«Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания». Методические рекомендации по формированию интереса к музыке 16 Заключение 20
Скачать 51.67 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Общая характеристика формирования репертуара как основополагающего фактора музыкального воспитания 5 1.1. Репертуар, как один из факторов формирования интереса к музыке 5 1.2. Роль репертуара в процессе музыкального воспитания 10 Глава 2. Методические основы развития репертуара как основополагающего фактора музыкального воспитания 13 2.1. Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка 13 2.2. Методические рекомендации по формированию интереса к музыке 16 Заключение 20 Список использованной литературы 22 ВведениеВ любом образовательном процессе, обусловленном музыкально-педагогической деятельностью, репертуар играет одну из главных ролей. Будь то индивидуальные уроки или групповые занятия. Эта феноменальная функция репертуара подчеркивается авторами многих источников специальной литературы. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская определяют его как «…основополагающий фактор музыкального воспитания». Репертуар — это лицо преподавателя, его визитная карточка. Еще не слыша ученика, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о его эстетических и нравственных позициях и его исполнительских возможностях. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого ученика, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды. Безусловно, репертуар должен быть разнообразным. В него могут быть включены самые разные произведения, изучение которых способствуют выполнению определенных задач музыкально-эстетического воспитания. Это могут быть песни с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные. В репертуаре ученика должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка. Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир ученика, расширит его музыкальный кругозор и сможет способствовать развитию его вокальных данных. Выбор репертуара для педагога не является спонтанным шагом. Как правило, он, анализируя музыку и перечитывая текст новой композиции, всегда представляет себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании, что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою будущую жизнь. Актуальность исследования темы. Репертуар должен опираться на методологическое положение, музыкальные произведения, предназначенные для разучивания на любительском уровне, должны положительно влиять на эмоциональную проекцию личности учеников, формировать их как личность самостоятельную, одухотворенную и высоконравственную. Вдумчиво подобранный репертуар является залогом педагогического успеха. Актуальность исследования темы обуславливается тем, что в школе различные виды работ по изучению музыки не проводятся, репертуар не развивается, в первую очередь это связано с тем, что музыке в школе не уделяется должное внимание. Цель исследования темы: теоретически обосновать репертуар как основополагающего фактора музыкального воспитания, практически реализовать его изучение в школе. Объект исследования: репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания. Предмет исследования: репертуар. Задачи исследования: - проанализировать репертуар, как одного из факторов формирования интереса к музыке; - раскрыть роль репертуара в процессе музыкального воспитания; - охарактеризовать методы и приёмы развития музыкального репертуара как фактора воспитания; - дать методические рекомендации по формированию интереса к пению. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Глава 1. Общая характеристика формирования репертуара как основополагающего фактора музыкального воспитания1.1. Репертуар, как один из факторов формирования интереса к музыкеМузыкальный вкус дирижера, его отношение к выбору репертуара очень важны, так как репертуар – стержневой вопрос жизни творческого коллектива. Отбор репертуара по мнению Т.Н. Овчинниковой – это творческий процесс, органично входящий в повседневную деятельность руководителя хора и требующий от него много знаний. Основным принципом она считает подчинение репертуара воспитательным целям, так как детский хоровой коллектив является, прежде всего, средством всестороннего развития ребенка, независимо от того, в школе или вне школы работает хор. [14, с.23-45]. Актуальным может быть произведение любой эпохи и народности, из музыки старинной и зарубежной можно использовать многие произведения, которые связаны с созвучными нам темами, мыслями, остро волнующими исполнителей. Так, наряду с песнями Шаинского, Чичкова, дети с удовольствием поют «Stabat mater» Перголези. Свежесть репертуара поддерживается разумным построением программы. Даже самые интересные произведения «запеваются», если их непрерывно и долго исполнять. Доступность репертуара обеспечивается соответствием его сложности художественно-техническому развитию хора. Целесообразно там, где состав хора не однороден по способностям и уровню подготовки, выделить более продвинутых в особую группу, ансамбль или маленький хор и проходить программу соответственно их возможностям и интересам. Подбирая репертуар, необходимо обращать внимание на правильные соотношения трудностей. Н.А. Любомудрова пишет: «Всякое легкое задание не побуждает ребенка к усилию, а вызывает безразличие, потерю интереса и задержку развития». Завышение трудности произведения в подборе репертуара может быть использовано педагогом для эксперимента, чтобы определить возможности хора, но это не должно быть системой. Форсирование недопустимо ни в виде произведений повышенной трудности в техническом исполнении, ни в виде произведений, которые превышают возможности понимания в силу недостаточности общего развития, музыкальной культуры, эмоциональной и эстетической зрелости (второе особенно пагубно). «Эмоциональное натаскивание притупляет, убивает интерес» [12, с. 12-15]. Репертуар надо подбирать, опираясь на выводы Выготского о 2-х уровнях развития. Зона перспективного развития – не только ближайшая программа-минимум, но и ее программа-максимум на несколько лет. Н.В. Соколова считает, что при подборе репертуара необходимо опираться на принцип соответствия характера произведения опыту детей. Надо стремиться, чтобы образно-художественное содержание для исполнителей было близко и понятно, соответствовало их желаниям, отвечало их музыкальному опыту и закономерностям их развития [14, с. 21-26]. «Естественность и правдивость – отмечал Н.Н. Игумнов – возможны лишь тогда, когда исполняемое произведение близко по духу исполнителю, когда оно находит в нем живой отклик, когда оно становится его личным достоянием». Каждое новое произведение создает новые условия для постоянного расширения и пополнения музыкальных интеллектуальных знаний, что способствует развитию интереса к музыке. Ж. Синдерс считает, что одна из трудностей в приобщении к музыке состоит в том, что дети любят те произведения, которые уже хорошо знакомы, и наоборот – всякое неизвестное произведение, новый жанр, стиль воспринимается с трудом. Нужно стремиться к расширению музыкального кругозора. Совмещая знакомое с незнакомым, стремиться к неоднократному повторению пройденного, и тогда есть шанс преодолеть трудности сопротивления. Руководитель хора, составляя репертуар, обязан учитывать разные интересы, чтобы радость каждому. Интерес к изучаемому произведению многие педагоги, будь то инструменталисты, дирижеры, вокалисты считают важнейшим фактором профессионального роста. Одни педагоги высказывают предложения подбирать репертуар в соответствии с художественными наклонностями учащихся, использовать репертуарные списки из полюбившихся произведений при составлении программ. Касаясь данной проблемы, Н.А. Любомудрова отмечает: «Для развития у ребенка любви к работе и настойчивости очень важно, чтобы у него было желание работать именно над данным произведением. Показом, беседой о произведении, цели его изучения и т. п. педагог должен стимулировать интерес к тому или иному произведению. Следует также знакомить ученика с перспективами его занятий, чтобы опять-таки повышать интерес к ним и желание заниматься». Другие педагоги придерживаются противоположного мнения. Так, Г.Г. Нейгауз писал: «… Я в своей педагогической практике никогда не приспосабливал произведение к ученику, а всегда лишь старался приспособить ученика к произведению, что бы ему, да и мне это не стоило». По моему мнению разумно сочетать и тот, и другой способ подбора репертуара. Ведь очень часто интерес к произведению возникает в процессе работы над ним. Это подтверждает Э.К. Сэт, говоря, что «отсутствие склонности к произведению может быть обусловлено не особенностями творческой индивидуальности, а ограниченностью слухового опыта, знаний в области хоровой культуры» [12, с. 56-78]. К.Б. Птица указывает на необходимость ознакомления студентов с разнообразным репертуаром для расширения исполнительских возможностей, музыкального кругозора. Репертуар хора должен разумно сочетать все стили и направления в музыке: произведения классиков, народную музыку, современные течения, использовать возможности детской песни и серьезной хоровой литературы [15, с. 21]. Большое внимание подбору репертуара уделял Г.А. Струве. В книге «Музыка для тебя» он пишет: «Как бы мы ни дорожили антологией детских песен, наивно думать, будто лишь на жанре песни можно развить хоровой коллектив». Песня должна быть лишь одним из компонентов. Особое место должна занимать классика, как русская, так и зарубежная. Необходимо включать в репертуар и произведения духовного характера полифонического стиля. Струве подчеркивает, что работа над репертуаром, «слагаемым из самых несхожих друг с другом произведений, объемлющих хоровую музыку разных эпох и народов, является тем воспитанием чувств, которое столь необходимо детям, она приучает к непрерывному труду мысли». Струве включал в репертуар и крупные произведения, такие как кантаты и сюиты, считая, что серьезные произведения определяют весь уровень музыкального развития ребенка. Чем больше у него слуховой и особенно активный певческий багаж интересной музыки, тем меньше остается места в его сознании для музыки второстепенной. Т.А. Жданова предлагает создавать целые песенные программы, которые включают: 1) подбор произведений для разных возрастных составов, участвующих в одной тематической программе; 2) подбор произведений в последовательном усложнении с учетом расширения познавательных и исполнительских возможностей участников коллектива (для одного коллектива, который совершенствуется, растет); 3) программы-комплексы для хорового коллектива на 0,5 года, 1 год, 2-3 года с учетом всех учебно-воспитательных задач; 4) программа с учетом всех задач хорового музицирования детей (концертная, общешкольные мероприятия, отдых, труд, классные часы, тематические вечера); 5) отдельные «блоки» учебно-хоровых программ (2-4 произведения с учетом определенных задач); 6) подбор произведений с учетом особенностей составления программ для концертных выступлений; 7) программы для авторских концертов; 8) программы с учетом «синтеза искусств», усиливающие эмоциональное и в целом воспитательное значение музыки, детские оперы, музыкальные постановки, музыкально-литературные композиции; 9) подбор произведений без сопровождения (1-3 голоса) с учетом всех задач составления репертуара; 10) новые детские сборники, постоянный поиск. Итак, подбор репертуара связан: 1) с интересами детей, учитывая их возрастные особенности; 2) с его местом в учебно-воспитательном процессе; 3) с актуальностью позиций современной жизни; 4) с художественными достоинствами; 5) с сочетанием разных стилей и направлений в сопровождении и без него; 6) с концертной деятельностью хорового коллектива. В заключение теоретического рассмотрения проблемы формирования интереса у детей к хоровому пению выделим основные положения: 1. Показателями сформировавшегося интереса становятся: поведение учащегося на уроке – вопросы к учителю, стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности; эмоциональные проявления – общий психологический настрой, радость от общения с предметом, чувство удовлетворения результатами своей деятельности; волевые проявления – сосредоточенность внимания, слабая отвлеченность, стремление к завершению учебных действий. 2. Важнейшими факторами формирования интереса к хоровому пению становятся: создание положительной эмоциональной атмосферы, настроя на уроке, личность учителя и подбор репертуара [12, с. 121-134]. 1.2. Роль репертуара в процессе музыкального воспитанияРепертуар - это лицо преподавателя, его визитная карточка. Еще не слыша ученика, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о его эстетических и нравственных позициях и его исполнительских возможностях. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого ученика, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды [13, с. 24-29]. Несомненно, что каждое направление педагогической деятельности выделит как общие, так и индивидуальные цели и задачи, независимо от специализации ученика: вокально-хоровое или инструментальное исполнительство. В частности, занимаясь вокально-хоровым воспитанием, перед педагогом стоит огромное количество задач, не только воспитания, но и формирования личностных качеств, развитие вокальных навыков. На уровень результативности выполнения поставленных задач очень сильно влияет направленность и определенная степень сложности репертуара. В современных условиях быстро меняющихся идеалов молодежи, в условиях неоправданного копирования традиций, зачастую противоречащих нашей культуре, калечащих и без того ещё не сформированный духовный мир ребенка, становится очевидным, что только настоящее вокальное искусство способно научить пониманию волшебного языка музыки. Только настоящее искусство способно заставить душу трудиться и пробудить все лучшие черты в будущем исполнителе. Выбор репертуара для педагога не является спонтанным шагом. Как правило, он, анализируя музыку и перечитывая текст новой композиции, всегда представляет себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании, что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою будущую жизнь. Наиболее ценны и интересны те произведения, которые поднимают серьезные нравственные проблемы, тесно связанные с формированием личностных качеств человека. Надолго в памяти молодых певцов останутся песни, исполняя которые, можно прославить или обличить, радоваться, смеяться или страдать, но которые всегда, в конечном итоге, утверждают добро, любовь, подвиг, душевную красоту, стремление к нравственному совершенству. Основной целью работы педагога, осуществляемой при помощи грамотно подобранного репертуара, должно являться приобщение ребенка к миру искусства в широком смысле. Педагог должен уметь объективно и верно оценивать возможности каждого своего ученика, и уметь находить индивидуальный подход к каждому. Опытные педагоги, работающие со своими учениками, в отдельных случаях применяют в работе также и следующий прием. Они предлагают ученикам в качестве своеобразного упражнения произведение, сложное по своим интонационным (но не тесситурным!) особенностям. Одним из положительных свойств, предлагаемого метода, является неторопливость и основательность самого процесса разучивания, когда интонационные и прочие трудности усваиваются учащимися без поспешности и напряжения. Ещё одно из необходимых условий успешного обучения - формирование у учащихся твердого представления о своих исполнительских возможностях. Не следует петь на концертах произведение, которое еще недостаточно закрепилось в сознании и не доработано вокально. В то же время аккуратное знакомство с таким произведением способствует повышению интереса ученика к работе на уроке, и создает своеобразную заманчивую перспективу будущего исполнителя [18, с. 9-18]. С целью воспитания приверженности национальным традициям, а также уважения и толерантности к другим национальным культурам, уместно включать в репертуарный план произведения, сочиненные композиторами народов Российской Федерации и образцы музыкального творчества зарубежных авторов. И, наконец, есть еще одно условие, которое во многом определяет планирование и подбор репертуара, это обязательное соответствие, так называемым, возрастным особенностям, а, следовательно, и соблюдение некоторых ограничений. Это касается не только физиологических особенностей каждого возраста, но и эмоциональных и интеллектуальных характеристик, как возрастной группы, так и конкретной личности обучающегося [17, с. 12]. Глава 2. Методические основы развития репертуара как основополагающего фактора музыкального воспитания2.1. Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенкаВ любом исполнительском коллективе, в том числе и в детском хоре, репертуар играет первостепенную роль. Эта феноменальная функция репертуара подчеркивается авторами многих источников специальной литературы. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская определяют его как «…основополагающий фактор музыкального воспитания». «Репертуар - лицо хора, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях» [17, с. 117]. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды, повышает ответственность перед всем коллективом. Характеризуя сущность хорового искусства как истинно массового, коллективного, А. В. Свешников сказал: «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее» [2, с. 9]. Осуществление этого высокого призвания хорового искусства возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар. В него могут быть включены самые разнообразные произведения, выполняющие ведущие цели и задачи музыкально-эстетического воспитания. Это могут быть песни с сопровождением и без сопровождения, с солистом и без солиста, одноголосные и многоголосные. В репертуаре хора должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка. Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир хористов, расширит их музыкальный кругозор. В современных условиях быстро меняющихся идеалов молодежи в условиях неоправданного копирования традиций, зачастую противоречащих нашей культуре, калечащих и без того не сформированный духовный мир ребенка; только настоящее хоровое искусство способно научить пониманию чарующего, волшебного языка музыки, услышав который однажды, уже не можешь оторваться. Только настоящее искусство поможет научить ребенка отличать чистоту и самобытность вокальных циклов Шуберта от ничего не выражающих эстрадных песенок с низко интеллектуальными текстами и мелодией, состоящей из трех аккордов, повторяющихся в течение пятнадцати минут. Только настоящее искусство способно заставить душу трудиться и пробудить все лучшие черты в маленьком человеке. Анализируя и перечитывая текст хоровой партитуры, всегда представляешь себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании; что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою долгую жизнь. Наиболее ценны и интересны те произведения, которые поднимают серьезные нравственные проблемы, тесно связанные с формированием личностных качеств человека. Такие произведения, на темы которых можно дискутировать, домысливать что-либо; исполняя которые, можно прославлять или обличать, радоваться, смеяться или страдать, но которые всегда, в конечном итоге, утверждают добро, подвиг, душевную красоту, стремление к нравственному совершенству. Сверхзадачей, основной целью работы хормейстера, осуществляемой при помощи грамотно подобранного репертуара, должно являться приобщение ребенка к миру искусства в широком смысле. Задачи: Дидактическая (воспитательная): -Развитие и укрепление музыкального вкуса и способности отличать Настоящее, Истинное от незатейливой «подделки». -Умение черпать живительную силу культурного наследия разных этносов и народностей, накопленную веками и передаваемую, что называется, «из уст в уста». Педагогическая (обучающая): -Умение петь по нотам; -Пение чистого унисона; -Многоголосное пение; -Пение a'cappella. Пение классических произведений, духовной западной и русской музыки Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формировании репертуара заключается в нарушении принципа доступности репертуара. Эту ошибку не следует путать с теми случаями, когда хормейстер сознательно берет в репертуар хора произведения, ставящие перед ним определенные новые трудности, преодолевая которые хор, тем самым, завоевывает новые исполнительские высоты. Хормейстер должен уметь объективно и верно оценить возможности хорового коллектива. Участники хора, вдохновленные действительной, а не выдуманной трудностью, используют в работе по разучиванию такого сочинения весь свой энтузиазм. Известно также, что произведение, на которое затрачено много сил и энергии, становится дороже и ближе юным участникам хора. В приведенном примере «Вечерняя песня» Палестрины стала одной из самих популярных в упомянутом нами московском школьном хоре. Это произведение учащиеся всегда пели с особым вдохновением и подъемом. Главной трудностью в применении рекомендуемого метода является подбор такого произведения, разучивание которого «впрок» не надоело бы учащимся, не вызвало у них «пресыщения». Искать такие произведения надо в сфере классической музыки, в сборниках произведений, составленных из репертуара лучших детских хоров [6, с. 2-12]. 2.2. Методические рекомендации по формированию интереса к музыкеРепертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников творческих коллективов и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики. Следует тщательно отбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь слушателей и рас- крыть артистические дарования исполнителей. Правильный подбор репертуара является одним из наиболее ответственных моментов в творческой жизни детского коллектива. Репертуар воспитывает художественный вкус учащихся, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Только правильно по- добранный репертуар, как в художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому росту коллектива, повышению его исполнительского мастерства. Репертуар должен быть тесно связан с нравственным содержанием деятельности детского художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества [4, с. 23-45]. При подборе репертуара для детских коллективов следует учитывать, что каждый коллектив индивидуален в своём развитии, разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится делать постановки. У каждого коллектива имеется свой профиль, уровень подготовленности участников к восприятию произведений и работе над ними. Репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого коллектива. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно - творческих и воспитательных задач. Каждый руководитель формирует репертуар по-своему, в основном исходя из уровня подготовки исполнителей и материальных возможностей. Однако есть общие принципы при формировании репертуара, это: - идейно-художественная значимость; - актуальность темы; - интерес учащихся к произведению; - личная профессиональная возможность; - разнообразие видов и жанров [14, с. 78-90]. При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии: - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Произведение должно не только соответствовать возрасту исполнителей, участников коллектива, но важно, чтобы руководитель учитывал и предвидел, что даст это произведение не только коллективу, но и каждому из учащихся, как формирующемуся исполнителю; - доступность для понимания и исполнения. Репертуар определяется поставленной целью и задачами, планом воспитательной работы в коллективе, он должен быть связан с ближними и дальними перспективами развития коллектива. Принципы формирования репертуара детских коллективов различных творческих направлений. Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле. В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли, занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Работа с творческим коллективом - вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и выбранное произведение так же должно быть на- правлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требованиям: - носить воспитательный характер; - быть высокохудожественным; - соответствовать возрасту и пониманию детей; -соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива; - быть разнообразным по характеру, содержанию; - подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их. Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь, исполнение данного произведения может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка). Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учѐтом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. Так же репертуар должен быть интересен участникам ансамбля, это даѐт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя. Полноценными и эффективными по своей воспитательной роли можно считать такой репертуар, в котором представлены пять групп стилистических пластов: - духовные сочинения различных конфессий; - сочинения зарубежных композиторов-классиков; - сочинения композиторов русской классической школы; - народные песни разных стран; - произведения современных композиторов – русских и зарубежных [13, с. 3-9]. ЗаключениеВ любом образовательном процессе, обусловленном музыкально-педагогической деятельностью, репертуар играет одну из главных ролей. Будь то индивидуальные уроки или групповые занятия. Эта феноменальная функция репертуара подчеркивается авторами многих источников специальной литературы. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская определяют его как «…основополагающий фактор музыкального воспитания». Репертуар — это лицо преподавателя, его визитная карточка. Еще не слыша ученика, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о его эстетических и нравственных позициях и его исполнительских возможностях. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого ученика, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды. Безусловно, репертуар должен быть разнообразным. В него могут быть включены самые разные произведения, изучение которых способствуют выполнению определенных задач музыкально-эстетического воспитания. Это могут быть песни с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные. В репертуаре ученика должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка. Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир ученика, расширит его музыкальный кругозор и сможет способствовать развитию его вокальных данных. Выбор репертуара для педагога не является спонтанным шагом. Как правило, он, анализируя музыку и перечитывая текст новой композиции, всегда представляет себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании, что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою будущую жизнь. Музыкальный вкус дирижера, его отношение к выбору репертуара очень важны, так как репертуар – стержневой вопрос жизни творческого коллектива. Подбирая репертуар, надо учитывать такие факторы как практическая значимость, разнообразие материала, его доступность для восприятия с учетом возрастных особенностей и творческого развития коллектива. Педагог должен уметь объективно и верно оценивать возможности каждого своего ученика, и уметь находить индивидуальный подход к каждому. Опытные педагоги, работающие со своими учениками, в отдельных случаях применяют в работе также и следующий прием. Они предлагают ученикам в качестве своеобразного упражнения произведение, сложное по своим интонационным (но не тесситурным!) особенностям. Одним из положительных свойств, предлагаемого метода, является неторопливость и основательность самого процесса разучивания, когда интонационные и прочие трудности усваиваются учащимися без поспешности и напряжения. Список использованной литературыАрановская, И.В. Музыкальное исполнительство как междисциплинарный феномен. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. - 57-60 с. Балабан, О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Часть I. Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля. - М. ООО «АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. – 96 с. Балабан, О.В. Хоровая музыка в творчестве современных композиторов России как средство коммуникации. В сборнике: Философия и Музыка Материалы научно-практической конференции. 2012. - 30-37 с. Вартанов, С. Я. Исполнение – интерпретация в фортепианной музыке : учебно-методическое пособие по курсам «История исполнительского искусства», «Специальный инструмент», «Фортепианные стили» / С. Я. Вартанов. — Саратов : Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. — 95 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей. Горюнова, Л.В. Хоровое музицирование [Текст] Л.В. Горюнова // Искусство в школе. – 2018. – № 5. – 30–34 с. Грибков, Н. Б. Несвоевременные мысли вокруг музыки : музыкально-публицистические очерки / Н. Б. Грибков ; под редакцией Р. А. Ульянова. — Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2016. — 96 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей. Демченко, А. И. Избранные статьи о музыке. Композиторы России ХХ века: сборник статей / А. И. Демченко. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. - 196 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. Заруба А. Развитие творчества учащихся на уроке музыки [Текст] А. Заруба // Искусство в школе. – 2013. – № 1. – 12–15 с. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд. М.: Академия, 2013. 272 с. Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ «Московская консерватория», 2010. Павлов, Е. И. Музыка и обучение ребенка: учебное пособие / Е. И. Павлов, Ж. М. Глозман. - 2-е изд. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 122 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей. Умнова, И. Г. Музыка второй половины ХХ - начала ХХI века : учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки: 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.03 «Вокальное искусство», 53.03.04 «Искусство народного пения», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» / И. Г. Умнова. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2019. — 260 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей. Чуйкова, Т. А. Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка / Т. А. Чуйкова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 22.3 (102.3). - 26-27 с. Чупахина, Т. И. Музыка в театре. Часть 1 : учебное пособие (для студентов направления «Режиссура театрализованных представлений и праздников» вузов культуры и искусства) / Т. И. Чупахина. — Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. — 104 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей. Шкербина, Т. Детская музыка : цикл пьес для фортепиано / Т. Шкербина. - Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2016. - 28 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей. |