в ней. Наряду с этим для подростков характерна чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость. Стремление к самостоятельному открытию истины приводит к принятию идеалов, в том числе музыкально-эстетических, отвергаемых взрослыми, но культивируемых в среде сверстников.

    В-четвертых, в этом возрасте ребенку хочется проявить себя как личность, самоутверждаться. Вместе с тем, ограниченный социальный опыт не позволяет этого сделать. Поэтому возрастает особая значимость броских аксессуаров внешнего вида. Это и пренебрежение к внешнему виду, характерное для хиппи; покрашенные в разные цвета волосы и прически причудливой формы у панков; железные украшения металлистов. Пристрастие к символике определяет принятие соответствующего музыкального стиля.

    Исключительно важной чертой личности, формирующейся в подростковом возрасте, является самооценка. Размышления о собственной личности способствуют усложнению содержания самооценки, включению в нее нравственных проявлений, отношений с окружающими, собственных возможностей. Возрастает значение самоуважения, состоящего в отношении к себе как к личности. Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на познавательную активность подростков. Низкая самооценка в каком-либо виде дея­тельности определяет пониженный уровень притязаний в ней. Практика работы показывает, что часто так происходит в общении под­ростков с музыкой классических жанров.

    Кроме того, специфической чертой подросткового периода является преобладание творчески-экспериментальной активности. Подростки склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, и с трудом приспосабливаются к деятельности однообразной, специализированной. Данная черта определяет предпочтение подростками популярной музыки, которая сочетает элементы театра, хореографии, светоэффекты. Зрелищность исполнения, возможность принимать участие в музыкальном действе (станцевать, хлопать, подпевать) привлекают подростков. Вместе с тем, классическая музыка, требующая строгих условий восприятия, оказывается недоступной для понимания [17] [18].

    Исходя из этой специфической черты, эстрадное направления в музыкальном искусстве является близким и понятным детям подросткового возраста и дает широкие возможности к творческой самореализации личности. В нашем случаи это вокальное эстрадное искусство, которое содержит в себе также элементы шоу, актерского мастерства, танца и художественного слова. Для того чтобы идентифицировать предпочтения и понять в каком направлении и какими способами развивать музыкальные способности, необходимо определить уровень полученных навыков и их качество. Это особенно важно при наличии стилистического музыкального разнообразия в эстрадном искусстве (рок, поп, рэп, диско, фанк, джаз, блюз, электронная музыка и т.д.)

    Характер музыкальной деятельности значительно изменяется в зависимости от возрастного уровня развития. При построении своей известной системы музыкального воспитания детей Карл Орф исходил из ритма как «первоэлемента» музыкального восприятия. С помощью ритма он быстро находил контакт с детьми музыкально малоразвитыми и ритм помогал ему соединять слово, музыку движение в специальных комплексных упражнениях. Г.А. Ильина говорит о ритме как о первом музыкальном представлении у ребенка, которое он может воспроизвести. Ритм остаётся преобладающим элементом в музыкальных представлениях и более старших дошкольников. Дети 3-5 лет могут отразить в пении главным образом ритмическую канву музыкального произведения, и даже старшие дошкольники улавливают преимущественно его динамическую сторону, а звуковысотную – мелодию и гармонию – воспринимают значительно хуже.

    Эксперименты в области восприятия музыкального ритма были проведены К.В. Тарасовой [18] Как показали результаты исследований, сложная структура чувства ритма формируется в онтогенезе не сразу как целостная система, а покомпонентно. В качестве элементарных компонентов структуры чувства музыкального ритма (которые появляются строго в определённой последовательности) были выделены:

    1. Способность к восприятию-воспроизведению скорости следования звуковых элементов, определяющей музыкальный темп;

    2. Способность к восприятию-воспроизведению отношений акцентированных и не акцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра;

    3. Способность к восприятию-воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка.

    В каждом из трех компонентов существуют выработанные системы эталонов. Самым восприимчивым компонентом ритма является темп. Образцом темпа могут послужить три стержневые его разновидности: медленный, средний (умеренный) и быстрый темпы (в дальнейшем число темповых градаций будет расти).

    Вслед за темпом по восприимчивости является способность различать и воспроизводить отношение акцент – не акцент. Простейшими эталонами тактового метра являются двух-, четырех- и трехдольный метры. Очень важно формировать способность чувствовать равномерную пульсацию в течение продолжительного времени.

    В качестве эталонов ритмического рисунка можно рассматривать как самые простые, основанные на равенстве длительностей, так и более сложные, основанные на неравенстве длительностей. Последние виды ритмических рисунков Л.А. Мазель и В.А. Цуккерман делят на две категории: «квадратные» ритмические рисунки, где сумма длительностей четная, и «неквадратные», где сумма длительностей нечетная. Основными «квадратными» ритмическими рисунками считаются: «ритм суммирования» «ритм дробления» «пунктирный ритм». Наряду с основными видами ритмических рисунков используются и более сложные ритмические структуры, полученные благодаря различным сочетаниям и усложнениям основного ритмического рисунка.

    В данном параграфе работы требовалось рассмотреть основные положения и критерии определения уровня музыкально-ритмических навыков у подростков. В процессе изучения были сделаны следующие выводы. Определение музыкально-ритмических навыков у подростков базируется на системе трех основополагающих компонентах чувства музыкального ритма, которые закладываются еще в дошкольном возрасте. При оценке полученных в детстве музыкально-ритмических навыков необходимо учитывать психофизические и психологические процессы подростка. Это зависит, прежде всего, от анализа социальной и культурной, которые влияют на процесс становления личности. Данный аспект ставит развитие музыкально-ритмических навыков в поле постоянных экспериментов и поиска решения определенных поставленных художественных задач исключительно в индивидуальном порядке.

    2.2. Педагогические условия в процессе реализации программ по развитию музыкально-ритмических навыков у подростков в эстрадных вокальных студиях

    Анализ психолого-педагогической литературы и изучение особенностей музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста выявили необходимость разработать педагогические условия, которые будут оказывать эффективное воздействие на исследуемый процесс. В философском словаре условие определяется как «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которого оно не может существовать». Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются [18].

    В справочной литературе «условие» понимается как: обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; среда, обстановка, которая является потенциальным моментом возникновения объекта, события [15].

    В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ прописано: «… к условиям относятся − организация образовательного процесса, которая обеспечит каждому человеку возможность самореализоваться, свободно развивать свои способности на различном уровне и направленности в течение всей жизни; формы организации, методы обучения и воспитания; правовые и финансовые основы; электронные информационные и образовательные ресурсы; учебные территории; образовательные программы…» [23] Современные исследователи рассматривают понятие «педагогические условия» с разных позиций. В частности, В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева описывают указанный феномен как совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально - пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. Вторую позицию занимает Н.В. Ипполитова, которая рассматривает указанный процесс как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующий на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающий её эффективное функционирование и развитие [7]. В ходе непосредственно образовательной деятельности разучивание музыкально-ритмических композиций происходит поэтапно. В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следующие задачи: создание интереса к новой композиции; максимальная концентрация внимания детей; активизация детей с учетом индивидуальных особенностей. Из множества существующих способов вызвать у подростка интерес к новому материалу педагог выбирает наиболее оптимальные, соответствующие личности самого педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям своих воспитанников. Это могут быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов, кино и т.д. За счет выполнения движений по показу достигается активизация внимания. Подражая педагогу, дети внимательно следят за его движениями, их внимание полностью поглощено отражением действий взрослого. В этот момент у подростка тренируется скорость переключения движений, вырабатываются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию личности.

    Учитывая огромную популярность среди подростков эстрадной музыки и современных средств звукозаписи, возникает необходимость воспитания их музыкально-эстетичесих вкусов, потребностей и интересов. Реализация воспитательного процесса возможна через их собственную вокально-исполнительскую деятельность в условиях эстрадной студии, что позволит подросткам в результате обучения овладеть специальными знаниями, умениями и навыками, целенаправленными на формирование их творческих способностей и вокальное развитие. Активизация и развитие этих качеств взрослеющих школьников будут возможны при учете ряда психолого-педагогических условий и средств, способствующих решению этой задачи. К ним относятся:

    - разработка методики вокальной работы с подростками, включающей в себя использование комплекса технических средств аудиовизуального типа, позволяющего активизировать их зрительное и слуховое восприятие звучания собственного голоса, а, следовательно, усиливать самоконтроль во время пения;

    - использование в качестве учебного репертуара образцов высокохудожественных произведений, отвечающих интересам и возрастным возможностям подростков;

    - организация эстрадно-сценической деятельности учащихся при использовании электронной техники и возможностей студии звукозаписи при подготовке к концертным выступлениям.

    Использование технических средств обучения, включающих в себя современную аппаратуру звукозаписи, позволяет создавать такие акустические условия, которые могут способствовать не только одномоментному улучшению звучания голоса певца, но и оптимизировать пролонгированность процесса формирования певческих навыков.

    Одним из важнейших педагогических условий в реализации программ музыкального воспитания - осуществление взаимодействия с родителями по вопросам музыкально-ритмического развития подросткового возраста. Необходимо заметить, что выделяют две сферы, влияющие на формирование и развитие музыкальных способностей ребенка в подростковый период: социальную и образовательную. К социальной относится, в частности, семья. С одной стороны, существуют данные о том, что по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае, там, где в семье любят музыку, а с другой стороны - существенным предстает контакт педагога с родителями, которые оказывают сильное влияние на музыкальное развитие ребенка. Для проявления у подростка интереса к музыке именно родители могут создать такие условия и развивающую среду. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, необходимо учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает выстраивание личностно-ориентированного образования: изучение психо-физиологических особенностей каждого ребёнка, особенностей его семьи для выстраивания активного конструктивного взаимодействия. Федеральный государственный образовательный стандарта ориентирует на создание таких форм, методов и средств организации образовательного процесса, которые обеспечат бережное развитие и саморазвитие индивидуальности ребёнка – его познавательных процессов, личностных и духовных качеств в активном взаимодействии со взрослыми, в том числе и с наиболее значимыми для ребенка взрослыми – его родителями. Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий жизни, ежедневных моментов на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации программ музыкального воспитания личности [23].

    Для полноценного развития музыкально-ритмических способностей у детей подросткового возраста необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время самым неблагоприятным образом на психологическое развитие ребенка и прежде всего на его творческие способности, на эффективность обучения, общения может повлиять эмоциональная холодность в семье. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальному воспитанию не придают никакого значения. Родителям надо помнить, что благоприятная атмосфера для расцвета творческого дарования ребенка создается там, где старшие любят музыку и относятся к ней с уважением. На наш взгляд, в семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Подростку важно чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где он получает полную поддержку в своих начинаниях. Родителям должны быть понятны основные цели и задачи, которые ставятся педагогами в осуществлении музыкального развития детей и музыкально-ритмического развития в частности. Таким образом, эффективность работы по развитию музыкально-ритмических способностей подросткового возраста будет зависеть от организации взаимодействия школьной образовательной организации и семьи, построенного с учетом следующих условий:

    - проявление активности и инициативы со стороны родителей;

    - осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкально-ритмического развития

    - организации совместных мероприятий с участием родителей.

    В данном параграфе требовалось рассмотреть педагогические условия в процессе реализации программ по развитию музыкально-ритмических навыков подростков в эстрадных вокальных студиях. В процессе исследования были сделаны следующие выводы. Процесс развития музыкально-ритмических навыков содержит в себе широкий спектр педагогического инструментария: разработка методики вокальной работы, использование технических средств видео и аудиовизуального типа, подбор и работа с высокохудожественным репертуаром. В системе музыкального воспитания развитие музыкально-ритмических навыков ставит не только художественные и музыкальные задачи, решение которых осуществляется исключительно музыкальными средствами, но и психологические. Качественный результат может обеспечить синтез музыкальной психологии и педагогики.

    Выводы по второй главе. В данной главе требовалось рассмотреть некоторые особенности в реализации процесса развития музыкально-ритмических навыков у подростков в условиях вокальной эстрадной студии. В рамках изучения данного вопроса мы пришли к нескольким выводам:

    1. Определение музыкально-ритмических навыков у подростков базируется на системе трех основополагающих компонентах чувства музыкального ритма, которые закладываются еще в дошкольном возрасте. При оценке полученных в детстве музыкально-ритмических навыков необходимо учитывать психофизические и психологические процессы подростка. Это зависит, прежде всего, от анализа социальной и культурной среды, которые влияют на процесс становления личности. Данный аспект ставит развитие музыкально-ритмических навыков в поле постоянных экспериментов и поиска решения определенных поставленных художественных задач исключительно в индивидуальном порядке;

    2. Процесс развития музыкально-ритмических навыков содержит в себе широкий спектр педагогического инструментария: разработка методики вокальной работы, использование технических средств видео и аудиовизуального типа, подбор и работа с высокохудожественным репертуаром. В системе музыкального воспитания развитие музыкально-ритмических навыков ставит не только художественные и музыкальные задачи, решение которых осуществляется исключительно музыкальными средствами, но и психологические. Качественный результат может обеспечить синтез музыкальной психологии и педагогики.
    1   2   3


    написать администратору сайта