Главная страница
Навигация по странице:

  • Оборудование

  • Действующие лица

  • Чтец 1.

  • Ученик. Покраснела рябина,Посинела вода.Месяц, всадник унылый,Уронил повода.Автор: С. ЕсенинУченица.

  • Ведущий .1

  • Ведущий 1.

  • Ведущий 1 Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Чтец 2.

  • Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная. Ребята, большое спасибо за внимание!

  • внеклассная работа. Внеклассное мероприятие по искусству Пейзажи России в русской живописи


    Скачать 78 Kb.
    НазваниеВнеклассное мероприятие по искусству Пейзажи России в русской живописи
    Анкорвнеклассная работа
    Дата13.10.2022
    Размер78 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаuser_file_5665687557bc9.doc
    ТипВнеклассное мероприятие
    #732985

    Внеклассное мероприятие по искусству: «Пейзажи России в русской живописи»


    Хороша ты, родина милая,

    Даришь всех своей вечною силою.

    Цель: привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус.

    Оборудование: зал украшен репродукциями картин русских художников-пейзажистов:

    Музыкальное сопровождение: фонограмма музыкальных пьес II.И. Чайковского из цикла «Времена года».

    Действующие лица

    Ведущие:1.2.

    Чтецы.

    Ученик ученица.

    Ход внеклассного мероприятия


    Звучит музыка П. И. Чайковского «Песня жаворонка».

    Чтец 1. "Есть в осени первоначальной..."


    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора -
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера...
    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто всё - простор везде,-
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко ещё до первых зимних бурь -
    И льётся чистая и тёплая лазурь
    На отдыхающее поле...

    (22 августа 1857) Ф. И. Тютчев

    Ведущий 1. Дорогие друзья, сегодня у нас необычный вечер, речь пойдет о природе, запечатленной на полотнах великих русских художников и в стихах великих русских поэтов, у которых мы учимся любить свою родину.

    Времена года русской природы занимают одно из особых мест в стихах русских поэтов. Так вряд ли, можно обойти стороной не взглянув, как меняется облик леса от лета к осени, когда с верхушки до оснований деревья осыпывает осенняя позолота листьев, вряд ли не заметишь, как преображается пейзаж берегов реки, очищаясь от зимнего сна к весеннему теплу, когда с треском ломается лед и вдоль берега проплывают подтаявшие льдины. А как преображается природа летом, цветут сады, растут травы и благоухают цветы, наполняя воздух пряностями.

    Русская природа, сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным: нет в ней ни эффектных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горячих ключей, ни кричащих красок. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только любящее сердце.

    Ведущий 2. Осень - любимое время года многих великих русских поэтов. Осень очень любил А.С. Пушкин. Вспомните его незабываемые строки.

    Роняет лес багряный свой убор,

    Сребрит мороз увянувшее поле,

    Проглянет день как будто поневоле

    И скроется за край окружных гор...

    Чтец 1.

    Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

    Последние листы с нагих своих ветвей;

    Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

    Журча, еще бежит за мельницу ручей,

    Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

    В отъезжие поля с охотою своей,

    И страждут озими от бешеной забавы,

    И будит лай собак уснувшие дубравы.

    Чтец 2.

    Дни поздней осени бранят обыкновенно,

    Но мне она мила, читатель дорогой,

    Красою тихою, блистающей смиренно.

    Так нелюбимое дитя в семье родной

    К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

    Из годовых времен я рад лишь ей одной,

    В ней много доброго; любовник не тщеславный,

    Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

    Чтец 3.

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    Ведущий 1. А более ста лет тому назад в эту пору - «время рябиновых костров» - родились замечательные русские поэты Марина Ивановна Цветаева и Сергей Александрович Есенин.

    Звучит музыка, появляются ученик и ученица с рябиновой веткой в руках.

    Ученица.

    Красною кистью

    Рябина зажглась,

    Падали листья.

    Я родилась.

    Спорили сотни

    Колоколов.

    День был субботний:

    Иоанн Богослов.

     Мне и доныне

    Хочется грызть

    Жаркой рябины

    Горькую кисть.

    Автор: М. Цветаева

    Ученик.

    Покраснела рябина,

    Посинела вода.

    Месяц, всадник унылый,

    Уронил повода.

    Автор: С. Есенин

    Ученица.

    Август - астры,

    Август - звезды,

    Август – грозди

    Винограда и рябины...

    Август! - месяц ливней звездных!

    Автор: М. Цветаева

    Ученик.
    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.

    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.

    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    обсыпает ветки
    Новым серебром.
    (1913)Автор: С. Есенин

    Ведущий 2. Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константинове. Стихи писать начал с восьми лет. Красота родного края, песни матери и сказки бабушки, духовные стихи странников - все это способствовало рождению в его душе поэтических образов.

    Чтец 1.

    С. А. Есенин. Пороша.




    Еду. Тихо. Слышны звоны
    Под копытом на снегу.
    Только серые вороны
    Расшумелись на лугу.

    Заколдован невидимкой,
    Дремлет лес под сказку сна.
    Словно белою косынкой
    Повязалася сосна.

    Понагнулась, как старушка,
    Оперлася на клюку,
    А под самою макушкой
    Долбит дятел на суку.

    Скачет конь, простору много.
    Валит снег и стелет шаль.
    Бесконечная дорога
    Убегает лентой вдаль.
    Ведущий 1. . Художник Валентин Серов очень любил русский неброский пейзаж. Любил ходить по лесу, по полям, проселочным дорогам. В названиях его картин отразилась эта влюбленность в родную природу - «Стог сена», «Баба в телеге», «Октябрь». Давайте задержимся у картины «Октябрь». (Показывает рукой на репродукцию картины.) Над побуревшей травой нависает хмурое небо. На траве сидит пастушок. По выгону разбрелись лошади и овцы. От сей картины веет тихой осенней грустью и раздумьем. Глаз отдыхает на спокойных, приглушенных красках увядающей природы.

    Ведущий2. Когда я смотрю на картину Серова «Октябрь», я вспоминаю слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который говорил: «Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата? Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще и за то, что даже небогатые, они для нас прекрасны».

    Ведущий.1. Когда мы говорим о русском пейзаже, нельзя не вспомнить имя замечательного живописца Василия Дмитриевича Поленова. С весны до поздней осени бродил он с мольбертом по одному из живописнейших мест Средней России, усадьбе Абрамцево, и рисовал с натуры широкие речные разливы Оки, золотые песчаные пляжи, строгую красоту лесов в палитре осенних красок. Всемирной известностью пользуются картины «Золотая осень», «Разлив на Оке», «Осень в Абрамцеве», «Ранний снег». Сколько в них русской красоты, сколько поэзии и глубокой правды! (Показывает указкой или рукой на перечисленные картины.)

    Ведущий 2. Федор Иванович Тютчев был одним из самых одухотворенных русских поэтов. Он любил все земное, все русское: и весеннюю грозу, и сиянье снегов, и таинственную тишину осенних сумерек. Вот послушайте!

    Чтец 1 (читает стихотворение «Осенний вечер»).

    Есть в светлости осенних вечеров

    Умильная, таинственная прелесть!

    Зловещий блеск и пестрота дерев,

    Багряных листьев томный, легкий шелест,

    Туманная и тихая лазурь

    Над грустно-сиротеющей землею,

    И, как предчувствие сходящих бурь,

    Порывистый холодный ветер порою,

    Ущерб, изнеможенье - и на всем

    Та кроткая улыбка увяданья,

    Что в существе разумном мы зовем

    Божественной стыдливостью страданья!

    Чтец 2.

    Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят,

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут, и блещут, и гласят.

     Они гласят во все концы:

    «Весна идет, весна идет,

    Мы молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперед!»

     Весна идет, весна идет!

    И тихих, теплых, майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней!

    Ведущий 1. Это стихотворение Ф.И. Тютчева о наступлении весны, без сомнения, знают все. Поэт призывает суетливых людей остановиться и увидеть вокруг себя вечную красоту мироздания. Небо высоко. Поле чисто. Река спокойна и державна. Земля пропитана жизнью, лаской и любовью. Чьи-то слышны голоса, невнятные и, тем не менее ясные. Голоса тех, кто одухотворил эту землю. Кто любил и любовь свою оставил нам, растворив ее в воздухе.

    Ведущий 2. В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшая скромная картина, но возле нее всегда есть люди, притихшие, задумчивые, просветленные. Написал ее художник Алексей Кондратьевич Саврасов, и называется она «Грачи прилетели». Преуспевающий живописец и академик часто бывал недоволен собою: пейзажи у него получались красивые, гладкие, но не было в них чего-то своего, родного, русского, что до боли в сердце любил Саврасов. Однажды он все бросил и уехал на Волгу, здесь и родился его знаменитый весенний пейзаж. Здесь он искал великую тайну русской природы, ее светлую душу. Перед нами все обычное, привычное, даже будничное. Деревянные заборы, старые церковь и колокольня с выщербленными облупленными стенами, тихие неказистые домики, дымок из трубы, грязный сырой снег, даже березы не стройные белоствольные красавицы, а скрюченные, кривые...

    Ведущий 1. Что же тогда заставляет людей уже второе столетие подряд подолгу стоять перед этой картиной, вглядываясь в такой простой непритязательный пейзаж?

    Ведущий 2. Говорят, что у него есть душа. Художник И.Н. Крамской писал своему другу: «Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный... На других картинах мы видим деревья, воду и даже воздух, а душа есть только в Грачах».

    Делают картину одухотворенной прежде всего сами грачи - вестники весны, которые деловито обсели верхушки деревьев, перепархивая с ветки на ветку, обламывая старые сухие веточки и роняя их на подталый снег. Они суетятся над своими разлапистыми гнездами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новой жизни. Пусть еще холодно, но уже совсем близко теплые дни, молодая трава и первые почки. Не зря в народе говорят: «Грач зиму расклевывает

    Снег под кривыми березками усеян сучками и веточками, испещрен следами птичьих лапок. Он сырой, грязный, но не мертвый, а живой, потому что под ним чувствуется движение жизни - талой, набирающей силу воды, которая вот-вот умчится бурными потоками по пробуждающей земле. Кое-где она пробралась сквозь наст, образовала рыжие проталины и бурые лужицы. Маленький прудик уже освободился от снега, и березы окунули в воду свои стволы, отразившись в ней молодо и радостно. Вода холодна, но скоро она согреется и понесет в тела берез теплый березовый сок. Солнца нет, но оно здесь, рядом, где-то за светлым, жемчужно-перламутровым облаком, и лучи его ласкают и освещают озябшие деревья; тянутся от них по снегу бледно-лиловые тени... Солнышком высвечены и старая покосившаяся церквушка с колоколенкой, и деревянный забор; солнце пронизывает и сизый уютный дымок, вьющийся над трубой дома. Оно во всем, и даже в неясных далях, расстилающихся за простеньким деревенским пейзажем.

    Родным, знакомым и близким веет от этого пейзажа, и не может не вздрогнуть от него русское сердце. Скромные, неяркие краски проникают в него дивной мелодией, напевной, протяжной, чуть печальной, такой, от которой слезы наворачиваются на глаза - слезы любви и благодарности...

    Веселый гомон грачей, звон капели, журчание талой воды, шелест весеннего ветра в голых ветках, хруст тающего снежного наста, тихий благовест с деревенской колокольни. Все эти звуки органично сливаются в единую мелодию весны - мелодию обновления и возрождения, ожидания счастья и новых надежд.

    Чтец 1.

    Прочувствуйте тончайший колорит!...
                        Прислушайтесь, как трепетно звучит
                        Мелодия весны...в слезах капели..
                        В грачином гомоне...в журчанье ручейков!...
                        Жалея, что Вы раньше не умели
                        Постичь, что мир, вот именно, таков!...

    (Автор: Константинов Вадим)

    Чтец 2.

    Он, шаг, замедлив, мимоходом

    Глядит с портрета давних лет.

    С густою дремучей бородою,

    Во все походное одет.

     

    Идет с дорожною клюкою,

    Старинно русский и простой.

    Идёт на встречу, как с сестрою,

    С лесною глушью вековой,

     

    Чтоб на опушках и полянках

    Бродя, с этюдником дружить,

    Чтоб кистью мудрой спозаранку

    Искать, дерзать и ворожить.

     

    Из этих шишкинских походов

    Вставала чудом на холстах

    Родная русская природа,

    Её глубины и размах.

     

    Молчат дубравы в утре росном,

    Могучий дуб в долине спит,

    Скользят лучи по старым соснам,

    И воздух хвоею пьянит.

     

    Не дал мне Бог в былые годы

    Обнять Россию до глубин.

    Я ухожу в её природу

    По тропам шишкинских картин.

    Ведущий 1. Среди русских пейзажистов Шишкин Иван Иванович, бесспорно, один из самых известных, узнаваемых и любимейших художников. Его слава и популярность обусловлены прежде всего счастливо найденной пейзажной темой - лето, солнце, сосновый бор с мягким сухим мхом…

    Давайте рассмотрим картину « Утро в сосновом бору» (показывается картина)

    Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году.

    Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им.

    Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.

    Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.

    Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы.

    Чтец 1.

    О, дивный лес! Какая Благодать от утра!
    Тумана дымку легкую вдыхаю,
    Сейчас ее рассеет солнца луч,
    Я чудный день в лесу предвосхищаю.

    Макушки сосен вековых
    В рассветной зорьке нежно розовеют,
    Волшебной сказкою и красотой
    В лесной чащобе этой веет.

    И свежий мох под лапами примят,
    Трещат под тяжестью сухие ветки.
    Выгуливает мама медвежат,
    Резвятся и играют детки.

    И так до слез знаком пейзаж,
    И так теплом и нежностью из детства веет,
    Что лишь взгляну на эту красоту,
    И знаю, что - Спасет, Согреет!

    Ведущий 2. Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова “На севере диком…”

    Лермонтов М. Ю.

    “На севере диком стоит одиноко”
    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна,
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.

    И снится ей все, что в пустыне далекой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.

    Свои впечатления от этого стихотворения И.И. Шишкин изобразил в картине « На севере диком…»: высоко на склоне, вся укутанная в снег стоит сосна. Синий цвет, холодные тона передают одиночество, грусть, холод. ( показ картины)

    Ведущий 1

    Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

    Чтец 2.Листопад. (Алексей Плещеев.)

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой...

    Ведущий 2. С именем Исаака Левитана в отечественную пейзажную живопись пришло понятие пейзажа настроения. Это не просто пейзаж, увиденный и воспроизведенный на холсте, но пропущенный через душу художника и понятый им как « как божественное нечто», присутствующее во всей природе.

    Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...

    Давайте рассмотрим картину, и каждый увидит свою осень. Послушаем музыку.

    Звучит фрагмент П.И. Чайковский. Октябрь (из цикла “Времена года”).

    Ведущий 1. Великие творения русских поэтов и художников объединяет любовь к родине, к жизни, умение в самом простом и привычном находить свет души, открывать его людям, заставляя их вслушиваться и всматриваться в «прелесть застенчивой русской природы» и любить ее нежно и трепетно, как любят мать, семью, родных...

    И писатели, и поэты, и музыканты, и художники – разными средствами воспевают красоту каждого времени года, каждый своими средствами: кто цветом, кто линией, кто словами, а кто мелодией.

    Ведущий 2. Наш вечер подходит к концу. Вот мы и окунулись в мир прекрасного: картины И.И. Шишкина, Саврасова, Серова, Левитана прекрасная музыка П.И. Чайковского и стихотворения Федора Тютчева, Есенина Михаила Лермонтова, Алексея Плещеева и других поэтов. Русские художники XIX в .и поэты открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная.

    Ребята, большое спасибо за внимание!

    Используемая литература: « Мастера русской живописи» авторы М. Алленов, Е. Алленова..

    изд-во « Белый город»


    написать администратору сайта