Главная страница

курсовая 1 Воспитание танцевальной культуры детей младшего ш. Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе Выводы по ii главе


Скачать 391.59 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе Выводы по ii главе
Дата16.05.2023
Размер391.59 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлакурсовая 1 Воспитание танцевальной культуры детей младшего ш.rtf
ТипМетодические рекомендации
#1134917
страница2 из 2
1   2
Глава II. Реализация задач воспитания танцевальной культуры младших школьников
.1 Особенности воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе
От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь».

Методы можно разделить: словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах.

Дети воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Если педагог правильно формирует свои требования, и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.

Каждый педагог - хореограф в своем хореографическом коллективе имеет свои требования.

Одно из главных требований преподавателя является соблюдение дисциплины. Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях.

В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» - писал К.С. Станиславский.

Руководителю детского танцевального коллектива, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, должна быть хорошо воспитана танцевальная культура. Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника движения без соответствующей культуры. Манера движения - это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское творчество, это искусство подлинное, а не подражание даже самому любимому и знаменитому артисту. Без танцевальной техники не может быть творческого роста.

Одна из задач учебно-тренировочной работы - правильная постановка корпуса, ног, рук и головы. Развитие и укрепление суставно-связочного аппарата, развитие силы и ловкости, выработка эластичности мышц - овладение танцевальной техникой.

Содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно, и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Точность - это не простой профессиональный педантизм, не шаблон, не самоцель, а, прежде всего живое, поэтически вдохновенное чувство танца, которое определяет зрелость и совершенство исполнительского мастерства.

Точность позволяет танцовщику обрести не только пластическую стройность, отчетливую фразировку движения, уверенность в своих силах, но и творческую активность. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить собой точность исполнительской техники.

Двигаться легко, свободно, без лишних физических усилий - значит уметь скрывать от зрителя все трудности своего мастерства, всю ту огромную затрату сил и энергии, которая происходит при этом. Малейшая стесненность в движении (головы, корпуса, рук и ног), недостаток физических сил, энергии и воли затрудняют, отяжеляют действия танцовщика, не дают ему возможности проявить всю полноту своего дарования.

Однако легкость движения в технике танца не просто «изящная невесомость» или показной оптимизм, это, прежде всего средство актерской выразительности, которое может быть использовано во всем своем пластическом многообразии. Легкость дает, приподнято- стройную. Как бы «окрыленную» пластику танцевального мастерства, особенно при выполнении поз, вращений и т.п.

В учебной работе легкость утверждается на основе гибкости, устойчивости, точности движения и безупречной музыкальности. Исполнение танцевальных па, должно быть во всем достаточно сильным, четким, решительным, увеличенным и разнообразным по своему характеру, но всегда легким, а не затрудненным и тем более тяжеловесным.

Не только легкость, но и мягкость движения является обязательным исполнительским элементом танца. Она предусматривает строгий, волевой и мужественный, а не слащаво - расслабленный характер движения. Расширяя диапазон движения, мягкость пластику танца слитностью, открывает возможности глубины, теплоты и тонкости выразительных средств. Жесткий, угловатый и «холодный» характер движения неприемлем, он ограничен и лишен разнообразия оттенков эмоциональной выразительности.
Танцевальный образ может отличаться лиризмом или, напротив, острой характерностью, предельным «накалом чувств», сильными, темпераментными, героическими и властными интонациями, но техника движения должна сохранять свою мягкость.

Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах.

Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934 г.). Знаменательно признание великого педагога к третьему изданию ее труда: «Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основы науки танца, свои достижения, все то, что дал мне многолетний опыт танцовщицы и педагога».
.2 Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе
Изучение научной и методической литературы по вышеобозначенной теме на основе выводов основоположников классического танца позволяет предложить следующие методические рекомендации.

Процесс воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе желательно проводить в два этапа.

Первый этап - подготовительный, он включает упражнения партерной гимнастики.

Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют: - приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.; - начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др. воспитание танцевальная культура

В конечном счете, данные упражнения формируют выразительность исполнения как одну из составляющих танцевальной культуры.

Второй этап - основной, включающий в себя упражнения классического экзерсиса.

Для успешного воспитания танцевальной культуры у младших школьников детского хореографического коллектива руководителю - педагогу необходимо изучить основы преподавания классического экзерсиса и уметь практически донести их до детей. Экзерсис поможет формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, его осанки, руководителю необходимо следить за тем, чтобы позвоночник ребенка растягивался в различных направлениях; растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений.

Движения ребенка должны быть легкими и медленными, контролируемые телом. На одном занятии должны присутствовать упражнения на все группы мышц, все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку. Преподавателю - хореографу необходимо добиваться ритмичности двигательной деятельности детей.

На втором этапе работы над классическим экзерсисом у детей закладывается развитие двигательных функций: выворотность и подъем ног, гибкости корпуса, шага, прыжка.

Особенно важно в процессе обучения экзерсису учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее - в танце.

Экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь 3 - х целей:

повысить гибкость суставов;

улучшить эластичность мышц и связок;

нарастить силу мышц - ног, рук, головы и т. д.

Очень важно вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.

Руководителю детского танцевального коллектива необходимо знать методические особенности преподавания техники в детском танцевальном коллективе в процессе работы с упражнениями партерной гимнастики и классического экзерсиса необходимо учитывать возрастные особенности детей; учет количество детей в каждой группе - не более 15 детей; соблюдение времени проведения партерной гимнастики - 20-25 минут; учет санитарно-гигиенических требований к помещению, но и к выполнению движения, создание положительного эмоционального фона.

Говоря о культуре исполнения движений участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем сочетание выразительности исполнения, танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста.

Сущность воспитания танцевальной культуры зависит так же от позиции педагога, понимания главного смысла своей деятельности и готовности к работе такого рода. Особенно следует подчеркнуть, что учебный и воспитательный процесс должен строиться с учетом состояния здоровья и психофизиологической индивидуальности ребенка.

Вывод: в процессе реализации задач по воспитанию танцевальной культуры у младших школьников в хореографическом коллективе мы выяснили, что понятие «классический» означает эталонный, образцовый, вечный. На этом основании экзерсис является основой различных видов танца.

Разработанные нами методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры в детском хореографическом коллективе помогут педагогу - хореографу наиболее эффективно осуществлять воспитание танцевальной культуры посредством классического экзерсиса.

Заключение
Изучение научной и методической литературы по выше обозначенной теме позволяет прийти к следующим выводам.

Мы выяснили, что понятие «танцевальная культура» содержательно наполняет направление эстетического воспитания средствами искусства. Дефиниция «танцевальная культура» раскрыта нами с опорой на исследование автора Бруснициной Е. Н., которая определяет данный термин как совокупность «выразительности исполнения, музыкальности, свободы, законченности жеста и танцевальной техники».

Нами выявлено, что современные исследователи придерживаются единодушного мнения о том, что наиболее эффективным методом воспитания танцевальной культуры является классический экзерсис.

Классический экзерсис воспитывает тело, учит свободно и пластично управлять своими движениями. Эта система движений делает тело подвижным, дисциплинированным и прекрасным, убирая и исправляя физические недостатки, создавая манеру танца и осанку.

Главный метод воспитательной работы младшего школьника в хореографическом коллективе, является классический танец, который характеризуется как система упражнений под музыкальное сопровождение, направленная на формирование осанки, крепкой спины, подвижности суставов, координации, устойчивости и т.д. Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники. Свобода и законченность жеста проявляются в культуре исполнения танцевальных постановок, в процессе овладения техникой танца. Жест в танце - жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпо - ритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены.

По методическим рекомендациям воспитание танцевальной культуры младших школьников в детском хореографическом коллективе мы выяснили, что упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах.

Классический экзерсис, который поможет формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки, растягиванию позвоночника, легких движений, контролируемые телом, все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку, преподаватель добивается выразительности исполнения, воспитания танцевальной культуры и ритмичности двигательной деятельности детей.

Детский хореографический коллектив определен как коллектив детей, все члены которого объединены интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором их формирования и развития.

Мы пришли к выводу, что классический танец является обязательным для воспитания танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе.

Литература
1. Амонашвили, Ш. А. Истина Школы [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. - М.: Сфера, 2006. - 206 с.

. Брусницына, Е. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход [Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 10. 02. 01. / Е. Н. Брусницина. - Москва, 2007. - 16 с.

. Брусницына, А. Н. Общая педагогика, история педагогики и образования

[Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13. 00. 01. / Е. Н. Брусницина. -

Москва, 2008. - 208 с.

. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность [Текст]/ Л. Д. Блок. - М.: Планета, 2005. - 547с.

. Белов, М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст]/ М. Белов. - М.: Сфера, 2001. - 46 с.

. Барышникова, Т. А. Азбука хореографии [Текст]/ Т. А. Барышникова. - М.: Респект, 2000. - 80 с.

. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст]/ Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.

. Васильева, Е. А.Танец [Текст]/ Е. А. Васильева. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.

. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: 2000 - 200 с.

. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст]: учеб. пособие / - Ростов н/Д.: - 2005. - 410с.

. Костровицкая, В. В. Школа классического танца [Текст] / В. В. Костровицкая, А. Писарев. - Л.: Планета музыки, 2006. - 264 с.

. Кутасова, Т. С. Самодеятельный танцевальный коллектив [Текст]/ Т. С. Кутасова. - М.: Владос, 2000. - 112 с.

. Каплан, С. С. Методика классического танца [Текст]: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой - Спб.: Изд-во АРБ, 2000. - 231 с.

. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т. Ф. Коренева. - М.: Владос, 2001. - 103 с.

. Костровицкая, В. В. 100 уроков классического танца [Текст]/ В. В. Костровицкая. - Л.: Планета музыки, 2006. - 262 с.

. Мессерер, А. Уроки классического танца [Текст]/ А. Мессерер. - М.: Планета, 2003. - 121 с.

. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Народное образование, 2005. - 248 - 252 с.

. Национальная доктрина образования [Текст]: офиц. текст. - М.: 2000. - 243 с.

. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина [Текст] - М.: Тамбов: 2001. - 80 с.

. Пасютина, В. С. Волшебный мир танца [Текст]/ В. С. Пасютина. - М.: 2005. - 223 с.

. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]/ К. Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

. Российская Федерация. Законы. Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2002. - 521 с. 24. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2001. - 436 с. 25.
1   2


написать администратору сайта