Взаимосвязь уровня развития воображения и развития игровой деяте. Методические рекомендации по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности возрасте Вывод по 2 главе
Скачать 476.56 Kb.
|
Вывод по 2 главе Во второй части курсовой работы было предпринято практико - ориентированное осмысление исследования воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе (констатирующем), были подобраны диагностические методики; выявлен уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проведенной диагностики установлено, что большинство детей 50 % (5 чел.) имеют низкий уровень развития воображения, средний уровень выявлен у 30 % испытуемых (3 чел.) и высокий уровень показали 20% детей (2 чел.). Таким образом, для большинства детей старшего дошкольного возраста характерен средний и низкий уровни развития воображения. Исходя из этого мы разработали программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, которая была апробирована в рамках формирующего эксперимента. Игры и игровые упражнения, представленные в данной программе, способствовали развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют результаты повторной диагностики. Так детей с высоким уровнем развития воображения увеличилось на 10 % (1 чел.), так же возросли показатели среднего уровня на 20 % (3 чел.), соответственно уменьшилось число детей с низким уровнем развития воображения на 30 % (3 чел.) Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность оказывает положительное влияние на развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста. Заключение Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы. Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею. Воображение в своем развитии проходит четыре стадии: переход от пассивного воображения к творческому; одушевление ребенком окружающих предметов; стадия игры, на которой ребенок проходит период от подражания к перевоплощению; период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, после чего проявляется в индивидуальной деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. В игре обнаруживают себя особенности мышления, воображения, памяти ребенка, его эмоциональность, активность, дисциплинированность, потребность в общении. В игре складывается воображение ребенка. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом, дети приобретают способность к творческому воображению. Успешной реализации игровой деятельности и развитию воображении у дошкольников в процессе данной деятельности способствует ряд условий: 1.Свободное и добровольное включение детей в игровую деятельность: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. 2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. 3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. 4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды. 5. При создании игровой среды следует учитывать гендерные отличия детей; необходимо осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Во второй части курсовой работы было предпринято практико - ориентированное осмысление исследования воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе (констатирующем), были подобраны диагностические методики; выявлен уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проведенной диагностики установлено, что большинство детей 50 % (5 чел.) имеют низкий уровень развития воображения, средний уровень выявлен у 30 % испытуемых (3 чел.) и высокий уровень показали 20% детей (2 чел.). Таким образом, для большинства детей старшего дошкольного возраста характерен средний и низкий уровни развития воображения. Исходя из этого мы разработали программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, которая была апробирована в рамках формирующего эксперимента. Игры и игровые упражнения, представленные в данной программе, способствовали развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют результаты повторной диагностики. Так детей с высоким уровнем развития воображения увеличилось на 10 % (1 чел.), так же возросли показатели среднего уровня на 20 % (3 чел.), соответственно уменьшилось число детей с низким уровнем развития воображения на 30 % (3 чел.) Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность оказывает положительное влияние на развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста. Список литературы Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2011. – 112 с. Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с. Витязь М. Г. Развитие творческой игры в младшей группе детского сада // Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д. Б. Эльконина [Текст] / М. Витязь. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1957. - С. 9-20. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014. – 305 с. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2008. –79 с. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 107-114. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. Ильенков, Э. В. Личность и творчество : [Идеальн. Воображение. Самосознание. Культура] [Текст] / Отв. ред. В. А. Лекторский. - М. : Яз. рус. культуры, 1999. - 261 с. Казаков, В. Г. Психология : [Учеб. для индустр.-пед. техникумов] [Текст] / В. Г. Казаков, Л. Л. Кондратьева. - М. : Высш. шк., 1989. - 382 Коффка, К. Основы психического развития [Текст] / К. Коффка. - М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. – 704 с. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей [Текст] / Е.Е. Кравцова - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с. Мухина, В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка [Текст] / В.С. Мухина // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 123-128. Немов, Р.С. Психология. Книга 3 [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2010. – 608 с. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с. Павлова, Н.Н., Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов [Текст] / Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко .- М.: Генезис,2017.- 124 с. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Жан Пиаже; [Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова]. - М. : Педагогика-пресс, 1994. - 526 Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо. – М.: Владос, 2011. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 323 с. Рудик, П. А. Психология [Текст] : Учебник для учащихся техникумов физ. культуры. - 3-е изд., перераб. и доп. / П.А. Рудик. – М.: Физкультура и спорт, 1976. - 239 с. : Селли Дж. Очерки по психологии детства.- М.: КомКнига, 2007.- 454 с. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-наДону: Феникс, 2016. – 704 с. Фадеева, О.В. Развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства у младших школьников [Текст] / О. В. Фадеева. - Ярославль, 2000. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 304 с. Приложение 1 Список детей, участвовавших в эксперименте
Приложение 2 Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?». Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?» предназначена для анализа вербального воображения у детей дошкольного возраста. Она выявляет насколько ребенок в своей фантазии может уйти от конкретности и реальности (в данном случае после вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком —увидеть целое раньше частей и перенести функции с одного объекта на другой (в данном случае с собачки на птичку). Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение. Психологический смысл игры-методики «Где чье место?» состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности. Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка. Ребенку дается лист с сюжетной картинкой, в которой имеются пустые кружочки практически возле всех изображенных предметов. Такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками ребенок должен расставить в пустые кружочки. Суть заключается не только в том, чтобы расположить их правильно, а как можно больше подключить воображение. Обработка данных: После проведения методики определяется насколько творчески ребенок подошел к заданию и выявляется уровень воображения. Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок: Можно выделить следующие уровни: При низком уровне (уровень 1) дети фактически не принимают задачу: они помещают предмет там, где он в стандартной ситуации должен находиться При среднем уровне (уровень 2) дети могут придумать объяснение нестандартному расположению предметов. При высоком уровне (уровень 3) дети могут придумать небольшой рассказ, как произошло так, что предмет оказался в необычном месте. Предложенная для размещения фигурка является обычно центральным элементом рассказа. Приложение 3 Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» Ребенку дается картинка, которую необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Обработка данных. Выявляется степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение. По результатам исследования, мы можем сделать выводы, что дети поняли задачу, дорисовывали фигурки, образы. Ниже приведен протокол обработки полученных результатов. По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе). Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла. Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания. Можно выделить следующие уровни: При низком уровне (уровень 0) дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы. При среднем уровне (уровень 1) дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. При высоком уровне (уровень 2) дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка. Приложение 4 Методика Н.Н.Павлова, Л.Т.Руденко «На что это похоже?» Ребенку дается картинка, которую необходимо мысленно дорисовать так, чтобы получилась какая-нибудь картинка и необходимо сказать, на что картинка похожа. Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности. Устанавливают тип решения задач на воображение. По результатам исследования, мы можем сделать выводы, что дети поняли задачу, выполнили задачу, создали и обозначили образы словом. Можно выделить следующие уровни: При низком уровне (уровень 0) дети фактически не принимают задачу: они называют фигуру «овалом» или «прямоугольником, не придумывая на что это похоже. При среднем уровне (уровень 1) дети придумывают наиболее стандартный предмет-аналог фигуры – цветок, облако или т.п.. При высоком уровне (уровень 2) дети дают иногда детализированные, но, как правило, оригинальные ответы (не повторяющиеся другими детьми группы). Приложение 5 Протокол тестирования по 1 методике
Приложение 6 Протокол тестирования по 2 методике
Приложение 7 Протокол тестирования по 3 методике
Приложение 8 Имеющийся уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
Приложение 9 Коррекционно-развивающая программа по развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Пояснительная записка На современном этапе развития общества возникает потребность в развитии творческой личности, обладающей творческим воображением, мышлением, способной находить нетрадиционные способы решения различных проблемных ситуаций. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития воображения, и именно у детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются предпосылки творчества. По этой причине перед дошкольными образовательными организациями стоит задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, в основе которого лежит воображение. Современная психология и педагогика рассматривают воображение как важнейшую сторону детского творчества. Воображение традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт. К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры. Игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. В своих играх дети старшего дошкольного возраста учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане. Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий. Цель развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Задачи: -способствовать у детей формированию познавательных интересов; - создать благоприятную психолого-педагогическую атмосферу для творческой активности детей; - создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию творческого воображения детей При реализации программы опирались на ряд принципов. 1. Принцип личностно-ориентированного подхода. То есть программа разрабатывалась с учетом индивидуальной личности ребёнка; 2. Принцип возрастного подхода. То есть программа разрабатывалась с учётом возрастных особенностей ребёнка. 3. Принцип непрерывного педагогического процесса. Процесс развития творческой личности продолжительный. Каждый следующий материал имеет под собой основу предыдущего материала. 4. Принцип единства диагностики и реализации программы. Реализуется в двух аспектах: началу развивающей работы должен предшествовать этап комплексного диагно-стического обследования, позволяющий выявить группу детей с низкими и средними показа-телями творческих способностей. Предполагаемые результаты: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире. Содержание программы Программа состоит из 4 основных блоков: диагностического, установочного, коррекционного, оценочного. Каждый блок преследует выполнение определенных целей Диагностический блок. Диагностический этап представляет собой предварительное тестировании детей по следующим методикам: Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?». Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?» предназначалась для анализа невербального воображения у детей дошкольного возраста. С ее помощью выявлялось насколько ребенок в своей фантазии может уйти от конкретности и реальности (в данном случае после вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — увидеть целое раньше частей и перенести функции с одного объекта на другой (в данном случае с собачки на птичку). Иными словами, ребенок должен был проявить свое воображение. Психологический смысл игры-методики «Где чье место?» состоял в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. При этом выявлялся уровень воображения. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» Ребенку предлагалась картинка, которую необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Выявлялась степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливался тип решения задач на воображение. По результатам исследования, мы смогли сделать выводы, что дети поняли задачу, дорисовывали фигурки, образы, к какому уровню относится их воображение. |