Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.2 Задание

  • Основы программной инженерии. Методические рекомендации к практическим работам для студентов специальности 09 03 04


    Скачать 138.43 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации к практическим работам для студентов специальности 09 03 04
    АнкорОсновы программной инженерии
    Дата14.03.2022
    Размер138.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPractice_OPI.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #395630
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    5 Практическая работа № 5. Использование унифицированного языка моделирования при проектировании программных систем



    Цель работы: получить навыки применения унифицированного языка моделирования для построения диаграммы вариантов использования.
    5.1 Краткие теоретические сведения
    На диаграммах вариантов использования отображается взаимодействие между вариантами использования, представляющими функции системы, и действующими лицами, представляющими людей или системы, получающие или передающие информацию в данную систему. Из диаграмм вариантов использования можно получить довольно много информации о системе. Этот тип диаграмм описывает общую функциональность системы. Пользователи, менеджеры проектов, аналитики, разработчики, специалисты по контролю качества и все, кого интересует система в целом, могут, изучая диаграммы вариантов использования, понять, что система должна делать.

    Базовые элементы диаграммы вариантов использования

    К базовым элементам рассматриваемой диаграммы относятся вариант использования, актер и интерфейс.

    Вариант использования (рис. 1) применяется для спецификации общих особенностей поведения системы или другой сущности без рассмотрения ее внутренней структуры (например, оформление заказа на покупку товара, получение информации о кредитоспособности клиента, отображение графической формы на экране монитора).



    Рис. 1 Графическое обозначение варианта использования
    Актер – это внешняя по отношению к моделируемой системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для решения определенных задач (рис. 2). При этом актеры служат для обозначения согласованного множества ролей, которые могут играть пользователи в процессе взаимодействия с проектируемой системой.



    Рис. 2 Графическое обозначение актера

    Имя актера должно быть достаточно информативным с точки зрения семантики, например клиент банка, продавец магазина, пассажир авиарейса, водитель автомобиля, сотовый телефон. Так как в общем случае актер всегда находится вне системы, его внутренняя структура никак не определяется. Для актера имеет значение только его внешнее представление, т.е. то, как он воспринимается со стороны системы. Актеры взаимодействуют с системой посредством передачи и приема сообщений от вариантов использования. Сообщение представляет собой запрос актером сервиса от системы и получение этого сервиса. Это взаимодействие может быть выражено посредством ассоциаций между отдельными актерами и вариантами использования или классами. Кроме этого, с актерами могут быть связаны интерфейсы, которые определяют, каким образом другие элементы модели взаимодействуют с этими актерами.

    Интерфейс служит для спецификации параметров модели, которые видимы извне без указания их внутренней структуры (рис. 3). В диаграммах вариантов использования интерфейсы определяют совокупность операций, обеспечивающих необходимый набор сервисов или функциональности для актеров. Интерфейсы не могут содержать ни атрибутов, ни состояний, ни направленных ассоциаций. Они содержат только операции без указания особенностей их реализации. Формально интерфейс эквивалентен абстрактному классу без атрибутов и методов с наличием только абстрактных операций.



    Рисунок 3 ­- Графическое изображение интерфейсов на диаграммах вариантов использования
    Интерфейс соединяется с вариантом использования сплошной линией, если он реализует все операции, необходимые для данного интерфейса (рис. 4, а). Если же вариант использования определяет только тот сервис, который необходим для реализации данного интерфейса, используется пунктирная стрелка (рис. 4, б).



    Рисунок 4 - Графическое изображение взаимосвязей интерфейсов с вариантами использования

    а) реализация всех операций, б) реализация только необходимого сервиса
    Важность интерфейсов заключается в том, что они определяют стыковочные узлы в проектируемой системе, что совершенно необходимо для организации коллективной работы над проектом. Более того, спецификация интерфейсов способствует “безболезненной” модификации уже существующей системы при переходе на новые технологические решения. В этом случае изменению подвергается только реализация операций, но никак не функциональность самой системы. А это обеспечивает совместимость последующих версий программ с первоначальными при спиральной технологии разработки программных систем.

    Примечания в языке UML предназначены для включения в модель произвольной текстовой информации, имеющей непосредственное отношение к контексту разрабатываемого проекта (рисунок 5). В качестве такой информации могут быть комментарии разработчика (например, дата и версия разработки диаграммы или ее отдельных компонентов), ограничения (например, на значения отдельных связей или экземпляры сущностей) и помеченные значения.



    Рисунок 5 - Примеры примечаний в языке UML
    Применительно к диаграммам вариантов использования примечание может носить самую общую информацию, относящуюся к общему контексту системы.

    Отношения на диаграмме вариантов использования

    Для выражения отношений между актерами и вариантами использования применяются стандартные виды отношений, описанные в разделе 1.2.

    Отношение ассоциации применительно к диаграммам вариантов использования служит для обозначения специфической роли актера в отдельном варианте использования (рис. 6). Другими словами, ассоциация определяет семантические особенности взаимодействия актеров и вариантов использования в графической модели системы. Таким образом, это отношение устанавливает, какую конкретную роль играет актер при взаимодействии с экземпляром варианта использования. Графическое обозначение отношения ассоциации может включать дополнительные условные обозначения (имя и кратность).

    Кратность (Multiplicity) характеризует общее количество конкретных экземпляров данного компонента, которые могут выступать в качестве элементов данной ассоциации. Кратность указывает на то, сколько объектов должно соответствовать каждому объекту на противоположном конце. Кратность можно задать равной единице (1), указать диапазон: “ноль или единица” (0..1), “много” (0..*), “единица или больше” (1..*). Разрешается также указывать определенное число (например, 3). Символ "*"обозначает произвольное конечное целое неотрицательное число, значение которого неизвестно на момент задания соответствующего отношения ассоциации.



    Рисунок 6 - Отношение ассоциации между актером и вариантом использования

    Отношение расширения между вариантами использования обозначается пунктирной линией со стрелкой (вариант отношения зависимости), направленной от того варианта использования, который является расширением для исходного варианта использования. Данная линия со стрелкой помечается ключевым словом “extend” (“расширяет”), как показано на рис. 7.



    Рисунок 7 - Отношение расширения между вариантами использования

    Отношение расширения отмечает тот факт, что один из вариантов использования может присоединять к своему поведению некоторое дополнительное поведение, определенное для другого варианта использования.
    Отношение обобщения графически обозначается сплошной линией со стрелкой, которая указывает на родительский вариант использования (рис. 8).



    Рисунок 8 - Отношение обобщения между вариантами использования
    Отношение обобщения между вариантами использования применяется в том случае, когда необходимо отметить, что дочерние варианты использования обладают всеми атрибутами и особенностями поведения родительских вариантов. При этом дочерние варианты использования участвуют во всех отношениях родительских вариантов. В свою очередь, дочерние варианты могут наделяться новыми свойствами поведения, которые отсутствуют у родительских вариантов использования, а также уточнять или модифицировать наследуемые от них свойства поведения.

    Отношение включения между двумя вариантами использования указывает, что поведение одного варианта использования включается в качестве составного компонента в последовательность поведения другого варианта использования. Графически данное отношение обозначается пунктирной линией со стрелкой (вариант отношения зависимости), направленной от базового варианта использования к включаемому. При этом данная линия со стрелкой помечается ключевым словом “include” (“включает”), как показано на рис. 9.





    Рисунок 9 - Отношение включения между вариантами использования
    5.2 Задание

    Построить диаграмму вариантов использования для программной системы, выбранной в практической работе № 1.
    5.3 Содержание отчета

    Отчет по практической работе выполняется на листах формата А4. В состав отчета входят:

    1) титульный лист;

    2) цель работы;

    3) текст индивидуального задания;

    4) выполнение индивидуального задания.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта