Главная страница

эссе. Методические рекомендации по написанию эссе по дисциплине Философия М. Финуниверситет, Департамент социологии, 2017. С. 25 Методическое пособие


Скачать 0.6 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию эссе по дисциплине Философия М. Финуниверситет, Департамент социологии, 2017. С. 25 Методическое пособие
Дата27.11.2022
Размер0.6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаэссе.pdf
ТипМетодические рекомендации
#814333

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Департамент социологии
Л.Б. Омарова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ ПО НАПИСАНИЮ
ЭССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Философия»
Для студентов, обучающихся по направлению
38.03.01 «Экономика» профиль: «Мировые финансы, Мировая экономика и международный бизнес, Международный бизнес энергетических компаний»
(программа подготовки бакалавра)
МОСКВА 2017

2
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Департамент социологии
Л.Б. Омарова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ ПО НАПИСАНИЮ
ЭССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«ФИЛОСОФИЯ»
Для студентов, обучающихся по направлению
38.03.01 «Экономика» профиль: «Мировые финансы, Мировая экономика и международный бизнес, Международный бизнес энергетических компаний»
(программа подготовки бакалавра)
Одобрено на заседании Департамента социологии
протокол
№ 12
от 27 марта 2017 г.
МОСКВА 2017

3
УДК 1(072)
ББК 87
О-57
Омарова Л.Б. Методические рекомендации по написанию эссе по
дисциплине: «Философия»– М.: Финуниверситет, Департамент социологии,
2017. - С. 25
Методическое пособие «Методические рекомендации по написанию эссе
по дисциплине «Философия» представляет собой дополнительный материал по дисциплине «Философия» в системе подготовки бакалавра. Оно ставит задачу ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к содержанию, оформлению эссе, оказать помощь при его выполнении.
УДК 1(072)
ББК
87
Учебное издание
Омарова Лейла Бунияминовна
Методические рекомендациипо написанию эссе по дисциплине:
«Философия»
Компьютерный набор Л.Б.Омарова
Компьютерная верстка Л.Б.Омарова
Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. _____ Изд. № _________
Тираж _______экз. Заказ № ______________
©
Омарова Лейла Бунияминовна, 2017
© Финансовый университет при Правительстве РФ 2017

4
Содержание
Введение ………………………………………………………….. 5 1. Основные положения ……………………………………………. 6 2. Оценивание эссе……………………………………………………16 3. Темы эссе……………………………………………………………18
Приложения ……………………………………………………….. 20

5
Введение
Эссе представляет собой контрольное задание по дисциплине
«Философия» и является самостоятельной и творческой работой студента на основе философскихх знаний, общенаучной, философской и учебной литературы. В эссе студент должен показать следующие умения: нестандартное творческое мышление, грамотное формулирование и логичное изложение собственных мыслей, аргументированное обоснование своей точки зрения, иллюстрация своих идей соответствующими примерами из жизни, систематизация и использование различных источников информации
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко- биографический, публицистический, литературно-критический, научно- популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и
студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно- следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами,

6 аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики темы формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
1.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1
ПОСТРОЕНИЕ ЭССЕ
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
В отличие от реферата, эссе – это:
- сочинение небольшого объема (от 7-х – до 10 стр. машинописного текста),
- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);
- свободной композиции (в студенческом эссе не требуется четкого перечисления глав и параграфов в силу небольшого объема работы);
- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;
- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.
Основные типы эссе по дисциплине «Философия».

7
Эссе по философии можно писать:
1) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания
(афоризма) какого-либо философа;
2) как рецензию на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.). Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании.
Структура эссе.
1. Работа открывается титульным листом, на котором указывается: название
университета; название подразделения (Управление аспирантуры, докторантуры и научной работы); название кафедры, название темы и
учебной дисциплины, по которой пишется реферат; фамилия, имя,
отчество автора реферата; фамилия, имя, отчество, ученая степень и
звание руководителя; год (см.Приложение 1).
2. За титульным листом следует Оглавление. Оглавление - это план эссе, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.
(Образец оформления оглавления см. в Приложении
2).
3. Текст эссе делится на три части: введение, основная часть и заключение. а) Введение - раздел эссе, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы. б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема.. При необходимости текст эссе может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст. в) Заключение - данный раздел эссе должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить

8 проблемы, которые "высветились" в ходе работы над эссе, но не были раскрыты в работе.
В тексте эссе все цитаты, цифровые данные обязательно должны сопровождаться сноской с указанием источника с полными выходными данными. Сноска оформляется внизу страницы. (Образцы оформления сносок
приведены в Приложении 3).
Список источников и литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке эссе, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее трех разных источников. Оформление Списка источников и литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов. Сначала указываются нормативно

правовые акты (в порядке их юридической значимости и хронологической последовательности), затем учебно

научная литература и другие источники (например, интернет

сайты).
Учебно

научная литература приводится в алфавитном порядке, указание при этом количества страниц каждого источника обязательно (см. Оформление
Списка источников и литературы. Приложение 4).
Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению эссе.
Объем работы должен быть, как правило, не менее 7 и не более
10 страниц. Работа должна выполняться через одинарный интервал 14 шрифтом, размеры оставляемых полей: левое - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее
- 20 мм, верхнее - 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы.
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
 текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла;

9
 каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
1.2. СТРУКТУРА ЭССЕ
Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких под тем?».
Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.
Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

Причина - следствие

общее – особенное

форма – содержание

10

часть – целое

постоянство — изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом.
Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией
(соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный
(и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе - это использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании.
Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
План написания эссе:
1. Цитата
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность
3. Смысл высказывания
4. Собственная точка зрения

11 5. Теоретическая аргументация (тезисы и понятия)
6. Фактическая аргументация (2 примера)
7. Вывод
1.3. СТРУКТУРА АППАРАТА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.
Тезис - это положение (суждение), которое требуется доказать.
Аргументы - это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.
Вывод - это мнение, основанное на анализе фактов.
Оценочные суждения - это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Аргументы обычно делятся на следующие группы:
1. Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.
2. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

12 3. Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.
ВИДЫ СВЯЗЕЙ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ
Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом.
Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье.
Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.
Индукция— процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.
Дедукция— процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели
и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются
великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников,
такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в
истории Америки.
Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении. предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

13
Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).
ТРЕБОВАНИЯ К ФАКТИЧЕСКИМ ДАННЫМ И ДРУГИМ
ИСТОЧНИКАМ.
При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все
(фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту.
Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением). Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе.
Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

14
КАК ПОДГОТОВИТЬ И НАПИСАТЬ ЭССЕ
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
-исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
-качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
-аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:
1. Обдумывание
2. Планирование
3. Написание
4. Проверка
5. Правка.
Планирование – определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия.
Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Аналогии – выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать
«первую пришедшую в голову» реакцию).

15
Предположения – утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения – формулировка и доказательство мнений.
Аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности
(истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
Суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
Доводы – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства
(прямые, косвенные,
«от противного»,
«методом исключения») и т.д. Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.
Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками.
Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность –это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания.
Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

16
Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.
2. ОЦЕНИВАНИЕ ЭССЕ.
Критерий Требования к студенту. Знание и понимание теоретического материала:
- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме.
Построение суждений:
- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка;
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы:

17
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; соответствие формальным требованиям.
Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
Критерий
Требования к студенту
Максимальное
количество
баллов
Знание и
понимание
теоретического
материала.
- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
2 балла
Анализ и
оценка
информации
- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;
4 балла
Построение
суждений
- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
3 балла

18
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление
работы
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.
1 балл
Максимальное количество баллов, которое студент может получить -
10.

19
3. Темы эссе
1.
«
Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». Ф. Аквинский
2. «Человек немыслим вне общества». Л. Толстой
3. «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить». У.Шекспир
4. «Познать – это значит вполне понять всю природу». Ф. Ницше
5. «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит
6. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» Сенека
7. «Человек вне общества или бог или зверь». Аристотель
8. «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человеки». А. Пьерон
9. «Человек есть принципиальная новизна в природе». Н.А. Бердяев
10. «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя».
В.Шукшин
11. «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Д.Дидро
12. «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Ф. Лассаль
13. «Тому, кто не постиг науки добра всякая иная наука приносит лишь вред». М.Монтень
14. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
15. «Видеть и все же не верить – первая добродетель создающего, видимость величайший его искуситель». Цицерон
16. «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Н.Г.Чернышевский
17. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем».
Аристотель
«Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин
18. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г.
Белинский
19. «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев

20 20. «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком».
Л. Фейербах
21. «Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов
22. «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего». Д. Рескин
23. «Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
24. «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден
25. «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
26. «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
27. «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
28. «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
29. «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
30. «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А.
Жуссье
31. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни». В. Соловьев
32. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную». Дж. Локк6.
33. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». Л. Фейербах
34. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Лао-Цзы
35. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни». Н. Бердяев
36. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» .Валери
37. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину». Н. Пирогов
38. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».
И. Бердяев
39. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний». Ж.-Ж. Руссо
40. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств». Ф. Патриции

21 41. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет». Э. Фромм
42. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин
43. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал». В. Жемчужников
44. «Все было встарь, все повторится снова». О. Мандельштам
45. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой». А. Камю
46. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». К. Гельвеции
47. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее». Б. Шоу
48. «Деятельность — единственный путь к знанию». Б. Шоу
49. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности». Ф.
Ларошфуко.

22
Приложение 1.
Образец оформления титульного листа для эссе:
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации»
(Финансовый университет)
Департамент социологии
Эссе по дисциплине «Философия»
на тему: «….»
Выполнил(а): студент(ка)
Факультета …………………………………………
Группа _____________
Ф.И.О.
Проверил(а):
Ф.И.О.………………..(ученая степень, ученое звание)
Оценка:________
Москва 2017

23
Приложение 2
Образец оформления оглавления
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………………. 1
Основное содержание ………………………………………………….2
Заключение …………………………………………………………….6
Список литературы ……………………………………………………7

24
Приложение 3
Образцы оформления сносок
1. Сноска на монографию (или иную работу, написанную одним автором) оформляется так:
1
Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов.

М., 2001.

С. 58 2. Сноска на коллективные работы, выполненные под редакцией одного из авторов оформляется следующим образом:
2
Экономика / Под ред. Булатова А.С.

М., 2001.

С. 123.
3. В сноске на журнальную статью также указывается ФИО автора статьи, ее название, название журнала, год, номер, страница:
3
Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист.

2004.

№ 3.

С. 33.
4. Сноска на материалы, полученные через интернет оформляется следующим образом:
4
Текущий сайт Государственного комитета по статистике РФ // www. gks.ru.

По состоянию на 01.09.2004.

25
Приложение 4
Образец оформления списка литературы
Список использованной литературы
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода//Вопросы философии. - 1992. - № 8.
-С. 146-157;
2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. - М., 1986. С.332 3. Бердяев H.A. Парадоксы лжи//Человек. 1999. - № 2. - С. 102-108;
4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. -
Екатеринбург, 2000. С.92, 94 5. Гаджиев К.С. Размышления о свободе//Вопросы философии. 1993. - № 2. -
С.33-46


написать администратору сайта