Главная страница

рекомендации. рекомендации к программам. Методические рекомендации по примерному содержанию и разработке образовательных программ


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по примерному содержанию и разработке образовательных программ
Анкоррекомендации
Дата05.05.2022
Размер0.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файларекомендации к программам.pdf
ТипМетодические рекомендации
#513665
страница3 из 3
1   2   3
Ассамблеяразновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху XVIII века. В
России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления, как читателей, так и библиотекарей.
Ассорти — мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.
Бал — литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более стро- гим этикетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.
Бал-маскарад — костюмированный бал.
Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элемен- тами экспромтной борьбы, демонстрации.
Бенефис - вечер, на котором чествуется конкретный человек. Главное условие – его непре- менное участие. В рамках встречи герой ведёт диалог со зрителями, звучат фрагменты его вы- ступлений, презентуются новые номера, уместны инсценировки и викторины по теме.
Блицтурнир - очень быстрый, проводимый за короткое время турнир или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.
Брейн-ринг — игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Преимущества данного мероприятия в том, что оно предполагает элемент соревновательности, проходит в неформальной обстановке, дает возможность проявить себя и свои знания, способствует при- обретению опыта коллективного мышления, развивает быстроту реакции, позволяет прове- рить познания и начитанность целого отряда.
Викторина – вариант интеллектуального турнира (очная, заочная).
Вечер - вечернее собрание, дружеская встреча целью развлечения. Могут быть литературны- ми, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими и т. д.
Вечер при свечах — мероприятие, которое посвящается поэзии, сопровождается музыкой и чтением стихов всеми присутствующими или большинством.
Вечер вопросов и ответов - комплексное мероприятие актуальной тематики (общественно - политические события, достижения науки, литературы и искусства, медицины, этические про- блемы и т.д.). Выбор темы определяется местными условиями, необходимостью привлечь внимание читателей к определённым вопросам. В период подготовки библиотекарь составляет вопросы и знакомит с ними читателей (размещает на книжных выставках, плакатах, объявляет устно), организует книжные выставки, проводит обзоры, беседы (индивидуальные и группо- вые). Вечер открывает ведущий. Он кратко говорит о теме, характере имеющихся вопросов, информирует о порядке ответов, представляет консультантов, задает вопросы, предваритель- но систематизируя их в определенном порядке. Он же подводит итоги высказываний по каж-
дому вопросу, в случае необходимости делает поправки и рекомендует литературу, которая поможет разобраться в теме. Когда вопросы исчерпаны, подводятся итоги.
Вечер литературный - комплексное мероприятие, основанное на литературных произведени- ях, с использованием разнообразных приёмов, элементов игры, театрализации, импровизации.
В основе вечера лежит литературный сценарий. Его можно посвятить любой теме или знаме- нательной дате. В канву мероприятия могут вписаться литературно-музыкальная композиция, выступление писателя, искусствоведа, историка, актера. Желательно, чтобы каждый новый отрывок или цитата произносилась другим чтецом – разница тембров голосов создает допол- нительный положительный эффект для восприятия смысла. Для вечеров характерны уютная обстановка, доверительные, дружеские отношения, стремление подчеркнуть неформальный характер общения. Нередко они проводятся при свечах, с чаепитием. Вечер может быть сти- лизован (гостиная, салон, бал, парад и т.д.). Форму подскажет поэтика автора, тип и вид изда- ния, жанр книги, стиль эпохи, традиции страны. Литературные вечера могут быть разными по масштабу привлечения читателей - от имеющих большую аудиторию до носящих камерный характер.
Вечер-портрет - комплексное мероприятие, посвящённое конкретной персоне - выдающемуся деятелю литературы, искусства, науки. Библиотекарь преследует цель не только призванное с творчеством героя мероприятия, но и рассказать о том, какой он человек, откуда его корни, рассказать о его семье и т.д. Одним словом «нарисовать его портрет всеми возможными сред- ствами». Центральным элементом оформления вечера является собственно портрет героя.
Вечер-реквием — вечер памяти, посвященный печальным или трагическим датам истории.
Вечер – комильфо - (вечер хороших манер) — вечер, посвященный этикету.
Викторина - интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора читателей. Разновидности тематические, литературные, музыкальные, тестовые, сюжетные. Библиотекарь заранее гото- вит вопросы, учитывая возраст детей уровень их знаний. Количество вопросов определяется заранее, они должны быть конкретными и связанными одной темой. Победителем викторины признаётся читатель, давший наибольшее количество правильных ответов. Организаторы оза- бочены обеспечением зрелищной привлекательности викторины: элементы театрализации, использование компьютерной и аудио- и видеотехники.
Викторина-шанс — викторина, в которой участвующему даются варианты ответов.
Встреча — собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торжество по поводу прибытия кого-либо.
Встреча с интересным человеком - специально организованный диалог детей с незаурядной личностью (писателем, общественным деятелем, представителем профессии, путешествие, ге- роем и др.), в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу
(проблеме).
Газета живая — театрализованное представление, основанное на газетном материале или на острых злободневных фактах жизни, сценарий которой написан, придуман и поставлен с со- блюдением жанров журналистики.
Гостиная - комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной об- становке. Различают поэтические музыкальные, театральные гостиные. Сбор гостей сопрово- ждается музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого одаряют улыбкой, приветствуя. Представление гостей может быть остроумным, шутливым, серьезным, веселым.
Тематика гостиной определяет и тематику разговоров, музыкальные или поэтические фраг- менты, слайды или советы. В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные короткие расска- зы. Театральная гостиная может быть костюмирована, уместны сцены из спектаклей, элемен- ты театрального капустника.
Десант – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда).
Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. Для него характерно: полемичность проблемы, демонстративное столкновение
мнений.
Дискуссия — специально организованный обмен мнениями (спор единомышленников) по ка- кому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решений.
Структура: определение темы, представление участников, объяснение условий дискуссии, вы- ступление основных участников не более 20 минут, приглашение к обсуждению других лю- дей, подведение итогов и краткий анализ высказываний.
Необходимо соблюдение регламента и повестки дня, приличий во время дебатов. Целесооб- разно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.
Дуэль — мероприятие в форме поединка, происходящего по определенным правилам, между двумя противниками на различные темы.
Дискотека – тематический танцевальный вечер.
Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактно- му патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал назы- ваться диск-жокеем.
В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особен- ность которого состоит, прежде всего, в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи.
Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали воз- можность отдохнуть и пообщаться.
Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения.
Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков…
Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессио- нальными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск- жокеев (сейчас их называют Ди-джеи).
Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по по- пулярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу.
Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.
Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы.
Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам. Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий (ди-джей), который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами.
Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непред- виденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музы- кой).
Живой журнал - театрализованное представление, основанное на конкретном тематическом материале.
Защита проекта – акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем- либо.
Игра-путешествие - маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра- эстафета. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент — процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме обозначенной в маршрутном листе, к особенностям игры-путешествия относятся; превращение группы чита- телей в экипаж путешественников где у каждого своя роль; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обозначены остановки, имеющие интересные названия; выбор транспорта, с помощью которого совершается путешествие. На остановках
происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различ- ных форм, методов, приемов, видов деятельности. Пройденные остановки на карте могут от- мечаться флажками или другими знаками. Тематика игр-путешествий может быть различной.
Игровая программа - мероприятие, состоящее из цикла игр, выстроенных в логике с элемен- тами театрализации.
Интеллектуальный тир – интеллектуальная игра, в игре принимают участие 2 или более участников (команд); атрибутика: мишени, разноцветные кружки (стикеры), обозначающие места попадания.
Игра проводится в 3 и более этапов. На каждом этапе задается расстояние до мишени от 10 до
100 метров (сложность вопросов), каждый участник получает от 3 до 5 выстрелов (вопросов), правильность ответа означает меткость попадания (от 1 до 5 баллов). Выигрывает набравший больше очков.
Калейдоскоп – мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы
(викторина, танец, песня миниатюра и т.д).
Капустник - это веселое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на любые темы. Как правило, проводится по методике приветствия КВН
Караван - мероприятие, с неоднократной последовательной сменой тем, образов.
Карнавал - праздник с шествиями, уличным маскарадом, театрализованными играми, костю- мированный праздник, в подобных праздниках подразумевается массовость. Важное условие; все участники должны быть в костюмах, иначе праздник теряет смысл.
Карусель игровая – развлекательное мероприятие в игровой форме на различные темы, с бы- строй и непрерывной сменой конкурсов, заданий.
«Качели дискуссионные» - диалог-обсуждение, построенный на имитации раскачивающих- ся качелей; два партнера поочередными толчками раскачивают доску-качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает и занимает детей, что происходит с ними в каникулы, книги, животные, родители, уроки, музыка, а также сквернословие, драка и т.п.
Обсуждаться могут ситуативные вопросы проблемные темы конфликтные коллизии. Дискус- сионные качели могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного отряда, правило плюрализма, правило деликатности и т.п. После того как предложен вопрос для обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, библиотекарь поддерживает ход и ритм дискуссионных качелей, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. По заверше- нии дискуссии подводятся ее итоги.
КВН (клуб веселых и начитанных) - познавательно-развлекательная командная игра- соревнование. Обычно принимают участие две команды подростков по 10-15 человек. Струк- тура КВН: приветствие команд разминка (блиц-опрос викторина), конкурсы (литературные, интеллектуальные, задания на смекалку), конкурс капитанов конкурс на лучшее домашнее за- дание.
Композиция литературно-музыкальная - комплексное мероприятие, посвященное опреде- ленной теме либо персоне. Сценарий обычно состоит из занимательных сведений располо- женных в определенном порядке, поэтических и музыкальных фрагментов. Желательно офор- мить книжно-иллюстративную выставку, экспозицию живописного, декоративно-прикладного искусства. Если есть возможность — использовать компьютерную проекцию. Оформление интерьера должно быть простым и строгим; журнальный столик, несколько стульев и банке- ток.
Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную со- держательную программу, проводимую у вечернего огня (костры, посвященные закрытию смены).
Конкурс - личное или командное соревнование с целью выявления лучших участников, ис- полнителей, лучшей работы и т.д.

Конкурс может быть самостоятельной формой работы (литературный, поэтический, фольк- лорный, музыкальный, экологический) или составной частью комплексного мероприятия, праздника, игры. В конкурсе – все потенциальные участники, и все потенциальные зрители.
Концертная программа – это традиционный способ организации праздничного мероприятия в рамках организации культурного досуга.
Основу концертной программы составляют разножанровые номера. В зависимости от их со- держания, структуры и характера различают следующие виды — дивертисментные, тематиче- ские, театрализованные и отчетные.
Дивертисментные концертные программы составляются из номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения.
Тематические программы проводятся в связи с праздниками, юбилейными датами и имеют строго выраженное тематическое содержание, но могут и не иметь единого сюжета.
В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концертные про- граммы — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое.
Театрализованный концерт представляет собой синтез различных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характе- ра, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением праздников, фестивалей.
В отличие от тематической, театрализованная концертная программа помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию.
Конфетти новогоднее – новогодний праздник, включающий в себя набор различных шуточ- ных, театрализованных, игровых форм и подразумевающий участие всех присутствующих.
Лабиринт – мероприятие, игра-поиск со сложными, запутанными ходами, заданиями.
Лото игровое - специально организованное состязание в различных областях знаний по пра- вилам традиционного лото. В лото играют две команды с равным числом игроков. Представи- тель команды выбирает из заранее подготовленного набора карточку с заданием и зачитывает вслух. Задания на карточках. Если ответ, по мнению жюри, верный, то игрок заштриховывает одну клетку своего игрового поля. Выигрывает та команда, которая заштрихует раньше
(больше) клетки своего поля.
Линейка – организационная форма работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление (торже- ственные, рабочие).
Марафон – цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное назва- ние оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество игроков.
Музчас – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое заня- тие.
Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой кол- лективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек - это камерное общение, сугубо отряд- ная форма работы.
Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь- бивак.
Развлекательная программа - мероприятие, состоящее из конкурсов и игр.
Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обыч- но как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.
Ринг - мероприятие, где в каждом «раунде» 2 участника один против другого отвечают на сложные вопросы зрителей, участниками могут быть известные люди, лучшие ученики.
Сбор – общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с пе- дагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене.

Спринт-конкурс – конкурс, проведенный быстро, за короткое время, может быть частью большого мероприятия.
Творческая лаборатория – мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной, творческой форме.
Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра, направленная на сплочение коллектива.
Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
Ток-шоу - на обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?). Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Руководит обсуждением взрослый. Цель — нравственное воспитание.
Турнир – состязание в определенном виде деятельности, проводящееся, как правило, по кру- говой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревно- ваниях.
Устный журнал - активная форма пропаганды чего-либо.
По содержанию и структуре похоже на печатный журнал. Он состоит из ряда разделов —
«страниц». Каждая страница содержит информацию по определенной теме и завершается ре- комендацией.
Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем.
Утренник – праздничное мероприятие, по определенной теме с элементами игровой про- граммы и театрализации.
Форум - широкое представительное собрание, съезд.
Хронограф – мероприятие–рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построен- ное по типу летописи.
Церемония – торжественное мероприятие по установленным правилам.
Час игры – игровое, конкурсное мероприятие по заданной теме.
Час вопросов и ответов – мероприятие, проходящее в форме диалога и позволяющее зада- вать интересующие вопросы и получать на них ответы.
Шоу — мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой.
Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.
Флэшмоб - в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная тол- па». Сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Это заранее спланированная массо- вая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в те- чение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержа- ния (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало.
Эрудит-шоу – игра, организованная в форме викторины (конкурса знатоков) по различным предметам.
Эстафета – совместная деятельность группы участников, совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.

Приложение № 2
Структура дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОЛ
1.Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
6. Список литературы.
В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует рас- крыть:
• направленность дополнительной образовательной программы;
• новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
• цель и задачи дополнительной образовательной программы
• отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
• возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
• сроки реализации дополни тельной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
• формы и режим занятий;
• ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выстави фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
1   2   3


написать администратору сайта