Главная страница
Навигация по странице:

  • Веб-квест «История развития вычислительной техники»

  • Цель web -квеста

  • Структура web -квеста

  • Критерии оценивания веб-квеста «История развития вычислительной техники»

  • Оценка «5»

  • Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине Информатика. Веб-квест. Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине информатика


    Скачать 38.35 Kb.
    НазваниеМетодическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине информатика
    АнкорМетодическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине Информатика
    Дата31.05.2022
    Размер38.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВеб-квест.docx
    ТипМетодическая разработка
    #559683


    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

    Учитель информатики

    Лицея № 7 имени Д.П. Уланова г. Химки

    Пигарева Галина Григорьевна

    Веб-квест «История развития вычислительной техники»

    В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к которым образует ИКТ-компетентность. Она формируется через системно-деятельностный подход – ключевое условие реализации ФГОС. В связи с этим, педагоги должны использовать современные образовательные технологии деятельностного типа. К ним можно отнести и образовательные web-квесты.
    Образовательный web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета.

    Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результатом работы с веб-квестом, как правило, является публикация работ в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Также материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма и т.д. 

    Web-квест «История развития вычислительной техники» посвящен одной из самых познавательных тем курса «Информатика и ИКТ» - «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
    Цель web-квеста: расширить и закрепить знания обучающихся по теме «История развития вычислительной техники», которая входит в раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
    Задачи веб-квеста:

    • познакомить обучающихся с историей развития вычислительной техники на разных этапах: домеханический, механический, электронно-механический и электронный;

    • научиться разбираться в поколениях компьютеров;

    • научиться отслеживать этапы возникновения различных устройств для автоматизации работы с информацией;

    • научить обучающихся работать с источниками информации, выделять главное, делать выводы и оформлять результаты своей работы;

    • повысить интерес обучающихся к изучению дисциплины «Информатика и ИКТ».

    Веб-квест познакомит обучающихся 7-9 классов с возможностями сети Интернет, а также позволит отработать умения работать в сети Интернет, находить информацию с помощью различных технологий поиска, а также он направлен на отработку умений представлять свои результаты деятельности в виде публикаций в сети Интернет.
    Обеспечение веб-квеста:

    • компьютерный класс, возможность выхода в сеть Интернет;

    • презентация по теме веб-квеста «История развития вычислительной техники»;

    • Приложение 1. Раздаточный материал с центральным заданием и руководством к действию;

    • Приложение 2, 3, 4. Раздаточный материал с заданиями для Исследователей древности, Механиков, Электронщиков и Инженеров будущего.

    • Файл-заготовка «Викторина»;

    • Файл-заготовка «Таблица прохождения»;

    • Приложение 6. Раздаточный материал с итоговой анкетой.


    Структура web-квеста:

    1. Введение (привлечение интереса обучающихся) – 3 мин;

    2. Центральное задание и руководство к действию (пошаговое описание процедуры того, что обучающиеся должны сделать для реализации проекта, выдача заданий, конечный продукт деятельности – 7 мин;

    3. Оценка – (приводятся критерии оценки работ обучающихся (5 мин).

    4. Работа обучающихся над веб-квестом (55 мин).

    5. Групповая защита работы (15 мин).

    6. Заключение (подведение итогов веб-квеста (5 мин).


    ХОД WEB-КВЕСТА

    I этап. Введение.

    Цель этапа: мобилизация внимания обучающихся, формулировка темы и основной цели веб-квеста.

    Длительность этапа: 3 мин.

    Форма организации деятельности учащихся: беседа.

    На экране демонстрируется цитата американского учёного, выдающегося математика и философа, основоположника  кибернетики и теории искусственного интеллекта .Норберта Винера «Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько ценен использующий её человек. <…> Но он обязан иметь идеи. » (Слайд 2).

    Учитель:

    Демонстрирует Слайд 3 и поясняет, что развитие вычислительной техники – это длительный процесс. Эта история показывает динамику научно-технического прогресса второй половины XX начала XI веков.

    Появление компьютеров - такое же величайшее достижение человечества, такие как письменность, книгопечатание, развитие средств связи и другие технические открытия.

    Дарвин считал, что труд сделал обезьяну человеком. Развитие у людей количественных представлений об окружающем мире и прежде всего методов техники счета уходит в глубокую даль веков (Слайд 4).

    Озвучивает тему и основную цель веб-квеста (Слайд 5).

    II этап. Центральное задание и руководство к действию.

    Цель этапа: пошаговое описание процедуры того, что обучающиеся должны сделать в рамках веб-квеста, выдача задания, описание конечного продукта деятельности.

    Длительность этапа: 7 мин.

    Форма организации деятельности учащихся: беседа.

    На экране демонстрируется цитата Мольера «Как приятно знать, что ты что-то узнал!» (Слайд 6).

    Преподаватель:

    Демонстрирует Слайд 7 и комментирует основные шаги прохождения веб-квеста.

    Первый шаг. Участникам веб-квеста предлагается выбрать для себя одну из ролей от лица которой им бы хотелось пройти веб-квест. Участники с одинаковыми ролями могут объединиться в пары.

    Второй шаг. Внимательно изучить задания для своей роли.

    Третий шаг. На каждой ролевой странице изложен краткий теоретический материал. Изучить теоретические сведения.

    Четвертый шаг. Выполнить последовательно, представленные на ролевых страницах задания:

    Комментирует количество и смысл заданий представленных на ролевых страницах (Слайды 8, 9).

    Задание 1. Изучить теоретический материал.

    Задание 2. Интерактивное задание (викторина).

    Задание 3. Тесты по истории развития вычислительной техники (результат оформить в среде MS Word).

    Задание 4. Творческое задание. Лента времени (результат оформить в среде MS PowerPoint).

    Задание 5. Составить краткий отчет об изученном материале в соответствии с выбранной ролью (результат оформить в среде MS Power Point).

    Знакомит с ролями (Слайд 10-12).

    Исследователь древности – специалист, разбирающийся в истории образования и эволюционировании вычислительных устройств, их структур и характерных особенностей.

    Механик – специалист, разбирающийся в домеханических устройствах счета и механических приборах XVII-XVIII веков.

    Электронщик – на протяжении XVIII в. появились новые, более совершенные модели вычислительных устройств, но принцип механического управления вычислительными операциями оставался тем же. Идея программирования вычислительных операций пришла в голову специалистам по электронной технике.

    Инженер будущего - прогресс в развитии вычислительной техники с первого по четвертое поколение был связан с развитием элементной базы. Переход к компьютерам пятого поколения предполагает переход к новым технологиям и архитектурам, ориентированным на создание искусственного интеллекта.

    Результатом выполнения данной работы будет углубление и расширение представления участников квеста о периодах развития вычислительной техники, различных поколениях ЭВМ, об ученых, внесших вклад в развитие техники и о возможных перспективах дальнейшего её развития. Участники проекта получат хороший опыт в поиске и переработке информации в сети Интернет, научаться грамотно представлять её и затем публично защищать. Также квест призван развить навык совместной деятельности и чувства ответственности за команду.

    Огромная роль в организации коллективной работы отведена учителю. Организаторские умения учителя-воспитателя неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимся. Одна из особенностей деятельности педагога в ходе этого мероприятия в том и состоит, что решение педагогических задач происходит на фоне непрерывно осуществляющегося педагогического общения. Такое общение — есть система приемов социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем, педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. В процессе общения педагога и ученика не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи.

    В процессе непосредственного общения с учащимися очень важно учителю проявлять способность ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно строить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного путей изложения материала; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; применять технические средства, электронно-вычислительную технику и средства наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.

    III этап. Оценка.

    Цель этапа: описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

    Длительность этапа: 5 мин.

    Форма организации деятельности учащихся: беседа.

    Преподаватель:

    Демонстрирует Слайды 13-17 и комментирует основные критерии и параметры оценки web-квеста. Указывает на наличие бумажного варианта с критериями оценивания в раздаточном материале.

    IV этап. Работа обучающихся над web-квестом.

    Цель этапа: изучить материал, выполнить задания, подготовить отчет по изучаемому материалу.

    Длительность этапа: 55 мин.

    Форма организации деятельности учащихся: выполнение заданий, работа за компьютером.

    V этап. Групповая защита работы.

    Цель этапа: знакомство с работами других обучающихся, представление своей собственной работы.

    Длительность этапа: 15 мин.

    Форма организации деятельности учащихся: обсуждение работ.

    VI этап. Заключение.

    Цель этапа: демонстрация «Таблицы прохождения web-квеста», озвучивание результатов работы.

    Длительность этапа: 5 мин.

    Форма организации деятельности учащихся: обсуждение результатов работы.

    Критерии оценивания веб-квеста «История развития вычислительной техники»

    Критерии

    Обоснование критерия

    Баллы

    Выполнение Задания 2

    • Интерактивное задание выполнено без ошибок;

    • Имеются незначительные ошибки при выполнении задания;

    • Имеются серьёзные ошибки при выполнении задания;

    • Задание не выполнено.

    20

    15

    5

    0

    Выполнение Задания 3

    • Задание выполнено без ошибок;

    • Имеются незначительные ошибки при выполнении задания;

    • Имеются серьёзные ошибки при выполнении задания;

    • Задание не выполнено.

    20

    15

    5

    0

    Выполнение Задания 4

    • Задание выполнено без ошибок;

    • Имеются незначительные ошибки при выполнении задания;

    • Имеются серьёзные ошибки при выполнении задания;

    • Задание не выполнено.

    20

    15

    5

    0

    Выполнение Задания 5

    Понимание задания:

    • Работа демонстрирует точное понимание задания;

    • Включаются как материалы, имеющие отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней;

    • Включены материалы, не имеющие отношения к теме, собранная информация не анализируется и не оценивается.

    Изложение материала:

    • Полное изложение материала:

    • Неполное изложение материала;

    • Материал не изложен, неточный, неправильный.

    Творческий подход:

    • Работа отличается яркой индивидуальностью;

    • Работа привлекательная, присутствуют авторские находки, но не делаются выводы;

    • Материал подан внешне не привлекательно, работа похожа на другие студенческие работы.

    Степень раскрытия темы:

    • Полно;

    • Частично;

    • Не раскрыта.


    10
    5
    0
    10

    5

    0

    10

    5
    0

    10

    5

    0

    Работа в группе

    Слаженная работа в группе:

    • Четко спланированная работа группы;

    • Работа группы частично спланирована;

    • Не спланирована работа группы.

    Распределение ролей в группе:

    • Вся деятельность равномерно распределена между членами команды;

    • Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды;

    • Несколько членов группы отвечают за работу всей команды.

    Степень самостоятельности работы группы:

    • Полная самостоятельность при выполнении заданий;

    • Частичная самостоятельность работы группы;

    • Несамостоятельная работа группы.


    5

    3

    0
    5
    3
    0
    5

    3

    0

    Защита работы

    Качество доклада:

    • Аргументированность основных позиций, композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы;

    • Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации;

    • Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты.

    Объем и глубина знаний по теме:

    • Докладчики демонстрируют эрудицию;

    • Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают глубоких знаний;

    • Докладчики обнаруживают полное невладение материалом.

    Ответы на вопросы:

    • Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы,

    • Докладчики не на все вопросы могут найти ответы;

    • Докладчики не могут ответить на вопросы.


    10

    5
    0

    10

    5
    0
    10

    5

    0

    Оценка «5» - 125 – 145 баллов;

    Оценка «4» - 105 – 124 балла;

    Оценка «3» - 75 – 104 балла.

    Приложение «Итоговая анкета»

    Веб-квест «История развития вычислительной техники» завершается. Вы приобрели новые знания, потренировались в решении сложных заданий, попробовали себя в новых ролях, приобрели опыт работы с офисными приложениями.

    А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы итоговой анкеты.
    ИТОГОВАЯ АНКЕТА

    1. Представьтесь пожалуйста ______________________________________

    (фамилия, имя)

    1. Ваша группа ______________________________________________

    (щифр группы)

    1. Понравилось ли Вам участвовать в проекте «История развития вычислительной техники»?

    • Да, было очень интересно;

    • Понравилось;

    • Понравилось, но было немного трудно выполнять задания;

    • Не совсем, было очень трудно выполнять задания;

    • Не понравилось.




    • Какую роль Вы выполняли в ходе проекта?

    • Исследователь древности ;

    • Механик;

    • Электронщик;

    • Инженер будущего

    1. Какое задание Вам показалось наиболее трудным?

    • Самостоятельное изучение теоретического материала;

    • Выполнение интерактивных заданий;

    • Работа в группе;

    • Творческий прект;

    • Создание отчета;

    • Другое _____________________________________________________




    1. Какое задание показалось Вам наиболее легким?

    • Самостоятельное изучение теоретического материала;

    • Выполнение интерактивных заданий;

    • Работа в группе;

    • Творческий проект;

    • Создание отчета;

    • Другое _____________________________________________________




    1. Чему Вы научились, участвуя в проекте «История развития вычислительной техники»?

    • Самостоятельно работать с новой информацией в Интернете;

    • Выделять главное в большом объеме теоретического материала;

    • Работать в группе;

    • Разбираться в поколениях компьютеров;

    • Представлять эволюцию информационно-коммуникационных средств передачи, хранения и обработки информации.


    написать администратору сайта