Отличия современного балета от классического. П. И. Чайковский великий российский композитор
Скачать 30.08 Kb.
|
Введение Слово «балет» в переводе с итальянского ballare - «танцевать», во французском языке слово «танцевать» - baller. Выражение эмоциональных переживаний различными движениями тела зародилось еще на заре человечества. Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску, которая и является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска же, развиваясь и видоизменяясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства - балета. Точно установить время появления плясок в России довольно трудно. Однако можно предположить, что они возникли еще до создания Древнерусского государства, на территории современной Украины. К 500-м годам нашей эры народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим танцевальным искусством. Естественно, народные пляски тех отдаленных времен не дошли до нас в своем первоначальном виде. П.И.Чайковский - великий российский композитор Российский балет многим обязан Петру Ильичу Чайковскому. Совсем недавно весь мир отмечал 160 лет со дня рождения великого композитора. Одним из его ранних произведений – "Характерные танцы", впоследствии включенные в оперу "Воевода", дирижировал сам Иоганн Штраус (кстати, без ведома автора). Благодаря переводам Петра Ильича в Московской консерватории появились первые учебники и учебные планы. Он подарил миру музыку к балету "Лебединое озеро", ставшей визитной карточкой России. В семье Чайковских было шестеро детей: пятеро сыновей (Николай, Петр, Ипполит, Анатолий и Модест) и дочь Александра. Петра назвали в честь деда с отцовской стороны – Петра Федоровича Чайки (позже он сменил фамилию на Чайковский). Чайковский был невероятно ответственным по отношению к своей семье. Свой первый вальс он написал в 17 лет и посвятил его своей гувернантке. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: "Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране". Уже более ста лет музыка Чайковского привлекает многих. Известные российские балерины XIX–ХХ вв. Анна Павлова – так звали всемирно известную русскую балерину. Ее исполнение партии «Умирающий лебедь» считается эталонным и знакомо каждому из нас. Она будто была создана для балета. Ее утонченная красота, хрупкое строение навевают догадки о богемном происхождении этого чуда. На самом деле матерью балерины была простая прачка, а отцом – отставной солдат, живший в той же деревне отдельно от семьи. Однажды зимним вечером, мама вывезла Аню на спектакль «Спящая красавица» в Мариинский театр, после его просмотра девочка буквально заболела балетом. Она не мыслила больше своей жизни вне его. Мать вняла мольбам дочери и повезла ее в балетное училище, где Аню отказались принимать из-за худобы и маленького роста. Весь следующий год бабушка кормила девочку блинчиками и парным молоком. И вот произошло чудо: Аню приняли! Девочки, учившиеся вместе с Аней дразнили ее Шваброй за непривлекательную худощавую внешность. Она танцевала партии в классических балетах "Щелкунчик", "Конёк-Горбунок", "Раймонда", "Баядерка", "Жизель". Огромное влияние на выявление новых возможностей в исполнительской манере Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами-новаторами А. Горским и, особенно, М. Фокиным. Павлова исполнила главные партии в балетах Фокина "Шопениана", "Павильон Армиды", "Египетские ночи" и др. В 1909 году участвовала в Русских сезонах в Париже, положивших начало ее мировой известности. Афиша работы В. Серова с силуэтом А. Павловой стала навсегда эмблемой Русских сезонов. В 1910 году балерина создала собственную труппу и стала постоянно проживать в Лондоне. Специально для труппы Павловой М. Фокиным были поставлены несколько балетов, в том числе "Семь дочерей горного короля". Еще при жизни балерина стала легендой. Умерла Анна Павлова в Гааге во время гастролей 23 января 1931 года. Майя Плисецкая принадлежит к числу тех исключительно талантливых и целеустремленных людей, чья карьера практически не может зависеть от случая. Природа как будто специально предназначила ее для балета, наградив уникальными данными — большим шагом, устойчивостью, отличным вращением, высоким прыжком, способностью, прыгая, зависать в воздухе. Прибавить сюда необыкновенную музыкальность и мощный темперамент — и получится портрет выдающейся балерины. Но к этому надо добавить еще и яркое артистическое дарование, способность быть предельно выразительной на сцене и движением тела передавать движения души. И вот это уже портрет не просто балерины, а уникальной актрисы балетного театра. Майя Плисецкая, великая балерина XX столетия, являет собой пример редчайшего творческого долголетия: она танцевала практически 60 лет. И почти 50 из них — на сцене Большого театра, в труппу которого была принята в 1943 году, сразу по окончании Московского хореографического училища. Именно на этой сцене началась ее триумфальная слава, здесь она станцевала ведущие роли в «главных» балетах классического репертуара, навсегда сохранившие на себе отпечаток ее стиля, — первыми в этом списке следует назвать Одетту и Одиллию в «Лебедином озере» и Китри в «Дон Кихоте». На сцене Большого театра обрели плоть и кровь и те балеты, что создавались непосредственно для нее. Этот перечень открывает одна из самых любимых ею героинь — Кармен, которая с таким трудом пробивала себе дорогу к зрителю, с тем, чтобы в считанные годы завоевать весь мир. Современный балет Танцмейстеры на основе народных танцев сформировали первые правила балета еще в 14 столетии. Сначала это был придворный танец. Позже балет занял свою нишу в сценическом искусстве. Если классический балет – это гармония музыки и танца, которые неразрывно связаны между собой, то современный балет – это, прежде всего, эксперимент. Развитие современного балета началось в XX веке, когда многие искусства переживали сильные изменения. Началось все с появления новых, порой неожиданных элементов танца и кардинальной метаморфозы облика танцоров. Современный балет отказывается от пачек и пуантов, пришедшие им на смену свободные, удлиненные одеяния балерин создают воздушный, утонченный образ. Многие танцоры начинают выходить на сцену и вовсе босиком. Современный балет сказал нет классическим позициям рук и ног, сложному вывороту, характерному для классического балета, высоким прыжкам и нарочитому удлинению рук и ног. Началось все в США, когда прославленные балетмейстеры почувствовали зажатость, духоту в классике, когда им стало не хватать возможностей для демонстрации своего мастерства. Балетные движения обновлялись очень неохотно, традиции были настолько сильны, что не пускали в сферу классики ни одну из ряда вон выходящую тенденцию. Пытаясь найти свой собственный танцевальный язык и взяв в качестве базиса классический балет, хореографы создают совершенно новый вид искусства – балет современный. Современный балет – это не столько сольные партии, сколько парные выступления. Несколько видоизмененные классические элементы, удачно сочетаясь с привнесенными движениями, составляют танец. Новые балетные позиции, свобода выражения чувств и идей, великолепная пластика танцоров, уход от консервативности – главные определяющие современного балета. Заключение Современный балет отличается от классического прежде всего построением своего текста. В классическом балете используются привычные, имеющие четко фиксированные названия танцевальные фигуры, в то время как современный балет представляет собой более свободную их интерпретацию. К тому же современный балет расширяет словарь танцевальных движений. Многое зависит от темы, точнее от идеи балета. Отталкиваясь от нее, постановщик подбирает такой набор движений, который сможет выразить то, что он хочет передать, причем достаточно часто происходят заимствование движений из народных танцев, из современных танцев, из разнообразных направлений пластики. Таким образом, современный балет стал более открытым для других направлений. Иногда выбор темы в современном балете является специфическим (например, балет «Ради жизни»). Но даже в том случае, если тема выбирается привычная («Кармен», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»), то ее интерпретация происходит не в традиционном ключе: смещаются акценты, отчего сам балет получает новую жизнь, новый облик. «Кармен» постановки Metz Ek, например, имеет дополнительного персонажа (муж Кармен), внесены изменения в соотношение танцевального текста и музыки (это помимо использования нетрадиционной хореографической лексики). В «Лебедином озере» Метью Берна привычные образы лебедей – девушек заменены на лебедей – парней, отчего балет приобретает совершенно другое прочтение. Балеты Б. Эйфмана вообще представляют собой философию в балете, настолько глубоки подтекстами его постановки. В современной культуре прослеживается интерес к ремейкам, отсюда и стремление постановщиков приблизить классический балет к современному взгляду, посмотреть на него под другим углом. Появление новых прочтений сейчас приветствуется, и чем новое решение будет оригинальнее и необычнее во всех отношениях, тем оно будет более востребовано, так как культ новизны до сих пор остается основным стимулом для современных творцов. Интересно то, каким образом из старого можно выудить новое. Классическая постановка хоть и остается в почете, но становится менее привлекательной по сравнению с современной. Если в целом говорить о современном балете, то он более символичен, чем классический. Современный балет в большей степени использует цитаты, ссылки, многие постановки даже используют такой принцип построения повествования как монтаж («Ради жизни»), т. е. сопрягают внутри себя множество отдельных кусочков – историй, которые все вместе и составляют текст балета. Балет должен соответствовать современной культурной ситуации, и для этого необходимы такие изменения внутри него. Одна из главных особенностей современного балета – присутствует тенденция к расширению, размытию четких границ жанра. Это уже не взятый в чистом виде балет, а некоторая многожанровость. Если говорить четче, то классический балет представляет собой традицию, канон допустимых правил, общепринятых норм. Классический балет как традиционная культура, которая приветствует повторение своих догматов с небольшой вариативностью. В классическом балете мы восхищаемся мастерством танцоров, красотой хореографического рисунка, артистизмом исполнителей, их умением через движение передать рассказ. Это плавное повествование о чем-либо, о какой- либо истории. В современном балете создается многоуровневый текст. Его можно прочитать и как повествование, но если прочесть все ссылки и цитаты, то текст балета будет восприниматься на другом, более глубоком уровне. Это говорит о принадлежности современного балета к другому типу культуры: рефлексированному нетрадиционализму (если использовать привычную в культурологическом дискурсе терминологию). Текст есть уже не просто рассказ, повествование, теперь текст в себе имеет другие тексты посредством того, что внутри себя содержит ссылки на них, сноски, иногда цитирует их. Именно это и расширяет границы балета, позволяя ему использовать разные способы передачи образов, которые теперь становятся важнее рассказа. Современный балет активно использует такие вещи как освещение, дополнительные предметы, на которые накладывается некоторая смысловая нагрузка (Сфера в балете «Кармен» Metz Ek, в балете «Ради жизни» множество таких предметов), таким образом, расширяются возможности танца, что сейчас приветствуется. Иногда становится неважно что говорится, главное как, то есть нить повествования теперь не основное. Для иллюстрации этого тезиса отлично подойдет балет «Ради жизни». Какую-то большую и четкую линию с последовательным разворачиванием событий этот балет не имеет. Задана тема, вернее проблема: смерть людей от СПИДа. Балет строится как набор ассоциаций, связанных с такой проблемой. Нам представляется набор кусочков, маленьких эссе, из которых мы сами творим рассказ, сами для себя их толкуем. Нам не дается какая-то однозначная версия, мы сами создаем ее. Такой балет более глубокий, требует от человека большей интеллектуальной работы, так как изначально в себе содержит множество вариантов прочтений. |