Методика. Методические-рекомендации.Работак-с-текстом-на-уроках-литературн. Методические рекомендации Работа с текстом на уроках литературного чтения
Скачать 0.52 Mb.
|
Приёмы работы с трудными словами Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника. Следует научить детей задумываться над значением слова. Эта работа начинается с 1 класса. Детям даются упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов. Эти задания предлагаются детям в виде игры: ➢ «Шифровальщики»; Дети играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Мороз школа игра парта ветер снег Зормо лашок агри тарап тевер несг ➢ «Найди лишнее слово»; Тополь, берёза, ель, липа, мак. Корова, лошадь, собака, кошка, волк. Шкаф, стол, стул, диван, полотенце. ➢ «Наборщик»; Если взять большое слово, Вынуть буквы, раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Даётся длинное слово, например ГОСУДАРСТВО. Нужно составить как можно больше слов (можно из трёх и даже из двух букв) из букв этого слова. ➢ «Каркас»; Сначала дети выбирают несколько любых согласных — это будет каркас слова. Далее составляются слова из всех гласных букв и выбранных согласных. К примеру, из согласных Л, С иК можно составить слова ЛЕСОК, КОЛЕСО, КОСИЛ, СИЛКИ, СОКОЛ. Из согласныхС и Н можно составить слова СОН, НОС, САН, САНИ, НОСИ. ➢ «Угадай фразу». ➢ «Многозначность». ➢ Игры-задания, кроссворды. ➢ Ребусы, анаграммы. ➢ Найди в предложениях. ➢ Впиши в предложения подходящие по смыслу слова. ➢ Замени словосочетания одним словом. ➢ Закончи предложения. ➢ Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом. ➢ Подумай и запиши. ➢ Знакомство с новыми словами в форме путешествия. Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова: ➢ показ предмета или действия, обозначаемого словом; ➢ показ рисунка или иллюстрирование; ➢ подстановка синонимов; ➢ способ логического определения; ➢ введение новых слов в предложение; ➢ объяснение значения слова через словообразовательный анализ; ➢ выяснение значения слова по толковому словарю. Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но наши дети лишь учатся вникать в произведение. Каждое отдельное слово для них - это огромное пространство, в котором нужно освоиться. От того, насколько пристально и внимательно мы научим ребенка обращаться с каждым словом, будет в дальнейшем зависеть то, как понят главный авторский замысел. Важнейшим этапом работы над художественным произведением является выразительное чтение. Именно выразительность даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту. Это возможность проникнуть в самую суть произведения, понять внутренний мир героев. Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения: ➢ артикуляционная гимнастика; (см. приложение); ➢ чтение одного предложения с разными интонациями; ➢ подражание речи учителя; ➢ прослушивание грамзаписи; ➢ скороговорки; ➢ хоровое чтение; ➢ физминутки; ➢ работа над логическим ударением; ➢ чтение по ролям; ➢ драматизация текста; ➢ чтение под музыку; ➢ разметка текста: паузы, логические ударения; ➢ упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения); ➢ упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом); ➢ словарь настроений; (см. приложение); ➢ участие в художественной самодеятельности; Итак, мы подошли к третьему этапу работы с текстом - интерпретации. Этап соединения первых представлений о замысле автора детей с результатами анализа. Это творческое, сознательное стремление читателей обнаружить, истолковать смысл произведения в каждой его части. В процессе поиска ответов на вопросы у каждого ребёнка рождается свое, личное представление о смысле произведения. Этим представлением он делится с другими читателями, становясь участником общего диалога. То, что было не понято на начальном этапе знакомства, в результате воплощается в рождение нового смысла. 3 этап. Работа с текстом после чтения Цель - достижение понимания текста на уровне смысла. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Приемы работы с текстом. ➢ Постановка проблемного вопроса к тексту. ➢ Диалог, дискуссия. ➢ Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение). ➢ Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. ➢ Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. ➢ Характеристика событий, места действия, поступков героев. (См. приложение) ➢ Выполнение творческих заданий. Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий. Графическое иллюстрирование Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок. Словесное иллюстрирование (рисование) Это способность ребёнка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной: ➢ сказки, ➢ басни, ➢ рассказа, ➢ стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинается с создания жанровых (сюжетных) картинок. Творческий пересказ Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями: ➢ добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; ➢ придумать, как могли разворачиваться события дальше; ➢ изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пер есказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа); ➢ изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий). Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста Дети изображают графически сюжеты произведения, после чего устанавливают последовательность «кадров» и самостоятельно озвучивают. Для поддержания творческого интереса детей, детские рисунки размещаются на специальных листках – кадрах. По мере составления диафильма р исунки располагаются на доске на кадровой ленте. В результате, дети не только упражняются в творческом пересказывании, но и получают радость от ощущения себя цельным и единым звеном творческого продукта. Данный вид работы предполагает логическое продолжение в виде проектной деятельности вне урока. Драматизация Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное, т.к. является средством эстетического воспитания и развития детей. Рассмотрим возможные формы драматизации: ➢ чтение по ролям; ➢ кукольный театр; ➢ пальчиковый театр; ➢ театр теней; ➢ музыкальные инсценировки; ➢ драматизация сказок; ➢ пантомима; ➢ постановка живых картин; ➢ костюмированные представления; ➢ спектакли по собственным сценариям. Большое значение в активизации творческой активности на уроках литературного чтения имеют игр овые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс. Все названные приемы помогают глубже проникнуть в пр оизведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом. Прием «Составление кластера» В переводе означает «пучок», «созвездие». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. Прием «Верные и неверные утверждения» Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утвер ждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал» Прием «Знаю – хочу знать – узнал»-сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию. В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией. Знаю Хочу узнать Узнал Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю перед собой цели. Что я знал, а что узнал? Приём «Корзина идей» «Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзину идей можно «сбрасывать»: ➢ понятия, ➢ мнения, ➢ имена, ➢ факты, ➢ проблемы, имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья. Приём «Дерево предсказаний» Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа. На доске прикрепляется силуэт дерева: Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений. Ветви дерева— это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения. Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать. Прием «Написание синквейна» Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интер есное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, р аскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение. Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме. Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям! Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом. Рассмотрим примеры написания синквейна. 1.Друг Надёжный, верный. Помогает, советует, оберегает. Друг познаётся в беде. Богатство. 2.Лето Жаркое, долгожданное. Отдыхать, загорать, путешествовать. Люди рады лету, а пчела цвету. Каникулы. 3.Школа Начальная, средняя. Обучают, учатся, соревнуются. Учение свет, а неучение тьма. Знания. Прием «Толстые и тонкие вопросы» Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы. Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто? Что? Когда? Может? Как зовут? Верно ли? Согласны ли Вы? Объясните, почему? Почему Вы думаете? Почему Вы считаете? В чём различие? Что будет, если… Если предположить…, то… Обоснуйте, почему? Прием «Ключевые слова» Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, шесть. Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов. В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках можно написать их на доске, или произнести устно. Дети должны объяснить, в связис чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка пер ед более полным повторением ранее изученного материала. Прием «Лови ошибку» Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: ➢ явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; ➢ скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Прием «Письмо по кругу» Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму р аботы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. Приём «Ромашка Блума» «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: ➢ Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". ➢ |