Главная страница
Навигация по странице:

  • 4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Практическая работа № 10 Файлы, составляющие приложения Delphi Цель работы: ознакомиться с интегрированной средой программы.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

  • 2 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ В работе требуется внимательно рассмотреть и разобрать построчно приведенные примеры. Оформить отчет.3 ФОРМА ОТЧЕТА

  • Практическая работа №11. Создание простейшего Windows-приложения

  • Практическая работа №12 Моя первая программа

  • Объект Свойство Значение

  • му паскаль и делфи. Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ для специальности 09. 02. 03 Программирование в компьютерных системах


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации для студентов по выполнению практических работ для специальности 09. 02. 03 Программирование в компьютерных системах
    Дата01.09.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламу паскаль и делфи.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #658926
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    2 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

    В работе требуется внимательно рассмотреть и разобрать приведенные примеры и упражнения.
    3 ФОРМА ОТЧЕТА

    Отчет должен содержать ответы на вопросы и порядок выполнения данных упражнений.
    4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


    1. Каким образом можно изменить свойства компонента?

    2. Перечислите основные свойства объектов программы.

    3. В чем отличие программы, работающей в системе DOS, от програм­мы, работающей в системе Windows?

    4. Какие события формы Вы знаете?

    5. В каком порядке выполняются события клавиатуры: OnKeyPress, OnKeyUp, OnKeyDown?

    6. Благодаря какому классу языка программирования Object Pascal воз­можна работа с графикой в Delphi? Перечислите свойства и методы этого класса.

    7. Какие события происходят при создании формы и в какой последо­вательности?

    8. Какие события происходят при закрытии формы и в какой последо­вательности?

    Практическая работа № 10

    Файлы, составляющие приложения Delphi
    Цель работы: ознакомиться с интегрированной средой программы.
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

    Приложение Delphi хранится в нескольких различных фай­лах. Каждое имя файла заканчивается расширением, которое определяет содержимое файла.

    Для исследования файлов, составляющих проект Delphi, рассмотрим файлы первого созданного приложения. Запустите Delphi. Откройте файл проекта Exercise 1, для этого выполните последовательность команд:

    File — Open Project... В диалоговом окне открытия файла выделите файл Exercisel. Щелкните на кнопке Open.

    View — Units и затем из списка модулей появившегося диа­логового окна выберите все файлы. Щелкните на кнопке ОК. В окне редактирования модуля отображается два файла. Чтобы выбрать тот или иной, необходимо щелкнуть на соответствую­щей закладке в верхней части окна.

    1. Файл проекта (.dpr)

    Файл проекта представляет собой программу, написанную на языке Object Pascal. Эта программа автоматически созда­ется Delphi. Главный файл проекта изначально называется Projectl.dpr. Каждое приложение имеет единственный файл проекта. Проект Delphi является Pascal-программой. Проект имеет, по крайней мере, два назначения — объявить модули приложения и запустить приложение. Delphi автоматически создает исходный код файла проекта и управляет им. Вам ред­ко придется модифицировать операторы этого файла.

    Рассмотрим структуру файла проекта Exercisel.dpr.

    program Exercisel;

    uses

    Forms,

    Main in 'Main.pas' {MainF};

    {$R *.RES}

    begin

    Application.Initialize;

    Application . CreateForm (TMainF, MainF) ,• Application.Run; end.

    В первой строке файла содержится имя проекта — Exercise 1. Затем в объявлении uses определяются модули, используемые этой программой. В данном случае существует два таких моду­ля — стандартный модуль Forms, который обеспечивает воз­можности форм Delphi, а также модуль Main. Вторая строка объявления uses означает, что модуль Main расположен в фай­ле Main.pas, a MainF — это имя объекта формы, описанной в этом модуле.

    Директива {$R *.RES} является указанием компилятору на необходимость подключения к программе файла ресурсов. Обыч­но файлы ресурсов содержат только пиктограмму программы, хотя, конечно, они могут иметь и другие типы ресурсов.

    И, наконец, файл проекта завершается тремя операторами, расположенными между ключевыми полями begin...end. Каж­дый из них реализует обращение к одному из методов объекта Application. В объекте Application собраны данные и подпрограм­мы, необходимые для нормального функционирования Windows-программы в целом. Delphi автоматически создает объект-про­грамму Application для каждого нового проекта.

    Для того чтобы создать конкретное Windows-приложение с помощью Object Pascal, необходимо создать объект-потомок TApplication. Методы и свойства, описанные в TApplication, осу­ществляют создание, выполнение, поддержку и разрушение при­ложения. Во время написания Windows-приложения TApplication является посредником между программистом и окружением Windows.

    Метод Initialize — первый метод, вызываемый для каждого проекта Delphi, — осуществляет ряд вспомогательных дейст­вий, необходимых для работы под управлением операционной системы Windows.

    Метод CreateForm создает новую форму, тип которой описан в параметре FormClass, и связывает ее с переменной, указанной параметром Reference:

    procedure CreateForm(FormClass: TFormClass; var Reference);

    По умолчанию форма, созданная первым вызовом FormCreate, становится главной формой приложения.

    Метод Run выполняет приложение. Этот метод содержит цикл обработки сообщений и не прекращает свою работу, пока цикл обработки сообщений не закончен (т. е. реализует беско­нечный цикл получения и обработки поступающих от Windows сообщений о действиях пользователя. Когда пользователь щел­кнет на кнопке Close, Windows передаст программе специаль­ное сообщение, которое в конечном счете заставит программу прекратить работу и освободить назначенные ей системные ре­сурсы).

    Кроме этих трех методов в классе TApplication описаны мно­гие другие полезные методы и свойства, необходимые при со­здании проекта.

    Некоторые свойства класса TApplication:

    ExeName HintHidePause Icon

    Hint HintPause ShowHint

    HintColor HintShortPause Title

    Некоторые методы класса TApplication:

    BringToFront Minimize MessageBox Restore

    2. Файл модуля (.pas)

    Модули — это программные единицы, предназначенные для размещения фрагментов программ. С помощью содержащегося в них программного кода реализуется вся поведенческая сторо­на программы. Эти файлы содержат исходный код приложения на языке Object Pascal. В типичном приложении Delphi для каждой формы создается один файл с расширением pas:

    unit Main; interface

    uses

    Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs;

    type

    TMainF = class(TForm) procedure FormClick(Sender: TObject);

    private { Private declarations }

    public { Public declarations }

    end;

    var

    MainF: TMainF;

    implementation

    {$R *.DFM}

    procedure TMainF.FormClick(Sender: TObject); begin

    Color:=clRed end;

    end.

    В первой строке Main.pas указывается имя модуля — Main. Delphi присваивает модулю то имя, которое указывается при сохранении файла модуля проекта.

    Далее следует директива interface, которая объявляет описа­ния, видимые пользователю. Ко всем элементам, описанным в этом разделе, разрешено обращение из других модулей, исполь­зующих данный модуль. В этом разделе возможно подключе­ние модулей, описание новых типов, констант, переменных, процедур и функций.

    Интерфейсная часть модуля формы содержит три части — подключение модулей, создание нового типа и объявление пе­ременной объектного типа, представляющей форму.

    Модуль Main использует много различных модулей, все они представлены в операторе uses. Такие модули, как Windows и Messages, обеспечивают необходимые данные и программный код для интерфейса прикладных программ Windows, а модули Classes, Graphics, Controls — для формы, компонентов и дру­гих элементов программы.

    Далее идет раздел объявления типов, определяемый ключе­вым словом type. Тип TMainF задает описание класса (class). Класс TMainF в Main.pas наследует члены класса TForm, кото­рый поддерживает в Delphi функциональные возможности фор­мы. Таким образом, класс TMainF является потомком класса TForm.

    Класс TMainF объявляет процедуру FormClick(Sender: TObject), которая обрабатывает действие — щелчок мышью на форме.

    Классы могут иметь дополнительные объявления, которые бывают либо собственными (private), либо общедоступными (public), т. е. доступны также операторам других модулей.

    Завершает раздел интерфейса описание переменных, предва­ряемое словом var. Модули могут содержать одну или несколь­ко переменных, но могут обходиться и без них. В модуле Main — только одна переменная:

    var MainF: TMainF;

    Эта строка объявляет объект-переменную MainF класса TMainF, т. е. MainF — это занимающий определенный участок памяти экземпляр класса. В этом примере объект представляет собой главное окно программы, которая содержит обработчик события, выполняющий действия при щелчке на форме.

    За разделом интерфейса идет раздел реализации (implemen­tation), в котором описаны элементы, скрытые от пользовате­ля. Этот раздел может также содержать разделы подключения модулей, описание типов, переменных, констант, кроме этого он содержит программный код подпрограмм, указанных в ин­терфейсной части модуля. К элементам, указанным только в разделе implementation, запрещены обращения из других моду­лей, использующих данный модуль.

    Первая строка раздела implementation содержит директиву

    {$R *.DFM}

    которая открывает и читает файл с расширением .DFM. Звез­дочка указывает Delphi на необходимость поиска файла с име­нем, совпадающим с названием файла модуля, но имеющим расширение .DFM. Этот файл содержит свойства формы, изме­ненные с помощью окна Object Inspector.

    В последней строке файла находится ключевое слово end, за которым следует точка.

    Итак, в секции интерфейсных объявлений описываются про­граммные элементы, которые будут «видны» другим програм­мным модулям, а в секции реализаций раскрывается механизм работы этих элементов. Разделение модуля на две секции обес­печивает удобный механизм обмена алгоритмами между отдель­ными частями одной программы. Он также реализует средство обмена программными разработками между отдельными про­граммистами. Получив откомпилированный «посторонний» модуль, программист получает доступ только к интерфейсной час­ти, в которой, как уже говорилось, содержатся объявления элементов. Детали реализации объявленных процедур, функ­ций и классов скрыты в секции реализаций и недоступны дру­гим модулям.

    3. Файл формы (.DFM)

    Файл формы используется для сохранения информации о внешнем виде главной формы, содержит значения в двоичном формате, представляющие свойства формы, а также свойства любых компонент, находящихся на форме. В файлах .DFM так­же фиксируются взаимоотношения между событиями и обра­ботчиками событий. Delphi копирует эту информацию в испол­няемый Ехе-файл. Чтобы посмотреть информацию файла формы в текстовом виде, выполните команду View as Text контекстно­го меню формы:



    object MainF: TMainF

    Left = 200

    Top = 108

    Width = 544

    Height = 375

    Hint = 'Это форма'

    Caption = 'Мое первое приложение1

    Color = clYellow

    Font.Charset = DEFAULT_CHARSET

    Font.Color = clWindowText

    Font.Height = -11

    Font.Name = 'MS Sans Serif

    Font.Style = []

    ShowHint = True

    OnClick = FormClick

    PixelsPerlnch = 96

    TextHeight = 13 end;

    Чтобы вернуться к графическому режиму отображения фор­мы, выполните команду View as Form контекстного меню.

    4. Дополнительные файлы приложения Delphi



    Мы рассмотрели основные файлы проекта. Рассмотрим до­полнительные файлы, создаваемые Delphi. Используя Провод­ник Windows, откройте папку Exercisel.

    Файл .DCU содержит скомпилированный код модуля. На­пример, файл main.dcu содержит программный код и данные, объявленные в модуле main.pas. Вы можете безо всякого риска удалять файлы .dcu, поскольку Delphi создаст их снова при компиляции приложения.

    Файл .RES. Файл ресурсов содержит в двоичном формате та­кие ресурсы, как пиктограмма программы и другие растровые изображения. Для того чтобы создавать и модифицировать файлы ресурсов, воспользуйтесь командой Image Editor меню Tools. Никогда не вносите изменений в файл ресурсов проекта, имя которого совпадает с именем проекта, но заканчивается расширением .RES. При перекомпиляции Delphi все внесенные вами ресурсы исчезнут.

    Файл .DSK сохраняют конфигурацию рабочей области при­ложения, если включен режим Desktop AutoSave с помощью команды environment меню option. Файлы .DSK сохраняют ин­формацию об окнах Delphi и порядке их расположения, а так­же каталоги хранения файлов проекта. Файлы .DSK сохраняют также маршруты проекта, поэтому если вы переносите свои проекты в другие папки или сохраняете модули проекта в не­скольких папках, то не следует удалять файлы .dsk.

    Файл .DOF сохраняет параметры, установленные с помощью команды Option... меню Project. Содержание файла — текущие установки проекта, такие, как параметры компилятора, коман­дной строки, директории и другие. Если вы удалите файл с рас­ширением dof, Delphi создаст его снова, используя работающие по умолчанию параметры. Будьте осторожны при удалении файла опций проекта, так как могут возникнуть проблемы для приложений с нестандартной настройкой.

    Эксперимент. Используя диалоговое окно Project Options, измените иконку приложения, отображаемую в Проводнике Windows; внесите информацию о названии компании, описание файла, комментарии. Проследите изменения в файле опций. Для создания иконки воспользуйтесь программой Image Editor, поставляемой вместе с Delphi. ♦

    Исполняемый файл (.ЕХЕ). Файлы, заканчивающиеся на .-*, являются резервными копиями модифицированных или сохраняемых файлов. Можно спокойно удалять эти файлы в любое время, хотя они могут понадобиться, чтобы восстановить потерянные или разрушенные программы или вернуться к пре­дыдущим версиям.

    2 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

    В работе требуется внимательно рассмотреть и разобрать построчно приведенные примеры. Оформить отчет.

    3 ФОРМА ОТЧЕТА

    Отчет должен содержать ответы на вопросы и результаты эксперемента.

    4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Какие файлы составляют проект Delphi? Какие файлы проекта нель­зя удалять ни в коем случае? Объясните.

    2. Объект Application. Для чего он предназначен? Перечислите основ­ные свойства и методы этого объекта.

    3. Опишите общую структуру модуля в Object Pascal.

    4. Каким образом обеспечивается сокрытие информации при описании класса?

    5. Для чего предназначен файл формы?

    Практическая работа №11.

    Создание простейшего Windows-приложения

    Цели работы: Создание простейшего Windows-приложения с заданным заголовком окна и цветом формы

    1. Создать папку для сохранения разработанных приложений

    2. Запустить Delphi

    3. Изменить заголовок окна формы с Form1 на Привет: в окне инспектора объектов (Object Inspector) установить для свойства Caption значение Привет

    4. Изменить цвет формы со стандартного на другой: в окне инспектора объектов установить для свойства Color значение clAqua.

    5. Выполнить приложение:

      1. Запустить приложение - меню Run, Run или F9 или кнопка на панели инструментов.

      2. Изменить размеры окна.

      3. Поэкспериментировать со стандартными кнопками минимизации и максимизации окна.

      4. Закончить работу приложения, закрыв его окно.

    6. Сохранить форму и проект на диске:

    Меню File, Save All, установить свою папку, создать новую папку (с именем Лабораторная работа №1), открыть ее, ввести имя проекта.
    Практическая работа №12

    Моя первая программа
    Цели работы: Создание Windows-приложения, которое содержит текст "Моя первая программа!" и кнопки, позволяющие изменять размер шрифта и двигать текст

    1. Поместить объект Label в окно формы Form1:

    2. Переместить объект Label1 на желаемое место в форме.

    3. Изменить свойства объекта Label1:

    В окне инспектора объектов (Object Inspector) установить следующие значения для свойств объекта:


    Объект

    Свойство

    Значение

    Label1

    Caption

    Моя первая программа!




    Font

    12 p., красный




    Alignment

    TaCenter




    Color

    Желтый (Yellow)




    AutoSize

    False























    1. Выполнить приложение: меню Run, Run или F9.

    2. Сохранить форму и проект на диске: Меню File, Save All, установить свою папку, ввести имя Лабораторная работа №2.

    3. Поместить объект Button (командная кнопка) в окно Form1. Он по умолчанию получит имя Button1. Изменить его размеры.

    4. Установить свойство Caption объекта Button1 в значение "Увеличение".

    5. Написать код для события Click на объекте Button1: Два раза щелкнуть по объекту Button1 в форме Между словами Begin и End написать следующий

    код: Label1.Font.Size := Label1.Font.Size +2;

    1. Выполнить программу. Обратить внимание на то, что происходит при нажатии кнопки с надписью "Увеличение".

    2. Сохранить форму и проект на диске: Меню File, Save.

    3. Создать объект "командная кнопка" для уменьшения размера шрифта в тексте.

    4. Создать объект "командная кнопка" для того, чтобы двигать текст.

    Код: Label1.Left := Label1.Left + 10;

    Label1.Top := Label1.Top + 10;

    1. Создать объект "командная кнопка" для того, чтобы сделать текст невидимым.

    Код: Label1.visible := false;

    1. Создать объект "командная кнопка" для выхода из работы программы.

    Код: Close;

    15. Сохранить форму и проект.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта