Главная страница
Навигация по странице:

  • Ведущий1.

  • Концертный номер – танец «Цветок Байкала».

  • Ведущий 1

  • Ведущий 2

  • Песня исполняет Корнакова Диана

  • Рецепт бууз (бурятских поз)

  • Тесто для бууз Вода -200 мл. Мука - около 3-4 стакана. Яйца - 2 шт. Соль Рецепт бурятских боов

  • - Поделитесь секретом вашего рецепта.

  • Молоко, Сметана,масло Кровянка

  • сценарий мероприятия Сагаалган. сагалган. Методическая разработка воспитательного мероприятия Здравствуй, Сагаалган!


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка воспитательного мероприятия Здравствуй, Сагаалган!
    Анкорсценарий мероприятия Сагаалган
    Дата24.04.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласагалган.docx
    ТипМетодическая разработка
    #1084678


    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    воспитательного мероприятия

    «Здравствуй, Сагаалган!»

    С.Хоринск

    2023 г

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Россия является полиэтничным, полирелигиозным, поликультурным обществом. Исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает пристально изучать, сохранять и развивать все богатство и многообразие культур. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано геополитическим положением России как многонационального государства, в котором проживают представители более ста восьмидесяти национальностей, которые имеют свою историю, обладают уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В республике Бурятия насчитывается более 100 национальностей.

    Одной из важнейших форм общественного развития в многонациональном обществе является культура межнационального общения. Межнациональное общение людей реализуется на фоне роста социальной напряженности, разрушения единого культурно-просветительного пространства, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это в свою очередь стимулирует проявление межнациональной конфликтности и приводит к осознанию необходимости культуры межнационального общения как альтернативы межнациональной конфронтации. Проблемы межнационального межкультурного общения в настоящее время связаны с межэтническими конфликтами, потоками беженцев и вынужденных переселенцев и в значительной степени обусловлены излишне политизированным общественным сознанием. Снизить влияние данных неблагоприятных факторов можно лишь в том случае, если удастся совместить сохранение и возрождение культур народов субъектов Российской Федерации, составляющих неотъемлемую часть мировой культурной палитры. Огромная роль в этом отводится сегодня образовательной организации.

    В техникуме обучаются и живут в общежитии студенты более 10 национальностей . Вопросам культуры межнационального общения, формированию этнической толерантности в БРИТ уделяется большое внимание. В частности, этому способствует празднование любимого праздника жителей Бурятии - Нового года по лунному календарю, праздника Белого месяца Сагаалган. Этот праздник уходит своими корнями в прошлое, когда наши далекие предки-кочевые народы Восточной Сибири после суровой зимы встречали весну . Этот период года у скотоводов Монголии и Бурятии связан с завершением годового хозяйственного цикла, это время связано с массовым приемом приплода у скота, началом изобилия молочной пищи. Молочный продукт (саган эдеэн)-это основная пища скотоводов. И когда гостю предлагают отведать молочную пищу, то буряты говорят: «сагаалагты». Возможно, отсюда происходит название Сагаалган. Наступление Нового года по лунному календарю приходится на конец января - февраль месяц, каждый год меняется. Как и любой праздник, Сагаалган нельзя представить без обильного стола, без благопожеланий, песен, танцев, без воспеваний родной земли, своего рода.

    Цели мероприятия:

    Задачи:

    • Создание условий для раскрытия творческих способностей у студентов;

    • Развитие коммуникативных навыков;

    • Воспитание, через народное творчество чувства прекрасного, эстетического восприятия фольклора, поэзии, танца;

    • Создание благоприятного морально-психологического климата среди студентов;

    • Побудить интерес к народным играм, забавам.

    Оборудование:

    • Музыкально-звуковая аппаратура;

    • Ростовые куклы- символы года по восточному календарю (заяц, тигр, дракон, бык….);

    • Празднично накрытый стол;

    • Бурятские национальные костюмы;

    • Хадаки;

    • Призы и атрибутика для конкурсов;

    Оформление зала:

    • Плакаты с символами года по восточному календарю;

    • Плакаты с благопожеланиями на бурятском и русском языках;

    • Воздушные разноцветные шарики;

    Музыкальное оформление:

    • Фонограмма музыки для бурятского танца «Ехор»;

    • Фонограмма песни «Тоонто нютаг» сл.Гунга Чимитов, музыка Анатолий Андреев;

    • Фонограмма песни «Сагаан дали» Сл. и муз. Ринчин Бальжуров;

    • Фонограмма песни «Турушин дуран» (первая любовь) на бурятском и русском языке;

    • Фонограмма песни «Бурятия моя» сл. и муз. Виктор Малдаев

    Участники:

    • студенты ГБПОУ «БРИТ»ХФ.

    • преподаватели;

    • мастера п/о;

    • гости


    СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

    Звучит фонограмма песни «Тоонто нютаг»

    У входа в зал юноши и девушки в бурятских национальных костюмах с хадаками приветствуют каждого входящего «Сагаалганар!», « Сагаан haapaap!» - идет ЗОЛГОЛГО. Новогодний этикет приветствия отличается от обычного. «Золголго» выражает идею преемственности поколений; младший, протягивая руку ладонями вверх, выражает готовность воспринять от старшего его знания, опыт, мастерство; а старший на протянутые к нему руки возлагает свои, ладонями вниз. Этот жест означает, что и младший всегда опора и поддержка старшему. Вначале входят преподаватели, гости и в зале занимают почетные места. Почетным гостям вручаются хадаки. (Хадак- ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов, это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения и сострадания.) Гости занимают свои места.

    Выходят ведущие: юноша с девушкой в бурятских национальных костюмах.

    Ведущий1. Амар сайн! Сагаалганар! Сагаан hараар! Хундэтэ hанагдаха муноо удэрэй баяр, нааданай айлшадууд, манай колледжин hурагшад!!

    Ведущий 2. Добрый вечер, уважаемые гости и студенты нашего техникума! Мы рады приветствовать вас на нашем праздничном вечере! Сегодня в такой прекрасный день, мы собрались отметить праздник Белого месяца «Сагаалган». Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Он олицетворяет собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя лучшие , красивые, мудрые национальные обычаи, обряды, традиции. И потому мы его любим и почитаем.

    Ведущий1. Сагаан мунгэн малгатай Сагаалган!

    Сагаан эдеэгээр дэлгэhэн Сагаан hара!

    Аба эжыгээ хундэлжэ золгодог Сагаан hара.

    Гун сагаан сэдьхэлтэй Сагаалган!

    Концертный номер – танец «Цветок Байкала».

    Ведущий 1 А сейчас слово предоставляется зав.филиалом Гомбоеву Б.К., гостям!!!

    Ведущий 2. Сагаалган, как и любой другой праздник имеет свою историю. Празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям, к временам предшествующим Чингис хана. В 13 веке на престол вступил внук Чингис хана Хубилай, и в 13 веке по указу императора Хубилая празднование Белого месяца – Сагаалгана перенесено с осени на конец зимы. И именно поэтому начало Новогогода по лунному календарю приходится на середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием.

    Ведущий 1. Сагаан hарар, та бугудэние амаршалаад, Аба эжыдэтнай, Аха дуунэртэтнай ажа байдалдань амжалта хусоод, техникум оютандэ эрдэм бэлигэй дэшээн болгожо, ушоо сааша hайн hурахыетнай хусэнэбди!

    Ведущий1. Название праздника «Сагаалган» произошло от слова «Сагаан», что значит «Белый»; в символике цветов у монгольских народов слово «Сагаан», связано с понятиями: света, чистоты, добра, благополучия. Говорили: Сагаан hанатай хун - добрый порядочный человек; высшей категорией пищи у монгольских народов являлась белая пища – САГААН ЭДЕЭН. В праздничный ассортимент Сагаан эдеэн входят: молоко, творог, сметана, пенка(урмэ). Не зря значит этот праздник называется «Сагаан hара», т.е. праздник «Белого месяца».

    Ведущий 1. Могой жэл гаража Морин жэл орохонь!

    Ведущий 2. Год Тигра уходит и наступает Год кролика, черного водяного кролика!

    Входит ростовая кукла «тигра», делает прощальный круг и медленно уходит.

    Следом забегает ростовая кукла «кролика», весело здоровается с ребятами:

    Сагаалганар! Сагаан hарар!

    Ведущий1. Есть у бурят удивительный обычай – произносить благопожелания «ЮРООЛ». «Юроол» - это глубокая философия, высокое искусство, это душа народа. Они передаются из поколения в поколение и имеются у бурят на все случаи жизни: на рождение ребенка, свадьбы, праздники.

    Ведущий 2. Ребята, сейчас объявляется конкурс благопожеланий «Юроол».

    Ведущий 1 А сейчас конкурс богатырей! Конкурс «Хомхэ Баатар» - приглашаются 5 чел. ( Условия: кто быстрее съест буузы).

    Песня исполняет Корнакова Диана

    Ведущий: Испокон веков буряты славились гостеприимством. Каждого человека, знакомый или незнакомый, в бурятском доме встречали радушно. Без угощения не отпускали из юрты даже ближайшего соседа.

    Итак, сейчас знакомят нас с блюдами бурятской кухни. Мы постарались учесть количество и качество блюд, правильность их приготовления, умение преподнести угощение, то есть соблюдение законов бурятского гостеприимства. (Выставка «Блюда бурятской кухни»)

    Конкурсы:

             Конкурс на меткость « Аламжи Мэргэн» (метание стрел в мишень)

             Конкурс баторов на силу и выносливость (перетягивание соперника)

             Конкурс «Охотник - следопыт» (участники с завязанными глазами должны обойти три дерева, не задев их).

    Ведущий 1. Ведущий: Наша конкурсная программа приближается к завершению. Все дружно поразили нас знанием обычаев и традиций, остроумием, юмором, ловкостью, искусством пения. Но последний конкурс – викторина «Знаете ли вы бурятскую литературу?» расставит все точки над «i» и выявит явного лидера. Сейчас будет задано по 10 вопросов, ответы на которые нужно дать сразу без раздумий.

    Вопросы:

    1.    Назовите основоположника бурятской литературы. (Х. Намсараев)

    2.    Назовите поэта, воспевшего траву ая-гангу. (Д. Улзытуев)

    3.   Назовите династии поэтов. (Дондок и Амарсана Улзытуевы, Ширап и Намжил Нимбуевы)

    4.    Назовите бурятского «Дерсу Узала». (Михаил Жигжитов)

    5.    Назовите писателя-снайпера, участника ВОв. (Барадий Мунгонов)

    6.    Кто является автором Гимна Бурятии? (Дамба Жалсараев)

    7.    Кто является автором книги о первом бурятском ученом Д. Банзарове? (Чимит Цыдендамбаев)

    8.    Назовите автора пьесы «Кнут тайши». (Цырен Шагжин)

    9.    Какой литературный памятник является историческим повествованием монголов 1240 г.? («Сокровенное сказание монголов»)

    10. Назовите бурятских сказателей-улигершинов. (Аполлон Тороев, Папа Тушемилов, Майсан Алсыев и др.)
    Ведущий 2. Поздравляем всех со светлым праздником! Да прибудут Вам в этом году: Вера, Надежда, Любовь, Доброта. Только тот человек будет счастлив по настоящему, который умеет прощать, дарить тепло, говорить добрые, теплые слова людям.

    Сагаалганар! Сагаан –арар!

    Ведущий 1 : В завершение нашего праздника хочу сказать, наш техникум – это дружная семья, домом для которой стала наша прекрасная Бурятия. И хотелось бы, чтобы в нашей семье и доме всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание! Символом дружбы, единства у всех народов мира являются круговые танцы, у бурятского народа –это танец «Ехор».

    Звучит музыка «ЕХОР». Все выходят в круг, берутся за руки и танцуют «Ехор» .

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Доржиева Э.А., Сагаалган - праздник из глубины веков, Улан-Удэ, 2010г.

    2. Ильченко Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края//Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. - СПб,2004.-Вып.3.-С.47-53.

    3. Манзанов Р.Э. Возрождение народных традиций и обычаев, Улан-Удэ, 2011г.

    4. Палаткина Г.В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе//Школьные технологии.-2003.-№3.-С.217-221.

    5. Сагаалган: Дайджест /ГЮБ РБ им. Д.Батожабая; Сост. М.А.Ильина. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 2006. – 81 с.

    6. Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе// Педагогический вестник.-2010.-№2.-С.2.

    7. Интренет-ресурсы:

    http://buryadxelen.com

    http://minkultrb.ru

    http://www.ayaganga.ru

    Бутуу удэр – день благочестия

    Празднование Нового года в буддизме приходится в разные годы на конец января – середину марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В 2015 году Новый год приходится на 19 февраля, а Бутуу удэр - на 18 февраля.


    Последний день года по лунному календарю является «закрытым днём». В этот день нужно по-новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам в виде мясного блюда, а также «табаг» – ритуальное подношение (хлеб, пряники, печенье, боова, конфеты, рафинад, зефир и другое), необходимо обязательно зажечь зула (лампаду), свет которого осветит ваш дальнейший путь в этой и следующих жизнях. 

    В «закрытый день» категорически запрещается поднимать пыль в доме, проводить уборку дома необходимо заранее. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирания, делать добрые поступки. Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса. Встречать Сагаалган нужно, хорошо подготовившись к нему, с чистыми помыслами, в чистом месте.

    «Бутуу удэр» по-бурятски означает «закрытый», «глухой» или, переводя по смыслу, «темный». Строго говоря, бутуу случается в конце каждого месяца, но особенно отмечается лишь перед Новым годом по лунному календарю. Само понятие «бутуу удэр» как тридцатого, завершающего дня последнего зимнего месяца, называемого по-монгольски «лавай», часто воспринимают как символ старого года, уходящего в «темноту» времени. Это стык старого и нового.

    Традиция проводов старого года называется «бутуулэх». Как и у многих других народов, у бурят перед новым годом, точнее перед бутуу спешили рассчитаться с долгами, будь это деньги, скот или услуги и обязательства. Важно было также помириться с тем, с кем случился разлад или ссора.

    Еще за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребали весь мусор и сжигали его в юго-восточном направлении. Затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения.

    Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шелковые и меховые наряды. Приготавливали подарки. Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые с начищенными бляхами, сбрую и седло. Хозяйки готовили кушанья и начинали выставлять их на стол во второй половине дня. Многие в Бутуу удэр соблюдают строгий пост, отказываясь от употребления в пищу мяса и других продуктов, связанных с убийством живых существ. Эти день и ночь необходимо провести в молитвах.

    Садились вечером дня бутуу в полном составе – от стариков до молодежи, всей семьей. Все в нарядных одеждах, застегнутых на все пуговицы, и, согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах. Начинали с чая, который сначала преподносили огню и богам, а потом хозяйка наливала хозяину дома, затем остальным домочадцам. Архи, молочной водки, удостаивались лишь те, возраст которых перевалил за 50 лет.

    Накануне нового года совершается обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): вывешиваются изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей становятся яства, зажигаются «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы). В этот день совершается символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов, например, ломается кость барана и извлекается из него мозг, открывается непочатая бутылка молочной водки.

    В дацанах накануне нового года начинаются хуралы (богослужения), посвященные Сагаалгану. В последний день старого года Бутуу удэр проводится хурал в честь защитницы Балдан Лхамо – покровительницы Учения Будды в странах северного буддизма. В канун нового года она нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение.

    Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до шести утра первого дня нового года, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдан Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

    Новый год по лунному календарю наступает не в полночь, как в европейской традиции, а утром – с восходом солнца. Также в день Бутуу удэр все верующие имеют редкую возможность поклониться и получить благословение от драгоценного тела Пандито хамбо-ламы Даша-Доржо Этигэлова.

    Рецепт бууз (бурятских поз)



    Фарш для бууз

    • Говяжья вырезка - 800 гр.

    • Мякоть жирной свинины - 500 гр.

    • Чеснок - 5 зубчиков (в оригинальные буузы его не добавляют)

    • Репчатый лук - 3 головки

    • Мясной бульон - около 100-150 мл.

    • Специи: черный свежемолотый перец,

    • Соль - по вкусу

    Тесто для бууз

    • Вода -200 мл.

    • Мука - около 3-4 стакана.

    • Яйца - 2 шт.

    • Соль

    Рецепт бурятских боов



    1,5 стакана муки 
    2 ст.л. сахара 
    1 ст.л. слив. масла 
    1 яйцо 
    1/2 стак. молока 
    1/2 ч.л. соды (погасить столовым уксусом или соком лимона) 
    Смешать хорошо все, кроме муки, ингредиенты и вылить смесь в муку. Замесить тесто. Раскатать в пласт. Вырезать ромбики. Зажарить в большом количестве масла.

    Творог

    Основное в холисо - это творог. У каждой разновид­ности наполнители свои. И, безусловно, посвоему это очень вкусные и сытные де­серты.

    - Поделитесь секретом вашего рецепта.

    - Ингредиенты для при­готовления: молоко 6% жирности или домашнее - 3 литра, масло сливочное или топлёное - 200 гр., молотая черёмуха, творог - 1,5 кг, изюм - 0,5 кг, сгущёнка - 1 банка, вафли белые и пече­нье - 0,5 кг, пряники - 0,5 кг, тибhэн - корни сараны.



    Молоко, Сметана,масло



    Кровянка

    Рецепт примерно на два метра тонкой кишки.

    Фарш:

    1) говяжья кровь - 2,5 литра,

    2) молоко - 100 грамм,

    3) говяжий жир - 100 грамм,

    4) лук репчатый - 150 грамм и соль по вкусу, все перемешать.

    Буряты не любят острую и соленую пищу, поэтому используют мало специй, предпочитая натуральный вкус пищи. Тонкую кишку хорошо промывают, затем выворачивают и скоблят, опять тщательно промывают. Кишку начиняют готовым фаршем, перевязывая каждые 20 см. В большой кастрюле нагревают воду, подсаливают и отваривают колбасу примерно двадцать- двадцать пять минут. Колбасу едят в холодном и горячем виде с овощами и зеленью.



    Сыр (Хуруут)

    Xурууд — натуральный бурятский сыр. Готовится следующим способом: Свежее цельное молоко в эма­лированной посуде ставится в прохладное место. Через двое-трое суток оно обычно сквашивается, а на поверхности застаивается густая сметана. Сметана снимается, а из простокваши приготовляется домашний сыр, вкусный и питательный консерви­рованный продукт. Простокваша на медленном огне кипятится в продолжение пяти минут. Получившаяся творож­ная масса процеживается, затем раскладывается лепешками, прессуется с помощью деревянных дощечек и выставляется для сушки.

    Из 10 л молока получается около 2 кг сметаны и 3-4 кг сыра.



    Табаг

    Табаг - это ритуальное подношение, которое принято делать в день накануне Сагаалгана. На большой по диаметру тарелке сооружалась пирамида из боов, изюма, конфет, зефира. Сегодня вместо боов нередко используют печенье. Важно, чтобы пирамида состояла из нечетных слоев. Часто пишут, что таких слоев должно быть 9. Тем не менее, их может быть и меньше: 3-5-7. Слои имеют символическое значение: четные слои означают счастье, нечетные - страдание. Важно, чтобы заканчивалась пирамида счастьем. Пирамида из трех слоев сооружается для молодых, из пяти - для родителей, пирамида из семи слоев посвящается дедушкам и бабушкам, 9 слой посвящен 9 духам, 9 небесным божествам - хранителям.




    Бурятский чай

    Чайные традиции


    Чаепитие у бурятов – сакральный ритуал, отказ от которого считается кощунственным. Даже случайному путнику, постучавшемуся в юрту кочевника, обязательно предлагается чай по традиционному рецепту.



    Чай подают в плоских пиалах (по-бурятски – «аяга»). Самостоятельный розлив напитка недопустим, процессом руководит хозяйка дома. При подаче хозяйка должна нести пиалу, держа ее двумя руками на уровне груди. Считается, что «чай от сердца» может излечить любые заболевания, а также приносит удачу гостю.

    Гость должен касаться пиалы всеми пятью пальцами. Держать пиалу с бурятским чаем следует так: 4 пальца фиксируют емкость снизу, а большой находится на боковой поверхности. Чем реже гость ставит пиалу на стол, тем больше демонстрируемое уважение к хозяину.

    Рецепт приготовления классического бурятского чая


    Для приготовления чайного супа потребуется:

    • вода – 3 литра;

    • молоко – 1,5 литра;

    • зеленый плиточный чай – 200 г;

    • сливочное масло (предпочтительно – топленое) – 200 г.;

    • соль – 2-6 ч.л. (по вкусу).

    Неклассические рецепты также предполагают добавление муки, меда и чабреца.



    написать администратору сайта