Главная страница
Навигация по странице:

  • Насонова А.Н. Преподаватель по классу фортепиано

  • Основная часть

  • «Этапы развития исполнительских возможностей учащихся начального периода обучения, основанные на программе М. Баренбойма и Н Пе. Насонова А.Н. «Этапы развития исполнительских возможностей учащи. Методическая работа


    Скачать 38.03 Kb.
    НазваниеМетодическая работа
    Анкор«Этапы развития исполнительских возможностей учащихся начального периода обучения, основанные на программе М. Баренбойма и Н Пе
    Дата05.09.2022
    Размер38.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНасонова А.Н. «Этапы развития исполнительских возможностей учащи.docx
    ТипДокументы
    #662474



    Методическая работа

    «Этапы развития исполнительских возможностей учащихся начального периода обучения, основанные на программе М. Баренбойма и Н Перуновой «Путь к музыке».

    Насонова А.Н.
    Преподаватель по классу фортепиано
    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    «Усть-Абаканская детская школа искусств»


    Оглавление


    1. Введение ________________________________3

    2. Основная часть____________________________3

    3. Выводы__________________________________11

    4. Литература_______________________________12


    Введение
    Начальный период обучения игре на фортепиано является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Основная задача начального обучения состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к музыке, научить их языку музыкального искусства, развить их художественный вкус и творческое восприятие. Главная задача, стоящая перед педагогами в этот период, - создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую ребенку психологическую комфортность, уверенность в своих силах, возможностях.
    Основная часть
    С момента появления нового ученика в классе и во время работы с ним педагог становится наблюдателем:  он всесторонне изучает ребенка для того, чтобы определить этапы развития его возможностей на начальном периоде обучения.

    Обучение игре на фортепиано – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ребенка. Воспитание мировоззрения и моральных качеств, воспитание воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке – вот основные направления этой работы.

    Основная задача, которую поставили перед собой авторы — профессор Л. А. Баренбойм и педагог М. Н. Перунова, — пробудить в ребенке музыканта-художника, развить способности и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней.

    В работе с начинающими пианистами мною была составлена программа исполнительской подготовки «Музыкальный инструмент» (фортепиано) к дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Подготовка к обучению в школе». К каждому уроку программы подобрана тема, взятая из книги «Путь к музыке» Л. Баренбойма и Н. Перуновой.

    Методической позиции выбора данного учебного пособия для обучение юного пианиста явилось следующее:

    -поскольку музыка – искусство интонационно- ритмическое (интонация голоса и ритмодвижения), пониманию ее ритмоинтонационного содержания и умение его воспроизводить - вот на что нужно опираться в обучении;

    -научить относится к музыке как к выразительному искусству: научить интонировать музыку и передавать характер интерпретируемой музыки, пусть даже самой простой.

     «Путь к музыке» - книга с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано, где используя опыт предыдущих методик, авторы пособия разработали свою комплексную систему музыкального воспитания. Одна из ее особенностей заключается в том, что она состоит не только из нотного материала, но и из бесед с ребенком о музыке, ее языке, фортепианной игре, аккомпанементе, чтении нот и о многом другом, что должно быть разъяснено начинающему музыканту.

    Первые уроки посвящаются развитию музыкального слуха ребенка, формированию навыков восприятия музыки. Педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями. Слушание музыки учит детей понимать ее, обогащает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус и тем самым способствует более успешному овладению искусством игры на фортепиано. Музыкальный материал должен подбираться педагогом таким образом, чтобы ученик мог сравнить произведения контрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в близких по содержанию пьесах. Пусть он сам, попевая мелодию, пытается отгадать жанр пьесы: марш, танец, песня, есть ли в мелодии скачки или это плавное движение. Надо стараться вызвать в его душе яркие ассоциации.

    Подготовка к игре на фортепиано: знакомство с инструментом, со своим игровым аппаратом. Вслушайся в звуки фортепиано, вглядись в клавиатуру и поиграй с ней в прятки. Вот следующие шаги погружения ребенка в мир музыкального искусства.

    Встань перед фортепиано. Нажми какую-нибудь клавишу в правой стороне инструмента. Ты услышишь светлый и тонкий звук. Попробуй нажать какие-нибудь соседние клавиши. Звук будет другой, но такой, же светлый, такой, же тонкий. Он прозвучал и быстро исчез...

          А если нажать клавишу в левой части инструмента? Звук станет темным и густым. Вслушайся в него: он медленно-медленно затухает. И вот он уже исчез, наступила тишина. И ее надо послушать.

          Извлеки теперь какой-нибудь звук в середине инструмента. Какой он? Вслушайся! Сравни со звуками в правой и левой сторонах фортепиано!
          Не правда ли, когда нажимаешь одну за другой клавиши, идя вправо по клавиатуре, звуки становятся все светлее и светлее, все тоньше и тоньше, все
    выше и выше? Проверь!
          И напротив, когда, нажимая клавиши, идешь влево по клавиатуре, звуки становятся все

    темнее и темнее, все толще и толще, все ниже и ниже.
          Извлеки самый низкий звук на фортепиано! А затем — самый высокий!
          Загляни внутрь, в механику инструмента. Попроси кого-нибудь нажимать клавиши, белые и черные. Внутри пианино или рояля (и тот и другой инструмент называется фортепиано) поднимется со своего места маленький деревянный молоточек, обитый мягким войлоком, дотронется до стальных струн, и... произойдет чудо: фортепиано заговорит, подаст голос. Раздастся фортепианный звук...


    Сядь за фортепиано так, чтобы тебе было удобно. Ноги поставь на скамеечку. Внимательно-внимательно посмотри на белые и черные клавиши —на клавиатуру. Посмотрел? Теперь закрой глаза и представь себе клавиатуру. Какими группами расположены черные клавиши? Сколько клавиш в каждой группе? Найди ощупью маленькие и большие группы черных клавиш. Поглаживая их ладошкой и пальцами, сосчитай, сколько тех и других на клавиатуре. В этой непринужденной атмосфере юный музыкант уже творец.

    О звуках коротких и долгих, высоких средних и низких, а также о тишине, которую надо слушать. Все это ученик постигает посредствам незатейливых игр, в которые он с увлечением вовлекается и активно осваивает. Здесь используются различные «Шаги животных», где они могут ходить. Сказка «Теремок», в которой каждый персонаж живет на определенной высоте.

    Такое живое непринужденное общение с учеником на уроке, подача материала в игровой форме и сотворчество на занятии способствует развитию творческой инициативы, которая в дальнейшем приведет к самостоятельности ребенка в освоении музыкального искусства и желанию творить.

    Следующей ступенью согласно учебному пособию «Путь к музыке» М. Баренбойма и Н. Перуновой «Путь к музыке» является введение ученика в мир ритмической организации музыки.

    Понятие «ритм» ученику лучше начать объяснять с того, что музыка – искусство временное. Картиной можно любоваться любой промежуток времени, а музыка подчинена времени. Далее можно попросить ребенка танцевать или маршировать, при этом педагог играет польку или марш, ускоряя, замедляя, неожиданно останавливая музыку. У ученика под такой аккомпанемент получится очень смешной танец, и он сам попросит играть ровно. Теперь можно побеседовать на тему – темп и пульс музыки. Теперь можно преступить к записи. «Пульс». Ребенку предлагаются игры в шаги мамы и ребенка, различных зверей с записью их шагов. Получится игра «Чьи это шаги?». На фортепиано, играя  2 звука, услышим музыку шагов, где есть образ шагающего, ритм, высота звуков, темп, динамика. Задача педагога – выработать у ребенка прямую взаимосвязь между ритмической записью и внутренним чувством метроритма; это, в дальнейшем дает легкость в чтении с листа. Освоение ритма займет не одно занятие. Задача педагога сделать это освоение легкой и завлекательной игрой. Использование стихотворений, считалок вот основа освоения ритма.

    На занятиях педагог незаметно и ненавязчиво обучает игровым движениям ребенка, в большей степени при помощи своих рук. Лучше, точнее и полнее, чем собственной рукой, невозможно проверить правильность положения рук ребенка на клавиатуре. До первого прикосновения к клавишам надо заниматься с детьми несколько минут гимнастикой. «Радуга-дуга», «Кузнечик», «Мячики» основанные на перенесении руки с одного звука на другой. В таком легком и приятном времяпровождении они укрепят мышцы, освободятся от зажатости, разовьют ритмическое чувство и пластику движений.

    Почему на клавиатуре нельзя заблудиться? Изучение клавиатуры желательно начинать, зрительно ориентируясь на черные клавиши. Самое простое упражнение, с которого начинается знакомство с клавиатурой: ученик глазами находит группы черных клавиш, выясняет, что все они объединяются по 2 и 3, кладет на них ладошку и поглаживает черные клавиши кончиками пальцев «подбирающим» движением. Затем малышу можно предложить находить эти группы клавиш «вслепую». В том же порядке – сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами – находим по очереди разные белые клавиши (ориентиром служат черные клавиши). Палец, нашедший нужную клавишу, «здоровается» с ней легким берущим движением. Остальные пальцы должны быть расположены на любых удобных клавишах, легко без нажима касаясь их кончиками. Задание по ориентированию на фортепиано направлены на развитие у ребенка мышечно-осязательного чувства, тактильных ощущений, выработку контакта кончика пальца с клавишей.

    В ходе игры познакомить ребенка со звуками и записью нот. Песенки подбираются от самых легких, исполняемых на одном звуке, постепенно усложняя и добавляя звуки, которые могут исполняться по порядку, в движении в разные стороны, с пропусками звуком, исполнении разными руками и на разной высоте. Все песенки исполняются с пропеванием текста и под аккомпанемент учителя, тогда ученик проявляет больший интерес к этой работе. В данном процессе за ребенком закрепляется навык ориентира в нотной записи и ее исполнении на инструменте. И вот уже огромный шаг юного пианиста к самостоятельной работе над произведением.

    Начальный период обучения самый ответственный в обучении музыке и самый интересный. В этот период формируется в обучении: понятие ритма, звуковысотности, постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включенности в процесс обучения.

    Первые годы обучения пианистов являются особым периодом их приобщения к музыкальному искусству, где создается своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству, доставляющему высокое эстетическое наслаждение и имеющему большое воспитательное значение, и закладываются основы для будущего музыкального развития детей. Следствием нашей работы являются следующие навыки ученика: уверенное знание нот, умение читать с листа простейший нотный текст, понимание простых ритмических рисунков, освоение первых пианистических приёмов. Но главное то, что ребёнок с первых шагов в фортепианном искусстве стремится к ясному выражению музыкального образа через звук, т. е. у него развивается творческое мышление и творческие способности, налаживается связь между увиденным нотным текстом, воображением, слухом и воплощением музыкального образа посредством пианистических навыков игры на рояле. 

     Музыка-искусство интонационно-ритмическое, пониманию ее содержания и умению его воспроизводить следует обучать на любом этапе музыкальных занятий.                      

    «Сверхзадача» любого педагога- это научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству; научить выразительно, интонировать музыку, а на начальном уровне - прежде всего мелодию, научить передавать характер интерпретируемой музыки. Автор пособия решает «сверхзадачу» через воспитание у ребенка психологической установки: хочу и стремлюсь сыграть ласково, хочу и стремлюсь сыграть шутливо… С освоением ритмоинтонационной сущности музыки ребенок должен быть нужен следить за композиционными особенностями, за «событиями», в ней происходящими, за ходом ее развития, понимание всего этого - предпосылка выразительно-осмысленного исполнения. Пособие помогает ученикам и педагогам в освоении элементарных структурных средств.

    В книге используют разные формы работы: расчленение музыкальной речи цезурами; сопоставление разного материала, отличающегося по степени контрастности; несложное развитие , чаще всего вариационное; простейшие музыкальные структуры-двухчастные, трехчастные, вариационные.… Помогает решать «сверхзадачу» широкий подбор репертуара пособия: от фольклорных произведений до классики и современной музыки. В пособии представлены в изобилии: мелодии, исполняемые одной рукой или распределенные между двумя руками…

    В данной таблицы мною представлены темы освоения музыкального материала ребятами. Темы взяты согласно структуре учебного пособия «Путь к музыке».

    1четверть



    Название темы

    Количество уроков по программе

    1.

    Знакомство

    1

    2.

    Вслушайся в звуки фортепиано, вглядись в клавиатуру и поиграй с ней в прятки.

    1

    3.

    Играю в четыре руки и записываю шаги «Медведя», «Птичек» или совсем другие шаги. Выполняю упражнения « На качелях» «Ходит слон».

    1

    4.

    О звуках коротких и долгих, а также о тишине, которую надо слушать.

    1

    5.

    «Звонкая песенка» или о разных палочках и перекладинках. Знакомство с ритмической организацией. Как прочесть ритмический рисунок?

    1

    6.

    Я читаю ритмический рисунок «Калинка». И аккомпанирую себе.

    1

    7.


    Я играю мелодию «Андрей воробей», «Кошкин дом», сама и слушаю, как мне аккомпанируют.

    Я подбираю мелодию сам на слух и придумываю аккомпанемент.

    1


    8.

    Короткие и длинные звуки, четверти и восьмые «бегут» и «шагают»

    1




    ИТОГО

    8



    2 четверть




    Название темы

    Количество

    уроков по программе

    1.

    Видна, но не слышна, а слушать надо. Кто она. Пауза в стихотворении и в музыке.

    1

    2.

    «Радуга-дуга» или рисую в воздухе и на клавиатуре. Моя ручка скачет как мячик. Упражнение «Кузнечик»

    1

    3.

    Почему на клавиатуре нельзя заблудиться? Знакомство с нотной записью и скрипичным ключом.

    1

    4.

    Играю по нотам. Песенки «Зайка по полю скакал», «Маленькая Юлька», «Ладушки», «Мой лев» и др.

    1

    5.

    Для чего нужны, пять линеек или записываю ноты на нотном стане и читаю их сам.

    1

    6.

    Подбираю, записываю и читаю по нотам сам.

    1

    7.

    Что такое тоника? Ищу и слушаю. Играю песенки двумя руками, передавая мелодию из одной руки в другую. Запись мелодии для двух рук на двух нотных станах.

    1

    8.

    Стишок и две песенки про зайчика. Для чего нужна тактовая черта и что такое затакт.

    1




    ИТОГО

    8


    3 четверть



    Название темы

    Количество

    уроков по программе

    1.

    О более долгих и коротких звуках.

    1

    2.

    О лиге, об отрывистых и протяжных звуках, об ударениях.

    1

    3.

    Лиги в мелодии. И что такое знак повторения.

    1

    4.

    Для чего нужен басовый ключ. Обе руки играют в басовом ключе.

    1

    5.

    Минор и мажор. Два лада в музыке. Маленькие негритята или я играю только по черным клавишам.

    1

    6.

    Одна сильная, а сколько слабых. Знакомство с простыми размерами

    1

    7.

    Изобразительность в музыке. Я изображаю кукушку, курочку и других персонажей.

    1

    8.

    Зачем нужны «Диезы» и «Бемоли»? Я играю звукоряды.

    1

    9.

    Песня, танец, марш или три кита в музыке. Как их отличить?

    1

    10.

    Ловкие и быстрые движения. Знакомство с этюдами.

    1




    ИТОГО

    10

    4четверть



    Название темы

    Количество

    уроков по программе

    1.

    Как голоса беседуют друг с другом. Как я вслушиваюсь в голоса. Вопрос- ответ в музыке.

    1

    2.

    Учусь «Петь» на фортепиано. Что такое «легато» и как его исполнять.

    1

    3.

    Аккомпанемент к песне. Пою и играю.

    1

    4.

    Тихо падает капля, громко идет паровоз. Динамические оттенки в музыке.

    1

    5.

    Что такое интервал. Играю аккомпанемент пьесы «Квинтами» или «Терциями»

    1

    6.

    Характер в музыке. О чем я хочу рассказать

    1

    7.

    Музыка в моей жизни. Выразительность в музыке.

    1

    8.

    Я исполнитель. Исполнение на сцене. Сценическая культура.

    1




    ИТОГО

    8


    По такому тематическому планированию проходит начальный период обучения, основанный на программе М. Баренбойма и Н. Перуновой. «Путь к музыке» на моих занятиях. Все темы, методический и музыкальный репертуар доступно прописан в книге и является доступным и понятным как для начинающего педагога, так и для ученика. Темы можно углублять дополнительным материалом из других источников, разнообразить музыкальный материал на усмотрение педагога. Педагог сам подбирает задания для закрепления тем в домашних занятиях, и поощрительной системой является словесное высказывание и поощрение ученика.


    Выводы
    Развитие исполнительских возможностей учащихся начального периода обучения, состоят из следующих этапов:

    1.    Воспитать любовь к музыке у ребенка, способность воспринимать и понимать ее.  Увлечь и поддержать его интерес к занятиям.

    1.   Раскрыть и развить его музыкальные способности (слух, ритм, память). Развить его музыкальное мышление, способность слухового представления. Его совершенствованию помогает поэтапное вхождение в мир музыкального искусства.

    1.   Развить творческие задатки ученика, раскрыть его индивидуальность.

    1.   Педагогу важно найти правильный подход к ученику, как к индивидуальности и помочь пройти «Путь к музыке»

    Книгу Л.Баренбойма Н. Перуновой «Путь к музыке» можно весьма продуктивно использовать в работе с начинающими музыкантами. В ней помещен музыкальный материал и даются советы для развития музыкального слуха и чувства ритма; умения читать нотную запись; элементарной фортепианной техники; умения разбираться в построении простейших музыкальных пьес; навыков музыкального сочинительства. Это все весьма актуально в работе с начинающими. Особенно ценными, на мой взгляд, являются методические указания для педагогов, которые даны автором в заключительном разделе пособия.


    Литература
    1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учеб. пособие. М.: «Советский композитор», 1990. - 103 с.

    2. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

    3. Баренбойм Л.А. Перунова Н. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1973. – 272 с.

    4. Баренбойм Л.А. Пособие «Путь к музыке». М. 1988 г.

    5.Баренбойм Л.А.Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства Л. 1974 г., с.56 -116

    6. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика – XXI, 2002. – 192 с.

    7. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

    8. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»




    написать администратору сайта